Евротур-2015: тренировка на полу-андалузской Mango с ученицей всадника Cadre Noir de Saumur, Wiers, 24.09.2015
Французский такой французский... Hainaut читается, как Эно. А Wiers, как Вье... Как?! Как у вас это выходит? Дедушка всегда шутил, что французский вышел путём прибавления кучи ненужных букв в пору, когда писчикам в соборах платили за каждую написанную страницу
.
Одной поездки в Брюссель, в начале сентября, в которой мы две ночи ложились часов в 6 утра бельгийцам не хватило. После неё мы как раз поехали в воскресение в Басекль и не вернулись в Льеж, а потом были у Тары. И через неделю меня потащили в Амстердам, где мы не спали целую ночь. Потом в Веце (кто бы знал, что Weeze читается так...), в Германию, где я поспала 4 часа в машине. Затем день обратно. И весь понедельник, 11-ого, я собралась отсыпаться, но с утра написала Агат и попросила помочь ей отбить денники, потому что она спину сорвала. Отказывать было нельзя, и я вызвалась помочь, поэтому мы, как два овоща, поехали помогать. Кстати, обычно Агат сама отбивает все 11 денников. Каждый день. Кроме воскресения).
Приехали на конюшню, захожу на территорию с мыслью "Ага, маленькая домашняя конюшня". В Бельгии - это 12 каменных боксов с дверьми на роллерах, как в КФХ Пегас. 6 из них - это большие летники, и ещё 6 в мини-конюшне, как в Караване, где летники стоят друг напротив друга с общим проходом под крышей. Вымощенные дорожки везде вокруг конюшни, площадки перед дверьми боксов под крышей с петлями, чтобы привязывать лошадь. И там ещё красивые крючки для недоуздков и чомбуров. Большой плац с евро-грунтом. Красивый и удобный амуничник. Куча техники для работы: трактора, всякие штуки, даже садовый пылесос, который раздувает листья, чтобы двор убирать. Солярий. Куча пастухов в округе с высокой травой, в одном из которых Тара гуляет. Не говоря уже о куче цветов, подстриженных кустах и доме с камином. Не хватает только крытой бочки ^^.
Начали с двух фризов, которые дружат. Две большие чёрные и волосатые няшки :3. Зато рядом стоял долбанутый уэлец, который свечил и пытался убить всех вокруг, а потом себя... слава богу, его денник отбивать не надо было. Я раскрючковывала и заводила лошадей в левады. Завозила в боксы новую солому, разворашивала её там, потому что она в жёстких брикетах. Заводила коней обратно и помогала подметать проходы и двор, на котором не должно быть ни пылинки. Ничего сложного на самом деле. Потом мы посидели, попили чай, и мой друг договорился в честь моего гипер-напряга с отбивкой с Агат о тренировке со мной на её личном коне, Манго. Это было интересно: новая лошадь, новый тренер и он не говорит на английском х).
Спустя почти две недели мы встретились вновь. Серого Манго я уже знала. Когда выводила в леваду коней, он был самый активный, нетерпеливый и лучше меня знал, куда идти. Взяли его с пастбища, поставили на развязки. Поинтересовалась, кто он по породе, сразу заподозрила в нём иберийскую кровь). Наполовину андалуз, наполовину французский рысак. Забавно, что я поняла ответ на французском. Кстати, на Оззи Анюты_М очень похож
. И он - это поток энергии, который ему явно некуда деть и который нужно только направить в правильное русло. Манго не пакостничает и не делает ничего плохого, просто он вообще не может находиться один, стоять на месте, скучать. Ему нужны движ и внимание, чтобы ему загружали мозг разными заданиями, при этом он старательный
.
Пошли на плац. Я на него сажусь, наверное, прижимаю ногу к боку, поэтому первое, что он делает - это срывается в рысь и убегает к дальней стенке плаца. Сразу стало ясно, что шенкелем этого друга трогать не надо лишний раз. Разминаться начали на вольту. Пошагали немного, я думаю не надо опять говорить, что лошадь сама шагает активно, да
? Он наоборот иногда пытался рысью убежать. Агат сразу разобрала мою посадку: корпус нормально, нога уходит вперёд, кисти рук ломаю в запястье и сгибаю вниз. Кстати, руки хоть в локтях сгибать стала после 2-х тренировок у Веры х).
