Задача тренера: сделать из своего ученика берейтора. Миссия выполнима?

Наверное, смотря что подразумевать под берейторской работой.
Притащив по велению непонятных импульсов души в подарок нам всем молодого (чтобы никто не скучал), и удивившись- как же так, таки я же умею!!! А тут че-то не то получается и другим концом и не по правильному месту, я услышала от моего тренера поразившую меня фразу (а тренер-таки МС СССР, с такой кучей регалий, которых не то что достичь-запомнить-то сложно)))): "я только недавно понял, как надо работать с молодой лошадью".
Подозреваю, что его "когда я еще не понял" покруче всех, кто "я умею".
Вопрос в уровне.
Но обучение спортсмена (например) и берейтора - очень разные вещи. Уметь и уметь научить - далеко не одно и то же. Выиграть автомобильную гонку, перебрать мотор, подготовить аппарат, изготовить его -очень разные вещи. Знаю прекрасных спортсменов, которые были бы весьма посредственными тренерами. Знаю прекрасных берейторов, которым спортивные результаты неинтересны.
 
Даже я понимаю, в чем разница. Берейтор учит лошадь. Обычный тренер учит всадника пользоваться лошадью.
 
А Рафаэль, Вюст, из свежго... записи есть, смотреть не пересмотреть, а сколько всего интересного по интернету гуляет, в конце концов можно ноги в руки и в европу.
Конечно, по возможности я всё это смотрю. Я сама кому хочешь та-а-акой список полезных видео предоставлю - закачаешься. Жалею только, что английским владею слабо. Но русскоязычных семинаров в сети тоже достаточно много.
Что касаемо Европы... Как заработаю нужное количество денег или найду себе спонсора, так сразу.;)
А тут че-то не то получается и другим концом и не по правильному месту, я услышала от моего тренера поразившую меня фразу (а тренер-таки МС СССР, с такой кучей регалий, которых не то что достичь-запомнить-то сложно)))): "я только недавно понял, как надо работать с молодой лошадью".
Хм, ваш тренер не Кизимов? Это он вроде говорил, что когда выиграл Олимпиаду не знал и тысячной доли того, что знает сейчас. Хотя золото получил и не одно в своё время.
Знаю прекрасных спортсменов, которые были бы весьма посредственными тренерами. Знаю прекрасных берейторов, которым спортивные результаты неинтересны.
Тренерская работа на мой взгляд стоит вообще очень обособленно. Т.к. тут работу в первую очередь с человеком начинается, а уже во вторую с лошадью.
Берейтор и спортсмен намного ближе друг к другу. Но да, тоже знаю таких, кто берейтор - прекрасный, а спортсмен посредственный. И наоборот. Для становления именно спортсмена и фарт имеет место, и умение выдавать результат здесь и сейчас, и умение выдержать всеобщее внимание и обсуждение и ещё много чего.
 
Хм, ваш тренер не Кизимов? Это он вроде говорил, что когда выиграл Олимпиаду не знал и тысячной доли того, что знает сейчас. Хотя золото получил и не одно в своё время.

Тренерская работа на мой взгляд стоит вообще очень обособленно. Т.к. тут работу в первую очередь с человеком начинается, а уже во вторую с лошадью.
Берейтор и спортсмен намного ближе друг к другу. Но да, тоже знаю таких, кто берейтор - прекрасный, а спортсмен посредственный. И наоборот. Для становления именно спортсмена и фарт имеет место, и умение выдавать результат здесь и сейчас, и умение выдержать всеобщее внимание и обсуждение и ещё много чего.
Нет, не Кизимов))) Но школа-то одна. Вспоминая остальных, все говорили то же самое. "Если кто-то скажет тебе "я знаю все" - он дебил и неуч" (так прямолинейно формулировал только Влад К. Остальные интеллигентнее и мягче. Абсолютно согласна - и в тех областях, где сама профессионал, скажу то же самое).
В остальном - согласна. Мне вообще нравится Вас читать вне зависимости от моего с Вами согласия)))) Иногда в чем-то было бы интересно и поспорить - но лень и времени нет... В общем, как минимум у Вас есть поклонник в моем лице))
 
Последнее редактирование:
Мне кажется, что тренеру "выгодно" сделать из ученика что-то типа берейтора. Чтобы он не портил лошадку, а подрабатывал). Ну а если серьезно, то есть люди, которым это не надо, они будут ездит на готовых лошадях и не заморачиваться. А те, кому это надо, будут землю носом рыть, смотреть, ездить по семинарам, работать, но своего добьются. Естественный отбор.
 
