Честно стырила на фэйсбуке очень интересную статью. Не могу не поделиться. Очень хорошо описано про контакт и легкость. Постоянно сталкиваюсь с тем что представление о легкости у многих это езда на брошенных верёвках, что в корне неверно. Поэтому бросаются в другую крайность - чтоб поводья трещали.
А найти золотую середину это всегда самое сложное. Ее редко можно увидеть но это тот идеал к которому надо стремиться. И вот Пауло как раз один из лучших примеров той самой лёгкости. Впервые увидев как он ездит, мой мир уже никогда не станет прежним. Он ездит в легчайшем контакте, вплоть до провисания повода, при этом лошади очень даже в поводу, отвечают на малейшие команды, и даже самые наглухо бесповодные преображаются после минут 20 работы под этим всадником. Их просто не узнать.
ЭТО НЕ ЛЕГКОСТЬ!
Автор: Сара Ворн
Фото 1: всадник держит руки впереди, но рот лошади НЕ расслаблен, лошадь сопротивляется контакту, поэтому такая езда не может считаться ездой в легкости
“Расслабления рта не достаточно. Оно может ввести в заблуждение, потому что далеко не всегда является показателем легкости. Расслабление рта должно сопровождаться расслаблением всей лошади. Когда лошадь расслабляет спину, это в любом случае отражается на состоянии рта» (Нуно Оливейра)
Попробую продемонстрировать это на своих фотографиях. Легкость заключается не в брошенном поводе или вытянутых вперед руках…. Легкость подразумевает под собой все вместе, все 100 мелочей, сходящихся воедино и позволяющих всаднику бросить повод так, чтобы лошадь не потеряла ни подведения зада, ни ритма, ни баланса, ни тенденции движения в горку, ни каденции, ни прямолинейности.
Это легкость…
А это НЕТ…
Несмотря на то, что его нос перед линией отвеса, у него не подведен зад, он прогнут в спине, поэтому НЕ МОЖЕТ демонстрировать легкость!
Мне то и дело показывают фотографии всадников с комментариями, какие они молодцы, как сумели добиться «легкости», а я смотрю на них и думаю: «Да, всадник отдает повод, но каждый может это сделать в определенный момент времени».
Легкость заключается не к способности всадника ослабить повод. Она является
«последствием импульса и сбора» (Нуно Оливейра, 1998, 43).
Так как же понять, что лошадь поистине
легкая? И как этого добиться?
Очень часто можно увидеть распространенную ошибку, когда лошадь просто прыгает на месте не в контакте …
“Серьезной ошибкой в отношении легкости является езда на неокругленной лошади без импульса с провисающим поводом. Это не езда, это катание. Контакт следует ослаблять только тогда, когда лошадь округлена и движется с импульсом». (Нуно Оливейра)
Некоторые всадники полагают, что могут толкнуть лошадь на повод, а потом ослабить контакт… И в результате мы получаем другую крайность, в то время как легкость остается где-то посередине!
Многие всадники во имя импульса доводят лошадь до состояния перенапряжения. Другие во имя легкости «бросают» лошадь, слишком ослабляя контакт. Истина выездки лежит МЕЖДУ этими крайностями.
Так как же добиться легкости?
Во-первых, лошадь должна быть в равновесии, а для этого она должна равномерно легко сгибаться как налево, так и направо.
Во-вторых, лошадь должна быть округлена и в поводу, а для этого она должна быть перед шенкелем и двигаться вперед.
В-третьих, необходим сбор, истинный сбор, который не имеет ничего общего с превращением лошади в «мячик напряжения».
Легкость на «вперед и вниз»
«Разница между зажатой лошадью и лошадью в сборе заключается в том, что в правильном сборе она может дотянуться носом до земли, оставаясь округлой!» (Нуно Оливейра)
Легкость не появляется по волшебству, когда мы отдаем повод. Она достигается в результате многих лет тренинга, упражнений, переходов, системы правильного поощрения и своевременности действий.
“Нужно получить лошадь, которая будет круглой и легкой за счет нюансов и деликатности техник всадника, а не за счет “стискивающих ног», которые силой добиваются краткосрочного результата.” (Нуно Оливейра)
Теперь, когда вам будут показывать фотографию очередной пары, и вам подумается: «Вот она- легкость», обратите внимание на детали. Я пишу это не для того, когда кого-то критиковать, а для того, чтобы учиться и понимать, как отличить и оценить истинное искусство.
Взято отсюда
http://h-h-t.ru/ne-legkostj/