Так, проверила: получилось. Совершено по-наглому стырила фотки. Ника, прости. Обещаю, использовать на благо революционного дела.
У нас с лошадью Едь (новая версия имени, введенная Наташкой, которая приходила и на все ферму орала "Едь", а "Едь" послушно подплеталась и нежно нюхала носом Наташкин затылок и ухо), есть проблема (все еще): это наше лицо. Т. е. дотронуться до него - "пожалуйста, только если меня за недоуздок сначала поймаешь", а мне ведь надо глаза протирать, а это у нас вообще от всей души ненавистное мероприятие: у Леди появляется такое мученическое выражение на морде, а с другой стороны: "ну, ладно, мам, только быстро и только твоими руками (это один раз Джуди попыталась помочь), а то мое терпение небезгранично". Видимых казусов или последствий в нашей процедуре не случалось, если не считать вот такой вот недовольной морды. Я же как-то интуитивно стремлюсь к тому самому хеппи хорсменшипу, потому что надо жить и наслаждаться каждой минутой бытия нам с Леди, ведь так? Поэтому и для меня все это было неприятно и не доставляло.........Даже не знаю, чего не доставляло, но всегда после этого как бы осадок оставался неудовлетворенности что ли.
Кто не знает, но прошлым летом в работе с Едь мне помогали два ассистента, любители, я бы назвала это, экстримального хорсменшипа для мамы: Наташка и собакак Честер. В этот раз ассистировала как говорит Sally ( а как говорит Sally, ага, вот ):Наташка - ...Вырастет - всех КА и ПП заткнет за пояс. Торжественно получив в руки скребок и щетку, Наташка вот уже в течение десяти минут натирала и чесала Леди ногу где-то чуть выше колена. Время от времени она пыталась почесать ей морду, но не доставала, поэтому удовлетворялась почесом груди, но я, как все-таки ближайший родственник ассистента, не могла ей позволить находиться в столь небезопасной позиции - материнский инстинкт. Иногда приходилось и голос повышать. Но вот я решила промыть Ледины глаза, протянула руку. Естественно, Леди отвернула - отдернула голову для начала, а тут еще Наташка под ногами.......Вообщем, чтобы не наступить на собственного ребенка, мне пришлось отступить назад с рукой и с ваткой с чаем. И вдруг я замечаю, что на Лединой морде происходят преобразования. Я пока еще не понимаю, в чем дело: подношу ватку медленно и вместо отворота, получаю некоторое скривление морды, но не больше. Я снова отступаю на шаг, и снова Леди с живым интересом - прямо другая лошадь- следует за мной головой........ Ну тут я как поднесу руку с ваткой, как протру глаз..... - и ничего - все очень счастливы. И тут я как подумала, аж, жарко стало.........
В следующий раз оказавшись - к счастью - без ассистентов: одна спала в машине, другой унесся с дружком Рафи изучать окрестные пастбища, я пошла проверять свое открытие на диком жеребце Киде. Вообщем, там отдельная история как и что, но есть такой момент, что всякий раз когда к его недоуздку пристегиваешь чомбур, он всегда бросает такой быстрый по повороту головы, мечтательный по назначению и длительный взгляд, достаточный для того, чтобы человек успел восстановить потерянное равновесие (Вообщем-то после того, как Джо не успел восстановить равновесие пару раз, ну, вообщем, Кид больше не пытается пробовать) Однако это неприятно. Ну вот я и репитировала: подношу руку с чомбуром к кольцу, и уже просто вижу, как морда Кида скукоживается в недовольную мину, и что сейчас будет поворот, быстро отодвигаю руку и отступаю на шаг в сторону. У Кида аж челка встала дыбом от удивления. Кончилось тем, что шел он за мной сам без каких-либо корд с выражением ученика первого класса, пришедшего в школу в первый раз и ведомого первой учительницей. Надо ли говорить, как я прыгала и скакала, распираемая от гордости......... Потом тот самый шаг назад я столько раз использовала в разных ситуациях.........