Мне кажется, что тренеру "выгодно" сделать из ученика что-то типа берейтора. Чтобы он не портил лошадку, а подрабатывал). Ну а если серьезно, то есть люди, которым это не надо, они будут ездит на готовых лошадях и не заморачиваться. А те, кому это надо, будут землю носом рыть, смотреть, ездить по семинарам, работать, но своего добьются. Естественный отбор.
А как из ученика сделать что-то "типа берейтора"? Уж скорее что-то типа коновода (хотя мне кажется, что в основном, говоря "берейтор" - коновода и подразумевают. Человека, который может отработать лошадь. Но не научить, не выездить. Таких берейторов и среди КМС по пальцам пересчитать.
 
Но сейчас такой период, что пошаговых инструкций всё меньше и всё больше тренер ждёт от меня творчества. И слова "думай, пробуй, только так придёт", "чувство лошади" всё чаще повторяются. И иногда я уже злюсь и всё как-то на месте крутиться... И вот я уже начинаю думать: тренер халявит или я туплю? Короче, нормальный для славянина вопрос: кто виноват и что делать.:D
Ну, и медленно я очень учусь. Какая есть. Не всё энтузиазмом можно нивелировать.
Объективно - я так утверждать не могу, а субъктивно, с моей точки зрения, да.
..
А тут просто все, Ваш тренер уже выдал Вам все пошаговые инструкции, какие есть в его ресурсе и скорее всего сделал это не по одному разу. В его (тренера) голове Вы уже усвоили навык, на уровне умения сделать, а вот если приобретя эти навыки, Вы все же не можете этого исполнить без подсказок, то тренеру и ничего больше не остается кроме как сказать Вам - "почувствуйте". Т.е. тренер понимает, что технические "аргументы" исчерпаны и для дальнейшего прогресса Вам нужно перейти на качественно другой уровень работы с лошадью, как раз на уровень правильной обратной связи, уровень чувства лошади. Уровень езды на подсказках - поправках, по мнению Вашего тренера, это уже не Ваш уровень.
Он уверен что ВЫ готовы чувствовать. И тут возможны два варианта, тренер переоценивает Ваши возможности или Вы недооцениваете себя.
Самое лучшее, что можно посоветовать Вам, для приобретения уверенности в себе, это сесть на новую для Вас лошадь, хорошего уровня (минимум МП) и совершенно самостоятельно найти ключики к ней, как привести её в хороший сбор, как провести на те или иные элементы, как она проходит повороты и т.д. За пару тройку тренировок по идее должно получиться. Вам нужно поплавать в шкуре берейтора, который сам ищет решение возникающих проблем, сам ищет подход и нужный контакт. Если после нескольких самостоятельных тренировок в итоге Вы сможете проехать на этой лошади по той езде, по которой обычно работаете со своим тренером, на Вашем обычном уровне - то прав Ваш тренер.
Если скатать езду не выйдет, то значит тренер поторопился и несколько переоценил Ваши возможности.
Мне в свое время очень помогло, когда тренер уезжая на турнир оставлял на мое попечение 2-3 головы - сроком на неделю. Его уверенность сильно раскрыла мне глаза на то, что я на самом деле могу вполне достойно работать лошадей, на которых ни разу до того не сидела:cool: Здорово, когда еще есть кому на камеру снять такой процесс, тогда есть возможность самостоятельно оценить и сравнить свои ощущения сверху и со стороны и внести коррективы и опять посмотреть насколько чувства соответствуют реальности:)
Короче, мозг всадника работающего самостоятельно работает несколько иначе, чем просто у ученика. И Вам надо увидеть готовы Вы переключиться или пока нет. Но, для этого надо поставить себя в ситуацию когда по другому не возможно;)
 
