Улицы Оргозоло, о. Сардиния (Италия), 7.08.2016
[Приходится дописывать вконтакте название страны, потому что практически никто из моих знакомых не знает, что такое Сардиния и где это -_-'].
Я поняла, что немного неверно начала выкладывать фотографии с Сардинии. И дабы был ясен фон происходящих событий, я решила выложить фотографии улиц городка, в котором жила. С горским менталитетом и традициями мы разобрались. Итак, Оргозоло.
Это небольшая коммуна в провинции Нуоро с населением чуть больше 4 тыс. человек. Располагается в горах на высоте 600 метров над уровнем моря, является негласной столицей региона Барбаджа и известна благодаря двум вещам: сардскому бандитизму (в какой-то момент истории благодаря высокому уровню преступности он был известен, как "деревня убийц")) и настенным росписям "муралес".
Первые упоминания об Оргозоло датируются 1358 годом, но настоящая известность пришла лишь в начале ХХ века. Ведь этот городок в своё время был грозой всего острова, и даже сами сарды боялись туда приезжать. Некоторые и сейчас удивляются и с ужасом воспринимают мысль о поездке туда. Ведь около 70% местных жителей сидело в тюрьмах, вся преступная деятельность на острове имела свои корни именно в этом городе. То есть, если где-то грабили банк, то кто это был? Житель оргозоло, конечно. Зародилось движение издавна, пишут, ещё со времён римлян у них был создан свой "кодекс чести". Прошлое центрального региона Сардинии и феномен "бандитизма" легли в основу фильма Витторио Де Сета "Бандиты Оргозоло" (1961 г.). Сюжет посвящён местному головорезу, который вместе со своим подельником похищал людей за выкуп, творил бесчинства, но был кем-то вроде Робин Гуда, потому что наказывал только плохих людей. Его посадили на 40 лет, в общем, он был чуть ли не национальным героем, которого все уважали. Потом он вышел уже в пенсионном возрасте, но не растерялся и организовал просто гениальный бизнес: возил туристов по местам боевой славы (местам похищений, перестрелок и так далее). А потом его посадили за оборот наркотиков
. А ещё он друг Яниного мужа. Парам-пам-пам. В общем, это всё было в прошло, хоть и нрав орголезцев крут, а следы перестрелок до сих пор можно найти на фасадах, но сейчас там безопасно, и он является одним из туристических центров острова. Почему?
А потому что благодаря событиям 1969 года, когда в Пратобелло, на территории относящейся к городу, пытались построить крупный военный полигон. В Оргозоло начались народные волнения. Местные жители были не очень рады такому соседству и тому, что земли для выращивания скота забирали под военные нужды, и дали жёсткий отпор властям. По всему городу висели плакаты, выражающие протест орголезцев, но они были недолговечны и портились. И вот в 1969 году, появилась первая настенная роспись, выполненная группой анархистов, подписавшихся собирательным именем «Дионис». Насколько я поняла, они скопировали один из плакатов и увековечили его в красках, выразив свой протест против социальной несправедливости и авторитарного правления. И понеслась... Как я позже поняла, сарды на ура принимают какие-то вещи, которые им нравятся, и делают их традицией.
Так вот, в 1975 году начинания анархической группы подхватил Франческо Дель Казино, преподаватель из Сиены. Он вместе со своими студентами начал активно расписывать стены городских домов. В течение своей работы, они выработали свой особенный стиль, берущий своё начало в работах Пикассо. Их работы очень узнаваемы, думаю, вы тоже сразу поймёте.
На одних муралес изображены центральные политики того времени: Альфредо Нисефоро, президент Леоне, другие росписи прославляют Эмилио Луссу – писателя и борца за свободу, рассказывают про демонстрации против НАТО на острове и борьбу красных бригад против карабинеров. При этом множество росписей отражают сцены повседневной жизни: мужчины на повозках, женщины с детьми, пастухи с овцами и крестьяне на полях.
Техника исполнения очень проста, работы создаются достаточно быстро красками на водной основе, применяемыми для внешних и внутренних работ. Они сильно поддаются эрозии, но я прочла интересную мысль о том, что выбор этих красок не случаен, ибо росписи реставрируются, если общество чувствует потребность в её сохранении. В противном случае она разрушается и постепенно исчезает, оставаясь лишь в памяти тех, кто её видел.
Процесс создания "муралес" продолжается до сих пор, например, существуют росписи, посвящённые войне в бывшей Югославии и разрушению Сараево, а так же атаке на башни-близнецы в Нью-Йорке. Сейчас город является музеем под открытым небом, сюда приезжает множество итальянцев и иностранцев, чтобы увидеть это коллективное народное творчество, покрывающее древние стены и выставленное на ежедневный суд проходящих мимо зрителей.
Процесс продолжается по сегодняшний день: в 1994 году были сделаны росписи, посвященные войне в бывшей Югославии и разрушению Сараево, а одни из последних иллюстрируют атаку на башни-близнецы в Нью-Йорке. Интересно, что творчество вышло за границы сардинии, и новые работы создают жители не только других городов, но и стран. Правда, в последнее время новые работы появляются редко из-за острой реакции местных жителей. И многие новые "муралес" лишены какого-либо смысла или сюжета, являясь просто декором. Хотя при этом каждый орголезец мечтает о росписи на стене своего дома. Сегодня Оргозоло представляет собой потрясающий музей на открытом воздухе, состоящий из 150 муралес, покрывающих древние стены и придающие деревне неповторимую атмосферу.
Большая часть работ располагается на главной улице - Корса Република.
Обратите внимание на помятый автомобиль. Это местная фишка, они все такие х).
Узенькие переулочки.
Какая-то сувенирная лавочка.
Дошла до смотровой площадки на главной площади.
Сельская площадь. Сцена, бала тунда, играй гармонь!
А тут обычно лошади во время крёстных ходов едут, как на коньках.
Самый классный муралес в городе не имеет политического подтекста.
Ещё одна небольшая площадь, это я уже обратно пошла.
Но решила спуститься вниз, где нет лоска. Заброшенных домов по городу много, но мне нравится. Они какую-то атмосферу создают.
Везде цветы, даже в нишах стен.
Церковь, являющаяся центром местных религиозных праздников.