ЧК Рубин - лагерь "Путь к себе" совсем скоро.

Анют, я сама сейчас получаю второе высшее. Но дело тут не в том, что всегда можно переучиться и доучиться. Это можно. Но есть физиологические моменты. Связи между нейронами устанавливаются лучше именно в детстве и юности. Потом, в зрелом возрасте это куда сложнее. Если нейроны натоптали друг к другу тропинки смолоду, то тропинки эти гораздо легче найти и протоптать потом. Если их никогда не было, то там непроходимые джунгли, которые рубишь-рубишь, а они тут же имеют такой же вид.
Кроме того, высшее образование (не купленное, а заработанное) дает уверенность в себе, это огромное достижении, вселяющее мысль, что "я с этим справился, справлюсь и с другим".
Высшее образование - это статус, кто бы что не говорил, но я поменяла в своей жищни очень много профессий и работ. И везде высшее образование и мой красный диплом (даже не по специальности), сразу же поднимали меня значительно выше, вот просто их наличие.
Общение с людьми, кому не безразлично, в магните они работают или нет, тоже очень хорошая школа жизни. И не в магните дело, можно и в магните потом работать, все равно вырастешь потом на более высокие ступени. Было время, я книжками с лотка торговала. Но торговала ими с высшим образованием и красным дипломом. Это, кстати, было важно. Это давало уверенность, что работа эта нужная и важная, но временная для меня.

Что нужно, чтобы больше зарабатывать? Всем разное. Важно, как человек может и как собирается зарабатывать.
Кому-то нужна просто пронырливость и смекалка, как и где урвать, не обязательно незаконным путем. (Этого нет, и я рада. Хотя таким людям живется проще). Кому-то помогают устроится на нужное место связи. (Этого тоже нет)
Кто-то, как Анюта, например, находит свое рабочее место там, где любимое хобби. Вот это самое ценное, но не у всех получается. И сколько бы Анюта не убеждала нас, что высшее образование здесь не нужно было, я не верю. Высшее образование, кроме того, что я сверху перечислила, еще учит учиться. У меня была надежда, что, возможно, у Вари получится так с рисованием. Но в тот ВУЗ, куда она хотела пойти учиться, ей не хватает одного балла по ЕГЭ по математике. На текущий момент эта дорожка закрылась.

Так вот, я к тому, что высшее образование тоже очень-очень нужно, чтобы зарабатывать. Оно не гарантирует результат, но открывает многие двери и дает возможности.

И можно много говорить, что можно себя найти всегда. Можно. А можно и не найти. Это, как с естесственным отбором. Мы ж не хотим, чтобы он случился с нашим животным.

Анют, Варя, конечно молодец, но с такой зарплатой, на которую она может претендовать без образования, то все равно сидит на шее. И понимает это.
Да, молодец. Была б еще такая молодец в учебе, гораздо больше дверей было бы сейчас открыто перед ней. И свой путь было бы искать значительно легче. Точнее, пока ищется путь, можно было бы зарабатывать на его воплошение.
 
