Да я стараюсь не отрывать, но иногда оно само..
Наконец-то закончились тренерские курсы в Комарово и Дерби и я хоть пару дней отдохну (то есть переделаю все вставшие домашние дела). Собственно курсы для тренеров - дело хорошее, хотя я так поняла, что многим это скорее надо для диплома и галочки. Ну и раздел Работа в руках и на корде организаторы решили туда включить, чтобы сделать тренерское образование многосторонним и всеобъемлющим
Но тут я полностью согласна - тренер должен уметь работать в руках! Как иначе он сможет со стороны быстро увидеть проблему и помощь всаднику ее решить? Работая в руках мы привыкаем оценивать лошадь сбоку (ракурс тренера) и привыкаем поправлять лошадь будучи на земле. Вообщем полезно это, надеюсь мне удалось хоть кого-то там заинтересовать развивать себя в этом направлении.
Ну кроме этого я еще рассказывала об истории выездки, о том с чего все начиналось и чем закончилось и почему. Чтобы хотя бы кто-то знал, что не "всё придумал Филлис" и что работа в пилярах это не скелеты в шкафу старой школы, а очень даже мягкие методы. А то порой от умных людей такого наслушаешься. А ведь тренер должен быть еще и грамотным образованным человеком, который может светоч знаний донести до учеников в неискаженном виде.
В Комарово меня порадовали лошадки, с которыми я показывала практику. Все спокойные, адекватные, были разного уровня, удалось даже дать попробовать желающим.
Один коник прямо в моем вкусе был, очень горящий желанием что-то сделать, правда никак не мог понять вначале, что мне вместо пиаффе надо просто шаг. Я так поняла, что он привозной и где-то там в европах был научен в руках всего двум вещам - пиаффе и испанский шаг. И только их он мне и продавал. Какой такой шаг?? Зачем это? Но через 15 минут занудного ползания по стенкам до него дошло, что надо просто шагом идти. Пиаффе у него очень даже неплохое и испанский шаг тоже приличный.
Вот он, стырила фото. Весь складный и квадратный.
Но даже при каких-то проблемах прошлого обучения с таким конем легко и все можно быстро переделать как тебе нужно.
Другое дело, когда попадаются кони совершенно деревянные и пучеглазые, с которыми просто никогда ничем не занимались от слова совсем... Вот это конечно печаль и уныние. Это мне так в Дербях не свезло. Там на практике почти ничего не удалось показать. Ну вернее пришлось показать ровно то, на что были способны лошадки. Два детских райт пони там было, может быть на них только дети ездят, я не поняла точно. Но они были нулевые с минусом. То есть стремались, шли через руку, затылок деревянный. Конечно зрителям было скучно! Но у нас там был главный козырь - большепризный мерин 20 лет. Уж с ним-то мы думали покажем хоть пиаффу, хоть боковые какие-нибудь. А может кому и в руки дадим попробовать. Но в этом месте нас нагнало противоречие "Ожидание-реальность" с особо грубой форме.
Конь в руках не двигался... Ну вот вообще не шагал. Ощущение, что сейчас ляжет и умрет. Задние ноги волочатся, спина не очень хорошая. Затылок налево в принципе не поворачивается. О том, что про пиаффе надо забыть, стало понятно сразу. Ну ладно, пробуем хотя бы уступкой по вольту пройти - фиг. Ноги не слушаются. На хлыст реакция нулевая, уступать? - не слышал. Через пять минут таскания коня на себе я взмокла и поняла, что это фиаско. Как на нем ездят - не знаю. И наверное не очень хочу узнавать.
Но в 20 лет лошадь после спортивной карьеры не должна так ходить! И у нее не должна быть такая голая спина...
Одна радость - приезжаю домой к своим коням и понимаю, какие они все вдоль и поперек прекрасные. И от пальца уступают и затылок сдают куда угодно и гнутся в любую сторону и через руку не ломятся. Но все равно меня не покидает мысль - вот неужели не скучно ездить на деревянных конях, с которыми кроме убогих трех аллюров больше ничего? Это же тоска смертная. Может мне удалось донести мысль, что кони должны быть изначально податливым и удобным материалом для работы и для этого надо с ними в руках заниматься...
Пока готовилась к семинару опять перерыла кучу литературы (благо она вся под рукой)
Пока помню, приведу некоторые интересные цитаты.
"Обязательно надо работать в руках. Без этого никак нельзя. Можно в руках все элементы выучить с лошадью, а потом сесть и только повторить. Но для этого надо знать, как делать. Конечно, неплохо иметь помощника. Лучший помощник - это тренер." Иван Кизимов
А сейчас многие так пренебрежительно относятся к этой работе! Некогда точить пилу, пилить надо!