А тут просто все, Ваш тренер уже выдал Вам все пошаговые инструкции, какие есть в его ресурсе и скорее всего сделал это не по одному разу. В его (тренера) голове Вы уже усвоили навык, на уровне умения сделать, а вот если приобретя эти навыки, Вы все же не можете этого исполнить без подсказок, то тренеру и ничего больше не остается кроме как сказать Вам - "почувствуйте". Т.е. тренер понимает, что технические "аргументы" исчерпаны и для дальнейшего прогресса Вам нужно перейти на качественно другой уровень работы с лошадью, как раз на уровень правильной обратной связи, уровень чувства лошади. Уровень езды на подсказках - поправках, по мнению Вашего тренера, это уже не Ваш уровень.
Он уверен что ВЫ готовы чувствовать. И тут возможны два варианта, тренер переоценивает Ваши возможности или Вы недооцениваете себя.
Самое лучшее, что можно посоветовать Вам, для приобретения уверенности в себе, это сесть на новую для Вас лошадь, хорошего уровня (минимум МП) и совершенно самостоятельно найти ключики к ней, как привести её в хороший сбор, как провести на те или иные элементы, как она проходит повороты и т.д. За пару тройку тренировок по идее должно получиться. Вам нужно поплавать в шкуре берейтора, который сам ищет решение возникающих проблем, сам ищет подход и нужный контакт. Если после нескольких самостоятельных тренировок в итоге Вы сможете проехать на этой лошади по той езде, по которой обычно работаете со своим тренером, на Вашем обычном уровне - то прав Ваш тренер.
Если скатать езду не выйдет, то значит тренер поторопился и несколько переоценил Ваши возможности.
Мне в свое время очень помогло, когда тренер уезжая на турнир оставлял на мое попечение 2-3 головы - сроком на неделю. Его уверенность сильно раскрыла мне глаза на то, что я на самом деле могу вполне достойно работать лошадей, на которых ни разу до того не сидела:cool: Здорово, когда еще есть кому на камеру снять такой процесс, тогда есть возможность самостоятельно оценить и сравнить свои ощущения сверху и со стороны и внести коррективы и опять посмотреть насколько чувства соответствуют реальности:)
Короче, мозг всадника работающего самостоятельно работает несколько иначе, чем просто у ученика. И Вам надо увидеть готовы Вы переключиться или пока нет. Но, для этого надо поставить себя в ситуацию когда по другому не возможно;)
Я в целом согласна - за вычетом одного, пожалуй. Тренер нужен, чтобы учить, да? Если ему совсем учить нечему - пора менять тренера. Ну а, оставив работать ученику лошадей, тренер ведь не ради проявления фантазии будет ему доверять, а сделает это, будучи уверенным в уровне ученика (грубо говоря - и лошадей не испортит, и сам не покплечится). А описанный Вами случай о том, как формируется уверенность ученика грамотным подходом тренера (в отсутствие самого тренера) - дай Бог каждому.
 
Может правда... Поставить себя перед фактом. Поговорите с тренером, может есть варианты других коней, которых она работает. Или попробовать подмогнуть друзьям с их конями, что бы тренер глянул вас через несколько занятий.

От списочка думаю никто бы не отказался :) с компьютера кину на Соле и Вюст ссылки
 
Ой, Catherine1976, вы меня засмущали. Спасибо.

А насчёт поспорить - так пишите не стесняясь, когда будет свободная минутка, если есть что конструктивное в противовес сказать. Буду только рада.

Я понимаю, что часто пишу что-то такое, что может вызвать многочисленные споры.:) И скажу по секрету (только, тс-с-с!) делаю это осознанно.:D Я уже прошла давным-давно ту стадию, когда есть желание вещать что-то менторским тоном. Иногда что-то такое пишу, конечно, если уж слишком резануло и есть шанс, что услышат. Ну, и время посидеть с попкорном и потрындеть есть.
Но интересны прежде всего те темы, в которых я сама ещё разбираюсь. Могу высказать имеющееся на данный момент мнение, но внимательно буду анализировать мысли окружающих.

Mari N, жаль вас расцеловать не могу. Нас разделяют сотни километров.
Абсолютно верные предположения по моей ситуации и прекрасные советы.
Читаю вас и прихожу к мысли, что прав мой тренер. Готова, но... ленюсь или ещё что.

