Re: Заповедник Гоблинов и Белки.
Ань, это вообще очень интересная тема, тут есть смысл копнуть глубже. Я вот думала-думала, в чем же разница, ведь раньше я тоже примерно так делала, а сейчас такое ощущение что делаю только в строго определенных ситуациях. Хотя я не исключаю, что я может не до конца правильно поняла тебя.
Я попробую объяснить свою мысль.
B-veter написал(а):
Юль, а у меня другой рефлекс, неправильный... Но как грицца работает и что же делать, очень сложно отказаться от чего-то, что довольно неплохо работает.... У меня рефлекс - видя, что лошадь собирается вломиться в недоуздок например и свинтить (я учу-то на самом мягком недоуздке, мне проще так, сразу объяснить, что никуда нельзя ложиться, ничего нельзя вырывать из рук и т.п., а дальше уже что-то возможно построже одеть... чем учить на строгом, а дальше он на мягоньком денниковом решит у лафаааа, вот сюда то я и улягусь, тем более конюха в любом случае на мягком всех водят)... Так вот, на уровне рефлекса - сделать срывающейся с корды лошади этот момент неприятным в форме ощутимого и резкого удара по носу. Собственно, я не отдаю руку. Я наоборот, этой рукой рефлекторно уже выдаю серию резких коротких рывков (ну это касается злостного сваливания с корды, не ситуации, что лошадка не вписалась в круг и чуть вылезла с траектории).
Перечитываю и понимаю что да, я именно так и делала когда-то раньше.
А потом, уже не помню в какой момент, тактика поменялась до наоборот. Есть некая общая закономерность в плане установки дисциплины (для людей то же самое) - если уж приходится иметь дело с гайками, то гораздо правильнее и менее мучительно для обеих сторон сначала гайки закрутить до упора, а потом потихоньку откручивать, минимизируя усилия, чем наоборот.
Вот я раньше писала про минимизацию усилий. Фактически именно в эту сторону и поменялось.
Ты пишешь, что сначала учишь на мягоньком недоуздке, но так, чтоб сразу объяснить, что никуда ломиться нельзя - с помощью весьма сильных ощущений, при этом не отдавая руку, то есть когда корда уже натянулась или вот-вот натянется.
Получается, что при помощи мягкого недоуздка тебе приходится прилагать хорошие такие физические усилия, чтоб все-таки ощутимый дискомфорт таки создать, чтоб лошадь и в самом деле не свалила (а если вдруг получится и именно в самый первый раз?), и при этом еще бороться с натянутой кордой (ведь руку то не отдаешь). Когда корда натянута - фиг дернешь на самом деле. А это значит надо делать хотя бы шаг за лошадью, чтоб успеть все же одернуть, а не свести задачу к прямому перетягиванию корды, в котором наверняка выиграет лошадь.
Вообщем при таком раскладе выиграть сложно. Есть риск, что оно таки свалит, или просто не до конца поймет правила игры, не впечатлится неудачей и тд.. И вот тут прийдется закручивать гайки, давить на лошадь, которая разумеется будет против закручивания гаек, одевать что-то построже (а это те же гайки).
Наверное лучше всего я ощутила, как обратная тактика работает, когда у меня был конь, который УЖЕ был научен злостно сваливать с корды, с чомбура, с развязок, короче со всего, в любой момент, просто так без причины - классическим лошадиным способом - надавить плечом, вывернуть голову и втопить карьером.
Но что важно - мозг - у этого коня его было в избытке. Меня он еще не знал, поэтому я, зная всю ситуацию, сразу взяла с собой гайки.
И мы пошли гулять - я, конь, и кавессон с длинной кордой. Ну и конечно же, ждать не пришлось, в некий момент конина решила, что тут страшно и нафиг надо, и ломанулась по кратчайшей прямой в конюшню. Руку я ему отдала почти машинально - ну все равно я б его не удержала, это смешно. Дождалась, пока лошадка набрала скорость, разматывая корду, а потом просто потянула за свой конец. И после того, как он переобулся в воздухе, до него мгновенно дошло, что именно со мной такая штука не пройдет, спокойно вернулся ко мне и мы отлично погуляли, как в тот день, так и во все последующие. Более того, он стал отлично ходить со всеми конюхами.
