Очень интересная статья про работу на корде, сохраню в дневнике
Работа на корде: практические советы потерянного мастерства.
Думаю, если спросить некоторых конников - знаете ли Вы, как работать на корде, ответом будет утверждение. И эти люди наверняка пропустят эту статью, так как она покажется им скучной. Но я практически не видел людей, которые корректно работают на корде, а ведь работа эта эффективна и продуктивна. Взамен, я видел много раз извращенное понятие работы: корда прикреплена к недоуздку, развязки закреплены слишком высоко, слишком низко, либо их вообще нет, работа без шамбарьера, странные изобретения вместо капцунга, корда, волочащаяся по земле, лошадь, работающая не на вольту, кордовой, двигающийся без определенной цели по внутреннему кругу, или пытающийся поймать лошадь, вращение лошади как на центрифуге вокруг себя… Все эти излишества являются ненормальными, вредоносными, так как несбалансированная лошадь на вольту останется хромой рано или поздно. И Именно неумение работать на корде является распространенным мнением, что корда сама по себе бесполезна и вредна
Зачем?
Многие всадники (включая тех, что действительно знают и умеют работать на корде) слишком ленивы чтобы это делать, они хотят сразу перейти к забавной части урока – к поездке верхом. Что они действительно не понимают, так это то, что они пропускают ценнейший инструмент обучения, который может поставить лошадь на темп, сбалансировать ее, сконцентрировать ее внимание, установить контакт с поводом и, наконец, расслабить лошадь. Работа на корде морально подготавливает лошадь к работе под верхом, а так же разогревает ее.
Подготовка лошади путем работы на корде является проверенным методом для обучения молодого коня, подготовке к заездке. Лошадь будет морально и физически готова к всаднику без стадии «ломки».
Лонжирование служит эффективным разогревающим средством, даже для проблемной лошади. Лонжирование служит целям поддержки эмоционального состояния лошади, ее формы, подготовки ее спины к весу всадника.
Когда лошадь достаточно разогрета и держит ровный круг на постоянном темпе, без всадника, она готова к седлу, независимо от возраста и уровня подготовки. Потому что если лошадь не держит ровный темп без веса всадника, то она несомненно не сможет сделать это и с ним.
Лонжирование формирует основу работы в руках и работы на вожжах. Она благотворно воздействует на лошадь, которая восстанавливается после повреждений.
Работа в бочке, которая становится так популярна в последнее время, не является заменой работы на корде, так как просто заставляет лошадь двигаться по кругу, без корректировки и сбора на всех аллюрах, а так же без корректировки размера вольта, что достигается путем самой корды.
Смысл работы на корде
Цель работы – обретение лошадью баланса путем обучения шагу, рыси, галопу на небольшом кругу в постоянном ритме, постоянном контакте с кордой. Работа на корде формирует линию спины, мускулатуру крупа, баланс, привычку работы в лошади, так что потом лошади и всаднику легче найти баланс.
Снаряжение
Каждая работа требует определенного инструмента и снаряжения для успешного ее выполнения. Вы сможете распознать уровень всадника по выбору его снаряжения и умению им пользоваться. Я до сих пор не понимаю, почему так много всадников берутся за работу с неправильным снаряжением. Они не понимают, что их работа уже обречена, еще до того, как они появились в манеже.
Капцунг
Подходящий капцунг для работ на корде это залог корректного лонжирования лошади. К сожалению, множество капцунгов доступны лишь в каталогах и они как правило слишком велики для многих лошадей, а так же имеют слишком мягкую подложку, которая не позволяет всаднику донести мысль до лошади. Самые лучшие капцунги я встречал у португальских дилеров, которые доступны в Iberian tack.
Так как капцунг воздействует на нос и верхнюю челюсть, он является лучшим воздействием для сгибания чем железо. И в отличие от железа капцунг никогда не заставит лошадь разевать рот и напрягать челюсть.
Развязки
· Большинство лошадей нуждаются в поддержке с помощью развязок с целью обретения баланса, движения по ровному кругу, а также для всадника это воздействие на задние ноги. Простые кожаные развязки – это идеальный вариант.
