Заповедник гоблинов и Белки

Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

c06f65f4aabac1913ec7db0b1f3604cc.jpg
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

Юль, ну куда же Вы пропали? Очень хочется подчерпнуть новых знаний!)

Задам вопрос: как Вы поняли, что спина Белки, когда он бегал на корде без верховой нагрузки вперед - вниз, готова, чтобы начинать работу на галопе на корде? А когда начинать работу под седлом?

И если на рыси лошадь бежит отлично вперед - вниз, а на галопе не может, то это значит она к нему не готова еще? (На корде.)

И на галопе даются те же команды, что и на рыси? (Для того, чтобы лошадь опустила голову и начала толкаться задом?)

И как сделать так, чтобы на рыси на корде лошадь как бы согнуть вокруг себя? Т.е. чтоб не только морду вниз, а еще внутреннюю ногу под корпус?

Сорри за большое ко-во дилетанских вопросов, очень жду продолжения :)
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

Немного влезу :) Имхо на корде проще гнуть как в руках - только в руках контактно, а на корде жестом...
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

B-veter написал(а):
Немного влезу :) Имхо на корде проще гнуть как в руках - только в руках контактно, а на корде жестом...


Ну вот и как ей это объяснить? :(
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

В руках когда учишь лошадь зачастую корректируешь контактно, постепенно она уже начинает реагировать на легкое отзывание провисшего повода или чембура, легкая подсказка "вспомни про зад" и ЛоШарик катиться в нужном положении. На корде потихоньку наращивая дистанцию можно встать и на полную длину. И оттуда слегка отзывая кордой просим голову и напоминая бичиком про ноги можно иметь картинку как в руках. Вопрос ведь постепенности и удобности для лошади этого положения. Это как сеть на шпагат, нельзя сразу, нужно время.
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

А я получается больше прошу сгибания в районе шенкеля или чуть спереди, а когда это разобрались, пробую подключить попу и двинуть шире...
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

Большое спасибо! Буду пробовать еще более постепенно)

Просто очень хочется, чтоб был хоть минимальный, но прогресс, а у нас пока кретинизм..((
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

У меня тоже в итоге выходит прошу потом за плечем контактно(голова, потом ноги, потом объдиняю знакомые команды), а безконтактно или далеко пользуется только повод и хлыст(руки по сути). Не знаю как там попросить по области шенкеля. Ну и под верхом мы не работаем, видимо еще это накладывает специфику.
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

Понятно :) У меня наоборот - в районе подпруги, если надо, то намекаю поводом-кордой про голову, не убирая давление с подпруги, и уже потом задние ноги поактивней. Правда тут момент, я из совсем не активного аллюра не гну, т.е. рабочее движение уже на входе есть... А на корде не знаю, мой довольно четко понимает просьбу уступить плечо от просто указания на него бичом...
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

Я не глядючи могу согласиться что у нас все через жо :) но вроде Марайка так показывала, да и когда я тут ради интереса попросила у нее траверс от сокращения бока, она его сделала хорошо, чисто инстинктивно, но потом "развалилась" от необычности и непонимания что произошло :) Но нам пока его рано, так, просто интересно было.
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

Чойта, может как раз у меня через жо))) Но у меня почему-то если с головы начать, выходит сгибание только в шее, выпадает на внешнее плечо и ничего уже особо не сделать без внешнего повода... которого на корде нет.
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

На корде нет, но в руках же есть :) По Марайке эт можно Марину помучать.
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

Вот уже который раз открываю дневник, пытаюсь что-то написать и закрываю. Все собиралась сдержать обещание и написать про корду, но сдох грунт (спасибо, оттепель), а хотелось же наснимать чего-нибудь для иллюстрации. Чем больше я думала о том, что же написать, тем больше всплывало всяких нюансов, которые нельзя пропустить. А это значит, что в пару абзацев не уложиться. Но без грунта пропало желание вообще писать, на работе начался загруз, кони ошалели без дела, куча нерешенных проблем скопилась в очереди, видимо это стандартный питерский зимний депресняк связанный с полным отсутствием солнечного света.

Запоздалое огромное спасибо за поздравления!!

Попробую исправиться и накатать что-нибудь с использованием старых фоток (новых взять пока негде :( )


Я попробую собрать в кучку те знания, которые я почерпнула из разных источников и мой собственный опыт, так чтоб получилась какая-то внятная картина. Вообщем-то, это нетривиальная задача, хочется сразу вывалить все и сразу, но так я только запутаю, наверное.
Поскольку я корду использую не просто для того, чтоб отмоционить лошадь, а для полноценной разноплановой работы, в течение уже многих лет и на разных лошадях, то некоторые вещи, которые работают всегда и на всех, можно наверное уже считать какой-то системой, пригодной для изложения. Но это имхо будет интересно только тем, кто занимается обучением лошади с помощью корды. Многое из этого излишне, если требуется допустим только подготовить лошадь к заездке.

