30 мая. 28 всадников, колхозников-ударников Туркмении во главе с опытными командирами Красной Армии, на колхозных конях нашей республики сегодня выступают в небывалый поход…
2 июня. От Ашхабада до Бахардока – 80 км. Прошли их за два дня. Осмотр лошадей показал, что они хорошо втягиваются в поход. Дальше пойдем по 60 км, а в безводной полосе и по 120 км в день, как записано в графике.
4 июня. Вчера днем жара 60 градусов, на сегодня обещают еще больше. «Беречь воду!» Каждый всадник, кроме фляжки, имеет специальный мешок с водой. Твердая норма поения лошадей. Люди приучают себя пить по разрешению маленькими глотками.
8 июня. Дарваза. Серный завод. Сегодня к обеду подошли к Дарвазе. Дарваза в переводе с туркменского означает «ворота». Две возвышенности в этой местности, где добывается сера, похожи на ворота. С водой и здесь, на заводе, плохо. Ради нас подвоз воды усилили. Но она здесь соленая, кони отказались ее пить. Пришлось лошадям воду вливать силой через нос. Как они мучались, нужно было видеть, но у нас другого выхода не было.
9 июня. От Дарвазы начинается 350- километровый путь, совершенно лишенный воды. За 1,5 суток на двух машинах коммунисты и комсомольцы, прервав дневку, заложили три базы с фуражем, водой и продуктами. В пути то и дело приходилось ломать саксаул и настилать для машин дорогу.
12 июня. В 1 час ночи отряд достиг границ Кара-Кумов, преодолев труднейший этап за три дня. Суточные переходы достигали 90 км, шли ранним утром и поздним вечером с короткими остановками для сна.
19 июня. Отряд достиг Урги – крохотного поселка у Аральского моря под крутым утесом Усть-Урта. Последние 90 километров шли по сплошной топи. Тучи комаров облепили нас еще у входа в долину. Лошадей заранее облачили в балахоны, сами вооружились ветками. Свист этих веток и тонкое комариное жужжание заглушали, казалось, даже хлюпанье воды.
27 июня. Оторванность от базы и отсутствие бензина вызвали непредусмотренную четырехдневную остановку на берегу Аральского моря. Пришлось вручную поднимать на 300-метровое плато 800 ведер воды из небольшого ручья. Организовали соревнование между двумя отделениями. Победило первое отделение, командир Янар. Самый сильный человек в отряде Самед Хайдар поднял целую бочку. Итоги соревнования опубликовали в «стенной газете». Вечером пришли машины с горючим.
8 июля. Совхоз Эмба. Тысячекилометровый переход по Усть-Урту не менее труден, чем через Кара-Кумы. После вынужденного «сиденья» пришлось наверстывать упущенное – 5 суток шли по 80 – 100 км. За 12 дней пути через Усть-Урт и Мугоджары не встретили ни одного человека.
9 июля. Сегодня решили дать лошадям отдых, а завтра войти в Актюбинск. Мы начали отставать от графика, поэтому старались обходить часто встречающиеся населенные пункты, где нас стремились задержать, чтобы накормить В пути голодали, а здесь маемся от переедания. При приближении к Актюбинску наступила ночь. В темноте один из всадников вместе с конем провалился в неглубокую яму. К счастью, серьезных ушибов они не получили и продолжили путь.
10 июля. В Актюбинске нас встретили казахские друзья, обильно угощая бешбармаком и кумысом. Пообедав, мы решили продолжить путь. Однако жители колхоза «Социалды Джол» устлали всю дорогу прекрасными туркменскими коврами, на которых были расстелены скатерти с чашками плова и бешбармака, пиалами, наполненными кумысом. Остановка не предполагалась, чтобы не отставать от графика, но приглашение было сформулировано весьма настойчиво: «Не хотите отведать наше угощение – идите прямо через стол, если у вас хватит на это смелости». Смелости, конечно, у нас не хватило.
17 июля. Непрекращающиеся дожди превратились в настоящее бедствие, превращая овраги в бушующие реки, через которые нам приходится переправляться чуть ли не в плавь. очень тяжело идут кони. В ближайшие населенные пункты входить не можем в связи с очагами заболевания животных (эпозоотии). Промокли все до основания – и кони, и мы. Сложенные на машине палатки и другие вещи превратились в промокшие тряпки. Поражаемся стойкости и здоровью скакунов, которые упрямо двигаются к намеченной цели.
20 июля. Бузулук. Двое суток идет дождь. Конюшен в городе нет, пришлось их оставить под дождем, накрыв попонами. Решили сократить переходы до 67 км. Сократили и выдачу корма, иначе желудки лошадей не справятся.
23 июля. Куйбышев. Масса рабочих торжественно встретила нас за городом. Потом был митинг в центре на площади, у памятника Чапаеву. Колхозники привели своих коней, чтобы показать нам. 105-летний дед Ларион, держа пудовый каравай, произнес речь: «… Колхоз у нас – лучше не сыщешь. Народ огненный. Хлеба – не поесть. Нас 4 человека, а еще сейчас лежат пудов 40 с прошлого года. В прошлом году заработал 100 трудодней. В этом – под 60 уже. Лапти плету. По полям бегаю. Где увижу, плохо работают – подтягиваю. Инспектор качества! Я – старик беспокойный. Меня в колхозе боятся». В этот же день было устроено катание на самолетах.
4 августа. Мокшан. Идем лесной стороной. Здесь леса удивляют джигитов. На родине они привыкли к корявым деревцам с изогнутыми стволами.
- Значит, вот где растут телеграфные столбы, - говорят они и улыбаются.
16 августа. Рязань. Прибыли сюда вечером, и тут встретил нас дождь. На это раз приятный – из живых цветов. Встреча была торжественная, одни лошади из-за цветов впадали в легкую панику.
19 августа. Бронницы. Все ближе и ближе Москва. Скоро мы увидим и ее. Кони в полной исправности, в порядке и люди. Отсталых нет. Еще день, и мы скажем: «Здравствуй, Москва, столица нашей великой родины! Привет городу, ставшему символом освобождения трудящихся всего мира».
22 августа. У Абельмановской заставы. … Перед тем, как въехать через заставу в заветную Москву, они отдали дань обычаям родной страны. Обычай требует, чтобы джигит, собравшийся в гости к близким сердцу людям, украсил своего коня самым дорогим украшением. На грудь ахалтекинцев и иомудов повесил каждый из них имя своего колхоза, вышитое золотом на алом бархате конского нагрудника. Это имя они пронесли, как знамя, по сыпучим барханам Кара-Кумской пустыни, по мрачному плато Усть-Урта, через казахские степи и пшеничные просторы Средней Волги к сосновым лесам, окружающим Москву.
Москва ждала у Абельмановской заставы; многотысячная и многоголосая Москва, лентой вытянувшись вдоль улиц, ждала дорогих гостей с цветами в руках у ворот домов, на тротуарах, в окнах и даже на крышах; Москва бросала цветы к копытам
туркменского коня, покрывшего себя славой невиданного перехода.