· Развязки должны быть прикреплены так, чтобы они образовывали горизонтальную линию, когда лошадь идет в сборе. Развязки, которые прикреплены слишком низко, заставляют голову лошади опуститься и лошадь идет на переду.
· Y – образные венские вожжи которые крепятся между передними ногами заставляют голову лошади опуститься и заваливают ее на перед. Не рекомендуются к работе.
· Если лошадь опускает голову слишком низко, поднятие развязок может помочь слегка поднять шею.
· Развязки должны быть достаточно короткими, чтобы позволить всаднику воздействовать на задние ноги, но достаточно длинными, чтобы нос лошади не уходил за вертикаль при движении.
· Когда лошадь двигается в балансе, развязки должны быть слегка натянуты, нос вертикален, должен соблюдаться контакт с кордой.
· Кордовой должен наблюдать за изменениями в аллюрах лошади, для того, чтобы каждый раз чуть-чуть корректировать длину развязок до тех пор пока лошадь не обретет хороший баланс.
Трок
Трок не является первой необходимостью при работе на корде, но он важен, так как позволяет расширить диапазон крепления развязок, чем это позволяет седло. Крепление трока поверх седла помогает предотвратить сползание трока. Чем больше колец у трока, тем лучше. Кольца должны быть достаточно большими, чтобы корда свободно скользила через них.
Корда
Я предпочитаю корду из хлопка, так как наименее вероятно, что она обожжет руку при рывке в отличие от нейлоновой. Корда должна быть достаточно длинной, чтобы позволить коню двигаться на вольту 20 метров вокруг кордового.
Шамбарьер
Хороший шамбарьер должен иметь хорошую длину, чтобы доставать до лошади на кругу среднего размера, а так же он должен иметь небольшой вес, чтобы не беспокоить руку кордового. Если шамбарьер слишком длинный, он становится слишком тяжел, и труднее становится достать задние ноги лошади вовремя.
Техника
Здесь в статье я не буду касаться лонжирования молодой лошади, так как это займет много времени.
· Всадник должен уметь регулировать размер круга, темп движения, баланс лошади до тех пор пока все это не станет оптимальным для коня и не заставит мускулы лошади работать правильно.
· Для того, чтобы помочь лошади достичь ровного круга, кордовой должен стоять ровно на месте, избегая движения по кругу. В противном случае, контакт с рукой всадника станет для лошади слабым, едва уловимым, и сама корда не сможет обеспечить нормальной дистанции. Движение по серпантину, напротив, является хорошим упражнением для коня.
· Корда держится во внутренней руке, шамбарьер во внешней.
· Конец корды аккуратно слоежен кольцом во внутренней руке.
· Корда крепится к центральному кольцу у капцунга. Существует несколько других возможностей, включая одну или две корды, но я здесь их касаться не буду..
· Повод корды должен свободно проходить в руку, согнутую в локте и уходить вниз.
· Локоть четко фиксируется, при этом кисть руки и пальцы должны быть расслаблены.
· Рука кордового должна двигаться плавно, без резких взмахов и широких движений.
· Кордовой должен почувствовать все тело лошади через корду. Это значит он должен чувствовать напряжение и расслабление мышц. Это позволит узнать, какие мышцы прежде всего должны быть подкачаны.
· Корда может использоваться для сгибания головы и шеи. Это может служить регулировкой темпа. Сгибание может быть спрошено с лошади, когда внутренняя передняя нога касается земли, либо касается земли внутренняя задняя.
· Уровень давления может быть одинаков для всех требований, либо он может быть разный. Каждый раз Вы должны повышать уровень давления и одержек от легкого к настойчивому.
· Шамбарьер должен кончиком касаться земли. Если Вы держите его поднятым и указываете каждый раз на скакательный сустав (как предлагают некоторые люди) – это может быть использовано только однократно и недолго, так как впоследствии лошадь от импульса переходит к полному игнорированию.
· Если клыст держится достаточно долго на земле и лошадь двигается с хорошим импульсом, попробуйте для замедления темпа упражнение с поднятием хлыста перед лошадью.
· Если лошадь игнорирует шамбарьер, проведите мягко им вперед-назад.