Так вот: эти две фотографии просто отличный пример того самого шага назад.
Посмотрите на выражение на морде у Рептора, когда кошка рядом с ним: особенно счастливым его не назавошь, ведь правда? А потом, когда кошка отвалила в соседней денник, как меняется его выражение на морде - просто совсем другой конь. И я почти гарантирую, что если вдруг путешественница по денникам решит направиться снова в гости к Рептору, то он уже не будет столь недоволен, а скорее всего проявит что- то более похожее на любопытство.........
Иногда сложные вещи вдруг оборачиваются простыми. Скажу более, я не остановилась на достигнутом и стала искать информацию про этот самый шаг назад ( по сути джоин-ап, но только я бы не стала его относить к открытиям господина Монти ), и оказывается,........что я далеко не первая....... А вообще, очень многие используют этот прием без осознания того, что его в данной ситуации очень хорошо использовать.
А еще вот я снова про Парелли - не могу успокоится
, а вернее и про другого, заканчивающегося на "ли", о котором упоминал barnabas, а именно Каприлли (только я не смогла найти, что писал barnasbas о нем). Почему у меня вдруг зачесались руки написать о нем, о Каприлли в смысле, потому что в свое время произвел он на меня странное впечатление. Нет, живым я его не видела: офицер Итальянской кавалерии Фредерико Каприлли умер во времена Первой русской революции ( или 1906 или 1907 годы ), но то, что он сделал для развития мирового конного спорта не умрет никогда.
Собственно, было это четыре года назад, пошел дождь, делать на улице было нечего, и мы пошли домой или кассеты лошадиные смотреть или еще что-нибудь. Слово за слово, и Джуди выносит мне эту книжку. Вот что я могу сказать: любая вещь хороша, когда она попадает в ваши руки вовремя. Тогда морально я не была готова воспринимать все, что поведала мне книжка - надо попросить Джуди найти ее опять, тем не менее след в моей душе она оставила, тем более, что о Каприлли говорят, иногда спорят, но гениальность этого офицера, мне кажется, не требует доказательств. При этом я думаю, что следовать Каприлли суждено не всякому, так как человек этот имел Божью печать. Надо ли говорить, что далеко не каждый может прыгать на лошади, не имея видимого препятствия (хотя я не очень поняла, зачем прыгать, если нет необходимости, но тут уж на вкус и цвет, вообщем-то понятно, что ради чистоты искусства можно и прыгнуть).
А в целом и частности огромнейшая заслуга Каприлли состоит в том, что он ввел в практику так называемую "forward seat" - посадку вперед при прыжке. Если посмотреть на поза-уже-прошловековые гравюры, всадники прыгают через всякие кустики так, как будто они что-то негнущиеся проглотили да и немного назад. Я раньше не обращала внимания, только потом подумала, что и правда, ведь сейчас такой посадки нигде не увидишь, даже в "Анне Карениной" голливудского производства: все нормальные люди прыгают, подавая корпус вперед.
Каприлли советовал побольше наблюдать за тем, как лошади двигаются сами по себе и при прыжке, и потом, оказавшись на спине лошади не мешать, т.е. не просто не мешать, а прилагать все усилия, чтобы не мешать лошади двигаться. Он также верил, что лошадь сама знает как ей прыгнуть, поэтому всадник не должен вмешитваться в "расчеты" лошади и должен доверять ей, так, например, при подходе к препятствию не сокращать и не увеличивать количество шагов. Но вот я когда прыгала, то Миша Крюков часто говорил, чтобы я попридержала - подсократила. Иногда мне было интересно, а что если я не придержу, пусть себе сама выпутывается, и вообщем-то выпутывалась - про Каприлли-то я и не ведала, а потом приходилось делать наивное лицо и выслушивать все мысли Миши по моему поводу, а потом еще Виктор Иваныч Калинин добавлял иногда: Ты Мишку слушайся - он хороший тренер. Вот такая была нелегкая жизнь.