Смысл действия был в том, что руку-то я отдала, но это не было положительным подкреплением, отнюдь. Просто я дала себе возможность не тянуть, испытывая свою физическую силу, а воспользоваться силой коня против него же. Хватило одного раза и все, потом его водили на самых мягких недоуздках.
Сейчас я говорю именно о ситуациях, когда лошадь пытается как-то уйти с орбиты при помощи натягивания корды. И сейчас, если вдруг кто-то из моих решает, что бегать по кругу это скучно, веселее будет сбегать в поле, если я вижу, что задумка именно такая, то я руку все равно отдаю. А потом, как я уже писала, действую по ситуации - плавно заруливаю, если лошадка не виновата, либо ставлю руку жестко и лошадка заруливает автоматически сама. Для меня это гарантия, что мы не будем играть в перетягивание, в котором я проиграю, и что лошадь вообще не имеет шансов свалить. Ну и главное, что последующий процесс откручивания гаек приятен для обеих сторон.
То есть, наверное, общая мысль такая - я никогда не даю лошади возможности вложиться в корду и тянуть ее. Ведь даже если я буду там ее пытаться дергать, воздействие будет смазанным, потому что лошадь тянет и не слышит.
Ну и еще аналогичная мысль.
B-veter написал(а):
Вот аналогично на корде. Лошадь прекрасно знает, где она должна двигаться, и если она собирается выдираться и сваливать, прикладывая давление к недоуздку - она будет сталкиваться с резким и еще более сильным давлением с моей стороны.
По сути опять проскальзывает мысль, что чем сильнее давит лошадь, тем сильнее давишь ты. Но это как раз процесс очень невыигрышный для человека. Ты действуешь "в лоб". Она тянет - я тяну. Это именно тот случай, когда наиболее очевидный способ - наименее эффективен. Или как в анекдоте, надо на время все же бросить пилить и наточить пилу. То есть я это к тому, что рефлекс - отдавать руку всегда, пользоваться чужой силой, а не своей - он более действенный и универсальный, чем рефлекс делать наоборот. Вот такое айкидо...
B-veter написал(а):
Ну и в общем, может это конечно звучит довольно неприятно и грубо с моей стороны, но я не собираюсь тому же Машке, который самым хамским образом пнулся в мою сторону, и уходит по касательной, вырываясь из рук, мягко отдавать руку и как-то там нежно пытаться заруливать его обратно. У меня вообще нет желания нежно заруливать вырывающуюся 500килограммовую тушу.
Поэтому собсна я и не хочу даже пробовать...
Вот это и есть та точка, в которой твои действия разойдутся с тактикой минимизации усилий и постепенного откручивания гаек,а не их закручивания, что фактически удлинняет дисциплинарный процесс.
Вообщем, не знаю, смогла ли я понятно изложить свои мысли. Но ты подумай, не всегда наиболее очевидные решения являются самыми лучшими.
B-veter написал(а):
Насчет где сидит - да там же сидит. Только допустим у Белочки изящный профиль лица. А Чапе то, что у Белочки там сидит, если только на ноздри. Я в общем то видела такой же как у тебя, и думала такой взять... Но остановило именно что он маленький на Чапу, т.е. так, как он выгнут, чуть догнуть - это реально только на ноздри одеть... А одеть куда у Белочки - это надо весь кавессон разогнуть, сделать широкую площадку плоскую по носу, и получится что "боковые крылья" кавессона (надеюсь, понятно, о чем я) станут в два раза короче, будут не полукругом морду охватывать, а третью круга в лучшем случае. Какие уж прокладки, вообще тогда не влезет.
Вот, кстати, ты на Гоблина что можешь одеть такого плана? У него тоже довольно приятная физиономия лица, я помню, габариты вполне сопоставимы... На него чонить налезет достаточно высоко, чтобы выше линии разделения носовых костей (или как бы описать эту точку)? Может просто у Белочки и тот, который я смотрела на предмет покупки, это были маленькие размеры, а есть больше.....
