Заповедник гоблинов и Белки

Юлия, я с вами во многом согласна про Саскью Ганзер. Там, в другом дневнике писали, что она самоучка. И соответственно, многие моменты она не видит у себя. Потому что тренер или тренер со стороны, или семинар при невозможности/нежелании иметь регулярного тренера все равно создают нам систему координат, к которой мы приравниваемся. И тоже с соревнованиями...Когда всадник в них участвует - у него есть цель и критерии оценки, к которым он приравнивается и стремится. Когда же человек сам в себе - то он либо должен быть гением (либо пчелкой Майя, как вы), либо в 90% случаев он ошибается, так как то, что нам кажется и что происходит на деле не всегда совпадает. Так 3 года назад мой мир "рухнул" - я пришла на тренировки к своему тренеру по выездке, а она мне "ты криво сидишь" (на одной стороне)...??? Она: "и все (90%) криво сидят". И показала. Ткнула пальцем. И я увидела. Но она тренер по выездке и это ее работа - смотреть и видеть. Но для меня теперь эта разница в 1-2 см на других всадниках заметна до слез. Это уже не сюда, конечно, но и в случае с С.Г. скорее всего именно так - она не замечает. Но когда я была на ее семинаре в Пони-Лэнде - мне понравились и ее объяснения, и суть происходящего. За собой всегда сложнее следить:)

Чудь. Именно "загорается". Инсайт называется. Мы работаем-работаем, работаем-работаем, и вдруг приходит озарение - к нам или к лошади:)
 
Ага, а потом оказывается, что конца пути все равно не видно. И это всего лишь следующая ступень. Мягко говоря, не последняя. И еще точить и точить, точить и точить
 
В свете работы на вожжах и в руках чуткость рук имеет немного другой сакральный смысл. :p Там где верхом мы можем поправить ногой, довести до повода или сработать корпусом, компенсируя косяки (ну если можем конечно), то в руках руки важнее всего.
Хотя в моем представлении важнее даже не чуткость, а координация. Без нее никакая чуткость не поможет. Именно это я пыталась донести на семинаре. Поэтому я давала задания участником не только ходить по стенкам, но и делать сгибания, параллельно двигаясь в какую-то сторону, так чтобы человек почувствовал, НАСКОЛЬКО это важно, координировать свои действия.
На своих учениках я вижу основную проблему самого начального уровня в том, что человек, концентрируясь на полуодержках какой-то там одной рукой, в это же самое время другой рукой делает что попало, машет хлыстом по ушам лошади, цепляет ее по ногам, повисает мертво на поводе и так далее. Это координация! И пока ее нет, чуткость не поможет.
А вот когда координация появляется, и мы можем контролировать ОБЕ руки а даже перемещения своего тела, и мы можем одновременно одной рукой работать хлыстом, делать полуодержки поводом, и сгибать "шенкелем", то можно считать, что табло загорелось, и там написано, что вы перешли на следующий левел с названием "тайминг".
Потому что после координации - следующее по важности - это своевременность воздействий, или "тайминг". Потому что никакая чуткость не поможет, если мы все делаем как попало, не вовремя, не тогда, когда это нужно.

И вот когда тайминг в мозгу начинает формироваться, то можно к этому добавить правильные полуодержки, отдачу повода, смягчение и все прочее. Это третий левел "контакт".

Разумеется можно идти другим путем и начать точить контакт по прямой. Более того, можно совмещать эти пути. И работая над координацией и таймингом, одновременно учиться делать полуодержки и вести лошадь в контакте по стенке. Только это сработает с опытной лошадью. Зеленую лошадь намного легче научить идти в поводу на вольтах и сгибаниях, а по стенке - это сложнее для нее. И тут опять же мы приходим к тому, что НЕТ общих правил, всегда надо смотреть по ситуации. В этом и заключается гибкость мышления, мы должны уметь видеть, что будет эффективнее в данный момент.

Потому что тренер или тренер со стороны, или семинар при невозможности/нежелании иметь регулярного тренера все равно создают нам систему координат, к которой мы приравниваемся.

Я согласна со всем, что Вы написали. Ну разве что за исключением пчелки (я же гений! :p)

Только есть одна проблема. Если регулярные занятия с тренером по классической работе можно себе организовать, то вот регулярно работать в руках с тренером - это из области мечтаний. У нас как-то не очень вагон тренеров, реально умеющих работать в руках. Не подбить на пиаффу хлыстом, а именно работать. И тут приходится работать самому, ездить на семинары и снимать себя на видео. Особенно последнее. Каждый раз, когда я снимаю рабочие моменты на видео, мне хочется застрелиться. СТОЛЬКО косяков!! И почему я их не вижу, пока работаю? Почему я их прекрасно вижу потом на видео! Вот для этого как раз нужен тренер, смотреть со стороны как минимум. Но где ж его взять. Остается - самоконтроль и не заниматься самообманом, думая, что все прекрасно.
 
