Прогулка по Риму и Ватикану, 4.08.2016
Так вот. Вышла я с вокзала Термини в город и уткнулась в типичные рабочие кварталы. Но после изрисованного граффити Загреба, заблёванных Амстердама с Версалем и Брюсселем и заваленого местами мусором Парижа меня уже сложно удивить
. На самом деле все мои иллюзии развеялись ещё в Хорватии. Просто все мои знакомые разделились на два лагеря: кто терпеть не может Рим за грязь и вонь и кто за чудесами архитектуры уже ничего не видит. Я отношусь, как и все знакомые мне художники, ко второй категории, поэтому мне столица Италии понравилась. Плюс ко всему ночь на полу была проведена не зря, потому что в хостеле раньше 9-10 после такого дня я вряд ли проснулась бы, а тут у меня была куча времени на осмотр города с 6 утра. Прохладно и почти пустые улицы. Но надо было найти, где поесть... ибо я не ела с 15 часов предыдущего дня. И тут я поняла, что не в Бельгии и не во Франции нахожусь... и что в Италии всё вообще запущеннее, чем у нас, но обо всём по порядку
.
Короче говоря, накануне я искала хостелы и изучила карту. Уже заранее знала, куда придёт самый первый поезд и как оттуда добраться до Колизея, оттуда уже легко. И пошла. По пути зашла в кафе и столкнулась с проблемой номер один: в Италии мало где принимают карты,а у меня нет кэша. Потому что нафига он нужен? Я во Франции не снимала деньги с карты вообще НИ РАЗУ, в Бельгии 500 евро мои вызвали больший ажиотаж, чем выход нового айфона. Да и в Москве сейчас часто плачу с карты, потому что мы догнали в этом плане цивилизацию. И кто бы мог подумать, что есть европейские страны, где этим вопросом не озадачились. У меня после Бельгии, Голландии и Франции с Латвией в голове вот ничего вообще не шевельнулось в сторону такого фэйла. Короче говоря, в 6-7 утра там всё равно почти нифига не работает кроме редких арабских кафешек. Магазинчики очнулись около 8.30 утра, но там тоже был полный провал. В общем, завтрак отложился до 10, когда я набрела в центре на супер-маркет, в который даже привезли горстку туристов без кэша
.
Проблема номер 2: все свои знания английского можно запихнуть себе куда подальше. Всё, что говорят в школе - это враки. Потому что знание именно английского языка не является панацеей. Например, в Китае мало кто на нём говорит. Во Франции и Бельгии всё же говорят все в сфере сервиса, просто в общении с местными жителями был провал. Потому что зачем? Есть французский. А вот в Италии большинство не учит его из принципа как будто... За 1.5 месяца я встретила только одну девушку в музее и пару заезжих парней в Оргозоло. И всё
.
Ты хочешь купить еды? Берёшь её в руки и как рыба протягиваешь. Заметим, во Франции даже в Шантийи и в Версале в супер-мелких магазинах со мной говорили по-английски. Ты хочешь купить билет на автобус или карту? Тыкаешь в нужное. В общем, я это к тому, что были проблемы спросить дорогу от вокзала и купить карту. Потому что по-английски никто не говорил, а денег не было. Шла от вокзала я относительно долго и засумневалась по дороге. Но на заветное слово "Колизей" мне тыкнули в сторону, и я пошла дальше по проспекту.
