Хрупкость конного здоровья или как поседеть за 2 минуты
Около 15.05-26.05. По итогу всех моих попыток нормализовать работу по велению сложившихся обстоятельств я могу смело перейти и на верховую нагрузку тоже.
Несколько тренировок мы с Федей бегали в бочке (со всеми возможными развлекающими факторами, насколько возможно это при наличии хромоты и отёка неясной этиологии). Нагрузка все та же, но в последнюю тренировку я, опять-таки, не планируя, оказалась верхом без седла.
Объяснение очень простое. На корде на плацу работать вместе со всадниками нельзя. А нам настолько надоело бегать по кругу, что, едва рабочее поле освободилось, я сразу ушла на плац. Там больше места, есть возможность работать по прямым, да и менять локацию хотя бы в пределах площадки, шагать в руках, что делает работу поинтереснее, чем на кругу. В общем, первую рысь Федя бегал на корде (кстати, не заметила сильного нежелания прибавлять и расширять шаг, как в тот раз, когда я об этом писала), а на вторую пришли всадники. Обратно в бочку возвращаться я уже не могла, потому что её заняли, поэтому пришлось садиться верхом.
Федя воспринял это с энтузиазмом, сразу показал мне свою готовность работать, подобрался, потянулся вниз, управлялся на кончиках пальцев. Мы замечательно погнулись и недолго побегали. Все команды были просты. Переходы шаг-рысь, рысь-шаг, вольты, перемены направления, прибавки и остановки, пару раз на шагу прошли одиноко лежащую жердь. Хромоты не появилось. Попробую вернуться в седло, пока не повышая длительность рыси.
Мой Дарт Вейдер (зову коня так иногда, когда у него случается астматический приступ, если можно так выразиться) словил, собственно, обострение. Посидел 4 дня на дексаметазоне. В первые два ещё получил ингаляцию беродуалом, потом быстро стабилизировался.
А потом быстро ухудшился.
22 мая. Плотная запись на работе, несколько звонков с конюшни. Видео коня с одышкой. Но она резко отличается от астматической. Никакого звука бронхоспазма или трудности вдоха, просто частое поверхностное дыхание. Конь машет головой, беспокоится. Лёг.
Истерика меня охватила за считанные секунды. Я на работе, до конюшне даже на машине, даже без пробок добираться 2 часа. Мама собирается в ночную, время к шести вечера. Слёзно умоляю что-нибудь уколоть, пока мы ищем врача.
Укололи флуниджект. Шагают.
Я бросаю всё, мчусь на конюшню. В дороге выясняю (читать за рулём водителю со стажем полгода плохо, но оно само, уведомления и всплывающие окна выдают сообщения конюшенного чата), что нужен градусник. В панике, на незнакомой дороге, думая, что градусник нужен моему, останавливаюсь чёрт-те как на параллельной парковке. Отправляю голосовое. У меня есть и градусник и фонендоскоп. Только от колик ничего нет, у Феди были последний раз колики около десяти лет назад, когда добрые дачники накормили «голодного» коня яблоками. Я без понятия, что делать с этими коликами, непонятно откуда взявшимися, и как их купировать (синдром всё-таки не лечат, а купируют), кроме как колоть спазмолитики, слушать перистальтику и шагать.
Выясняю, что колики не только у моего, но и ещё у одной кобылы, прям подруге по несчастью, у которой в придачу настоящий ХОБЛ. Мне становится легче, вместе всё-таки проще бороться. Созваниваемся с хозяйкой. Мчусь. По пути заезжаю к себе в город, в аптеки. Беру всё, что надо в двоёном объёме, на двоих коней, мчусь дальше. Не уступаю дорогу под знак. Еду под стрелку на светофоре прямо. Честно, не люблю нарушать правила, не страдаю этим, но тут так получилось. Стресс оставил свой отпечаток…
Мама всё это время пытается отыскать нам экстренно врача. Мне плевать за сколько, главное, чтоб приехал. Но никто не может приехать. Почти все в один голос говорят, везите в Максиму, в стационар. На это у меня нет таких денег. Только один врач смог дать дистанционную консультацию (почему я не позвонила своему?), об этом попозже.
Всё это время коня шагают, я прибываю на конюшню, наверное, в одиннадцатом часу, к развязке.
Бедные, умученные, но счастливые дети, шагавшие наших коней без устали, вручают мне вполне живого и довольного собой коня. Он уже начал интересоваться травой, когда поставили в денники. Слушали у обоих перистальтику. Все очень активно бурлило и шевелилось. Мы залили в них вазелиновое масло и семя льна (не подряд). Кобыла во всю искала сено в пустом деннике. Мой ещё раз лёг, пока я говорила по телефону.