Попытаюсь для начала сформулировать что-то вроде "основных принципов". Во всяком случае я этих заповедей стараюсь придерживаться ВСЕГДА, независимо от уровня лошади, погоды и моего настроения.

1) Лошадь всегда должна помнить о присутствии человека на другом конце корды. Иначе говоря, лошадь никогда не должна бегать сама по себе, отключившись от сети. Например, выпускать пар без разрешения, уныло телепаться на своей волне, строчить бешеной креветкой, менять аллюры по собственному усмотрению, останавливаться, подходить, отвлекаться и тп.
2) Никогда нельзя допускать возможности того, что лошадь убежит с корды. Убежала один раз - будет пытаться делать это всю жизнь.
3) Лошадь должна ВСЕГДА помнить о движении вперед. Даже если она при этом идет назад или стоит на месте. Это должно прочно стоять на первом месте по отношению к любым другим идеям в конячей голове. Например, если вы хотите чтобы лошадь бежала и допустим гнулась, а она пытаясь согнуться в итоге тормозит, бочит, останавливается или вовсе пятится, необходимо забыть о всех сгибаниях и выдвинуть лошадь вперед, прежде чем просить что-то еще.
4) Прямо вытекает из п.3) - ни в коем случае нельзя вырабатывать у себя привычку "тащить" лошадь за собой. Лошадь должна всегда бежать чуть впереди человека. Мы как бы выпускаем лошадь вперед, а не тянем ее сзади. Это принципиально важный момент не только в работе на корде, а и в выездке в целом.
5) Лошадь должна уметь отходить от человека на длину корды спокойным шагом по первому требованию и продолжать дальше идти шагом по кругу.
6) Лошадь должна останавливаться на корде по первому требованию и стоять, НЕ подходя к человеку и не разворачиваясь рожей в центр.


Есть еще моменты, скажем так, чуть менее приоритетные, но все же совершенно необходимые, если планируется дальнейшее обучение на корде.

1) Лошадь никогда не должна сужать круг без разрешения и выраженно валиться плечом в центр.
2) Всегда нужно помнить о том, что средства управления, применяемые на корде, когда-нибудь прийдется переносить наверх. Поэтому желательно не выдумывать совершенно несуразные техники, которые потом невозможно будет адаптировать под седло.
3) Если мы хотим получить один и тот же результат, мы должны применять одни и те же команды. Если у нас сегодня галоп от подъема бровей, а завтра от моргания глазами, то лошадь запутается и подъем в галоп всегда будет нечетким.
4) Если есть ощущение, что для выполнения чего-либо приходится раз за разом усиливать команду, значит что-то идет не так!
5) Любые пополновения лошади заколбаситься на корде лучше пресекать прямо в зародыше. Колбаситься можно на свободе или вне манежа. А в манеже на корде у лошади не должно возникать таких идей в принципе.
6) Никогда нельзя при работе на корде поднимать руку с кордой выше головы. Если это происходит, значит скорее всего упущено что-то важное (см. предыдущие пункты).
7) Лошадь всегда должна выходить от человека на круг ШАГОМ.


Это и есть самое сложное. Не научить этому лошадь, а научиться самому не нарушать эти правила :)

Что я обычно делаю дальше.
Если лошадь гнется как бревно и еще пока не знает никаких наших сигналов и команд, то надо с чего-то начинать, прежде, чем ей станет комфортно бегать на корде.

Я начинаю в руках. Первое, что надо сделать, это научить лошадь идти вперед от сигнала сзади. Это может быть просто вынос хлыста за задние ноги, кому-то может понадобиться более сильный сигнал. Главное, - это всегда помнить про Заповедь №3.

Затем учим остановку (Заповедь №6).

Учим лошадь следовать за рукой. Когда рука идет вниз, лошадь опускает голову на тот же уровень. Если мы поднимаем руку, лошадь поднимает голову. Вытягиваем руку вперед - лошадь идет вперед. Все это отрабатывается так, чтобы корда вообще никогда не натягивалась.