Это первая лошадь за 8 лет, которая отвечает сразу на лёгенькое прижатие ноги к боку, и при этом импульсивна, а не пытается уйти в точку. На более сильное он начинает скакать и нервничать. Манго вообще очень переживательный. Так что в рысь выслать, дослать активнее без проблем, проблема - попросить не носиться, заваливаясь на вольту. На первой рыси он и начал пытаться носиться, задрав голову. Причины ясны - я зажимаюсь, грублю рукой и падаю плечами, он начинает терять баланс, нервничать и пытаться убежать из-под меня. Надо отдать должное Агат, она очень мягко вела тренировку. Не было никакого: "Ты сидишь не так", "Руки держи так и никак иначе и вообще...", - она следила, что-то поправляла, во время пауз разъясняла плюсы и минусы, говорила, что я должна сама расслабиться, двигаться с ним, чувствовать лошадь. Я начала пробовать, опусти руки вниз, за что меня ругают везде, но так процесс пошёл быстрее. И как только я перестала думать о том, что меня прибьют, никто не давит, расслабилась, стала мягче отзывать рукой и реже привставать, стало лучше. Но не хватало сгибания. Аккуратно приложила ногу. Согнулся. Потом он слишком расслабился и ушёл вниз, подняла руки на место и его затылок выше. То, что надо. Потом подсобрать. Тут говорит, что собирается пальцами. И вот Манго, да, собирается пальцами! В общем, мы сделали хорошую рысь в обе стороны сразу, как я поправила себя и поняла, что его надо регулярно мягко отзывать рукой, просить уйти вниз и расслабиться, самой не зажиматься. Агат раз 10 за тренировку извинялась и говорила, что он очень плохая лошадь для обучения, потому что его надо постоянно поправлять, чтобы он не носился. Я округлила глаза. Как плохая?! Он же БЕЖИТ! САМ! А ты только сиди красиво, думай о посадке и не давай носиться. Кстати, я всё это делала с минимумом ноги, он сам бегает, подбирая зад под корпус. Где-то на этом месте у меня возник вопрос о том, к чему склонна сама Агат: к классике или спорту. Она сказала, что сочетает какие-то вещи оттуда и оттуда. Но, судя по странице на фб, её сердце давно отдано иберийским лошадям и классике
.
Потом делали вторую рысь на учебной. Он мягкий, но сначала было сложно сесть. В какой-то момент я переборщила с ногой, пытаясь не дать ему заваливаться внутрь, и он такой: "Ага, время галопа!", - и побежал спокооойным, сокращённым галопом. Но, нет, рысь. Иногда на строевую переходила, казалось, так проще, но он начинал убегать. Наверное, плечи
. Но я поняла, что начинаю сижу неглубоко и виной тому коротковатые стремена, не хватает длины, чтобы опустить бедро вниз. Агат удивилась, тому, что меня учили, что стремя должно быть не в районе щиколотки, как в Бельгии, а там, где стопа кончается. Но позже сказала, что я права и с более длинными лучше. Потом шаг и серпантин в три петли. Я объяснила, что лох и не умею считать, мне нарисовали стенки петель на полу х). Проехала, сказали, что хорошо. Но местами вылазили проблемы с сохранением ритма, сгибанием. Поэтому Агат предложила делать по вольту в каждой петле серпантина. В итоге быстро сделали идеально в обе стороны. Только сиди, тяни ногу, ставь руки и рули туда-сюда, потому что пинать никого никуда не надо, и посадка не нарушается.
Потом шаг. Он вообще странный, вроде идёт активно, но так расслабленно, вытянув шею, а потом собирается в струнку и куда-то убегает на рыси. Агат сказала, что это нормальное состояние, и она сама не всегда знает причину. Мне подумалось, может, скучно становится шагать, и он ищет пугалки и развлекается. Начали делать плечо внутрь на шагу. Сто лет не делала. Первое вышло криво. Кстати, не помню, что сказали. Что-то не то с поводом было и нога слишком назад уходит. Но на шагу быстро в итоге сделали в обе стороны, как надо. Потом на рыси. Вот тут затык был почему-то. Он начинал убегать со стенки к средней линии, задирать голову и пытаться носиться. Сказали сделать хорошую рысь, настроить его, потом вольт и с него выход в плечо. Сначала не получилось, пришлось ещё пару раз по вольту покататься. Потом как-то пошло. Причём направо что на шагу, что на рыси получалось быстрее, и он прямо вбок шёл, как надо, прям чувствовалось, что крестом идёт :3.