Последнее редактирование:
Надо же, Ир, у меня вообще другие ощущения от высшего образования. Я сколько себя помню, всегда училась самостоятельно, с детства. Появилась задача или торкнул интерес - начинаешь потихоньку узнавать, пробовать, появляются вопросы, ищешь на них ответы... Школа как раз отнимала время и силы от самообуОбразование мне ни разу не пригодилось и никакой уверенности в себе не придавало. Мне наибольшую уверенность придает именно навык самостоятельного обучения, что если вдруг изменится ситуация, я смогу приспособиться, смогу освоить новые направления. Сколько раз так было. Сидишь себе, кропаешь статьи о мозаике, пишешь текст для каталога, и вдруг без предупреждения, в одночасье уходит единственный сотрудник отдела поставок. И на амбразуру кидают тебя. Тебе никто не передавал дела, не рассказывал как там что делается, просто ты знаешь язык. И вот начинаешь в оставленных прежним сотрудником документах искать логику, пытаешься представить картину целиком - машина должна как-то появиться, узнать куда ехать, забрать в нужных местах нужный груз и привезти его сюда на таможню. Какие мои действия требуются? Вот на фабрике выходит фурщик из кабины - к кому он должен подойти и с какими документами? Итд. Тут высшее образование никаким боком, только житейская логика, умение большую задачу поделить на мелкие, умение аккуратно пробовать, в целом представляя себе каким должен быть результат, не бояться ошибиться...
Статусность и высшее образование... не знаю, в моей системе ценностей вообще нет такого понятия как статусность. Есть качества, которые я уважаю в себе и в других, есть что-то, что дает ощущение фундаментальности в жизни, но с образованием лично у меня это не связано. Может потому что образование мне никогда в жизни не пригодилось, только самообразование.В ситуации с торговлей книгами - а я плела веревочные недоуздки и чомбуры ;-) И мою самооценку повышало то, что я смогла из воздуха, из ничего придумать себе доход, а не наличие диплома и ощущение, что я здесь временно, краешком. Нет, не краешком, а с полным погружением! Я получала удовольствие от подбора цветов, от общения с продавцами веревки - они меня узнавали и радовались моему появлению, я старалась делать недоуздки качественно (например, чтобы узел со щеки не переползал на глаз) и мне очень нравился принцип сдельной оплаты - поработал, получил ай-браво :))) А не так, что ты постарался, это никто в спешке не оценил, а зарплату тебе потом задержали - это на вполне статусной работе :))) И недоуздки я плету до сих пор, хотя там мизерная прибыль. Но я это делаю ради того удовольствия, которое получу от этого. Ну и все равно плюс какая-то копеечка :)
Насчет нейронов - так дети постоянно учатся просто чтобы удовлетворить любознательность. Просто, возможно, вместо официального образования с требованиями имело бы смысл как в Саммерхилле предоствлять возможность учиться и давать выбор чему. Мы вот с Максимом оба прошли мимо физики в школе, а теперь с удовольствием смотрим познавательные кины на тему физики, потому что любопытно, а Максим в связи с увлечением астрофотографией очень подробно вник в то, как свет проходит через линзы, как устроены телескопы, как свет накапливается на матрице фотоаппарата итд. Стало нужно - полюбили физику, без того, чтобы кто-то специально прививал к ней интерес :))) А оценки тебе ставит сама жизнь - у тебя или пойдет ток через пастух, или нет, или улучшатся копыта, или ухудшатся, или тебя поймет иностранец, или не поймет.

С этим ЕГЭ, конечно, мрак... Т.е. один раз ты, например, переволнуешься на экзамене - и все, для тебя целый институт закрыт? Или хотя бы платно туда все равно можно попасть?
 
Последнее редактирование:
Ну у всех по-разному, да. Но у меня так, у подавляющего большинство моих знакомых так, как я написала. И я вижу, что Варе это тоже очень нужно.
Ань, не целый институт, а практически все. Всего несколько ВУЗов и только на платной основе готовы принять. И то, то, что нравится, находится в Мытищах. Это надо добраться у нас до метро, там до Ярославского вокзала, оттуда на электричке, затем на маршрутке и там пешком. Не знаю, как ездить будет.(
Все остальные ВУЗы поставили планку по математике на 1 балл выше нашего. А Варьке реально не повезло с вариантом. Сама учитель мне так сказала. Сказала, что в этом году очень неравноценные варианты.
Это грустновато, конечно, ведь именно сейчас Варя, наконец-то хочет учиться.)
 
А какой институт в Мытищах? Не МГОУ? Максим туда из Федоскино ездил, тоже на нескольких транспортах :))
Вот ведь блин... интересно, когда этот идиотизм отменят...
 
