Re: Заповедник Гоблинов и Белки.
Так, я сначала продолжу, пока мысль не утекла и фотки не разбежались :mrgreen:
Еще немного о сгибании на корде.
Вообще, в моем представлении, важнее смотреть не на то, как и где согнута лошадь, а на то, насколько она вертикальна по отношению к земле, а также на то, нет ли излома на линии ноги-корпус-шея, если смотреть на нее спереди.
Например
Тут лошадь валится на внутреннее плечо, при этом если посмотреть на уши - они вертикальны, ноги под наклоном и корда натянута как струна. Лошадь валится внутрь и компенсирует это отклонением шеи наружу, что хорошо заметно по тому как сокращены мышцы шеи снаружи. Перегружается при этом внутренее плечо и внешний зад.
Лошадь может бежать под небольшим наклоном внутрь. В этом случае она скорее всего очень мало согнута. Но если при этом она уверенно держит круг, не ложится в корду и излома в корпусе нет, значит она бежит сбалансированно, несмотря на отсутствие сгибания.
Опять же пример ( уши параллельны ногам :twisted: )
То есть необязательно, чтобы лошадь бегала на корде и гнулась без перерыва. Это просто разные задачи. Но в обоих случаях самое важное это насколько лошадь остается в балансе. В данном случае в эээ гм.. медиа-латеральном. 8)
Так что даже согнутая лошадь запросто может быть совершенно не в балансе и согнута отнюдь не по вольту а просто скрючена.
Вот пример из серии не повторяйте такое никогда -
и еще:
Тут мы видим полный набор - шея перекручена внутрь, зад отставлен наружу, а в боку даже не думаем сгибаться, ну и до кучи падаем на внутренее плечо. Такое надо сразу пресекать.
Когда лошадь на самом деле сгибается по дуге вольта, ее ноги и остальная тушка будут вертикальны или очень близко к тому. А следы копыт должны всегда оставаться на линии круга.
С галопом ситуация аналогичная.
Наверное, имеет смысл подробнее о средствах управления на корде. Они ЕСТЬ :lol: и их весьма много. Даже при отсутствии внешнего повода как такового, есть много других ручек, которые можно крутить. Главное, убедить лошадь в том, что эти ручки приделаны именно к ней.
Во-первых ведущая рука, которая как мы помним управляет головой и шеей лошади и фактически играет роль повода. А это означает, что тут важен контакт с кордой, мягкость этой самой руки, правильная отдача и набор корды, одержки и полуодержки, постановление, стабилизация корды от болтания (примерно то же, что и колбасня рук у неопытного всадника).
Как я уже написала раньше, расслабленность ведущей руки имеет очень большое значение. На всех аллюрах и во всех рамках. Стоит только зажать ее и вуаля - лошадь свалилась внутрь, где-то вы потянули на себя, тут лошадь дернула сама и прощай баланс.
Эта рука должна чувствовать не только что делает лошадь в данный момент, но и предсказывать, что она сделает в следующий.
Очень важно учитывать координацию с другими средствами управления.
Например. Бежит лошадка по кругу, держит вольт, не торопится. Нам надоедает на это смотреть и мы ее энергично высылаем вперед. Если в следующий момент лошадь
внезапно послушалась и рванула с круга прямо вперед - мы проиграли! Все испортило слово "внезапно". Внезапно - означает, что мы не успеем ответить правильно и лошадь наткнется на нашу ведущую руку. Поэтому высылая лошадь вперед мы всегда должны быть готовы к тому, что она не удержится на круге и выйдет наружу и мы обязательно должны последовать рукой за движением лошади, возможно прийдется и пробежаться, лишь бы не дернуть. И только потом плавно завернуть ее обратно на круг. В противном случае мы конечно круг сохраним, но если начать делать так регулярно, то лошадь может и вовсе встать. Ведь каждый посыл и затем дергание за корду - для лошади мощное отрицательное подкрепление, которое она запомнит.
Я обычно использую такие основные положения ведущей руки:
Нейтральное - лошадь просто бежит заданным аллюром, ничего не прошу. В этом случае рука не должна никуда показывать, и остальная поза тоже не должна обозначать ничего, кроме коридора.
В общем случае рука в целом отражает то, как я хочу видеть шею лошади, а согнутость в локте - положение затылка. То есть чем больше я сгибаю локоть, тем сильнее лошадь сдает затылок. И это должно коррелировать безотказно, чтобы этим можно было управлять.
