Напишу дальше, пока еще что-то помню.
Черное тело со всеми его проблемами, которые я заранее объяснила Паулю еще по дороге из аэропорта. Хотя проблема с подпругой и решилась, но осадочек-то остался... Он выдирает повод на каждый мой шорох в седле, боится. И эту проблему конечно за два урока не решишь, поэтому мы сосредоточились на нюансах, которые мне пригодятся дальше, когда мы победим эту беду с головой.
У него хуже работает левая задняя, из-за операции и других травм, поэтому он ленивее уступает от левого шенкеля и не охотно двигает эту ногу под себя. Посоветовал на выходе в принимание делать вольт траверсом, чтобы активировать эту ногу больше. Ну и в целом он советовал рысить чуть более собрано и не париться пока про голову, как задрал, так и опустит, ничего не править рукой специально.
На галопе много работали над менками, потому что у нас это форменная печаль. Из-за того, что он плохо чувствует свой зад и туда все долго доходит, он много лет вообще не менял ноги, вот от слова совсем. Контргалоп по 6-метровому вольту - легко, ногу сменить - даже случайно нет! Даже в леваде - никогда.
В конце концов прошлой осенью я его каким-то чудом научила менять ноги хоть как-то, что называется хоть тушкой, хоть чучелком, в надежде, что он сообразит и дальше оно пойдет. Вот именно чучелком мы теперь ноги и меняем. Он меняет четко по команде, но в самый ответственный момент у него вперед выносится не новая задняя нога в сторону менки, а ровно наоборот - передняя с другой стороны, то есть в темп галопа он добавляет совершенно левое ненужное движение внешней передней ногой. Не стреляйте в пианиста, как говорится..
На первом занятии Пауло пытался осознать проблему и гонял нас по менкам в самых разных траекториях. Мы меняли четко как часы, и каждый раз чучелком
Собственно именно поэтому я попросила Пауля покататься на Черном на третий день..
Еще поделали испанский шаг. Пауло велел не трогать передние ноги хлыстом даже для подсказки, а наоборот тушировать сзади, чтобы он делал более собранный шаг. К тому же если делать на публику, то публика не должна видеть хлыст спереди, то есть не должно быть видно как это делается и "следы" обучения самому элементу, лошадь должна делать сама.
Потом снова вышло оно - Белко. Но в этот раз не чмо. Видимо оно выспалось, в этот раз качественно проснулось и стало человеком. Еще я поменяла ему мундштук на тот, что привез Пауло (с подвижными рычагами), он для лошади комфортнее, в чем я уже не раз убедилась на других лошадях. И за эти два урока тоже.
Поскольку я пожаловалась Паулю, что у нас вечные проблемы с сокращениями (любыми), то на это мы заострили внимание, когда стало понятно, что конь сегодня вменько и с ним можно работать над этим.
Собственно сокращаться он не любит, потому что ему очень трудно раздвигаться. Поэтому когда он расширяет к примеру рысь, для него это уже большой напряг, а чтобы оттуда сократиться качественно - фактически надо сделать еще усилие, помимо уже сделанного. Вот он и не хочет.
Сначала мы поделали немного манежной езды, разные заходы на принимания и плечи, вперемешку с вольтами. Я заметила, что в этот раз Пауло почти всех гонял по одной и той же задаче - принимания (или уступки) лесенкой. Выходим с угла и начинаем двигаться вбок, через три темпа делаем еще три прямо, потом снова вбок. Пауло объяснил это так. Когда мы фигачим всю диагональ, часто бывает так, что лошадь начинает к середине разваливаться и теряет сгибание, и мы вынуждены сами либо уходить на вольт, либо на прямую, короче прекращать движение вбок, и это не результат запланированного действия, а вынужденная мера. Лошадь связывает это именно с трудностью, что если ей стало сложно, то надо начать кособочиться и упражнение закончится. А принцип чередования вбок-прямо во-первых заставляет лошадь все время ждать новой команды, а не шпарить бездумно всю диагональ, во-вторых она не успевает развалиться и соответственно не связывает выпрямление со своими проблемами - выпрямление это просто отдельная команда.
Еще Пауло меня озадачил с пассажем. Конечно, мы пытались ему продать самый лучший пассаж, который мы можем делать, уж тут Белко умеет себя показать
Но Пауло сказал, что хотя тот пассаж и очень эффектный, но на самом деле черезмерный, он предпочитает делать более мягкий вариант, потому что иначе с таким пассажем очень трудно делать переходы. То есть сам по себе он еще возможен, но с переходами уже коню слишком трудно.
Вообщем у меня стояла нетривиальная задача - чередовать "большой" пассаж и "скромный" пассаж, чтобы конь чуть больше выпрямлял передние ноги, не так сильно их поднимал и сгибал. Затем мы чередовали рысь и вот этот пассаж с продвижением вперед. Потом на видео я посмотрела - там где Пауло нас хвалил за более плавный вариант, у нас многие в спортивной выездке любят именно вот таким пассажем всю выездку бежать - у нас это называется "темп". Но Пауло считает это пассажем и предлагает не путать.
Задача это развивать дальше состоит в том, чтобы более плавный пассаж чуть замедлить, но не потерять вынос переда чуть вперед. Просил вообще не трогать рукой на пассаже, чтобы он сам работал. Но Белко и так был в ударе и корректировки почти не требовалось. Но даже когда мне казалось, что я почти ничего не делаю, Пауло говорил, что надо еще меньше делать.
На галопе мы решили сосредоточиться на менках. С остальным я и сама могу разобраться, а менки это ж больная тема. С психической Белкой менки было никак не начать. Начали худо-бедно прошлой осенью, в зачатке, потом зимой не делали совсем, продолжили весной. Белко проникся темой и начал на менках задирать передние лапы, ну и вообще придумал, что менять низэнько - это не его стиль, поэтому меняет он высоко и красиво... и врет задом больше чем в половине менок
Собственно над этим мы и корпели. Перед каждой менкой Пауло хотел, чтобы я его развернула задом в сторону менки, плечами наоборот. То есть в позицию плечом внутрь в сторону от менки. Если я успевала это правильно сделать и не потерять равновесие, то он всегда менял чисто. Так мы развлекались по диагоналям, четвертям, серпантинам и длинным стенкам. Собственно Пауло хотел взять количеством, чтобы я это делала на автомате, каждый раз успевать его повернуть пятой точкой в нужную сторону, но не сделав менку раньше времени. Потом можно будет уже делать только намек на это, но сейчас в прямолинейном состоянии он то врет, то не врет, и чтобы научить его совсем не врать, легче заранее ставить его в слегка утрированную позицию.
Под конец Белко утомилось, поэтому пиаффе, которое мы зря оставили на потом, уже было чисто для галочки. Решили в воскресенье переставить его до галопа, чтоб было больше толку.