Подумалось еще вот о чем. Это все-таки две разные вещи - образование и образованность. Они не всегда друг из друга следуют. Образование - это во многом использование стратегий для получения оценок, а не способ глубоко изучить предмет. Самообразование, высшее образование в зрелом возрасте скорее дадут образованность, потому что есть цель и понимание для чего нужно получать знания. Школа и институт после школы, как мне кажется, это примерно как лента ВКонтакте со всей ее рекламой - напихивание в голову всякого хлама без понимания, что из этого так и останется хламом и потом выкинется из головы, а что окажется страшно нужными вещами.
И вот возвращаясь к вопросу статусности... я хорошо понимаю, что можно себя уважать и гордиться своими знаниями, образованностью. Но о чем говорит наличие диплома? Только часть диплома - это знания, а часть - списывание у друзей, использование хитрых стратегий, зубрежка по принципу выучил-сдал-забыл... Примерно как и недобор одного балла по ЕГЭ ничего не говорит о реальных знаниях.
Интересно, а если человек хочет получить второе высшее образование, его спрашивают о ЕГЭ? Или вот он после школы не пошел в институт, а стал работать, а потом в 40 лет захотел получить образование - все равно над ним будет висеть домоклово ЕГЭ? o_O
 
А в моем детстве это представлялось никуда не ведущей блажью, отнимающей время от настоящего развития
А что при этом делали твои родители?
Мои глубочайшие соболезнования!

Василизк сказал(а):
Но, таки хотелось бы, чтобы все это не имело отношения к моей дочери))))
Почему?

Потому что, на мой взгляд, это тупик. Вечный день сурка. Да и доход дело немаловажное. Жуть, как грустно не иметь возможности поехать туда, куда хочется, купить себе более качественную одежду или вообще одежду, жестко экономить деньги на продуктах, покупая их банально худшего качества. Да, согласна с тезисом про естественный отбор. Он существует, но по какой-то причине мы не хотим, чтобы он коснулся наших животных.

Какие для тебя идеальные условия духовного и интеллектуального развития?

Мир, где все справедливо, как минимум. Сферические условия в вакууме. Там, где ты стараешься, а у тебя бац! и получается. Мир, где нет негативных факторов, влияющих на твой успех, но абсолютно не зависящих от тебя и твоих усилий.


скорее навязанный шаблон поведения, где должен и может господствовать только ум. Как только человек начинает что-то делать на силе воли он забирает у себя счастье, даже просто право на счастье.
Ты ведь будешь рассказывать, как это все прищучить и уйти от этого?

Василизк сказал(а):
Не интересно стало, разонравилось, надоело, не все идеально получается, банально не хочется...
Это плохо или хорошо?

Не давала тому никакой оценки. Ну, да, наверное, было жаль, что и это не приглянулось. Но, нет, так нет. Ее жизнь, ее выбор. Все эти кружки у нас были для общего развития, ни танцы, ни гимнастика, ни рисование явно не станет делом жизни моей дочери: степень увлеченности изначально не та. Поэтому, когда наступали кризисы, мы все бросали. Это если смотреть на ситуацию с точки зрения свободы выбора ребенка. Ну, а если рассматривать ситуацию, где я выступаю в роли мамы, то, наверное, плохо: я не умею и не смогла помочь ребенку выбраться из кризиса, смоделировав такой тип поведения, что чуть не получилось, можно все забросить. Но, я могу настоять и заставить, а вот как привить к ребенку желание развиваться даже когда снова не получилось, я не знаю. Заставлять и ломать не хочу.