Затем учим лошадь на месте смягчать внутреннее плечо. Очень часто молодые лошади при попытке сдвинуть их с места пытаются сразу сделать шаг внутрь, налечь плечом, вдобавок вывернув голову наружу. Поэтому проще заранее отработать автоматическую реакцию на давление в область подпруги, от которого лошадь сразу уступает плечом наружу. При этом не нужно, чтоб лошадь куда-то шла, это должно просто ощущаться, как уступка. Это нужно отработать до уровня, когда достаточно просто показать пальцем и лошадь уступит от жеста. Еще раз хочу подчеркнуть, что это должна быть уступка только плечом, а не так, что лошадь вся куда-то уползает вбок, или начинает откидывать зад.

Следующий шаг объединяет предыдущие. Мы учим лошадь идти в руках по кругу, одновременно следуя за рукой слегка вниз и уступая плечом наружу, сохраняя при этом траекторию вольта. Лучше сразу избегать таких вещей как вываливание плеча и откидывание зада.

Вообще нежелательно учить откидывать зад, как это любят делать последователи Парелли, "заглядывая лошади под хвост". Ну или от жеста в направлении задних ног. Потому что в дальнейшем лошадь будет отшпыриваться наружу всякий раз, когда мы будем хотеть от нее подвести задние ноги под корпус.

Постепенно увеличиваем расстояние, сохраняя все остальные сигналы, но не больше, чем лошадь готова понимать. Возможно прийдется возвращаться на исходную и не раз.

И вот когда лошадь уже бодро топает шагом хотя бы в трех метрах от человека и выполняет все эти команды, можно переходить к подъему в рысь, потихоньку увеличивая длину корды. Чтобы лошадь научилась качественно сгибаться на корде нужны месяцы работы + доп. упражнения! Нет такой волшебной кнопки, которую нажали и вот она побежала, как надо. Ведь лошади от природы не свойственно бегать кругами, ее баланс под это не заточен. А чтобы бегать согнувшись, никуда не валиться при этом, не висеть на корде, сохранять круг, нужно научиться совершенно новому балансу.

Я при этом не хочу сказать, что с лошадью нельзя бегать на корде, пока она не научится супер-балансу и не согнется вся. Но те пункты, которые я перечислила вначале, я стараюсь соблюдать с самого начала, даже если лошадь еще ничего не умеет и бегает оленем.
Но параллельно с просто беганием можно и нужно начинать учить лошадь делать это правильно.

Теперь как и обещала, буду пытаться разложить по полочкам как к этому всему прийти будучи на земле, то есть используя только корду, шамбарьер, язык тела и просто язык :)

Еще несколько моментов, которые я бы выделила как важные, касающиеся конкретно человека с кордой. Тут я буду писать как работаю именно я, то есть те команды и язык жестов, который сложился в процессе работы и он мне нравится тем, что лошади быстро понимают что к чему.

1) Человек с кордой всегда должен чувствовать, что он расслаблен. Внутренне и внешне. Лошади отлично это считывают. Можно сколько угодно командовать, чтобы лошадь расслабилась, но пока человек напряжен, лошадь будет делать то же самое.
2) В частности ведущая рука с кордой, включая плечо, должна быть расслабленна. Особенно это важно, когда лошадь бегает оленем и расслабление ей плохо дается.
3) Корда в случае неопытной лошади всегда должна быть в контакте. Причем в равномерном контакте. Это в том числе означает, что иногда имеет смысл последовать за лошадью, чтобы ее не дернуть, если ее снесло с круга. Нельзя внезапно отдавать корду, лишая лошадь ориентиров. (говорим о молодом несбалансированном олене)
4) Лучше избегать всяких прыжков и другой акробатики в центре корды с целью выслать лошадь, поддержать ее морально, выпихнуть ее наружу и тд. Это лишь научит лошадь игнорировать наш язык тела и испортит будущий диалог. Наоборот все наши движения должны быть как можно сдержаннее и плавнее. Если мы суетимся, дергаемся и излишне жестикулируем, это все равно что мы бы постоянно кричали.
5) То же самое касается и голосовых команд.
6) Высылающая рука с шамбарьером должна быть невидимой всегда, кроме тех случаев, когда она нужна. Не в том смысле, что ее надо прятать за спину, а в том, что она должна незаметно следовать за лошадью ничем себя не проявляя.
7) Своим телом мы создаем лошади коридор движения, которым мы должны управлять (телом и коридором). В общем случае мы следуем за лошадью лицом к ней, таким образом, что наши плечи развернуты параллельно лошади. В экстремальном варианте, вытянув обе руки в стороны, мы можем еще более четко показать этот коридор.
8 ) Плечо ведущей руки может быть открытым и закрытым. Его можно открыть по-разному - к примеру если мы хотим сузить круг, то мы должны открыть его шире, чем было, то есть подать назад. Если мы хотим сократить движение или вообще остановить лошадь, то мы закрываем это плечо, то есть разворачиваем его к лошади.
9) Лошадь обязательно должна уметь искать контакт с кордой, так же как верхом это происходит с поводом. Нет контакта - нет управления.