"Нет такой позы, в которой лошадь бы не уставала" Джейм Филлис
Жаль у нас об этом постоянно забывают и скручивают лошадь веревками на целые репризы.
«Золотое правило в работе с лошадью — никогда не подходи к лошади в гневе. Гнев настолько лишает человека предусмотрительности, что часто заставляет нас делать то, о чем в спокойном состоянии мы очень сожалеем.» (Ксенофон) (4 век до н.э)
Ну это понятно. Все мечтают быть терпеливыми и мудрыми всадниками. Только это работает ровно до того момента, пока все идет хорошо. А вот дальше - как раз и начинается проверка опыта и таланта.
"Легкость в руке это всегда следствие правильного сбора" (Вольный перевод из книги Саломона де ла Бру, 16 век)
«Плечом внутрь помогает лошади перенести вес на задние ноги, потому что каждый шаг заставляет ее подвести внутренний зад больше под корпус и поставить его перед внешней задней ногой, что невозможно сделать, не опустив внутреннее бедро» Франсуа Гериньер 18 век
Что характерно, эта цитата из Гериньера почти дословно перенесена в правила FEI. А Гериньер это та самая старая школа, которую многие так активно и брезгливо клеймят. По незнанию и непониманию истории ее возникновения.
«Тело всадника можно разделить на три части. Две из них подвижны, одна неподвижна. Подвижные это поясница и нижняя часть ноги. Неподвижная – все, что между.»
«Всадник должен сидеть в центре седла, поддерживая свой центр тяжести и лишь слегка опираясь на ягодицы. Верхняя часть ноги должна быть развернута внутрь и хорошо прилегать к седлу. Для этого ногу внутрь надо развернуть от самого бедра»
Две последние это тоже Гериньер. Они звучат абсолютно современно и очень даже в тренде выездки последних лет.
"Огромная ошибка - думать что легкость это езда с брошенным поводом без округления и импульса. Это не выездка, это просто прогулка. Мы можем отдать руку только тогда, когда лошадь в поводу и двигается с импульсом" Нуно Оливейра
"Разница между лошадью, зажатой между поводом и ногой, и собранной лошадью в том, что собранная лошадь пойдет за рукой вниз, оставаясь при этом округленной" Нуно Оливейра
"Шаг - король всех аллюров" Франсуа Боше
Франсуа Боше, которого ругали его современники, рисовали на него карикатуры, писали памфлеты, вынудили уйти работать в цирк, так как Сомюр его отверг. Сейчас вообще мало кто знает чем именно он известен. А ведь именно этот человек первым исполнил менки в один темп на галопе и описал их в своей книге. Сейчас все это воспринимают как очевидное - ну да, менки в темп, большая выездка. А тот же самый человек, кто придумал эти менки, также придумал испанский шаг, испанскую рысь, галоп на трех ногах и много чего еще (а вовсе не старая школа их придумала!!). Испанский шаг до сих пор многие считают совершенно ненужной бесполезной вещью, или даже вредной, уж спортсмены то точно выше этих цирковых развлечений. И такое пренебрежение также от незнания. Непонимания того, как много Боше привнес с современную выездку. Его отдача руки, работа ногой в руке, а не наоборот, принцип "Ногой без руки, рукой без ноги", работа рукой от себя - это самый писк выездковой моды сейчас, с тех пор как Шарлотта и Хестер заняли пьедестал.
Где была бы сейчас выездка с ее принципами и системой, если бы не все эти люди? Да в одном месте она была бы. Потому что потребовались бы еще десятилетия, чтобы кто-то додумался до плеча внутрь (Это был Гериньер, если что), до полуодержки (Также Гериньер) и многих других таких очевидных сейчас вещей. А еще в 18 веке о них не знали! И обходились без этого, пытаясь тем не менее найти ответы на главный вопрос - как собрать лошадь, сделать ее послушной и легкой.
И вот поэтому очень дико и грустно от конников слышать вещи типа "Старая школа отрицала менки" (Тьфу три раза, да где вы это вычитали??) "Плечо внутрь придумал Филлис, потому что он все придумал" (ну это от безысходности), "Старая школа работала без импульса" (Ну да, ну да, только начиная с самого ее появления именно об импульсе писали все поголовно, в частности о том, что импульс это не скорость) "Существует только спортивная выездка, потому что так было всегда" (дремучесть наша безгранична) и много много других перлов.
Вот она моя прелесть
Большая часть моей конной библиотеки переехала на новое место жительства.