Знание игр, увлечение ими может вылиться в дальнейшее развитие и профессии. Можно быть обозревателем игр, рисовать для них, писать музыку или программную часть - из того, что навскидку приходит в голову.
Можно. Ребенок периодически ведет свой блог, снимает летсплеи. Я поддерживаю сие, показываю, как монтировать видео, как работать в фотошопе на том уровне, что сейчас требуется дочери, рассказываю про фишки лайтрума, если ребенок вдруг взялся за фотоаппарат.
Не поддерживаю Майн Крафт. Объяснять не буду, предлагаю заглянуть в сие чудесное творение. Но, на сегодня, интереса хватает только на поверхностные знания. Глубже не интересно, куда как проще убить время бесцельно тыкая в кнопочки с нулевым результатом.
И даже так, я не возражаю против убивания какого-то количества времени. Иногда в мозгах должна быть тишина. Но, пусть этот вакуум не становится целью в жизни и постоянством, а?

Правда, какой-то тормоз все-таки был, почему-то я боялась не ходить совсем ни на что :))
В школе моим тормозом являлись родители, у которых вся жизнь - это абсолютное заглушение своего хочу в пользу надо. Даже в отпуск ехать надо. Кому? Зачем? Но, все детство мне внушали, что учеба - это первое и главное в моей жизни, а их главная задача все контролировать. А все остальное - ерунда полнейшая. Помню жуткое сопротивление этому, особенно контролю. Помню невероятное желание личного пространства столько времени, сколько мне нужно. Хотя бы ночью, во время сна, а?
Иногда мне кажется, что я до сих пор сопротивляюсь тем принципам, по которым живут мои мама с папой. Я все же иногда хочу)) Вот сейчас, например, хочу тут дискуссию вести, а не работать. Хоть и есть сейчас над чем поработать, но оно ведь может подождать. Вот и ждет)))
А вот когда я в институт поступила, вырвавшись из-под контроля родителей, я наработала. Никаких внутренних барьеров, свобода! Кончилось плохо. После я вдруг захотела как-то развиваться, а не просто прожигать.

С другой стороны, школа, институт после школы - это целый мир общения в постоянном коллективе, построения взаимоотношений, подростковых увлечений, игр, моды, влюбленности... Это хорошо именно в беззаботном детстве. И в школе и институте хорошо бы хорошо учиться - не обязательно быть круглым отличником, но настолько хорошо, насколько нужно для того, чтобы считать про самого себя "я в целом хорошо учусь, я успешный".
Мир общения, согласна. Успех и хорошо учусь вообще не одно и тоже. В моем детстве самые популярные дети в классе учились средненько. В Сашином так же. Кстати, именно Саша в своем коллективе успешна и популярна. Учеба прям оооой!

Образование мне ни разу не пригодилось и никакой уверенности в себе не придавало. Мне наибольшую уверенность придает именно навык самостоятельного обучения, что если вдруг изменится ситуация, я смогу приспособиться, смогу освоить новые направления.
А я вижу высшее образование совсем иначе. Да, не нужны ни знания, полученные в школе, ни знания, полученные в институте, в жизни. Есть исключения, но это редкость-редкость. Школа - это уроки жизни и становления в коллективе. Институт - это способность приспосабливаться, стрессоустойчивость, способность быстро и в сжатые сроки мобилизовать максимум своих способностей с получением результата, опять же способность выстраивать логические цепочки даже там, где ты ничего не понимаешь. Да, способность получать самообразование, грубо говоря, из воздуха.
Мне институт выбирали родители. В результате я, человек с гуманитарным складом ума, оказалась в строительном ВУЗе. И шесть лет я абсолютно не понимала, что здесь происходит и зачем оно вообще необходимо? И да, ни дня не работала по специальности, стараясь забыть этот кошмар. Правда, до сих пор иногда кошмары снятся, как я диплом защищаю, а в нем не понимаю ни слова. Сны на реальных, так сказать, событиях))) Но, увлеченно вещать и вести диалог на тему, в которой я вообще ни слова разобрать не могу, я научилась именно в институте. И поддержать любую беседу тоже смогу так, что мой собеседник решит, что я невероятно в теме. Самому искусству беседы так, чтоб это нравилось окружающим, я училась сама и отдельно, а вот создавать впечатление человека в теме да, научилась именно в институте.
Однажды слышала, что высшее образование - это справка о том, что ты не дурак. Что-то в этом есть. Ты смог это все пройти и закончить. Значит, что-то вот эдакое, отличающее тебя от толпы, в тебе есть.
Да, и я встречала очень умных людей без высшего образования, а так же непроходимых тупиц с высшим. Но, вновь, это исключения. Основная масса людей, добившихся чего-либо выше кассы Магнита, это люди с высшим образованием. И да, они чаще всего не работают по специальности. Но, они обладают каким-то общим интеллектуальным уровнем, уровнем жизни, развитием и желанием развиваться дальше. Эмоций нет. Статистика.

Это все-таки две разные вещи - образование и образованность. Они не всегда друг из друга следуют.
Не всегда. Но, банально в большинстве случаев. Просто потому, что если ты способен получить образование, почему ты этого не делаешь? А вот, в зрелом возрасте, на второе идут. Потом рассказывают, как тяжело учиться. И да, правда тяжело, хоть уже и жутко-жутко интересно! Ирина про нейронные связи все очень верно рассказала. Но, мне кажется, минимум самообразовываться нужно всегда. Иначе наступает жуткий регресс. И еще здорово, если знания, которые ты получаешь, из разных областей. Вообще, красота! Бегом от Альцгеймера))))
 
Как бы я не самообразовывалась, я бы не смогла сама получить знаний в той сиройной системе, в которой мне их преподали. Дается канва, на которую уже самообоазование выкладывается. Потому что все преподать невозможно по-любому. Кроме того, все с течением времени изменяется. Сейчас вон даже уже на анатомию сердца смотрят под другим углом.) Казалось бы, анатомия не меняется. А вот поди ж ты.)
Так что без самообразования никуда все равно. И сейчас, имея базу, я легче воспринимаю новую информацию.
Я понимаю тебя, есть люди, которые способны самообразовываться с пустого места и к котопым ты относишься. Но это точно не мы с дочерью.)
Первое образование мне вообще дало мощнейшую поддержку. Я закончила ВУЗ с ощущением, что научилась разбираться во всем. И для меня нет ничего невозможного.

То, что можно хитрить и халтурить, так это везде можно. В институте, на работе, даже в личных отношениях. Я-то речь веду не об этом. Ни о корочке, а о знаниях, навыках, общем и специфическом мышлении. Как говорил один профессор во времена моего первого образования, в институте знания не даются, они берутся. Там есть у кого взять, есть с кем посоветоваться по спорным и непонятным вопросам, там знания и опыт сгруппированы вместе.
Похвастаюсь немного. Когда пришла на практику в институт им.Герцена, одна из докторов мимоходом опрашивала меня по тем вопросам, с которыми приходили животные. Как же было приятно, когда она сказала, что хорошо учат у нас сейчас, думала, что все гораздо хуже.))))) Без вузовского образования такого и близко быть бы не могло. Нам не только дают базу, но и учат врачебному мышлению. Какие-то преподаватели лучше, какие-то хуже. Но знания там взять есть у кого.)

Кстати, кто б меня вообще подпустил к животным, если б я не получала образования? И кто меня потом подпустит, если диплома не будет. Открывает двери вуз, открывает. И пусть нам в эти двери потом не надо будет, но лучше иметь много открытых путей. Мне вот все мое образование в жизни понадобилось.)

Ну и то, о чем пишет Лиза тоже правильно. Вуз хорошая школа выживания.
 
Последнее редактирование:
А что при этом делали твои родители?
В смысле как реагировали на мои занятия любимыми делами? Ворчали, говорили, что я достала всех своими лошадьми и что стыдно тратить время на фигню вместо полезных развивающих дел. Но с 9 лет меня периодами возили ездить верхом раз в неделю (тогда было сложно найти где), а еще мы регулярно с мамой ходили в зоопарк гладить лошадей Пржевальского :)))) Т.е. не одобряли, но и не искореняли.
Но кстати в книге "Разговаривать с ребенком - так" написано, что такие вот дела всей жизни хрен искоренишь. В детстве торкнет - и потом хоть запрещай, хоть пытайся делать невозможным. Приводятся примеры знаменитостей, которых так вот торкнуло в детстве, и что бы ни делали взрослые, они это дело пронесли через всю жизнь, оберегали от всех и в итоге нашли возможность в нем развиться.

Что институт полезен для получения специализированного образования вроде бы здесь никто не спорит :) Изначально, если я правильно помню, шла речь о том, нужно ли заставлять ребенка учиться, даже если ему не хочется, потому что взрослому виднее, что в противном случае ребенка будет ждать плачевная жизнь. По-моему, это вечный вопрос, волнующий каждое поколение. В наше время это звучало как "а то потом только ПТУ!". В плане лошадей еще "а то распределят тебя потом..." возможно как раз туда, куда мы сейчас ездим работать :)))) А еще раньше многие из теперешних уважаемых профессий считались тунеядством и грозили выселением за 101 км.
У меня наверно пока нет мнения насчет того, как правильно поступать. Я относительно себя этот вопрос решила - становиться на ноги как можно раньше в любой сфере, а там уже потихоньку искать себя и принимать решения. С Димкой я стараюсь предлагать ему разнообразную среду и поддерживать начинания. Уважаю его интерес даже к тем мультикам, от которых меня воротит :))) Пока не вижу у него желания прятаться в какие-то занятия, формирования зависимости от них. Но он еще очень маленький. Большой увлеченности чем-то одним тоже пока не вижу, только обычная любознательность. Пока на его подростковый возраст не загадываю :)) На занятиях, куда мы ходим, он дисциплинированный и прилежный, но не блестящий.
Насчет кассы Магнита, слышала от одного начкона "сын у меня молодец, экспедитором сейчас работает". Она об этом говорит с таким же уважением, как если бы он работал... кто сейчас в почете? Врачи? Банкиры? Она абсолютно не считает его жертвой естественного отбора :))) Хотя он вряд ли огромные деньги зарабатывает. И я с ней полностью согласна.
Потом знаете, речь ведь не идет о том, что есть только две альтернативы - или ребенок учится хотя бы из-под палки и в итоге получает образование и возможность выбирать жизнь, которую хочется, или родитель отстает, ребенок перестает учиться и скатывается в самый низ. Меня вот очень убеждает пример Саммерхилла, что когда ребенка перестают задалбывать опекой и дают ему наиграться всласть, он сам, из-за естественной любознательности начинает развиваться и учиться. У них же все дети, даже самые убежденные - все в итоге начинали учиться. Там специфическая среда, конечно, но и у участниц дискуссии дети не закоренелые :)))
 
и грозили выселением за 101 км.
Не волнуйтесь, эт к нам))
Меня вот очень убеждает пример Саммерхилла, что когда ребенка перестают задалбывать опекой и дают ему наиграться всласть, он сам, из-за естественной любознательности начинает развиваться и учиться.
А если не начинает??? Вот отлично ребенку сутками напролет банально рубиться в игрушки, и отвлекаться, тем более на какую-то учебу, не интересно.
 
Чуть позже отвечу каждому. Пока мало времени, вот немного по теме и не по теме моя старая заметка