Врач, с которым я связалась, мне не понравился. Около 20 минут мне рассказывали, как завтра кормить коня, хотя меня очень сильно интересовало, что делать сейчас. Отругали за долгое шагание. За лечение дексаметазоном. Велели сразу сейчас накормить. Обругали льняной жмых из разряда "это не профилактика проблем ЖКТ, это калории, лишняя энергия и тяжёлый корм". Ну, я и давала его по 200-300 г 1 раз в день пару месяцев. На вопрос «что делать, если коню вновь станет хуже?» был получен ответ, что флуниджект можно и ещё раз уколоть. НПВС? При коликах? Ещё раз? С интервалом, допустим, 5-7 часов? Ох, нет, спасибо, добить слизистую ЖКТ мне вовсе не хочется. В общем, я скривилась, поблагодарила, но все рекомендации из моей головы были вытрясены через мгновение.
Где-то к 12ти ночи кобыла стабилизировалась, её хозяйки уехали. Я, обладая даром наводить суету и паниковать, осталась. Поэтому меня попросили приглядеть за другой лошадкой, раз уж я буду тут какое-то время.
Не зря. Федя снова начал мотать головой. Встал, как вкопанный, перестал подбирать оставшиеся редкие сенинки в деннике. Ещё раз лёг. Закопал, замотался по деннику. У него начала подергиваться кожа в области спины и левый зад. В животе я услышала биение сердца, чего вообще в норме быть не должно. С подругой по несчастью мы были на связи, она посоветовала уколоть нош-пу. Спазмолитик же, идея мне показалась хорошей. Уколола, пошла ещё полчаса шагать.
Больной выражал интерес, звал коней из конюшни. Когда открыл рот, оттуда пахнуло травяной помойкой. Я предположила, что у него острый гастрит. (В тему к обсуждениям режима кормления сеном выше: вряд ли это связано с этим. Конь в таком режиме с конца марта, дал бы сбой раньше, имхо. Плюс не объясняет колики второй лошади, которая там давно живёт.)
В половину второго я поставила коня в денник, шагали мы не больше получаса. Он начал искать остатки сена. В слепой кишке у него случился водопад в прямом смысле слова, перистальтика в других отделах прилично шевелилась. Я посмотрела на него ещё полчаса и начала собираться. Федя больше не ложился, жрал подстилку и был удивлён моему присутствию.
На следующий день условились, что хозяйка второй лошадки приедет к утреннему кормлению, поглядит на страдальцев, пошагает, а я вечером, ибо дома я была только в три часа ночи.
На следующий день кони посидели на диете (не полный голод, а отказ от привычных концентратов), не выражали признаков беспокойства. Ни утром, ни вечером. Вторая хозяйка на следующий день тоже навестила коней, на следующий — вернули прежний рацион.
Грешим на гнилое сено, больше не на что. А плесень я своими руками из денника кобылы убрала на следующий день (новая дача, не с прошлой ночи). Правда, мой не склонен жрать гниль, он всегда от неё отказывался на той конюшне. Возможно, ему правда не хватает сена? В июне прибавлю норму. Может, обусловимся кормить коня в леваде. (Это мои мысли ещё с пару недель назад, про сено. Так что с читателями мы идём к единому заключению).
Вот такие пироги. Не знаю, как вводить в работу после колик. Медленно и постепенно или просто возобновить работу? Прошло уже много времени, конь 5ый день ничего интенсивнее шага не получал. Его правый зад отёк сильнее, я стала бинтовать даже на шаг…
Понятное дело, что надо подавать какие-то профилактические штуки. Хочу заказать МЭШ мешок, пусть проест. Конечно, здорово было бы льняное семя поварить, но никто, кроме меня этого делать не будет, а смысла от этих нежных вкусных соплей при даче в режиме 2\2 нет, наверное, никакого. Стоит масло льна, ещё не начатое, опасаюсь его начинать теперь.
ПС. Может, многие меня осудят за какие-то действия, в том числе и за постой, в котором пока оказался мой, поверьте, очень любимый и дорогой конь. Может, кого-то не устроит набор препаратов, отсутствие у меня противоколиковой аптечки, ещё чего. Но всё сложилось, как сложилось. Это повод задуматься для меня о том, чего не хватает в качестве аварийных средств, о моих возможностях относительно коня, какие пробелы в знаниях стоит восполнить и что изменить. Схемы вытягивания лошадей из колик у всех разные, я только за тот день услышала три. Действовала из остаточных знаний по фармакологии и физиологии, взывала к здравому смыслу, а также прислушивалась к тем, у кого есть опыт "борьбы" с подобным недугом. Я в этом вопросе неопытна, я не умею лечить лошадей (война с астмой не считается, у нас с ней другие отношения), хоть и имею ветеринарное образование и даже работаю по специальности. Но то, что я делаю последние лет 7-8 вообще не имеет к лошадям никакого отношения. Поэтому не стоит кидаться помидорами, что я бестолковый "ветеринар". Я просто совсем из другого профиля. А последние 2 года я даже никого не лечу. И, кстати, когда болеет своё животное, специалист может тупеть из-за стресса до уровня рядового владельца, это точно про меня, и даже не на примере коня. Так что, будьте милосердны к описанному выше.