У меня есть кобыла, ей 19 лет. Содержится полувольно, как все лошади у нас на Алтае. Обучена под седло, летом работает. Тебенюет обычно только часть зимы, другую часть зимы и всю весну живёт дома. Зимой тело держит плохо (вероятно, так повлияло прилитие орловской крови к местной породе - она у меня потомок знаменитого привозного орловца, которого здесь звали Лепет).
На первом году жизни она была очень слаба (купили зимой дикую жеребуху-доходягу с табуна). Падала, пропадала. С трудом выходили. После того она почти никогда ничем не болела, кроме соплей пару раз. Всю жизнь жеребилась почти ежегодно.
С возрастом начались проблемы. В 2021 году весной принесла недоношенную двойню, жеребята родились неживыми. У самой кобылы при этом никаких признаков нездоровья не было заметно. (Двойняшки были разнояйцевые: разного пола и масти. Каждый в своём пузыре, со своим последом.)
Однако эта несчастная двойня заставила меня переосмыслить эпизод, который был годом раньше. Весной 2020 года другая моя кобыла ожеребилась дома, вовремя, а эта (старшая) в конце весны всё ещё ходила с огромным (!) пузом, когда пришло время отпустить всех на волю: трава появилась. В итоге она ожеребилась где-то в полях, причём обеих кобыл с жеребятами отбил от косяка и куда-то угнал крайне агрессивный непутёвый жеребец. Найти их, обхитрить этого жеребца и забрать у него кобыл с их детьми мне удалось только на четвёртый день. Жеребушка-дочка старшей кобылы в момент обнаружения была очень слаба, выглядела ненормально мелкой и худой, хромала на три ножки из четырёх, и еле дотащилась за мамкой 2 км до дома, кое-как ковыляя на кривых, широко расставленных "по паучьи" лапках. Позвоночник у неё был ужасно искривлён (типа сколиоза). Не могла даже принять нормальную позу, чтобы помочиться. У кобылы-матери вымя было раздуто, переполнено. Было предположение, что дитё получило тяжёлые травмы, что её потоптали жеребцы во время конфликта. И лишь год спустя я поняла, что это была, по всей видимости, выжившая двойняшка. Удалось-таки выходить её! Хотя и не было никакой возможности вызвать квалифицированного вета, проверить насчёт травм.
Всё "выхаживание", собственно, заключалось в устранении помехи в виде дурного охреневшего жеребца, который их гонял без отдыха. Вероятно, хилая жеребуха не успевала ни поесть вволю, ни полежать. За двое суток дома в ограде, на травяной лужайке, мелкая высосала у мамки все накопившиеся излишки молока. И привела ей вымя в норму. Всё время между кормлениями жеребуха плоско лежала на боку, вытянув ноги и откинув голову. Ложилась поочерёдно то на правый бок, то на левый. Кривые кости начали сами выравниваться прямо не по дням, а по часам!
Отпускать на волю было нельзя, тот жеребец опять привяжется, а дома летом есть нечего. Выручил меня сосед - владелец обширного заброшенного сада, бывшего совхозного. Сад огорожен двухметровым забором, ворота на замке, ключ в условном месте. Внутри ограды пышное разнотравье вокруг тенистых старых яблонь, и даже есть ручеёк с водой! Соль я принесла. В этом раю лошадиное семейство - несчастная жеребуха с мамкой, сестрой и племянницей - прожило месяц. Дитё полностью реабилитировалось и окрепло, после чего остаток лета провело в караване - в походах. Природа взяла своё.
А у кобылы-матери так проблемы и продолжаются. В 2022 году она не жеребилась (возможно, скинула осенью накануне). Была в хорошей форме. В 2023 году ранней весной снова двойня: поздний выкидыш (примерно 5-6 месяцев), да ещё и с дополнительной бедой, один из плодов оказался умершим ранее и частично разложившимся, его послед не вышел, сельский вет вычищал вручную. Кобыла после этого сильно болела, чуть не сдохла. Выходили с большим трудом. Выздоровела, к осени была упитанная, в хорошей форме.
Дело идёт к весне. Не знаю, что нынче нас ждёт.
Итого: у одной кобылы две печальные жерёбости двойнями, и ещё одна двойня предполагаемая задним числом. Прогноз невесёлый.
Жаль, что кобылу нельзя стерилизовать, как кошку! Её бы избавить на остаток лет от всех материнских забот...