· Всадник должен научиться использовать целый шамбарьер как продолжение руки.
· Короткие покачивания шамбарьером не приведут ни к чему кроме узлов на кончике.
· Следующее сильное воздействие – это быстрое резкое движение шамбарьера со свистом.
· Если в манеже находятся другие лошади, такое движение должно быть исключено из занятия, так как напугает их
· Следующее воздействие – это прикосновение к задней ноге, которая отрывается от земли
· Если лошадь заступила внутрь круга кордовой должен изгнать ее поднятием шамбарьера к голове или плечам.
· Лошадь довольно быстро научится тому, что любое поднятие кончика шамбраьера означает движение вперед, тогда как поднятие его к голове означает «отойди». Если лошади надо замедлиться, кордовой должен сделать шаг навстречу движению лошади и поднять шамбарьер.
· Голос бессмысленен с молодыми лошадьми, так же как и с несфокусированными и агрессивными.
· Повышение голоса побуждает к импульсу
· Понижение интонации успокаивает
· Большинство лошадей отлично слушаются голоса, который является вспомогательным инструментом в дополнение шамбарьеру и поводьям.
· Воздействие кордового должно быть мягким, аккуратным и настойчивым, как у лидера.
· Шамбарьер держит лошадь ровно на кордовом кругу, лонжа сохраняет контакт, размягчает внутреннюю часть шеи, затылка, внутреннее плечо, бедро и концентрирует энергию импульса в области таза.
· Побудить лошадь к движению по внешнему кругу является одной из сложнейших задач, т.к. лошадь склоняется к центру круга, чтобы следовать за кордовым, сужая радиус. Чтобы предотвратить это, следует мягко направлять плечи лошади от себя шамбарьером и волной по корде.
Смена направления
Существует два классических вида для смены направления. Первое – это развернуть лошадь в центр круга. Кордовой перестегивает поводья и позволяет лошади выйти на круг вновь. В школе Egon von Neindorff's например, было необходимо остановить лошадь на линии круга. Затем кордовой подходил к лошади и разворачивал ее на переду. Преимуществом являлось то, что лошадь попутно развивал навыки латерального сгибания. Когда лошадь разучивает такие вещи с земли, ей потом гораздо проще понять, чего от нее требует всадник под седлом.
Большой ошибкой является у кордового, когда он просит от лошади посмотреть на него в момент остановки – это побуждает лошадь разворачивать бедра наружу при остановке – худшая привычка, которую только может конь приобрести. Если только единожды такая привычка была выработана, ее уже практически невозможно исправить, а что еще хуже, она будет повторяться и на всех переходах, например рысь-остановка-рысь
Ошибки кордового
· Потеря концентрации
· Отсутствие такта
· Хаотичное движение кордового
· Нет контакта с поводом
· Корда волочащаяся вокруг по земле
· Постоянное использование шамбарьера (неэффективное запугивание лошади)
· Развязки пристегнуты слишком низко, слишком короткие либо слишком длинные
· Темп слишком быстрый, либо (что реже) слишком медленный
· Круг слишком маленький или вовсе не круг
Самые распространенные ошибки, которые делает лошадь
· Несфокусированность
· Нестабильный темп
· Развернутость в противоположную сторону от направления движения
· Игнорирование кордового
· Смена направления самовольно
· Выход за пределы круга
Несфокусированная лошадь
Если лошадь была достаточно некорректно заезжена, скорее всего она будет на корде двигаться быстро, не слушая кордового. Самый лучший способ исправить это – это работать с ней в руках на шагу на кругу (вольту). Несколько раз развернуть лошадь на заду – тоже выход для успокаивания коня. Если лошадь только слегка взволнована, самый лучший вариант – это делать переходы с шага на рысь и обратно на шаг.
лонжирование
Кроме традиционных моментов работы на корде, где очень важно не допускать новичков (так как сохраняется контакт с железом и поводом), стоит отметить лонжирование на двойной корде, которое позволяет объяснить лошади подведение зада и скругление головы. Фотографии слева - образец такой работы, демонстрируемый в Испанской школе Верховой езды. Рисунок внизу - схема смены направления в манеже при такой работе.