poni написал(а):
Гаври, раз на ты, значит, на ты.
И у меня шкурный вопрос. На счет воспитания лошадей работе на голос. Какие основные принципы твоей работы в этом направлении?
Если корото, то я учу лошадь беречь и понимать всадника и его особенности. Точнее именно такого всадника, как я. Сразу оговорюсь, что эти способы работают не со всеми лошадьми.
Беречь.
Как ни крути, а равновесие иногда теряется. Вот Мальвина ваша сама всадника ловила, а можно этому научить. Лучше всего вначале посадить здорового всадника. Водим в начале в поводу. Всадник изображает инвалида, держится соответственно. В самые неудобные моменты начинает падать.
При "падении" вперёд, я прошу коновода чуть приподнять лошади шею и подержать так, пока всадник не выпрямится, одновременно с седла идёт голосовая команда. Лошадь хвалится, спустя несколько минут всё заново. Через несколько приёмов коновод убирается и пробуем уже с голоса. Эта идея родилась после нескольких нырков носом вниз с Ники. Итог, если спина уже не держит, я могу спокойно дошагать до коляски, лёжа на шее лошади, которая будет держать меня столько, сколько необходимо.
При "падении", точнее сползании, вбок, у лошадей бывают несколько реакций. Либо "дослать, чтоб не болтался" и удрать, либо поймать спиной, либо "падаешь и падай на здоровье, мне всё равно". С помощью того же коновода можно пресечь не нужные реакциии и спровоцировать поддержку всадника. Дальше, думаю, понятно. Сейчас с Гаврюшей этим и занимаемся.
Для всех случаев жизни, важно научить лошадь командам "стой" и "тише", чтоб была возможность замедлить алюр, или остановиться в кризисной для всадника ситуации, когда, простите, не до повода. Проще всего обучить этому на вожжах, чуть сложнее на корде, или под всадником. Так же сочетанием привычного управения и голоса вначале.
Оговорюсь, почему не учу лошадь останавливаться под падающим всадником, а даю остановку отдельно. Личный интерес, мне на спокойно стоящей лошади сложнее равновесие поймать.
Понимать всадника и его особенности.
Первая проблема - шенкель и моя спастика. Бывали случаи, когда мои сжимающиеся икры лошади принимали за посыл и уносили в никуда. Вот тут и нужны были команды "стой" и "тише". Очень быстро они начинают понимать, в чём разница. Получается проблема начать движение. Здесь, конечно, хорошо, если лошадь с корды знает слова "рысь", "шагом" и т.п., но под седлом они сначала не срабатывают.
Вообще, как правильно написано в одной книге, лошади лучше понимают интонацию, чем слова. Посему, мне проще пользоваться банальным чмоком, как в деревне. Легкий, как будто в щёчку поцеловала, для шага, сильнее, резче-рысь, совсем резкий звук-галоп, или прыжок. Да и понимают они так легче, хотя можно повозиться и с отдельными словами.
Теперь как? Сначала мне нужен помошник для шага и короткой рыси. Помошник работает рукой, как шенкелем с одного бока, а я хлыстиком с другого, одновременно высылая шлюсом и голосом. Если не помогает, то помошник второй рукой выдвигает лошадь под повод. Потом убирается рука-шенкель, потом помошник отходит в сторону. Хлыстик остаётся, как указка. Надо же чем-то зады контролировать.
Повороты и вольты делаются на основе повода и уклона корпуса. Подъём в галоп в начале "лишь бы поднялась", потом контролируется постановлением.
Выездку так, конечно, не сделаешь, но несложную манежную езду проехать можно. Или в полях погулять.
Прошу прощения за пространный ответ, но я в первый раз излагала это всё в писменной форме.
Если есть вопросы - спрашивайте.