Ещё был один трогательный момент. Подъезжаем мы к плацу на вечернее занятие и видим такую картину: идёт девочка из «Спортсменов» с конем, на котором прыгает. Она кстати, одна из немногих, кто периодически проходя мимо нас, останавливалась и заинтересованно смотрела, чем мы там с Машей и Брантом занимались, что очень похвально.
Так вот, идёт она по плацу и конь рядом с ней идёт, на свободе. Ну как на свободе…, у него-то железо во рту и повод, перекинутый на шею. Видимо после тренировки. Но всё равно: идут рядом, потом она останавливается, всё как мы учили. Только конь не останавливается, продолжает движение. Девочка хватает коня за повод и несколько раз дергает его за рот. Конь остановился. Потом снова продолжают идти рядом. Следующая остановка получилась уже лучше. Мы за всем этим из машины наблюдали. Хорошо, что отложилось что-то в сознании, и захотелось самой попробовать, хоть и такими методами.
Завершающее занятие.
Как-то очень быстро пролетело время и подошло к заключительному занятию. С грустью мы на него собирались, за это время успели втянуться в бешеный график, и было жаль, что всё подходит к концу.
Начали мы с обсуждения плана примерного занятия. Отметили, что начинать надо с разного, в зависимости от настроения лошади. Например, видим, что лошадь спокойная, расслабленная, можно начать со свободы, потом гимнастика, корда и элементы. Но лошадь всегда будет вносить свои коррективы. На свободе, например, может проявить себя так, что начнет убегать, придётся бегать за ней, привлекать внимание, и на это может уйти ползанятия и т.д.
Итак, я направилась к Бранту звать его заниматься, который стоял и спокойно жевал сено. Когда я зову издалека, он пока ещё не подходит, но с расстояния трёх метров отрывается от сена и идёт ко мне. Похвалила я Брантушу, постояли мы с ним, подумали, собираясь с мыслями, чем именно сейчас займемся.
Иногда он становится таким нежным, вводя меня в состояние: «Какое всё-таки счастье, что у нас есть лошадь!»
Но времени не теряем! За работу!
Начали: движение рядом на свободе со сменой темпа и остановки.
Серпантин.
Важно не просто однообразно и монотонно ходить с лошадью. Надо постоянно думать, как одно и то же упражнение можно разнообразить, чтобы ей не было скучно, чтобы думала, что же ещё сейчас её попросят.
Движение на расстоянии.
Был один смешной момент: Брант устал ходить со мной и думать и, при очередной просьбе сделать вольт, утёк как ручеёк в сторону Димы.
Я за ним. Брант дошёл быстрым шагом до Димы и спрятался у него за спиной. Спрятался полностью, только хитрая морда с ушами торчит. Все мои попытки выудить его оттуда не увенчались успехом, Брант, обходя Диму по кругу, каждый раз оказывался за ним. Причём стоял с таким смешным лицом: я маленький, меня не видно.
Пришлось вмешиваться Маше. Давясь от смеха, не с первой попытки, но со второй, она его при помощи осаживания оттуда выудила. Мы просто умирали от смеха. Фефа забыла про фотоаппарат, поэтому делаю скриншоты с видеозаписи.
Спрятался
- Брант, иди сюда!
- Ну что это такое?!
Маша пошла его выуживать.
- Давай, Брантос, отлепляйся от Димы!
На самом деле, у этого события есть предыстория. Как-то раз Брант провернул такую вещь с нами: я с ним занималась на свободе, зашел Дима, Брант и слинял к нему, спрятался и стоит. Мы умилились, посмеялись, пожалели и всё.. вот результат
Дальше мы взяли Бранта на веревку, поставили ему из стоек ворота, встали на расстоянии метров пяти от них и стали делать осаживание в ворота. Очень хорошее упражнение для проверки, как отвечает лошадь на ваши сигналы. Сначала у Бранта попа ушла вбок, я пошла её двигать. Но Маша объяснила, что всё управление должно осуществляться, стоя на одном месте, точнее на одной линии. За линию заходить нельзя, можно только на расстоянии давать лошади сигналы: идти назад, убрать попу, если она её завалила, идти ровно. Если он уходит вбок, хлыстиком показать, чтобы он вернулся на место, тем самым говоришь ему: нет, ты ходишь ровно. Задача осадить ровно в ворота, при том, что человек стоит на одном месте. Чтобы хорошо освоить это упражнение надо потихоньку шаг за шагом учить лошадь ровно осаживать, сначала на два шага, потом на три, потом на длину короткой четырехметровой веревки, потом на длину десятиметровой. Потом тоже самое делать на свободе.
Ровное осаживание на то расстояние, на которое просит человек, используется также при работе на корде. Сначала лошадь осаживает на нужное расстояние, потом по сигналу начинает движение по кругу.
Чтобы решить нашу проблему с темпом на корде, как только я выслала Бранта на круг, можно дать сделать два-три шага, как он хочет, потом сразу задавать свой ритм. Когда мы запускаем лошадь на корде, она не должна там заснуть. Надо подключать всю энергию. Сначала это будет очень сложно, потом проще. Как только Брант будет способен держать заданный ритм, можно подключать команду на опускание головы.
Пытаюсь подключить энергию: "Темп, не спать!"
Переводим в рысь. Даём сигнал на смену аллюра, считаем: раз, два, три, если не ответил, подключаем палочку. Переводим в шаг и снова даём команду на рысь, чтобы лошадь поднялась в рысь без палки. Следим, чтобы не замедлялся и держал круг.
- Держи дистанцию
Пробуем подъемы в галоп. На данном этапе Бранту нужно только отрабатывать четкие подъемы от сигнала, потихоньку доводя галоп до большого круга.
Снова рысь.