Разумеется можно идти другим путем и начать точить контакт по прямой. Более того, можно совмещать эти пути. И работая над координацией и таймингом, одновременно учиться делать полуодержки и вести лошадь в контакте по стенке. Только это сработает с опытной лошадью. Зеленую лошадь намного легче научить идти в поводу на вольтах и сгибаниях, а по стенке - это сложнее для нее. И тут опять же мы приходим к тому, что НЕТ общих правил, всегда надо смотреть по ситуации. В этом и заключается гибкость мышления, мы должны уметь видеть, что будет эффективнее в данный момент.
ППКС. Вот прям распечатать, и в рамочку повесить на стене при входе с манеж.
И именно это меня тоже очень смутило в подходе Саскии. Абсолютная категоричность что контакта надо добиваться хождениями по прямой до посинения. Хотя неопытной лошади гораздо проще осилить эту задачу на вольтах, простейших боковых и в прочих сгибаниях. Но такой вариант отметался. Мол пока лошадь не в контакте то ничего кроме хождения по прямым делать нельзя. Удивительно, но абсолютное большинство с этим согласилось. Многие не рассматривают вариант что есть лошади с которыми это не работает, и нужен совсем другой подход.
 
Аня, ты урезала Кабиру еду? Грамм на 100? :p Он же так похудеет!
Кстати, а сколько он у тебя сейчас ест и какие у него нагрузки?
Нет, я была беспощадна, сказала срезать мюсли на 2/3, правда, потом чуть не заплакала от собственной жестокости :).

Он ел где-то 900 грамм беззерновых мюсли (то есть реально без овса, кукурузы, ячменя), 450 грамм балансера, 2 чашки отрубей (для фосфора) и чашку льняного семени в дачу (то есть дважды в день). Сейчас соответственно ест где-то 300 грамм мюсли.

Работает 3 раза в неделю под седлом плюс одна корда.
 
я думаю речь шла о том, что пока мы сами не найдем положение работы в контакте по прямой, нам на боковых делать нечего. В смысле, что нужно руку научить работать от простого к сложному.
 
Я извиняюсь.. Конечно, сколько людей столько и мнений, но.. Как же так надо обосновать, что боковые вредны лошади? То есть что имелось ввиду? Может, какая то болезнь, по которой нельзя нагружать определенные части тела?
Ага, особенно их вредность можно заметить по Юлиным коням. Особенно по старшим)
 
Вообще-то боковые, если смотреть со стороны влияния на ОДА, строго говоря, вредны для лошади, потому что являются неестественными для нее, и ее суставы и связки не рассчитаны природой на латеральные нагрузки. Поэтому у выездковых (несущих значительные и постоянные нагрузки, а не работающих в лайт-режиме через пень-колоду) лошадей от обилия работы на боковых уже к среднему возрасту развиваются вполне определенные патологии. Эти патологии не смертельны и часто даже не особенно мешают в работе, но они есть у подавляющего большинства лошадей, несущих таких нагрузки.
 
Вредны, когда их делают неправильно. А если человек не знает, что такое контакт, что такое прямолинейность, не чувствует степень сгибания лошади - как он может правильно делать боковые?
 
Вообще-то боковые, если смотреть со стороны влияния на ОДА, строго говоря, вредны для лошади, потому что являются неестественными для нее, и ее суставы и связки не рассчитаны природой на латеральные нагрузки.
У меня лошадь на свободе прекрасно на боковых строит младшую. На всех аллюрах, на кругу, по дуге. Ей нравится. ДУмаю, если было бы так вредно - она бы по другому передвигалась бы)
 
Вредны, когда их делают неправильно.
Нет, даже правильное исполнение не спасает. Неправильное лишь усугубляет проблемы, и не только эти.

На самом деле даже если внимательно посмотреть как лошадь работает ногами на боковых - совершенно несложно догадаться, какие.
 
Кто интересуется биомеханикой движений выездковой лошади и патологиями - интересный и наглядный документ здесь
 
Мне в голову приходит киссинг спайн, да и то только потому, что я знаю - при такой паталогии нельзя делать боковые
 
я думаю речь шла о том, что пока мы сами не найдем положение работы в контакте по прямой, нам на боковых делать нечего. В смысле, что нужно руку научить работать от простого к сложному.
Насколько я поняла Саскию, она имела ввиду все таки именно умение лошади идти в контакте а не наше положение.
И опять же под боковыми же понимаются не сложные принимания на всех аллюрах, а простейшие сгибания, серпантины, движения со сменой постановления, уступка задом по вольту, в общем простейшие вещи которые даже неопытная лошадь осилит. Но эти вещи помогут ей смягчиться и взять контакт.
 
я думаю речь шла о том, что пока мы сами не найдем положение работы в контакте по прямой, нам на боковых делать нечего. В смысле, что нужно руку научить работать от простого к сложному.

Так вот по прямой может оказаться значительно сложнее, чем по вольту даже. Потому что для многих лошадей прямолинейность - большая проблема. И невозможно достигнуть прямолинейности, двигаясь по прямой.!