На той стадии, где мы объединяем умение лошади ходить вокруг нас шагом со сгибанием и следовать за ведущей рукой, вначале могут понадобиться более утрированные команды, чем это хорошо бы иметь в идеале.
Например, если лошадь плохо следует за рукой вниз, можно опустить и ведущее плечо, а то и вовсе согнуться в ту сторону. Главное, чтобы не пришлось потом так дальше и ползать все время - нужно всегда стремиться минимизировать усилия.
Не нашла подходящей фотки с кордой, где я ползаю скрючившись, но без корды все абсолютно то же самое.
mjWOr5Pb9B0.jpg


В конечном итоге мы просто стоим в центре в нейтральной позе, не напрягаемся, и просим лошадь следовать за рукой вперед и вниз, одновременно требуем убрать плечо.

WhDY7byRSPM.jpg


B65FgfK7rD0.jpg


Вообще, что касается ведущей руки, очень важно целенаправленно следовать той логике, в которой положение головы и шеи лошади соответствует положению ведущей руки.
Аналогично, положение нашего тела определяет положение тела лошади. А высылающая рука и направление движения шамбарьера отвечает за то, как работают задние ноги. Иначе все это больше будет походить на некий трюк, чем на планомерную работу.

К примеру, при движении вперед-вниз, наша ведущая рука показывает как мы хотим чтобы лошадь несла шею (насколько низко), но при этом корпусом мы можем дополнительно показать баланс - например слегка опустить ведущее плечо и чуть наклонить корпус вперед (практически в уме) чтобы обозначить расслабление.
OzMJH2vMh0o.jpg



При этом изменяя лишь положение нашего корпуса и плечей мы меняем и баланс лошади (все это конечно не сразу, а со временем)
Просто для примера, подбираем "зад", выдвигаем колено вперед и приподнимаем ведущее плечо (при этом рука по прежнему внизу) :
xFZlt_3IgkY.jpg


Все это возможно только потому, что лошади, в отличие от нас, в совершенстве считывают язык тела. Грех этим не воспользоваться, будучи на земле. Человек бы ничего не понял, а для лошади это и есть их родной язык.
Буду думать над продолжением :mrgreen:


4еловек написал(а):
Юль, ну куда же Вы пропали? Очень хочется подчерпнуть новых знаний!)

Задам вопрос: как Вы поняли, что спина Белки, когда он бегал на корде без верховой нагрузки вперед - вниз, готова, чтобы начинать работу на галопе на корде? А когда начинать работу под седлом?

И если на рыси лошадь бежит отлично вперед - вниз, а на галопе не может, то это значит она к нему не готова еще? (На корде.)

И на галопе даются те же команды, что и на рыси? (Для того, чтобы лошадь опустила голову и начала толкаться задом?)

И как сделать так, чтобы на рыси на корде лошадь как бы согнуть вокруг себя? Т.е. чтоб не только морду вниз, а еще внутреннюю ногу под корпус?

Сорри за большое ко-во дилетанских вопросов, очень жду продолжения :)

Я пока кратко отвечу :)
Начинать работу на галопе можно тогда, когда лошадь в принципе в состоянии в этот галоп на корде подняться. Другой вопрос - какие требования предъявлять. Ведь лошади надо для начала дать время самой разобраться, как там ноги переставлять. Да и команду выучить. Научиться подниматься с нужной ноги, не крестить, не висеть на корде и тд.. И уж потом можно начинать именно работу на галопе.

Если на рыси бежит, а на галопе прям вот вообще не может, то надо смотреть. Из предположений (пальцем в небо) - возможно ей в принципе трудно бегать галопом по кругу. В этом случае ей не до вперед-вниз, то бишь рано. Второй вариант - очень короткий корпус, ей стремно упасть на голову. Еще как вариант - спина не разрешает. Тогда надо уделить больше внимания растяжке спины.. Вообщем гадаю на картах :) Галоп вперед-вниз гораздо труднее, чем рысь.

На галопе, как и на рыси команды те же самые. Зачем их менять? Но команда опустить голову не то же самое, что начать толкаться задом. Одно из другого не следует. Опять же смотреть надо. Еще очень часто сам человек мешает лошади на галопе, не соблюдая контакт с кордой и таким образом полностью сбивая лошадь с баланса... Вообще без идеального контакта с лошадью на галопе очень сложно еще и что-то просить.

