Re: C Громом в Морозовке... Немного ностальгии по...посёлку....
Как-то так грустно...накопала на дисках видео про посёлок мой....в котором я всю жизнь прожила....ну посёлок и посёлок...маленький, затерявшийся в сопках...до Североморска - 10 минут, до Мурманска - 28 (это если на машине)...а на автобусе оно, конечно, дольше.....
Тихо...машину можно не закрывать...по улице идёшь - со всеми здороваешься....
Я ж раньше про него не рассказывала.....
Школа:
Горка:
Выезд из посёлка:
Вкус снега
Я сидела на камне…. Просто сидела, под ногами раскинулся Малый…если можно слово «раскинулся» применить к этому посёлку…. Я просто сидела на камне, на сопке, захватывала варежкой снег и ела его, чувствуя его вкус, хотя какой у снега вкус?
Я думала…. О чём? Обо всём и ни о чём…. вот пройдёт эта зима, потом весна, потом лето, потом осень, опять зима и я уже никогда не увижу Малый с этой самой сопки, не буду сидеть на этом самом камне…. Что изменится? Мне просто некуда будет ехать…. Да, останутся Славка и Олька…. Но ведь моей квартиры уже не будет…. Она уже будет чужой…. И никогда я не буду выглядывать в январе из окна, прижимаясь лбом к стеклу, ожидая – вот-вот появится первый лучик…. Смешно? А кто не ждёт этого самого первого лучика? И полярная ночь…. Была маленькой, казалось…нечто такое глобальное, страшное – Полярная ночь…. А сейчас я выросла, уменьшилась эта самая «глобальность»…. Месяц без солнца? Ну и ладно…переживём…. Не в первой нам….
Я захватывала снег губами прямо с варежки и чувствовала, как он тает, слегка покалывая…. Ни с чем не сравнимое ощущение…. В Питере вот так снега не поешь…. А Белые ночи? Вся Европа и Азия, люди из других городов России приезжают на них посмотреть…. А что тут такого? У нас в нашу Полярную Ночь дни светлее…. Вот куда надо приезжать – это к нам…. У нас Полярный день – так день…. Гуляешь круглые сутки…и ночь ото дня отличаешь только по тому, закрыты немногочисленные в посёлке магазины или нет…. И что? Мне теперь всю жизнь жить в этих самых «Белых ночах»? Рассказывая байки: «А вот у нас…» и дальше повествовать всем о том, что солнце у нас летом не садится вообще…. Но ведь я больше уже ничего не увижу?
Опять зачерпнула снег, сжала – получился комок, твёрдый и холодный. Пошел снег, мягко шелестел, скатываясь по куртке…. Крупные снежинки на красной ткани…красиво…. А тихо-то как. Даже собаки, такое впечатление, не лают. Серо на улице, низкое небо висит – вот-вот начнётся снегопад, настоящий - хлопьями - как в сказке про Снежную королеву. А сказок ведь не бывает…. Но хочется…. Пройдет совсем немного времени и от моего подъезда отъедет контейнер…часть вещей уедет в Ейск…часть – в Питер…. И буду я приезжать на юг и спать там на своей кровати…. А так не должно быть….
Снег всё сильнее, заволокло верхушки сопок. Я смотрю вниз – а там Малый…Сафоново-1, Ваенга -2…. Как не назови…посёлок останется тем местом, где я провела всю свою жизнь…. И смешное, и грустное…. Вон, школа ещё видна…. Сколько с ней всего связано? Очень много…. Почему-то больше грустного…. А, может, я хорошее забыла, или его было так мало? Почему же? Очень даже хорошие времена были….
И садик виден…. А как там было…. Нет, в садик я не ходила, но как было классно прыгать в снег с веранд…. Вот это воспоминания…. А сейчас – то эти веранды сносят….
И лыжня внизу…какая она, всё-таки, родная, что ли? И собаками мы тут гуляли, и на лыжах катались…. Учились, набивая снегом карманы, тренировались, оттачивали своё «мастерство»…. Вдруг услышишь за спиной: «Лыжню-ю-ю», отойдешь в строну, и потом дальше едешь…. Хорошо!
Хорошо, когда солнце и ветра нет, и когда мороз не больше -5…. Тогда вообще сказка!
