Только что приехала с Эквироса, на котором впервые отдувалась одна - за себя и за Настю.
Поэтому была несколько растеряна, и этим замешательством воспользовалась девушка со стенда "Коне-водителя", всучив мне целую стопку журналов. Понравилось направление статей: заездка, работа в руках, виды посадок, здорово, когда в таком маленьком издании хочется прочитать и то и это и вообще всё, от корки до корки. Кажется, я где-то уже писала, что являюсь фанатом "Коневодства и конного спорта", но, признаться, на нём мозг нередко закипает, зато после научных сводок ВНИИКа статьи о работе под верхом кажутся простыми и поверхностными, а тут достигнута моя идеальная консистенция - всё важное понятными словами.
А вообще шла я к "Золотой лошади" забрать свой номер и купить один для Насти. Какой прекрасный альманах, нет, даже книга! Гладкие страницы, яркие иллюстрации, красивая отечественная порода, которую ни с кем не перепутаешь - наверное, это мечта, опубликовать свои фото сразу в таком журнале, и у меня эта мечта сбылась, за что огромное спасибо Елене Михеевой! Приятным бонусом оказался календарь с золотыми.
Узнаете фото?
Далее была лекция "Метод обучения через тело", которую вела Святловская Евгения Александровна, психолог и тренер по верховой езде в конном клубе Сынково. Не сказать, чтобы в голове после нее прояснилось, наоборот, появилось осознание, как все в обучении неоднозначно. Вопросов больше, чем ответов, но раз даже Сократ "знал, что ничего не знал" (с) то и я не буду особо стыдиться.
Особенность метода, который практикуют в клубе "Святой князь Владимир", состоит в применении дидактических игр - ученик не знает, что требуется от его тела, но знает правила игры, в течение которой нужные части его посадки сами собой "встают на место".
Для игр применяются:
- Самоприкрепляющиеся игольчатые штучки (которые удобно класть, например, под коленку для большего контроля)
- Мячи для хватания (легкие), которые крепятся в т.ч. к кончику бича
- Мячи-утяжелители (помогают включить мышцы, поддерживающие деятельность позвоночника)
Евгения Александровна разделяет две категории, требующие вмешательства: "проблемы посадки" (связанные с физиологическими проблемами всадника) и "ошибки посадки" (результат неправильного обучения и бессознательно приобретенные навыки, исправляются легче, чем "проблемы")
Основная идея подхода в том, что не надо учить человека пользоваться каждой мышцей отдельно, важно, чтобы тело принимало нужное положение бессознательно, поэтому бессознательное - тот термин, вокруг которого вращалось все повествование.
"Проблемы посадки" всегда приводят всадника в тупик на определенном уровне - он не может учиться дальше, потому что все ресурсы расходуются на компенсацию посадки (к примеру: откидывание назад, сутулость).
Общий зажим всадника, по мнению ЕА, часто бывает связан с неврозом, а не со страхом перед лошадьми. Часто в беседе со всадниками выяснялись такие проблемы как страх контрольных, боязнь критики (у детей), напряженная работа, трудный график (у взрослых). По-хорошему с зажатостью нужно работать комплексно - и в жизни и на плацу.
Самое важное при выполнении гимнастических упражнений - делать все медленно. Во время привычной всем "мельницы" нужно обратить внимание, плавно ли двигаются руки всадника или есть точки, в которых движение "срывается", стопорится. Если зажим присутствует - нужно пройти эти места еще несколько раз, до получения сглаженного результата.
Несмотря на частое употребление в лекции слова "зажим" Евгения Александровна сразу обозначает, что расслабленность - не цель тренировок с ней. Слово "расслабься" она вообще не применяет в своих тренировках, потому что оно обычно приводит к противоположной ошибке - разболтанности посадки. Идеальное состояние она называет "постоянным тонусом" и более романтично - "состоянием танца".
Всадники очень любят валиться вперед при любом неожиданном ускорении - в этом сказывается желание человека сжаться в комок ото всех опасностей. Цель упражнений - показать телу, что и так и иначе, в любом новом положении ему тоже будет безопасно.
Между упражнениями и результатом чаще всего нет прямой линии. Неправильно подобранное упражнение может завести всадника в настоящий лабиринт - тело сможет работать вокруг зажима, сохраняя его. После серии таких уроков скорректировать проблему будет еще сложнее, потому что тело уже нашло обходные пути.
Часто у всадников встречается такая проблема, как потеря чувствительности какой-либо части тела. Наверное, всем знакомо, когда просят отдать руку или отвести ногу назад, тебе кажется, что ты стараешься и выполняешь команду тренера, но со стороны очевидно - ничего не меняется. В таком случае уместно замечание "вспомни про коленку", "обрати внимание", в крайнем случае тренер зажимает сустав, обозначает поясницу, приводит ногу в нужное положение. Тотальный контроль необходим не всегда, чаще всего более полезным оказывается дождаться момента, когда посадка начнет портиться (к примеру, нога поползет вперед) и именно в это момент нужно произвести воздействие (отодвинуть ногу), чтобы сформировать связь.
А узнать подробнее можно в книге Бернштейна "О ловкости и ее развитии", на которой базируется методика, либо на семинаре с практической частью в мае в Сынково.
Эквирос все такой же Эквирос, большая барахолка, сердце ни к чему особо не легло, несмотря на кричащие ценники со скидками. Хотела купить килограмм мела, и что-то мне послышалось, что стоит он сто рублей - ну, давайте - а принесли мешок в 5 кило. И смех и грех - после путешествия с такой ношей через всю Москву чувствую себя орангутангом.
Кормами эта выставка не побаловала, поэтому без зазрения совести скажу, что журналы и конференции Эквирос спасли. Точно-точно, я уже думаю, как приеду осенью, а значит всё получилось!