Обычно его поклонники утверждают, что вмешательство в дело лошади есть гораздо больший вред, чем польза, мол, сиди там, и не возникай. И все потому что хорошая лошадь сама знает, сколько ей надо сил и шагов и скорости и всего остального, чтобы сделать то, что ее просят. Вот недавно в одной статье мне понравилась фраза, что лошади выступают (perform), гораздо лучше, когда воздействие всадника минимально. Ой, мне эта фраза так понравилась, потому что прямо вот как получается с молодыми лошадьми и вообще с "зеленью" - их можно где-то перенаправить, а так они сами с удовольствием. Но только я всегда думаю: ну что я, ну посидела я на раз, два и обчелся лошадях, а как вывод в голове созревает так всегда глобально-мирового масштаба - поскромнее надо быть, девушка.
А еще где-то в моем цитатнике было про Каприлли, что так себе всадник - сейчас попробую найти - может улучшится только путем постоянных и рациональных тренировок, а не путем использования всяких там штучек. Т.е. понятно, что лучше, чем лошадь сама, человек сделать не может.
А вот уж не знаю, откуда фраза, но почему-то рядом с Каприлли: четвертый секрет самых успешных отношений с лошадью: отдать, пусть идет, освободить лошадь, чтобы быть победителем, всадник должен уметь отступать. А собственно об этом и у Парелли много, но я уж потом поподробнее об этом.
У Каприлли также много чего о том, как сидеть: собственно, что сейчас широко применимо: держать лошадь между собой и центром земли.
Потом еще Каприлли у своих учеников подтягивал стремена повыше, чтобы они сидели вперед при прыжке, а позже, гораздо позже испанский граф Иллиас Топтани придумал специальное седло для прыжков, исходя из Каприллиевской теории.
Потом очень много разных мнений по поводу того, как же все-таки сидеть на лошади. Посадка в основном на попе оказывается называется азиатской и не является хорошей. Посадка чуть вперед и между ног рассматривается как наиболее сбылансированная и естественная для лошади, т.е. с минимальным влиянием на лошадь. Потом мне попадалась очень интересная статья, что все эти современные тяжелые посадки с отклонениями назад, а также вечная борьба с нахождением естесвенного баланса между всадником и лошадью есть влияние женщин6 которые только в начале прошлого века стали ездить на лошадях по-мужски, а сесть правильно им неудобно физиологически, то вот и пошло и поехало...Опять виноваты женщины. Вообщем, одевайте спец., извиняюсь, нижние белье и практикуйтесь, практикуйтесь и практикуйтесь: что-то там было через боль придем к победе коммунистического труда. Хотя я и пишу это все так шаляй-валяй - поскольку это ни какой не научный труд, а так мой дневник, но все же задуматься надо. Столько мнений...........
И в заключении............Парелли и деньги.
Я, честно говоря, еще пока не видела никого, кто бы их не любил и не старался собрать. Все платно. Я вот пыталась к выездковому тренеру попасть 150 долларов США за сорок пять минут? Просто обычно, как писал Рей Хант, цена повышается опять же из-за ответственности перед людьми: если ты очень хочешь, то ты соберешь деньги и найдешь путь, как приехать и т.д. и т.п. А то бывает, когда дешево и доступно: люди обращаются, прослушают, приезжают домой, а там еще хуже - хорошо если живы, а причина-то часто не в лошади, а в человеке. Так вот есть такая особенность: когда человек заплатил больше, то он более внимателен, потому что кровные в дело пущены, и эффект получается лучше - вот, пожалйста, мнение тренера со стажищем.
А что касается среднего американского класса, покупающего лошадей вместо кошек, то, честно говоря, у меня даже слова кончились - одни буквы остались, потому что видно, что течет подобная информация со страниц наших газет. Мне же, как говорит Ольмек "изнутри", очень хорошо видно, как американский средний класс лезет из шкуры вон, чтобы иметь, то что имеет , и цены на пареллевские продукты, как и андерсоновские и рашидовские и т.д. кусаются, и что покупают люди эти кассеты вскладчину...........Вообщем, я умываю руки.......