А фотка Чапиной головы в профиль и ан фас есть?
Тут смотреть надо. На Гоблина не налазит вообще ничего - вот тот черный кавессон, который ты видела - единственное, что налезло, и то после доработок. Но это уникум, такой башки я не видела даже у тяжей. Широкая носовая кость тут не препятствие, на Гоблина ничего не налазит из-за как бы это сказать общей окружности капсуля и из-за длины щек. У него морда очень большая не только в ширину, но и в "глубину" - профиль горбатый до кучи.
У Белочке морда тоже широченная, как ни странно, правда к носу немного сужается. Но запас явно имеется по кавессону. Кстати, померяй полную окружность капсуля у Чапы, в том месте, где ты хочешь, чтоб он сидел? А я сравню.
B-veter написал(а):
Три года ему официально уже да, есть, реально сейчас 2 и 9 месяцев. Почему я считаю, что ничего нельзя?
Потому что для полноценного моциона (в моем понимании это хотя б 10-15 км из которых хотя б половина не шагом) у меня условий нет.
На корде столько крутить нельзя.
Двигать по стенке плаца - хороший вариант, но этот паразит требует довольно близкого контакта, т.е. с двадцати метров его не порулишь.... А я сейчас реально не могу себе позволить столько бегать на улице, я с середины ноября никак не могу выздороветь, дышать холодным воздухом глубоко вообще не вариант((((
Аньк, как это "требует близкого контакта"?? С каких пор он у тебя что-то требует? :mrgreen: Учи его бегать по стенкам, ведь судя по всему, это единственный наиболее доступный вариант. Для начала просто лучше взять помощника, так что один чел держит длинную корду, а второй ходит с бичом. Это реально! Мои все бегают и не жужжат.
Конечно, 10-15 км шагом-рысью это идеал, это было б круто с любой стороны, но нет, так нет. Я видела кучу лошадей, успешно введенных в тренинг и заезженных, при помощи манежа, корды и работы в руках. И нет в этом ничего такого ужасного, если разумно действовать. Но правда я б тогда с активным началом подождала лет до 3.5 - как раз весна-птички.
B-veter написал(а):
За лошадью под верхом - у меня нет лошади, которая б верховая ходила в поля сейчас, это раз. И эта скотинО отказывается держать скорость нужную, это два. Т.е. он без проблем с лошади рулится и останавливается, но вообще не ускоряется, прекрасно видимо понимая, что ничего ты с лошади и не сделаешь..... Так что рысь пока выглядит нереально... И даже активный шаг.
Для меня и шаг таким макаром пока что стремно. Хотя я очень хочу попробовать такой вариант, потому что шагать одну лошадь в полях - менее эффективно, чем шагать сразу двух.
B-veter написал(а):
В общем, мы только и делаем, что шаг и рысь с периодическими просьбами пойти шире, переходики на корде, ну и может чуть буквально галопа, либо вообще подъемы, либо если на плац вышли где круг большой, максимум круга три (минут по 20 активных аллюров выходит, что на мой взгляд вообще тьфу просто, а не работа). Ну и да, в руках гнемся, по вольтикам чуток.... Палочки вот еще лазим.... В поля когда мне чуть лучшеет гулять в руках ходим. По снегу бегаем на корде. И усе.
Ты же не в пробеги его готовишь? 20 мин активных (если реально они активные) аллюров для лошади, которой еще нет 3 лет, плюс то, что он все же не сидит в деннике а гуляет, это приемлемо. Ну потихоньку доведи до 30мин, увеличь галоп, если грунт позволяет.
B-veter написал(а):
Ну получается что я то же самое и делаю - выдвигаю чтоб выпрямился, и по новой прошу.... Наверное его можно было б выраженней гнуть вдоль стены, где б ему жопу стенка держала.... Но у нас пока нет удобной стены....
