Кстати о пробегах. Вернее, о чемпионатах России. Вобщем, где бы они ни проходили - в Центральной России или на Кавказе - пока все как-то не получаются
Вот такое свидетельство участника ЧР в КБР несколько лет назад:
Итак, сразу отметим, что мы там и были, более того, принимали непосредственное участие в самом пробеге на дистанции в 160 км. Соревнования проходили в Кабардино-Балкарии, республике Северного Кавказа. Обусловленно проведение соревнований в этом месте было вероятно тем, что большинство участников было из кавказских республик. Чего тянуть 80% участников и лошадей в подмосковье, например? Кстати, никакой информации в Интернете о данных соревнованиях не было вообще. Я проверила, облазила все, что можно было. И только позвонив в РФКС смогла удостоверится, что в самом деле эти соревнования будут иметь место. Итак, Кабардино-Балкария, база Малкинского конзавода (некогда знаменитого, а ныне полностью разрушенного), 6 октября 2006 года. Участники соревнований стали собираться задолго до начала. Мы, например, приехали всего за 4 дня до старта, а кое-кто приезжал непосредственно в день выводки. Выводка - представление лошади судейско-ветеринарной комиссии. Ветеринары, которые должны были обладать определенными полномочиями, чтобы чемпионат мог иметь статус чемпионата РОссии, были приглашены из Польши. Сначала лошадь осматривал один вет, сверяя паспортные данные с предоставленной мордой. Затем лошадь проходила тщательный осмотр другим ветеринаром: пульс, перистальтика, слизистые, наполнение яремной вены, дегитратация, мышечный тонус, походка. Все параметры фиксировались на личной карточке лошади. После провели взвешивание. Ведь вес всадники со всей амуницией должен был быть не менее 75 кг (ой, что-то вылетело из головы, может и поменьше, боюсь, что приврала!). Один из всадников со всем снаряжением весил 106 кг! И представьте себе, что он финишировал после пройденных всех 160 км! Старт был назначен на 5 утра для участников 160 км пробега и на 7 утра для 120 км. Движение в конюшнях в последнюю ночь перед стартом затихло не надолго. Кто-то расположился прям под открытым небом, в левадах или у стен конюшни. Уже в 3 часа ночи, по крайней мере в нашей лагере, началась чистка-седловка. Под ярким светом полной луны участники пробега двинулись на стартовую линию. Команда "поехали!" и все двинули вперед. Весь первый гейт нас сопровождали автомобили, освещая дорогу. Вся группа шла очень плотно (потом скажу почему). Растягиваться начали на обратном пути первого гейта. Уже стало достаточно светло и вдалеке был виден величавый Эльбрус. Кто-то газанул сразу, а кто-то еще экономил силы. Сыпаться стали уже на втором гейте. Кто-то перегорел, кто-то не восстановился. Надо отметить, что трасса проходила по пересеченной местности. Местами дорога была такая каменистая, что по ней поначалу только шагали во избежании травм(уже потом, в последние гейты, когда попахивало выигрышем, лошадей не щадили). Подъемы, спуски, речка, поля - это Кавказ, ребята, и не каждая лошадь сможет выдержать это. После заключения веткомиссии лошадь допускалась или снималась с соренований. Затем еще 30-40 минут (в зависимости от гейта) и дуэт снова должен был выйти на дистанцию. С каждым гейтом участников становилось все меньше и лидеры уже определились. К последнему гейту, когда уже порядочно стемнело, последние всадники финишировали с фонариками в зубах. Организацией этих соревнований, насколько я могла понять, занимался один (!) человек. И к чести этого человека сказать, что взвалить на свои плечи всю организацию - это серьезно и очень трудно. Однако, это повлекло за собой неминуемые погрешности. А теперь обещанная правда. Ну, про то, что никакой информации о соренованиях нигде не было показано это я писала. Да, конечно, люди, которые занимаются пробегами задолго до начала соревнований знали, где и когда они будут проходить. Но ведь, будь инфа, могли бы приехать и новички! Да и мало ли еще кто! Опять-таки, про конзавод. От Малкинского конзавода остались только воспоминания. Воды нет (где-то там какой-то краник, но чаще водили лошадей поить на речку!), света нет (в конюшнях еще кое-как провели). Разруха страшная. В такие условия было предложено ставить лошадей. От царских конюшен, коим почти 150 лет, остались стены. Беседовали мы с рабочим, он сказал, что здания белой и красной конюшен то ли в аренду взяты, то ли выкуплены и там будут проводить капитальный ремонт. Было б здорово! Теперь про ветеринаров. Как известно не только мне, главный ветеринар соревнований в Малке в Европе был дисквалифицирован за применение допинга. Организация самого турнира не то, чтоб была не очень налажена. Ее не было вообще. Время выводки не было известно и переносилось три раза. Элементарные правила соревнований не выполнялись. Лошади на выводке свечили, не подпускали к себе ветеринаров, некоторые участники не могли пробежать в руках с лошадью на ветосмотрах, на дистанции использовались хлысты, сама дистанция была не промеряна (если по дороге ехать на машине, то совсем другой получался километраж), разметки дороги не было никакой, никакого допинг-контроля (а допинговали лошадей многие, почти в открытую), маршрута никто не знал, именно поэтому первый гейт нам показывала машина, отрезки дистанции были выставлены без учета правил (в европе и мире после большого участка 30-40 км ставят маленький 10-15, а мы бежали 40-35-30-35 и т.д.), хронометрист в открытую прибавлял время! Ооо, это только самая маленькая толика того, что меня задело на этих соревнованиях. Теперь я понимаю, почему люди с большими возможностями не теряют понапрасну времени и денег. Они сразу едут в Европу, хоть бы и в ту же Польшу, где могут принять участие в серьезных и честных состязаниях, получают лицензии и могут выступать на чемпионатах европы и мира! Не смотря на все это я рада, что мне посчастливилось принять участие в таких соренованиях. Это дало мне большой урок и огромный стимул работать дальше! Технических результатов никто не получил. Их не было и через два дня после соревнований. Могу сказать, что по ходу соревнований разгорелся нешуточный конфликт. Суть его вот в чем: трасса была спроектирована таким образом, что идти нужно было "по прямой", т.е. 20 км (ну или 15, 10 и т.д.) туда, отметился (судья сидел) и по той же дороге обратно. Понятное дело, что умельцев срезать дорогу нашлось немало, кто 500 м, а кто 7 км. Без личностей могу сказать, что одна из финалисток неоднократно не достигала точки отметки на середине трассы, что было документально заснято на видеокамеру и предоставлено судьям. Судьи посовещались, поговорили, видеозапись исчезла, оператор замолчал, тк его команда еще продолжала движение по маршруту. Чья лошадь - понятно? Подобных ситуаций было немало. Мне результаты этих соревнований даже не интересны. Участников было около 32 человек на 160 км и 5 человек на 120. Лошади в основном кабардинцы (около 50%), арабы и арабопомеси, чекашки, терцы. Честно говоря, и сказать-то могу по личному наблюдению, потому как никаких стартовых протоколов нигде не было и сказать кто на какой лошади выступал сложно. ... Я немного сузила свое впечатление конкретными выступлениями, где арабов выпустили на рывок, а к концу дистанции лошадь шла только из-под хлыста. (прим.: по международному регламенту хлысты в пробегах запрещены...)