Про вперед-вниз я уже писала. Тут рука должна быть опущена вниз настолько, насколько мы хотим видеть нос лошади, а направление руки при этом задает для лошади насколько движение должно быть вперед, а насколько вниз. Опять же помним о том, что кроме руки есть еще и другие средства, и они тоже учитываются.
Например тут я прошу округлиться, но не сильно вниз, больше вперед.
А вот в таком варианте вперед-вниз переводится в "вперед-вверх", то есть для лошади задача остается той же - бежать и округляться, но мои сигналы говорят ей, что надо еще и бежать в горку и двигать вперед - обычно так я прошу выход на прибавку.
При этом во всех случаях мое ведущее плечо открыто, то есть для лошади это означает, что она бежит и держит контакт с кордой, в остальном ей открыта дорога вперед.
Еще хочу отметить разницу в положении меня в пространстве - на нейтральном фото, где я ничего не хочу, я иду вертикально, на втором чуть наклоняюсь вперед, на третьем отклоняюсь немного назад. Но именно немного. Потому что сильное подбирание "под себя" для лошади должно означать сесть на попу, что в данном случае было бы неуместно.
Таким образом, чтобы сократить лошадь и перевести вперед-вниз в собранную рамку на шагу или рыси, я постепенно все больше и больше сгибаю локоть (плечо при этом остается расслабленным как и было), очень важно при этом помнить о собственной осанке (ну мы же хотим чтоб лошадь перенесла больше веса назад, будет глупо при этом идти сгорбившись, лицом в пол, лошадь не поймет), и высылающая рука с шамбарьером должна быть на стрёме, так как сокращаясь лошадь может забыть об импульсе.
Если при этом я продолжаю хотеть просто собранную рысь, то высылающая рука работает в горизонтальной плоскости в некотором отдалении от задних ног. Если хочется добавить еще больше сокращения и еще больше зада, то я перевожу движения шамбарьера в вертикальную плоскость и задаю темп, при этом закрываю ведущее плечо, чтобы обозначить "вверх". Таким макаром например я перевожу собранную рысь в пассаж.
Плечо не обязательно закрывать, иногда я наоборот перемещаюсь больше к крупу и темпую лошадь оттуда, предоставляя ему самому разбираться со своей передней частью, ориентируясь на контакт с кордой. Только не нашла я иллюстрации к этому
Что лично мне нравится в таком подходе - это то, что все это, когда уже отработано, на раз-два переносится на полную свободу. Для меня это очень важно, чтобы на свободе все это потом работало. Просто делаем все то же самое, улыбаемся и машем, притворяемся, что корда все еще с нами. Они ничего не замечают! 8)
Но это уже после того, как лошадь полностью освоила все это на корде.
Еще есть два момента, в которых я ведущую руку использую без корреляции с лошадью.
Выход на прибавку и сама прибавка - я обычно распрямляю руку в локте и вытягиваю вперед, если хочу, чтоб лошадка втопила на полную катушку.
Если дело происходит в прямоугольном манеже, то я обычно еще и бегаю по стенке, чтоб дать лошади прямую на прибавке.
Второй момент - так сказать "отдача руки", термин, который в классической выездке используется примерно в том же смысле. Когда лошадь полностью на средствах управления, то всадник плавно отдает руку, так что лошадь продолжает оставаться в сборе, сохраняя баланс и ритм. (Ну вроде как не заметила, что чего-то не хватает). Это не означает потерю контакта! Это именно отдача руки. Лошадь остается полностью под седлом, то есть двигается от всадника, а не сама по себе.
Я на корде тоже стараюсь так иногда делать. Когда вижу, что лошадь готова, то есть она двигается полностью в балансе, следует за моим корпусом, я перестаю корректировать и плавно опускаю ведущую руку вниз. Тут главное именно плавность, чтобы корда не начала болтаться и "шуметь", то есть это должно происходить незаметно для лошади.
Тут корда НЕ натянута, я просто держу ее в контакте внизу, чтобы она не начала играть. Это очень важно, не сломать болтающейся кордой весь этот балет. Хотя иногда удается ее оставить внизу провисшей, но не всегда... :roll:
Вот так потом и рождаются такие кадры, где я вроде бы просто иду, а лошадка вроде бы просто скочет испанской рысью. Ну на самом деле не совсем просто, все-таки вначале надо было поработать :wink:
Это еще не всё. Еще остался незатронутым галоп. И еще вероятно что-то очевидное. :mrgreen: