Ну вот наконец добралась до компа, чтобы написать отзыв о семинаре с Saskia Gunzer, на который мы ездили в субботу.
Немого предисловия: поскольку у меня уже есть кое какой опыт работы в руках и на вожжах, и есть даже лошадь которая кое чему обучена по тем методикам, которым меня научила Юля (то есть можно сказать, что это методики португальской школы, т.к. Юля работает именно по ним), то мне было вдвойне интересно съездить на этот семинар, потому что мне есть с чем сравнить. Было очень интересно посмотреть, как работают другие специалисты. Ну и заодно потренироваться с более опытной лошадью, поработать над теми вещами, которые моей лошади в силу возраста еще рано. Почему то я была уверена, что Saskia работает в том же ключе. Но как оказалось, ее подход и методики очень сильно отличаются. Хотя и общего конечно тоже много. Ну про общее писать не буду, все и так понятно. Напишу про существенные различия, которые мне бросились в глаза.
Сначала о работе на вожжах. Я брала урок с лошадью, которую предложили в аренду организаторы. Это орловский рысак, который достаточно много умеет по элементам. Мне очень понравился сам конь, невероятно харизматичный, красивый, хотя и хулиган и довольно доминантный жеребец.
Я хотела поработать только на вожжах, так как мне они даются сложнее и хотелось сделать на них акцент. Я рассказала Саскии, что у меня молодой конь и мы работаем над боковыми на шагу, так как что то более сложное ему пока рано. Поэтому у меня было пожелание поработать над более сложными вещами с опытным конем, поделать боковые на рыси и по возможности пассаж, пиаффе, испанский шаг.
Начали с шага, но Саския быстро заметила что у нас ничего не получается. Конь очень плохо шагает и не хочет стоять на месте в контакте с поводом. Он крутится, разворачивается и падает на перед, очень сильно уходя за повод. Саския сказала, что это от недостатка импульса, и с этой лошадью будет проще работать на рыси. Действительно, стало полегче. Но тем не менее, проблема ухода за повод полностью не ушла. Поэтому не удалось в полной мере поработать над элементами, для лошади это было тяжело, поэтому мы больше работали над базой, делали переходы и поднимали лошадь из положения за поводом. Для этого Саския советует высылать лошадь активней вперед и помогать поводом (поднятием рук вверх) вытаскивать лошадь из неправильного положения. При этом даже это не всегда помогало и часто она усиливала сигнал поводом очень сильно. А мне с моим невысоким ростом и более высоким конем, это было вдвойне тяжело. Она рассказала что в своей практике сплошь и рядом встречает такую проблему у начинающих работать на вожжах. Для меня это было сюрпризом, так как я с таким ни разу не сталкивалась. Все лошади, которых я видела, как раз такой проблемой не страдали.... Поэтому я конечно растерялась и не знала как бороться с таким затыком. Я безумно рада что моя лошадь этим не страдает. Иначе я бы опустила руки очень быстро
это серьезная проблема которую очень тяжело исправить. Как мне кажется, это происходит потому что импульса мало, а руки много. На вожжах действительно сложно поддерживать такой же мягкий контакт как под седлом. Очень легко перетянуть и не заметить этого. Особенно у лошадей с чувствительным ртом.
А теперь о том что же меня так смутило - это существенные отличия в подходе и методиках.
1. положение рук. Она считает, что кроме боковых, где вожжи переносятся через круп, всегда нужно держать ручки вместе "стаканчиком" над репицей хвоста. И ни шагу вправо или влево. Мне показалось это странным. Меня учили что левая рука должна быть слева а правая справа. И все изменения траектории, как например вольты или перемены направления, делаются открытием руки. Мне кажется что так лошади понятней. Но Саския такое не приветствует.
2. Посылы. Для высыпания лошади Саския использует хлыст. Вообще она предлагает использовать хлыст довольно активно. Она категорически отрицает воздействие рукой. Мне это показалось странным. Даже Пауло не против работы рукой, как например потыкать в круп для усиления импульса или попихать в бедро на боковых. Конечно с супер выезженной лошадью это не требуется но в процессе обучения why not собственно, если это работает и лошади понятней? Что в этом плохого, я так и не поняла.
Вообще меня очень поразило насколько Саския смело работает с хлыстом. Тем более с лошадью которую она впервые видит. Я со своей то осторожничаю. Всё равно стараюсь все делать очень плавно, осторожно, хлыст использую минимально, так прикладываю на боковых, но никогда не шлепаю. И стою всегда чуть чуть сбоку, сзади но сбоку. Потому что лошадь есть лошадь. А тут совершенно незнакомые животные. Лошадь ведь может просто испугаться резкого шлепка хлыста, и может просто рефлекторно отбить, не подумав... Особенно молодая. Странно очень
3. Работа на железе. Во время ответов на вопросы я как раз была под впечатлением от прошедшего урока, и у меня назрел вопрос по тому с чем мы работали: допустим лошадь уходит за повод от слишком сильного воздействия руки, и она просто прячется от железа. И в этом случае не поможет ли работа без железа, на сайдпуле например? На что Саския сказала категоричное "нет". Мне это тоже показалось странным. Мне вот кажется что во многих случаях это действительно может помочь. И я такие примеры видела, и немало. Почему она так считает, для меня загадка.
4. Коррекция нежелательного поведения и наказания. Саския очень строго следит за дисциплиной. никаких поблажек. В этом я согласна. На вожжах должна быть очень хорошая дисциплина, иначе это просто опасно. Она например очень строго выдергивает лошадей из положения за поводом, может подшлепнуть. Хотя я бы не стала так делать тупо из соображений безопасности. Но вот что меня смутило, она ни разу не наказала лошадь за то, что она осаживает. Меня учили что единственное за что действительно надо наказывать на вожжах (резким посылом вперед или даже шлепком рукой по попе) это за попытку осаживать на вожжах. Это недопустимо. Потому что это может разрушить всю работу на вожжах и убить движение вперед. Ну и плюс там сзади человек стоит, это опасно. Поэтому это единственное за то португальцы наказывают и категорически не допускают. А вот уход за повод и суету, нестояние на месте они корректируют куда менее строго. Может конечно мне так показалось, но вот у меня сложилось впечатление что она не придала этому большое значение. Хотя разок конь даже наступил мне на ногу
А теперь плавно перейдем к работе в руках. И здесь вопросов и непоняток еще больше.
1. Работа шенкелем. Саския категорически не использует руку как шенкель при работе в руках. Только хлыст. Возможно в этом нет ничего плохого для неверховых (по каким либо причинам) лошадей. Но мне кажется что это огромное упущение. Ведь работа в руках это огромное подспорье для работы под седлом. Я это в полной мере прочувствовала на своей лошади, которая еще до заездки освоила все боковые на шагу. И первый раз сев в седло, мне оставалось только перенести под верх уже выученное. Это огромная пропасть между тем когда ты садишься на совсем дрова и на лошадь которая до заездки работалась в руках. Мне кажется что работа в руках должна быть зеркальным отражением работы под седлом. Сигналы должны быть идентичны. Тогда это не просто полезно для лошади но еще и облегчает жизнь всаднику. Поэтому я не могу согласиться с таким подходом Саскии.
2. Положение человека. Я обратила внимание, что Саския не корректирует учеников, когда они слишком забегают вперед лошади. А потом я увидела что сама Саския делает так же. При работе в руках она идет не у плеча лошади а у головы. Мне кажется что это имеет смысл с неопытными лошадьми которые ломятся сквозь руку и пытаются убегать вперед. Но с лошадьми которые шагают нормально или даже не слишком активно, это может повредить. С одной из лошадей я заметила что участница слишком забегала вперед, шагая у головы лошади. И лошадь шла таким неуверенным шагом, как будто на каждый шаг пытается предложить остановку. При этом Саския говорила о важности языка тела, ведь лошади его легко считывают. Было очень заметно как лошадь неуверенно себя чувствовала. Она искренне старалась понять что же хочет от нее человек но получала противоречивые сигналы, то ли ей идти активно вперед то ли тормозить. Жаль я не сняла это на видео. Было бы интересно послушать мнение других на этот счёт.
3. Работа с начинающими. И вот здесь у меня произошел разрыв шаблона.
По сути работу в руках мы не увидели. К сожалению мы приехали всего на один день (и сильно опоздали так как заблудились
ужасно обидно), и мы застали всего два урока по работе в руках с одной участницей но с двумя разными лошадьми. Насколько я поняла, участница была не очень опытная по работе в руках. И лошадь тоже. Они работали над базой. Вся работа строилась на хождении по стенке с остановками и переходами. Саския говорит о важности развития баланса у лошади и работе над мягким контактом и расслаблением. И это достигается переходами. С этим я абсолютно согласна. Но что меня шокировало - переходы она предлагала "шаг-рысь". Пусть короткую всего на пару темпов, но рысь. Для меня это было очень странно. Я понимаю что лошадь перебалансируется на переходах. Но для не очень опытной лошади и не очень опытного человека есть смысл поделать переходы шаг-остановка. Но как мне кажется ни в коем случае не рысь. Ведь чтобы сделать хоть пару темпов рыси и переход обратно в шаг лошадь уже должна быть сбалансирована и уметь себя нести и бежать рядом с человеком собранно. Иначе это будет выглядеть так: лошадь стартует в рысь, падая на перед, ломясь в повод и волоча человека за собой. А человек инстинктивно повисает на внутреннем поводе и торможение происходит с сопротивлением и борьбой с поводом. Мое мнение, что такие упражнения были слишком сложными для тех пар всадник-лошадь, которые мы видели. Для них это было слишком рано.
Мне кажется что в той ситуации гораздо лучше было бы начать с другого. С работы над смягчением затылка и челюсти. Я не поняла почему Саския этого не предложила. Я думаю, что гораздо проще было бы поработать над смягчением. Погнуть затылок стоя на месте. Поработать над сгибаниями. Поделать уступку задом по вольту, походить по стенке со сменой постановления. То есть простейшие вещи, которые осилит любой человек и любая лошадь. Но это была бы отличная подготовительная работа над контактом и смягчением, после которой гораздо проще работать над балансом с помощью переходов шаг-остановка.
Вот такое у меня сложилось впечатление о семинаре.
В целом я не могу сказать понравилось мне или не понравилось, считаю ли я увиденное хорошим или плохим. Это просто опыт и взгляд на альтернативную методику. Это было интересно. Я уверена, что такой подход тоже работает, ведь Саския уже много лет этим занимается и вполне успешно. Но мне кажется, что с моей лошадью многое из предложенного не работало бы. Или работало бы куда менее эффективно. Поэтому я наверное все таки склоняюсь к тому что португальская школа работы в руках и на вожжах (по которой меня учит Юля, которую учил Пауло и Фрэнк) мне ближе, она мне кажется более логичной, понятной для лошади, и более эффективной в моем случае.
Тем не менее, спасибо организаторам за возможность поучаствовать и за интересный опыт.
И огромное спасибо чудесному белому коню, который терпел мои кривые руки.