Нет, даже правильное исполнение не спасает. Неправильное лишь усугубляет проблемы, и не только эти.

Катастрофа!
И вольты тоже. В природе лошади кругами не бегают.
Еще они не бегают надрюченным темпом, как вариант..
За поводом часами не сидят. Много чего они не делают. Как вычленить вред боковых от вреда прочей выездки, которая эти самые боковые неизбежно сопровождает?


Боковые это как раз то, что приносит лошади пользу, а не вред. И да, если делать их правильно! Это значит, делать их на собранных аллюрах, в округлении и хорошем мягком контакте. А если дрючить лошадь на боковых темпом или средними рысями, как сейчас очень модно, так что на принимании крест такой, что ноги на метр отлетают, то да, можно много чего разрушить. И если делать боковые ради боковых, а не ради лошади, можно получить аналогичный анти-эффект. Если затаскивать на плечо внутрь поводом, если ставить лошадь в очень строгую рамку ради того, чтобы она из штанов выпрыгнула, но согнулась как надо. Если лошадь в реальности не гнется, а бочит. Если лошадь зажимает спину на боковых. Все это - не боковые, а анти-боковые уж тогда.
Боковые нужны, чтобы исправить природную ассиметрию лошади, научить ее двигаться прямолинейно под всадником. С этим же никто не будет спорить? А прямолинейность под всадником - это залог здоровья лошади. Любая ассиметрия - это сопротивление и борьба, которая ведет к закрепощению и неправильной работе всего тела. Именно боковые и нужны, чтобы это исправить и развить мышцы одинаково.
Если боковые разрушают лошадь - значит нафиг такую выездку.


Оля, боковые это не серпатины и вольты :) Однако следуя логике, они тоже вредны..
Короче жизнь - боль.

Синдром целующихся позвонков - это прямое противопоказание к сгибаниям как таковым... Больные колени - аналогично. Но мы же не говорим о паталогиях, а о здоровых лошадях, которых мы оказывается делаем больными с помощью физкультуры и гимнастики.
 
Боковые это работа в три и четыре следа) а уж постановление с серпантинами какое отношение к боковым имеют).
По прямой да, прямо вести сложно, но опять же. О какой работе с лошадью может идти речь, если всадник не чувствует контакт просто на движении прямо, без всяких сложностей. Мне кажется, что только это может быть причиной нежелания работать со всадником на боковых - наблюдение за его работой, что всадник не готов. Или вожжист там.
 
Ой, а можно чуть остановиться на молодых лошадях. Юля, можешь написать свое мнение с чего тебе кажется правильно начинать и почему.
Меня гложат два подхода: одни считают, что мы отрабатываем лошадь в руках и пержде всего на вольту и боковых, учим конинку нести себя на заду и тогла садимся и начинаем тоже самое под верхом делать.
Другие считают, что надо вначале научить на корде хорошим аллюрам и переходам, остановкам и работа по прямой. Садимся в седло и тоже работаем большие вольты и прямые. Когда лошадь хорошо бежит 3 аллюра начинаем в руках учить боковые и тогда их переносим под верх.
 
О какой работе с лошадью может идти речь, если всадник не чувствует контакт просто на движении прямо, без всяких сложностей.

Я бы так сказала

О какой работе В РУКАХ с лошадью может идти речь, если всадник не чувствует контакт.
Если все настолько плохо, то надо может просто начать с начала и пойти допустим в выездковый прокат или просто индивидуалки с тренером, простая манежная езда, пока хоть что-то не почувствуется.

Если все не настолько плохо, то в этой ситуации, долбить прямые, пока не получится, до победного - это решение "в лоб", которое может и не привести к результату, если лошадь попалась сложная. Кроме того, такая работа может быстро наскучить лошади и научить ее сопротивляться.
Кроме того, вот вы говорите "как человек может работать над боковыми, если он не умеет их правильно делать" - я не цитирую, просто вот такой смысл где-то проскальзывал. Но в моем понимании, это примерно то же, как в том анекдоте, "научитесь плавать - воды нальем". Как учиться сгибать лошадь и делать боковые, не делая их? Надо делать, чувствовать как лошадь проходит на внешний повод, уступает шенкелю. Как можно это почувствовать и сделать на прямых?

Другие считают, что надо вначале научить на корде хорошим аллюрам и переходам, остановкам и работа по прямой. Садимся в седло и тоже работаем большие вольты и прямые. Когда лошадь хорошо бежит 3 аллюра начинаем в руках учить боковые и тогда их переносим под верх.

Этот подход вполне классический и большинство именно так и делает. Ну разве что за исключением работы в руках.

Что касается первого "подхода" то тут есть риск не дождаться результата.. Или результат будет не совсем таким, как хочется.
 
Последнее редактирование:
А у меня еще один ролик есть.. пусть добро не пропадает. Он дурацкий, там ничего интересного нет, Белко было не в настроении, а я уставшая.
 
Сверху