Первый способ проверки у меня был в неидеальном варианте по описанному вами методу.
Например, как я уже говорила, мой дополнительный тренер - не тренер по своей сути. Но лошадь, на которой я у неё езжу, - крута-а-ая. Но эта тренер не даёт обстоятельных объяснений. Она может сказать плохо или хорошо, может обозначить косяк, может назвать ключ к выполнению здания, но разжёвывать и ложить в рот она не будет. Она обычно и учеников-то не берёт, потому что умеет и любит работать с лошадьми, а не с людьми.
И вот потихоньку вижу чёткий прогресс в работе с той лошадью. А там лошадь отлично выезжена, но не самовоз. Значит чего-то стою? В смысле могу какие-то причинно-следственные связи проследить и исправить без пошаговой инструкции.

Второй способ проверки я неоднократно проходила. Всё-таки два раза в год у моего основного тренера обычно отпуск на неделю-две. Поддерживать обычный уровень своих обычных лошадей я могу точно. Прогресса за время без тренера не случалось (увы!), но и регресса не было. Во всяком случае заметного мне, да и тренер не жаловалась вроде. Хотя я у неё всегда спрашивала есть ли изменения за время самостоятельной работы в какую-либо сторону.

Вы, Mari N, прям качественно улучшили моё настроение! И вообще настрой на дальнейшую работу.
Спасибо.
 
Ой, Catherine1976, вы меня засмущали. Спасибо.

А насчёт поспорить - так пишите не стесняясь, когда будет свободная минутка, если есть что конструктивное в противовес сказать. Буду только рада.

Я понимаю, что часто пишу что-то такое, что может вызвать многочисленные споры.:) И скажу по секрету (только, тс-с-с!) делаю это осознанно.:D Я уже прошла давным-давно ту стадию, когда есть желание вещать что-то менторским тоном. Иногда что-то такое пишу, конечно, если уж слишком резануло и есть шанс, что услышат. Ну, и время посидеть с попкорном и потрындеть есть.
Но интересны прежде всего те темы, в которых я сама ещё разбираюсь. Могу высказать имеющееся на данный момент мнение, но внимательно буду анализировать мысли окружающих.

Mari N, жаль вас расцеловать не могу. Нас разделяют сотни километров.
Абсолютно верные предположения по моей ситуации и прекрасные советы.
Читаю вас и прихожу к мысли, что прав мой тренер. Готова, но... ленюсь или ещё что.

Первый способ проверки у меня был в неидеальном варианте по описанному вами методу.
Например, как я уже говорила, мой дополнительный тренер - не тренер по своей сути. Но лошадь, на которой я у неё езжу, - крута-а-ая. Но эта тренер не даёт обстоятельных объяснений. Она может сказать плохо или хорошо, может обозначить косяк, может назвать ключ к выполнению здания, но разжёвывать и ложить в рот она не будет. Она обычно и учеников-то не берёт, потому что умеет и любит работать с лошадьми, а не с людьми.
И вот потихоньку вижу чёткий прогресс в работе с той лошадью. А там лошадь отлично выезжена, но не самовоз. Значит чего-то стою? В смысле могу какие-то причинно-следственные связи проследить и исправить без пошаговой инструкции.

Второй способ проверки я неоднократно проходила. Всё-таки два раза в год у моего основного тренера обычно отпуск на неделю-две. Поддерживать обычный уровень своих обычных лошадей я могу точно. Прогресса за время без тренера не случалось (увы!), но и регресса не было. Во всяком случае заметного мне, да и тренер не жаловалась вроде. Хотя я у неё всегда спрашивала есть ли изменения за время самостоятельной работы в какую-либо сторону.
.
Ага. Про потрындеть и спровоцировать - и я, и я того же мнения!))))) но помимо просто трепа-были у Вас некоторые интересные мысли, часть из которых я бездарно потеряла на просторах форума, по части из которых хотела было подростково зацепиться-но стало не до того... А остальное-просто нравится читать и кивать головой в знак согласия))))

На любую лошадь моего тренера я сяду в любой момент и сделаю на ней что углдно. Моей заслуги там 0 целых, 0 десятых. Но знатно повысило самооценку, когда это произошло в первый раз))))
 
Поддерживать обычный уровень своих обычных лошадей я могу точно. Прогресса за время без тренера не случалось (увы!), но и регресса не было. Во всяком случае заметного мне, да и тренер не жаловалась вроде. Хотя я у неё всегда спрашивала есть ли изменения за время самостоятельной работы в какую-либо сторону
Значит все не так плохо.
Возможно действительно не хватает увкренности в себе при достаточной готовности.
 