Ловлю снежинки ртом, запрокинув голову, а сама вспоминаю…. Вот мы на школьной горке, катаемся на санках, выкапываем из-под снега воронику, твёрдую как камень, и разгрызаем её, почти не чувствуя вкуса. А вот – мороз на улице, все деревья в инее, и все провода в инее, и воротник шубы в инее и даже нос в инее! Холодно, а мы гуляем…. Нам хорошо….
Господи, как давно это было! А потом, после прогулки, придём в большую квартиру к Машке в гости, нагреем чаю, достанем варенья, непременно черничного, и печенья, и сгущёнки варёной и едим, запивая чаем. А потом развалимся на ковре в зале и болтаем, пока языки не отвалятся. Потом по домам расходимся…. Расхожусь – то только я…. Машка ж, уже дома! Я выхожу из последнего подъезда, обхожу серый угол дома и иду спиной вперёд, маша рукой своей подружке в окне…. Ой…сколько же лет прошло? Сейчас там кто-то другой живёт….
А скоро и в моей квартире кто-то другой жить будет….
Ем снег, зачёрпывая его горстями. Почему же так хочется его есть? Ну нет же у него никакого вкуса! Просто замороженная вода! А в голову лезут уже другие мысли – нашу домики, шалашики, игры в «Болто» и «Повелителей камней», сбор сосулек по крышам гаражей и катание на санках с горки за 10 Елькина….
А как же весенняя слякоть? Ой…около Пентагона постоянно огромные лужи, какая-то масса из снега, песка и воды под ногами….а снизу – лёд…. И не дай бог оступишься! А потом вдруг куда-то вся эта грязь схлынет, останется только лёд, в котором пробивают себе дорогу ручейки…. И пускаешь в них бумажные кораблики, и детвора на велосипедах катается….
Признак прихода весны – речка! Да! Речка под мостиком за 14 Елькина!!! Если там начали появляться прогалины…. Значит – всё, значит, весна пришла! Уже точно….
А налево я голову не хочу поворачивать…. Я всё равно почти ничего из той жизни не помню…. Я помню только аэродром…я даже как-то с него улетала на самолёте…. Это так давно было…. А те развалины, что сейчас там стоят…в той стороне…я их не помню…. Я помню, как разваливали клуб…а там мама работала, а там у нас первый раз дискотека была…и представления всякие показывали…. А потом мы ходили по развалинам и собирали книги из библиотеки…которые не увезли…. Я оттуда книгу одну сохранила – про собак…. Ни за что её не выброшу….
А сейчас весь посёлок растаскивают…. Но как-то так не хочется думать об этом сейчас…. Может, хоть сейчас в романтика превратиться…или в мечтателя? И подумать, что Сафоново-1 вернётся его былая слава…. И вновь всё заработает, и загудят самолёты, застрекочут лопасти вертолётов, будут сновать грузовики между штабом и аэродромом…. Вот сейчас закрою глаза…и представлю себе это! Пусть хотя бы так….
Темнеет, зажглись фонари внизу. Домой пора…. Спускаюсь с сопки, иду по узкой тропинке, уворачиваясь от веток – какую-нибудь заденешь, тебя снегом мигом обсыпет! Выхожу из-за угла 16 Елькина, а там – жизнь. Мамы с колясками, дети с собаками, мужчины машины чистят…снега-то уже ого-го навалило. И всем хорошо…. Нет ветра, тихо падает снег…. Я прохожу мимо пяти подъездов, поворачиваю, прохожу мимо старого автобуса и старой грузовой машины зелёного цвета, вот первый подъезд….скоро и мой четвёртый будет…. На миг останавливаюсь у двери, хватаю с каменных перил ещё снега и отправляю его в рот. Не знаю, какой у него вкус…но этот вкус останется со мной, он мне всегда будет напоминать Малый…. Поднимаюсь по леснице, вот они – родные почтовые ящики, каждую надпись на стене я знаю чуть ли не наизусть…. Вот и третий этаж…. Что-то такое детское всплывает в памяти…. Точно! Я когда раньше приходила домой, с внутренней стороны штанов доставала смёрзшиеся комочки снега, и ела…. Точно! Вкус снега – это вкус воспоминаний…для меня….
Я помню!!!
Как многое я, оказывается, помню….