А про башку внутрь - может я не права, но мне кажется, если человек не перепутает "сгибание" с чудесным элементом "шею внутрь", то лошадь сама вряд ли будет активно закручивать бошку-то.... Перегнуться в шее и согнуться в подпруге это слишком разные вещи, чтобы на просьбу о сгибании можно было от лошади получить завернутую шею.... Я чаще вижу, что просят в духе "ну не сгибаешься, так хоть шею для виду внутрь заведи", ну вот она и перегибает...
Оо, они это любят! Свернуть башку внутрь и переть плечом наружу - не знаю, в чем тут кайф, но они все пытаются такое попробовать, только моргни. Поэтому очень часто и можно увидеть, как лошадь вроде типа идет плечом, а на самом деле она согнута в шее так, что аж назад заглядывает.
Я просто сгибание на корде сначала закрепляю на шагу - больше возможностей для корректировки, и лошади легче. А потом потихоньку переношу сигналы на рысь - потом уже достаточно просто показать на плечо, чтоб убрал. Но тут надо действительно смотреть на то, какой круг он может держать и не сужать его, провоцируя вываливать зад.
B-veter написал(а):
Вот такого плана кавессон я бы не стала использовать
А у нас такой очень неплохо работал в руках (когда в два повода именно работа), и в целом сносно на корде, но опять же, только если лошадь не усиливает контакт выше самого легкого, т.к. с легким контактом все супер и все понятно и четко, а чуть подляжет - и он поехал по морде. Но при этом переносье вниз не падало!
Возможно все-таки он был подтянут туже и надет выше - поэтому не падало. Но если хочешь немножко слабее оставить - обычно падает.
Но самое неприятное в нем это как раз то, что он скручивается, если лошадь вложилась - то есть теряется обучательный эффект полностью.
B-veter написал(а):
Человеку не нужно подстраиваться под ритм лошади, зачем? Это ж чтоли рысью бежать в том же ритме, что и лошадь?
Хоть и не мне... Но тоже среагирую. Нет, не бежать конечно. Но ты ж все равно на корде двигаешься. И двигаешься в ритме. Есть твой шаг, ритмичный, есть работа рук, у которой тоже может быть свой ритм... И своим ритмом человек может влиять кмк на ритм лошадиного аллюра. Ну то есть я например очень легко могу заторопить лошадь, что на земле, что под верхом. Достаточно спокойно могу никак не повлиять на ее ритм. И ОЧЕНЬ сложно у меня идет - разредить движение.
А как ты заторапливаешь лошадь? В чем это выражается? И какие конкретно твои действия к этому приводят?
B-veter написал(а):
Мой конь (старший) сам подстраивается под ритм моего шага. Я его не прошу это делать, он сам меня копирует, ритм, осанку моего движения, энергию моего движения.... Но ритм больше всего. Поэтому я не очень понимаю, как можно не задавать ритма своим шагом, если конь под него как под метроном сам идет, ну или пытаться шагать полностью неритмично, постоянно меняя свой ритм, в надежде, что коню станет вконец неудобно и он плюнет на это неблагодарное занятие меня зеркалить))))
А младший кстати не зеркалит. Так что с ним ритм и не задашь - ему просто пофик на мой ритм.
Ну вот я об этом и говорю. Твой ритм должен быть просто ритмичным и неслышным для лошади, если только ты не желаешь навязать его. Но в большинстве случаев тебе не нужно его навязывать, у тебя есть корда и шамбарьер для этого, и именно на них в первую очередь лошадь должна реагировать, а твой шаг должен быть просто прямолинейным и спокойным, например без резких ускорений, смены темпа, спотыканий и съезда с орбиты.
Это как управление корпусом - оно работает лучше всего, когда лошадь уже выезжена. Для молодой лошади услышать его - очень сложно. То есть сначала мы учим лошадь основным средствам управления и уж потом как финишная полировка - мы пытаемся включить энергетику нашего собственного движения и максимально уменьшить все остальное, но лошадь должна быть готова это услышать. Но в то же время лучше избегать таких нелепостей, когда ты хочешь раздвинуть рысь, а сама начинаешь семенить в центре трусцой.
Мы ведь все еще говорим о работе на корде? Хотя при работе в руках считай те же правила.