На любую лошадь моего тренера я сяду в любой момент и сделаю на ней что углдно.
Ой, я так про себя не скажу это точно!:)

Моя тренер к тому же ещё в прошлом и КМС по конкуру. Я так высоко точно не прыгаю.:rolleyes: Ну и её умение вести лошадь: лёгкой в поводу, в заднем равновесии и т.д. - это пока пример для подражания, а не моя действительность.

Про вторую вообще говорить нечего. Как бы ни была выезжена лошадь работы рук этого человека, но сесть и показать всё, что она может, я не смогу. Сравниваться с МСМК, для которого 65-69% по БП на международных стартах на самолично подготовленных лошадях с нуля или даже минуса - проза жизни, неумно для меня как-то.:D
 
Mari N, жаль вас расцеловать не могу. Нас разделяют сотни километров.

На такие случаи специально придумали воздушные поцелуи:)

Вы, Mari N, прям качественно улучшили моё настроение! И вообще настрой на дальнейшую работу.
Спасибо.
Очень приятно, что мой опыт еще кому-то пригодился:)
 
Гы-ы. Мой прыгал 180. Я так не то что не прыгнуть - я об этом даже не мечтаю. Его папа 2.00 как нечего делать. Тут бы научится хоть на фото смотреть, не теряя дыхания))) кстати (вспоминая Булгакова) - как причудливо тасуется колода... У сестрички моего оленя в предках именно тот конь, который под В.Н. (Папой моего тренера, его недавно не стало((((( прыгал те 2.00 -2.05. И парадокс-жили они одно время в "булгаковском подъезде". А я тогда, надеясь на чудо, расставшись с лошадьми, курила на подоконнике (даже думать не хочу, как мы портили спокойную жизнь жильцов), и всей глупой детской душой верила-здесь для меня придумано чудо. До сих пор не верится самой...
 
В одном из здешних дневников прозвучала мысль, что редкий тренер способен сделать из своего ученика берейтора, а не обезьянку или робота.
В теме уже прозвучало, что дело не только в тренере. А я бы высказалась еще резче: дело в основном не в тренер, а в ученике. Всадник, способный стать берейтором, и имеющий соответствующий ход мыслей, сможет им стать занимаясь практически у любого тренера. Потому что у него мозг настроен на то, чтобы вытягивать из окружающего информационного пространства необходимые сведения. И не только из тренера. Занимаясь в манеже такой всадник видит что, происходит вокруг него, как работают другие, оценивает, анализирует, сопоставляет. Мыслит не застывшими картинками, а причинно-следственными связями. При работе со своей лошадью часто проявляет инициативу. Получает за эту инициативу от тренера по рукам, но желание пробовать от этого не пропадает. Если тренер усиленно делает из него "робота", он от такого тренера просто уйдет.
А другой отторгает информацию по работе с лошадью, даже если ее усиленно в него запихивать. Смотрит в гриву и ничего вокруг себя не видит. Из такого, как ни старайся, получится в лучшем случае "пользователь".
 
Занимаясь в манеже такой всадник видит что, происходит вокруг него, как работают другие, оценивает, анализирует, сопоставляет.
Я б еще добавила, что берейтор постоянно "слушает" лошадь и ведет ее. Ты - берейтор, для тебя это очевидно. Но на самом деле - это ж труд, ежесекундный. Даже, если лошадь вот прям сейчас не надо поправлять, берейтор все равно отмечает как она двигается, качество аллюра, довольна она или нет, что собирается дальше сделать, бежит ли сегодня лучше, чем вчера.
 
Валь, согласна. Но тут опять дело в ходе мыслей. Если ты веришь, что лошадь можно слышать и чувствовать, если стремишься к этому, то рано или поздно услышишь. И потом уже не сможешь ехать и не слышать. Наступает момент, когда переходишь некую черту и больше не можешь "просто кататься" ни на ком. Более того, поездив на незнакомой лошади рысью минут 15 можешь сказать есть ли у нее проблемы со здоровьем и какие.
 
Сверху