И снег, искрящийся в свете фонаря…и снежные «норки» в заносах около домов, и всякие домики – в лесу, в сугробе у гаража. И помню Пасху – когда сначала мыли стены в подъезде, окна вытирали и ходили на шашлыки в гараж, бились крашеными яйцами, катали их по венику, а сами катались с сугробов. И Новый год помню…когда люди в масках, и без, с мишурой на шее, и без неё, выходят на площадь. Пусть пьяные, но всем весело и хорошо и взлетают в небо салюты. Пусть не такие как, скажем, в Москве или в том же Мурманске, но всё равно очень весело и празднично…
И помню очень-очень яркое северное сияние…году в 93…точно не помню, но мы тогда гуляли на «собачнике» за школой с нашим колли Лайфом, а оно было огромное - на всё небо. И как Лайфа украли тоже помню…и мы ездили искали его на нашей ярко-желтой «Восьмёрке»….
И сирена…конечно…сирена – это нечто такое…неотделимое от Малого.
И первый класс…и Людмила Сергеевна, и кабинет с окнами на сопки….
А ещё – камни около «школьной» горки…и наши там посиделки…и наш «концерт»…. И лыжня, и собаки – Гильда, Карат, Паччо, Чернышка, Гранд, Энька…. И каток у 19 дома, залитый желтым светом фонарей, с лужей посередине…и я учусь там кататься…одна…падаю…опять встаю…. И ночные походы в лес, и Кузя, повисшая на пуговице дублёнки на ветке… И «остров» за 14 домом, и «грибалки», и пикники….И как моя подружка провалилась в сугроб и мы не могли её вытащить…и как мой друг провалился в речку…. А ещё лошадей привозили в садик…
Помню как увозили вертолёты – те, которые не могли перелететь сами. Я тогда болела и наблюдала за этим мрачным переходом из окна наших друзей с пятого этажа. Я была ещё довольно маленькая, но уже тогда мне было очень грустно и как-то плохо на душе….
А пикник с Валентиной Викторовной? Когда мы ходили в сопки…осенью. А потом – зимой. И оба раза было здорово. Или как мы с девчонками собирались у меня дома и смотрели ужастик «Оно», заедая страх сладкими булочками и запивая молочным коктейлем. Ой, а как же «ёлки» в школе? И костюм лисички? Или новогодний карнавал в «доме досуга»?
И морозы я помню, и ветра, сбивающие с ног, и автобус, который штурмом берут люди по утрам.
А лыжи? А лыжня по сопкам и Кривому озеру? А зайцы? А куропачи, взлетающие чуть ли не из-под ног?
И стрельбы на полигоне куда приезжали наши друзья из спецназа…. И первые попытки вождения, и катания по аэродрому, и мытьё машины в озере…. И как я на спор из того же озера пила воду…и ничего со мной не произошло!
И то, как мы потеряли на Новый год нашего пекинеса…и всю ночь искали, а потом его принёс сын друзей. И как мы на кухне ели торт, втихаря ото всех. И как за ёлками ходили…и как это было красиво – мороз, блестит снег, огромное северное сияние, а под ногами редкими огнями светится Малый….
И осень помню – грибы, чернику, воронику, бруснику, желтые и красные деревья, чуть горьковатый запах прелых листьев.
И начало зимы помню, когда появляется чисто звериное желание – побегать по первому снегу, вдыхая чуть колкий воздух….
И окончание полярной ночи помню! Когда по окнам 16 Елькина вдруг мазнёт солнечный лучик, и так радостно становится!
И каждый приход весны помню…. Когда уже не можешь больше видеть снег, откуда-то из-за сопок веет весной, а с неба всё валит и валит…. Но потом, когда наконец разливается река, начинают набухать почки, говоришь сама себе – Всё, вот и весна. И бежишь в лес пить берёзовый сок…. Нигде нет такого сока как на севере! И гуляешь по сонным улицам – в мае уже ведь почти не темнеет, и так нравится это время – вроде бы и не темно, и не светло, где-то лениво гавкают собаки, да из открытого окна какого-то дома играет музыка…. И весёлые, пьяные компании изредка попадаются на пути….
Оказывается, как много и так мало я помню…. И не забуду уже никогда…. Спасибо Малому за это…