счастье судя по названиям книг в книжных магазинах настоящий дефицит . Казалось бы у современного человека столько благ, как можно быть несчастным (тут и далее я не беру в расчёт экстремальных состояний типа рабства и прочих состояний в неволе). "Электричество, газ, телефон, водопровод - коммунальный рай без забот и хлопот". Почему люди несчастны? Их одолевает депрессия, стресс, когда, казалось бы все есть для счастья. Первое, что хочу отметить: базовый уровень счастья и удовлетворенности человека практически не зависит от внешних обстоятельств. Поясню, если достать рыдающую в маршрутке барышню, котороя считает себя несчастной, от того, что она серая мышь, живущая свою серую жизнь в безликой панельной многоэтажке, сделать ей пластику носа/скул/губ/жопы/сисек/ и пересадить в, не будем мелочиться, Ламборджини , то в лучшем случае через полгода, а скорее всего через пару месяцев, после того как окончится эйфория , наша барышня найдёт тонну причин для страдания. Новые сиськи асимметричны, в ней не видят личность, ей скучно, в Инстаграмм мало лайков, да что угодно. Она вновь будет рыдать, выть белугой, но уже не в маршрутке, а в Ламборджини. По моим наблюдениям для счастья нужно, чтобы все составляющие человека душа, разум и тело были удовлетворены и равноправны. А самое главное, чтобы человек испытывал к себе настоящую безусловную (безотносительную) любовь. Но этому, к сожалению, не учат в нашем обществе, а даже скорее наоборот. Редкие счастливчики, которых научила семья своей безусловной любовью к своему чаду, или которые сумели научиться сами - счастливы, несмотря на кривой нос/большую попу/ отсутсвие денег/ однушку с окнами на МКАД))), несмотря ни на что! Такие люди, полные счастья заряжают, вдохновляют, обладая высокой энергетикой и гармонией они благоустраивают свою жизнь: путешествуют/богатеют/источают красоту и харизму. Но повторюсь: они счастливы не потому что у них все это есть, а зачастую у них все это появилось, потому что они умеют быть счастливыми. Быть счастливым - навык, который просто необходимо освоить.
 
Аня, как я с тобой согласна!
Но и я не знаю, что с моими мыслями на это счёт будет, когда дочка вырастет и в школу пойдет. Хотя это так не скоро, образование может изменится совсем..
 
Саша, прекрасно сказано!! Сама очень пытаюсь так жить!

А с питанием пока не очень, даже воду забываю пить(( пока с родителями - ем что дают, но и дают вполне неплохо, много зелени, салатов, фруктов и мало мяса)
 
Про счастье совершенно согласна. Не зависит оно от внешних обстоятельств практически никак. Но еще, замечаю, очень интересную особенность. Зачастую люди "вешают" свою ответственность за счастье на других людей. И пока те, другие люди, поступают сообразно ожиданиям "повесившего", то он счастлив, а едва вот не поступают, то " повесивший" весь из себя бедненький. И понятно, что счастье, зависящее о другого человека, не счастье вовсе, а суррогат какой-то. Но в тот момент, когда "вешающий ответственность" счастлив, он даже ведь не осознает, что это не настоящее, а осознать может лишь потеряв. Наверное, потому и теряют, дабы самого себя, отдельно от окружающих, обрести. Жизнь позволяет найти счастье в себе, а не в маме-муже-ребенке-40 кошках (нужное подчеркнуть). А вот интересно, реально ли обнаружить, что ты не сам по себе счастлив, а переложил всю ответственность на другого?
 
Интересно.. а плохо, если ты счастлив сам? а не в муже, и даже не в детях?
 
Почему плохо? Как раз хорошо, мне кажется. Как минимум потому, что ответственность за твое счастье лежит только на твоих плечах, а не на ком-то еще.
 
Лиза, браво! подписываюсь под твоими словами! Реально определить и по косвенным признакам и во время практик. Сашок, очень хорошо когда счастье в себе, как только перекладываешь на кого-то ты навьючиваешь его непомерным грузом, который ему жить не даёт.
 