Потом на вольт и галоп. Я вспомнила несанкционированный подъём на рыси. Просто прижал внутреннюю ногу, и лошадка скачет манежным галопом, со сгибанием. Потом в другую сторону. Даже неинтересно без борьбы и 10 попыток поднять.
На шагу потом обсуждали всё, мне катастрофически не хватало времени, чтобы выплеснуть кучу восторгов на тему тренировки на Агат и Манго. Я прямо переварить информацию не могла, что бывают лошади, которые не носятся и не уходят в точку, хотя при этом активны и отвечают на легчайшие команды. Что когда тренер говорит, что "да, я эту лошадь от пальцев собираю и силой мысли поднимаю в галоп", ты и правда собираешь её пальцами, а не от локтя, и поднимаешь в галоп с первого раза лёгким прижатием ноги, а не с 6-ого раза со шпорами и с хлыста. Я долго рассказывала, что у нас в России я не ездила на таких лошадях, что у нас вечно всех надо упрашивать опустить голову, подобрать зад и идти активнее, а не волочить ноги, и выбивать подъёмы с ноги. Агат очень удивилась, сказала, что в Бельгии такие лошади - это единицы, а в основном все как Манго, и все так же работают.
На прощание она мне сказала, что главная моя проблема в том, что я не умею пользоваться всеми средствами управления независимо друг от друга. Например, на русской лошади, я высылаю ногой, животное не отвечает, я начинаю ковырять пяткой, нога зажимается, пока я пытаюсь выпинать движение, а дальше закрепощается всё тело по цепочке и всё рушится. А посадка должна быть независимой, каждая часть тела работает отдельно от других. Чтобы ногой выслал, а остальное работает дальше. И она сказала, что для того, чтобы добиться прогресса, нужно в Москве найти лошадь, как Манго, которая слушает лёгких команд, активная, но адекватная, на которой можно сесть красиво и задуматься о посадке. Так что я ставлю на себе социальный эксперимент по поиску такой лошади в Москве со стоимостью тренировки в районе 1500-2000 рублей х).
А ещё я узнала, что Мари и Агат активно тренируются у Оливье Лемессаж (или Лемессаже, я после Эно уже не знаю, как читать), который 15 лет был всадником (Ecuyer) в Cadre Noir de Saumur, одной из четырёх высших школ верховой езды, а так же тренером сборной Франции по выездке. Думаю, его друг и имел ввиду под учителем из Кадр Нуар. Короче говоря, ещё бы у них лошади были какие-то не такие... и мне хотелось забрать Агат и Манго в своём багаже
.
Друг мой наснимал просто ппц
. Причём я дала точные инструкции во время собирания коня, что куда нажимать, как переставлять, точно ли оставить ему ручной режим, а не полуручной или автомат. Но он говорил, что всё знает. В итоге фото с плеча на рыси и галопа я проявляла из ночного мрака, потому что кто-то забыл настройки сменить. А про кадрирование вообще молчу. И это кто-то мне говорил о том, что его бесит, как я езжу на байке -_-.
Самое начало, пытаюсь расслабить, поэтому руки хз, где, и повод в километр.
Шагаем. Как ноги под корпус подставляет ^^.
Так выглядят мои фото без обработки х).
А так с обработкой через темп х). Хорошо.
Кадрирование на пятёрку. Это мы серпантины крутим.
Кругляш
.
Колено уползло, нога в космосе, зато я почувствовала упражнение
.
Это мы так на рыси начинали -_-.
На меня не смотрим, а ему поднять затылок (и, наверное, плечи немного) и прямо милашество).
И галопная часть.
С затылком прямо постоянно беда...
Зато я почти всё время езжу в контакте 0_0.
Надеюсь, что хоть кто-то это ля-ля прочтёт х).