И так я дошла до центральной части города. И вот чем меня поразил Рим - это тем, что он по сути является музеем под открытым небом. Тут рядом римские руины, работы мэтров эпохи Возрождения, здания в классическом стиле, лошади, машины и современные дома. Всё в рамках одного города, гармонично связано и живёт. Я не знаю, бывают ли у них истории как в Москве или Пекине с Военторгом или хутунами, но создаётся ощущение, что никакие старинные постройки не тронуты. Вот когда выходишь в центр, идёшь по улицам с современно-классической застройкой и вдруг... фигак! Прямо посреди города раскопки каких-то римских подземелий. А потом прямо перед тобой вырастает огромный Колизей. Который, кстати, не такой и огромный и зажат парками и улицами посреди города. Обходишь, и тут старый ипподром. Дальше постройки органично надстроенные в 18 веке. Рядом ионические колонны и виллы на возвышенности. А чуть дальше классические здания во дворах. Потом я организовала себе завтрак в парке на фоне потрясающей красоты здания Минкультуры и лестницы Микеладжело. Сэндвичи, фруктовый салат, что может быть круче в жару)?
Там меня ждал преприятнейший сюрприз!
Я обошла Капитолийский холм и спускалась мимо музея, в котором проходила выставка Альфонса Мухи! Господи, его никогда в жизни не привозили к нам в Россию, у нас вроде не выставляются нигде вообще его работы. И я его обожаю! В общем, я пренебрегла временем и пошла... точнее понеслась, теряя тапки. Два этажа работ Мухи! Конечно, это немного попсово всё, но я поняла, что не зря он мне нравился. Такой плодовитый художник: афиши, декорации, дизайн, предметы ДПИ, роспись церкви, витражи. И всё в его стилистике. Я вообще обожаю модерн и творцов того времени: и наших, и зарубежных. И художественные работы, и ДПИ, и архитектура. Люди творили какие-то поражающие воображение вещи. Я была просто в дичайшем восторге от его выставке. Стоит отметить то, что в Европе очень круто оформляют выставки. Нашим учиться и учиться, даже Караваджо с Рафаэлем осветить не могут нормально. А тут свет, оформление, ретроспектива. Всё на высоте!
А потом были кварталы с узкими улицами, среди которых находишь много небольших площадей с египетскими обелисками, пантеон и белоснежный фонтан Треви.
Шла я по сфотографированной около Колизея карте. Я уже так делала в Версале, нормально
. Там были обозначены два обзорных маршрута: длинный и короткий. Я выбрала второй, так как времени было немного, но я очень хотела попасть в Ватикан.
В итоге по дороге я спалила номер автобуса до вокзала, потому что обратно идти кучу времени была не готова, и она вывела меня к мосту через Тибр. Это самая трешовая набережная в центре города в моей жизни. Я думала, что может быть убитее Волги в Твери х)? Тибр в Риме! Но зато за мостом меня ждал Собор Святого Петра. На большее меня не хватило, но собор прекрасен. Приехать в Рим и не добраться до него было бы преступлением, потому что это архитектурное совершенство. Я вообще католические соборы люблю больше наших, потому что больше нравится архитектура, росписи, собрания шедевров мирового искусства. Они, конечно, тоже науку стопорили, но наши вообще только в 19 веке блеснули в Петербурге, а потом опять ушли в Средневековые традиции. Я чисто с точки зрения искусства сужу.
И вот пришло время ехать в аэропорт, главное - не продолбать очередной рейс.
Ну, и тут была новая проблема. Мне было тяжело быстро идти самой, надо было найти автобус. Это было легко и просто. Сложностью оказалось купить билет без кэша
. Я в соборе вообще никуда особо не торопилась, потому что по пути видела терминал по продаже билетов. Но кто ж, блин, знал, что он не работает?! Именно карты не принимает. Я решила, что ок... не проблема снять денег. Пффффффф... Попробуй найди работающий банкомат. Один автобус усвистел, ходят раз в 15 минут. Я там на измене вообще снимаю деньги в еле найденном рабочем банкомате. А этот урод и деньги не принимает! Билеты у них продаются в газетных киосках, но ближайший в попе мира. Короче говоря, я решила плюнуть и купить у водителя. Друзья покупали. Но, видимо, давно... потому что больше такая опция не существует. Давка была в автобусе дай-боже, как в Москве в час пик. Рядом со мной стояла женщина, которая, качая головой, причитала: "Roma, Roma...", - и что-то рассказывала про былые годы, постоянно извиняясь передо мной. Короче, проехала зайцем до вокзала просто на измене, потому что на оплату штрафа мне полгода в России работать
.
