В свете работы на вожжах и в руках чуткость рук имеет немного другой сакральный смысл.
Там где верхом мы можем поправить ногой, довести до повода или сработать корпусом, компенсируя косяки (ну если можем конечно), то в руках руки важнее всего.
Хотя в моем представлении важнее даже не чуткость, а координация. Без нее никакая чуткость не поможет. Именно это я пыталась донести на семинаре. Поэтому я давала задания участником не только ходить по стенкам, но и делать сгибания, параллельно двигаясь в какую-то сторону, так чтобы человек почувствовал, НАСКОЛЬКО это важно, координировать свои действия.
На своих учениках я вижу основную проблему самого начального уровня в том, что человек, концентрируясь на полуодержках какой-то там одной рукой, в это же самое время другой рукой делает что попало, машет хлыстом по ушам лошади, цепляет ее по ногам, повисает мертво на поводе и так далее. Это координация! И пока ее нет, чуткость не поможет.
А вот когда координация появляется, и мы можем контролировать ОБЕ руки а даже перемещения своего тела, и мы можем одновременно одной рукой работать хлыстом, делать полуодержки поводом, и сгибать "шенкелем", то можно считать, что табло загорелось, и там написано, что вы перешли на следующий левел с названием "тайминг".
Потому что после координации - следующее по важности - это своевременность воздействий, или "тайминг". Потому что никакая чуткость не поможет, если мы все делаем как попало, не вовремя, не тогда, когда это нужно.
И вот когда тайминг в мозгу начинает формироваться, то можно к этому добавить правильные полуодержки, отдачу повода, смягчение и все прочее. Это третий левел "контакт".
Разумеется можно идти другим путем и начать точить контакт по прямой. Более того, можно совмещать эти пути. И работая над координацией и таймингом, одновременно учиться делать полуодержки и вести лошадь в контакте по стенке. Только это сработает с опытной лошадью. Зеленую лошадь намного легче научить идти в поводу на вольтах и сгибаниях, а по стенке - это сложнее для нее. И тут опять же мы приходим к тому, что НЕТ общих правил, всегда надо смотреть по ситуации. В этом и заключается гибкость мышления, мы должны уметь видеть, что будет эффективнее в данный момент.
Потому что тренер или тренер со стороны, или семинар при невозможности/нежелании иметь регулярного тренера все равно создают нам систему координат, к которой мы приравниваемся.
Я согласна со всем, что Вы написали. Ну разве что за исключением пчелки (я же гений!
)
Только есть одна проблема. Если регулярные занятия с тренером по классической работе можно себе организовать, то вот регулярно работать в руках с тренером - это из области мечтаний. У нас как-то не очень вагон тренеров, реально умеющих работать в руках. Не подбить на пиаффу хлыстом, а именно работать. И тут приходится работать самому, ездить на семинары и снимать себя на видео. Особенно последнее. Каждый раз, когда я снимаю рабочие моменты на видео, мне хочется застрелиться. СТОЛЬКО косяков!! И почему я их не вижу, пока работаю? Почему я их прекрасно вижу потом на видео! Вот для этого как раз нужен тренер, смотреть со стороны как минимум. Но где ж его взять. Остается - самоконтроль и не заниматься самообманом, думая, что все прекрасно.