Опять влезу с Филлисом))) он называл классикой все то, что выполняется по законам классического жанра, когда-то в наилучшей форме преподанном Гериньером. То есть классика это - голова и шея подняты, верхняя точка затылок, нос не за отвесом, центр тяжести на заду... Во времена Филлиса, например, менки на галопе не являлись классическими элементами высшей школы, но он указывал, что, с его точки зрения, если новоизобретенный элемент выполняется исходя из классической постановки лошади - это можно считать классическим выполнением элемента, а если классический элемент выполняется не классически - это уже нельзя назвать правильным.
Так и в балете - есть классика - она нерушима, есть законы, каноны и тд и тп. Любая танцовщица осваивает вначале классику - хореографию и тп. И уже потом танцует что хочет.
Так и в живописи. Так, Сальвадор Дали говорил (и не только он) - научись рисовать и писать исходя из классических принципов, а потом ваяй что хошь.
Так и в спорте - исходя из классических принципов обучения лошади (база) приходят к тому, что на данный момент модно.
У современных же классиков в отличии от многих прежних, стало модно говорить о позднеспелости лошади, о необходимости ее беречь и чтобы она работала максимально долго и тд. Т.е. сегодня спорт - это результат. Классика - это удовольствие от работы с лошадью. И если способности лошади потребуют 3 года на освоение элемента это будет 3 года, а не форсаж.
Прежние классики конечно больше задумывались о функциональном использовании лошади, знаменитые берейторы готовили лошадей для королей и знати, т.е. были одновременно и чем-то вроде личного механика, и телохранителя поскольку лошадь должна была быть надежной и выезженной так, чтобы любой прилично ездящий человек мог бы получить максимум от данной лошади не являясь при этом берейтором (мастером по выездке лошадей), а просто пользователем.
Сегодня классики, кстати как и спортсмены высокого уровня типа - Климке, Теодореску и другие, выступают как противовес жестким требованиям современного спорта, когда на первое место выходит не создание максимально идеальной машины для обеспечения нужд человека в обычной жизни (передвижение верхом и в экипаже), а создание спортивного снаряда для выполнения модных элементов и часто в погоне за медалями не учитывают психофизическое состояние лошади (отсюда все разговоры о зажатости спины, неравномерной рыси и тд)
Классика сегодня стала отдушиной для людей которые хотят заниматься философией высшей школы не занимаясь при этом спортом. Далеко не все имеют такое чувство лошади и, главное, такие деньги, чтобы выйти в большой спорт, а философия - дело увлекательное, и для того чтобы попробовать можно взять любую лошадь. По идее высшей школы - любая лошадь, даже кляча, может превратиться в достаточно привлекательную лошадь путем методичной гимнастики и с помощью специальных упражнений. Т.е. спорт отбирает лучших, а "классика" реабилитирует "покалеченных". Образец - Беран например, или Марийка. А если говорить о классике в Вене и в Хересе - это очень жесткая работа, без всяких сантиментов. Такая же жесткая, как и спорт.