Но, блин, я не могла по-другому никак...
Дальше вы уже знаете всё. Я нормально доехала, выжила и почти нормально вернулась.
Рим очень красивый ранним утром. Париж, Москва, Петербург, Амстердам тоже все красивые со своими фишками, но только в Риме ощущение, что ходишь по страницам учебника по истории изобразительного искусства. Потому что у нас в течение 5 лет в вузе истории о Риме занимали огромную нишу: это и античное искусство, и вся эпоха Возрождения, от которых пошло вообще всё, что мы знаем, видим в том числе у нас в России. Без антики, Рафаэля с Да Винчи вообще не было бы ничего из того, что мы знаем сейчас. Не было бы меня с моими художественными потугами
. Поэтому в тот же вечер мы с Яной обсуждали мою беду, и, когда узнала,что я ни разу не была в Италии, она сказала, что это просто был знак свыше... и что горевать точно никак нельзя. Но я на самом деле и не печалилась, конечно, а была рада, что попала в этот город хоть и незапланированно и таким странным образом.
ПС, у меня на каждый город по дебильной истории имеется, я просто первый раз собрала всю волю в кулак и написала гига-текст. Я иногда думаю, что уже будет, что рассказать внукам, даже если остаток жизни пройдёт скучно и серо
.
ТТТ, пока что я не ночевала на лавочке в Гонконге, и я не просыпалась от того, что мне приставили пистолет к виску в Барселоне, у меня не крали технику и все деньги, как было у разных моих знакомых с университета. Так что всё впереди, надейся и жди
.
Фоточки, наконец!
Так вот, уже около вокзала меня встретила часть старой городской стены. И вот я шла по улицам и ничего не снимала до того красивых отражений витрин на брусчатке.
Слева базилика Санти-Куатро-Коронатти (Четырёх увенчанных святых), 1099–1114 г.
Руины, показавшиеся из-под земли посреди города, - это бывшая школа гладиаторов, но фотография плохая вышла. Поэтому далее уже первая точка моей прогулки - Амфитеатр Флавиев, он же Колизей (72-80 г.г. н.э.). Нынешнее название (
Colosseum) утвердилось, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя. Долгое время амфитеатр был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии).
Уже в 8 утра была очередь, которую мне было неохота выстаивать, тем более я была уже в двух амфитеатрах
.
Арка Константина.
Построена в 315 году и посвящена победе императора в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов. Кроме того, это единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
Вход на Римский форум на холме Палатин. Вместе с ещё двумя холмами (Целий и Эсквилин) они окружают амфитеатр.
Трамваи будущего. Вроде в Москву хотят такие же закупить.
Большой цирк (Circus Maximus).
Самый обширный ипподром в Древнем Риме, располагавшийсяся в долине между Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие двенадцать колесниц.
Интересно, что в те времена состязания колесниц проходили по прямой — доехав до конца арены колесницы разворачивались и мчались в обратную сторону. Позже, с развитием канализационной системы Рима, под ареной был проложен большой тоннель, в результате чего со временем на арене образовался барьер (spina). Выравнивание земли на арене перед каждым соревнованием стоили существенных трудозатрат, поэтому соревнования уже не могли проводиться по старой схеме. Правила соревнований были изменены, и колесницы стали ездить не по прямой, а по эллипсу, огибая барьер арены. Новый способ проведения конных соревнований быстро прижился, и с тех пор конные скачки стали проводиться на кольцевых ипподромах.
Как-то так раньше всё выглядело.
Первые игры были проведены в 500 г.г. до н.э., а последние в 549 уже н.э., с тех пор ипподром изрядно потрепало, но тут до сих пор проводятся массовые мероприятия.