По поводу сгибания на рыси - сначала этого нужно добиться на шагу.
И вообще разбить задачу на более простые. А то вот так взять и прямо согнуть лошадь на корде, да еще на рыси - это слишком сложная задача, ее нельзя решать в лоб и сразу.
Кто-то, помнится, обещал видео снять. 8)
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

Юль, снимаю шляпу, ты очень грамотно написала про основные ключевые моменты работы с лошадью на корде!!!! :)
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

Юль, огроменное спасибо за такой грамотный и большой пост. Я распечатала себе, чтоб не забыть.

Видео есть, но мне стыдно его выкладывать :oops: Все думаю, что новое сниму, получше где она бежит. А она не бежит лучше) Если на этой недели новое не получится снять, то то выложу.

Юль, а может Вы в дальнейшем планируете вести семинары или что либо еще? Понимаю, что с работой и своими лошадьми времени на это не остается, но вдруг?) (Либо мы к Вам, либо Вы к нам)

Очень тяжело, когда остаешься с проблемой один на один и не знаешь, как ее решить. И показать некому.

Еще вопрос: а есть ли смысл чередовать положение головы? Т.е. минуту вперед-вниз, минуту относительно вверху?

И еще, никак не могу поймать грань между лошадью, которая бежит на корде вперед -вверх и лошадью, которая бежит вперед-вперед. При обоих случаях она внизу, и она отзывается на корду. Но с варианта вперед-вперед (растянутая сосиска) перевести ее на вариант вперед-вверх (спинка округлена и работает) невозможно. Стараюсь замедлить, как бы придержать рукой, а потом выдвинуть - не получается.

Это происходит, когда она уже устала (видимо). И еще: на виртуальной корде бежит гораздо лучше. Получается я нарушаю ее баланс веревкой? Спасибо.

Видео обязательно будет! Понимаю, что мои вопросы без видео очень трудно понять, прошу прощения. :oops:
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

Спасибо за инфу! Пять баллов за простоту изложения!

Гоблинёнок написал(а):
5) Любые пополновения лошади заколбаситься на корде лучше пресекать прямо в зародыше. Колбаситься можно на свободе или вне манежа. А в манеже на корде у лошади не должно возникать таких идей в принципе.
Хорошо когда это зародыш и ты знаешь что с ним делать(кстати, а как лучше пресекать этот самый зародыш?)

А вот если это уже отрепетированное шоу? Чего делать. Хотя к слову сказать многие глюки уже получилось победить, но чего делать с этим не знаю.
 
Re: Заповедник Гоблинов и Белки.

Ой, как раз то что нужно! :oops: Спасибо огромное)

Вообще нежелательно учить откидывать зад, как это любят делать последователи Парелли, "заглядывая лошади под хвост". Ну или от жеста в направлении задних ног. Потому что в дальнейшем лошадь будет отшпыриваться наружу всякий раз, когда мы будем хотеть от нее подвести задние ноги под корпус.
Кстати, у меня конь, когда включает мозги, различает это, но я уступку задом прошу, указывая скорее на маклок, и стою не сбоку, а спереди него :roll: А вот когда не включает, или когда уступка проще, чем подвести зад(на рыси он не путает, а на шагу проще откинуть зад во вне), то объяснить ему что он неправ, вернее как надо-очень сложно(
У нас ситуация осложнена еще сильнее-когда то давно мы учились ходить вбок, только даже не по Парелли(где все таки принимание, без контр сгибания), а от нажимания в район подпруги, чтобы он не уходил вперед-повод(корду) на себя. Результат предсказуемый :roll: То есть он изогнувшись на меня идет в сторону. Соответственно, когда прошу согнуться он это и делает. Вернее до какого-то уровня(очень маленького) он сгибается, как только устает/прошу больше откидывает зад и идет боком :( Верхом у меня есть внешний шенкель, а с земли нет-как это можно исправить? Сейчас просто хвалю за то, когда он делает правильно, и стараюсь не доводить до момента, когда ему придется сделать шаг во вне, но не всегда получается...
Собственно такая же проблема на плече внутрь-пытается убрать зад, и только, когда понимает(сейчас это очень быстро происходит), что зад некуда убирать-делает плечо. Муж ругается на это, говорит что нифига это не плечо внутрь, что на плече лошадь идет прямо, потом раз и перед переставляется внутрь, а зад на месте остается, а наше небольшое метание туда-сюда в начале это совсем неправильно. Правда идей по исправлению этого у него нет :(
 
Сверху