Мне кажется, достаточно просто определить сам по себе ты счастлив или считаешь других ответственными за твое счастье. "Мне не везет" или "я не люблю полагаться на волю случая", "погода плохая, испортила все планы" или "погода плохая, нужно изменить планы", "муж уткнется в телефон и ничего ему не надо" или "попрошу мужа мне помочь, а своим свободным временем он волен распоряжаться как считает нужным", "все мужики козлы" или "в данном случае у меня не получилось договориться" итд :) Какая позиция преобладает в речи - активная позиция, позиция капитана своей жизни или пассивная позиция жертвы обстоятельств.
Совершенно согласна со всеми, счастье - оно внутри, и от внешних обстоятельств зависит мало. Скажем, настроение зависит, потому что испытав стресс, трудно сохранять хорошее настроение. А вот из чего складывается ощущение счастья в жизни... Я бы сказала из фокусирования внимания на хорошем, когда хорошее стараешься подмечать и смаковать, а плохое воспринимать не как проблему, а как задачу, которую нужно решить. Во многом из формулировки счастья. Например, не "хочу много зарабатывать", а "хочу зарабатывать столько-то" - заработал столько, а вдруг и на рубль больше - ооо, я богач! Ощущение контроля над ситуацией дает душевное спокойствие, а контроль складывается из желания брать на себя ответственность. Замечательную книгу я тут прочитала: Стивен Кови "7 навыков высокоэффективных людей". По названию кажется, что это про тайм-менеджмент, но на самом деле это про то, что фундамент в жизни составляют моральные ценности, про умение брать ответственность за свою жизнь на себя, про умение сотрудничать с другими с позиции "я хороший - ты хороший" итд. Он говорит, что люди слишком много волнуются по поводу круга интересов - вещей, которые им небезразличны, но на которые они не могут повлиять - погода, политика, поведение других людей. Тогда как в действительности фокусировать свое внимание нужно на круге влияния - вещах, которые нам подвластны - собственном поведении, действиях, способах выражения эмоций итд. И еще он говорит о том, что нужно выделить для себя главное в жизни. Написать свои роли: дочь, жена, мама, друг, работник, коневладелец итд. и подумать, какой хотела бы быть дочерью, какой женой, какой мамой итд., т.е. к чему стремиться. Ну и начинать стремиться :) И обязательно "затачивать пилу", чтобы эффективнее пилила, т.е. не забывать себя, вкладывать в себя, потому что на следование своей "миссии" должно хватить сил. (После этой книги я пошла лечить зубы.... я жутко боялась зубного и не была там около 20 лет, кроме одного вынужденного похода перед свадьбой :))) ).
И еще такой приведу пример. Одно время меня не оставляло в покое беспокойство по поводу будущего одного человека, как мне казалось, злоупотреблявшего алкоголем. Я как подруга страшно хотела как-то помочь, но сколько заходов ни делала, результата не было. Настолько меня это допекло, что я создала об этом тему на форуме одного психотерапевта, чьи статьи мне очень близки по духу. Я хотела понять, в моих ли силах что-то с этой ситуацией сделать? Ответ меня обескуражил: "А вам лично зачем это нужно?" Ммм... ээээ... как это??? Человек же мучается от своих проблем, заливает их алкоголем, как бы не развилась зависимость... Нет, говорит, это Вы мучаетесь. А человек как раз придумал как решать свои проблемы, у него самого нет проблем. Мне посоветовали не брать на себя ответственность за счастье других людей :))) В итоге, кстати, у того человека возникли новые обстоятельства, благодаря которым он перестал злоупотреблять ;-)
 
Анют, к сожалению, не раз встречала людей, которые не перекладывают ответственность, но при этом несчастны.

Подумала и дописала:

Не все рыбы осётр, но все осетры это рыбы.

Не все люди неперекладывающие ответственность счастливы, но все счастливые люди не перекладывают ответственность.
 
Последнее редактирование:
Анюта, про зубы мне очень актуально)) тоже надо прочитать!

По твоим вопросам - у меня пока 50/50 :p Вот сильно переживаю, если что-то нарушает мои планы, поэтому стараюсь их строить менее четко, вроде "было бы хорошо - поехать в отпуск, купить новые туфли или сходить погулять часок не под дождем"))
 
Сверху