Конструктивная критика

Что вы делаете, обнаружив нелестный отзыв о своем произведении?

  • Радуюсь: мне указали на ошибку, я постараюсь ее больше не повторять, мне очень важно совершенствоват

    Голосов: 18 81,8%
  • Удивляюсь: я же все написал/нарисовал/сфотографировал правильно!

    Голосов: 0 0,0%
  • Не обращаю внимание.

    Голосов: 1 4,5%
  • Злюсь и стараюсь ответить критикующему так, чтобы он понял свою неправоту.

    Голосов: 3 13,6%

  • Всего проголосовало
    22
kitte написал(а):
Нам со всадницей повезло-я успела схватить его за повод раньше,чем он поскачет галопом и не охрипла,пока кричала:"Повод на себя!Поворачивайте его!Шенкель!"

Нам со всадницей повезло: я успела схватить его за повод раньше, чем он поскакал галопом. Я чуть не охрипла, крича: "Повод на себя! Поворачивайте его! Шенкель!"
 
Ответила №1.
Хотя это и не совсем правда.
От критики впадаю в лёгкое уныние ("ну-вот-опять-не-получилось" или "а-получится-ли-вообще-когда-нибудь..."). Хотя чаще впадаю в уныние без критики. И от слов "Чё-то не то!". :evil:
Мне нужно указывать на ошибки. Я без этого не могу. Как-же учиться тогда, если никто не поправит?

В опросе должен быть ещё вариант:
-Поблагодарю, учту критику, работу выброшу. :wink: (Или-же постараюсь исправить.)
 
keplian написал(а):
В опросе должен быть ещё вариант:
-Поблагодарю, учту критику, работу выброшу. :wink: (Или-же постараюсь исправить.)

Э-э, я не совсем поняла: это один вариант такой?
 
Ну да. А что, совсем-совсем не совместимый? :wink:
Ладно тогда, раз я одна такая противоречивая вся...

Просто мне хочется сделать лучше, чем уже сделано. На фоне увиденных ошибок, учитывая стремление к совершенству (относительному, конечно) и желание развиваться - старая работа становится не нужной. Прошедшим этапом.


ПС: хотелось про смайлики добавить.

Mrs. John написал(а):
P.S. Немного не в тему: решила перестать использовать смайлики в постах и стараться, чтобы настроение чувствовалось из текста, а то мне их что-то не в интерснете стало не хватать.
Соглашусь, что проза должна восприниматься без вспомогательных элементов. Сразу как-то представляю книгу со смайликами на страницах! Должно быть зрелище! :D

Но роман - это одно, это монолог, требующий вдумчивого чтения. А тексты форума - это даже не эпистолярный жанр, это всё-же больше диалоги, в которых достаточно важно, на мой взгляд, имитировать естесственное общение. Следовательно текст должен быть быстрым и лёгким по восприятию. Основные мысли - выделены, интонация подчёркнута "живыми" мордашками, абзацы не длинные. Можно сравнить с рекламным буклетом - та-же система, имитация живого убеждения.

Ну, мне так кажется...
где там мой любимый смайлик?
pain12.gif
 
keplian написал(а):
Ну да. А что, совсем-совсем не совместимый? :wink:

Этот вариант катастрофически противоречивый. Поблагодарю - еще туда-сюда. Учту критику - значит, сделаю выводы, может, работу над ошибками сделаю, перепишу текст заново или рисунок перерисую. А вот "работу выброшу" - это зачем?
И вообще, это все вариант ответа "радуюсь: мне важно совершенствоваться".
 
За тем, что можно текст переписать.
Переписать пейзаж или фото-композицию сложнее.
Вот и приходится ошибки учитывать и, по возможности, не повторять. А старое, неказистое - в печку! :wink:
 
Очень интересная тема. Прочитала всю.
Конечно, выбрала первый вариант.
Правда, если критика коснулась бы правдоподобности или оригинальности моих сюжетов (я говорю о выложенных здесь), я бы сказала, что не выдумала даже ни одного диалога - все взято из жизни.
К критике моего "литературного" стиля или "писательских" способностей отнеслась бы если не безразлично, то уж спокойно точно. Какие уж есть, по-другому точно не получится, это мой потолок (я знаю), в этом плане выжимаю из себя все, что могу, и все равно не могу выдавить из себя ни одного лирического отступления или описания природы-погоды. Писателем я точно становиться не собираюсь (об этом ниже).

Наиболее интересны мне указания на недостатки самого изложения, построения фраз и т.д. Дело в том, что я считаю, что вполне сносно владею русским языком, и даже где-то горжусь этим. Конечно, не на фоне профессиональных филологов или литераторов, но на фоне общей массы моих знакомых.
Много лет на работе занимаюсь написанием, редактированием или рецензированием чужих текстов (технических, деловой переписки). Это не основная моя работа, но меня просят, и мне это довольно интересно.

А зацепил меня в этой теме вопрос: "Если человек пишет для себя и не собирается становиться писателем, то для чего он выкладывает свои тексты в Интернет?". Как-то так, простите за неточность цитаты.
Видимо, меня этот вопрос подсознательно беспокоил. Я подумала, и поняла, как минимум, для чего я вообще пишу это. Это для меня способ еще раз пережить те времена, когда я была настолькоо счастлива, что сердце выскакивало из груди. Вот так пафосно. Вот когда пишу про лошадей - меня временами нервная дрожь пробивает, аж зубы стучат, ей богу.
А вот зачем выкладываю... Сложнее.
Наверное, так:
1) хочу сделать приятно собратьям-конникам. Я не зря спрашивала, интересно ли читать про рысаков. Мне - очень интересно.
2) Возможно, хочу, чтобы осталась какая-то память о моих лошадях?
3) ? Надо еще подумать. Наверное, все же надеюсь на похвалу - "поглаживания" всегда приятны.
 
Mrs. John, а вы уверены, что ваша критика действительно объективна везде и всегда? :roll:
 
Славянка написал(а):
Mrs. John, а вы уверены, что ваша критика действительно объективна везде и всегда? :roll:

Я уже где то говорила, но, пожалуй, повторюсь:
Миссис Джон просто богиня критики!
 
А я нет. Любой человек может ошибиться. К тому же, довольно непросто абстрагироваться от субъективного мнения.
 
Критика не может быть объективна всегда и везде. Иначе это не критика, а констатация факта.
...хотя забавно, что о необъективности критики чаще всего заявляют те, кого оная критика по головке не погладила.
 
Славянка написал(а):
Mrs. John, а вы уверены, что ваша критика действительно объективна везде и всегда? :roll:
Славянка, а вы мои рецензии повнимательнее почтитайте-то.
Там, где я уверена в своем замечании, я говорю уверенно.
Там, где я сомневаюсь, я говорю, что сомневаюсь.
Там, где возможны варианты, а вариант автора меня не совсем устраивает, я говорю: "Я бы здесь сделала так... хотя это непринципиально".
Там, где я сталкиваюсь с чем-то незнакомым или непонятным, я спрашиваю автора, о чем идет речь.

Любой человек может ошибиться. К тому же, довольно непросто абстрагироваться от субъективного мнения.
Сложно, но можно. Хотя бы до определенной степени. Знаете, в математике есть такой значок - :arrow: ?
 
Нашла статью о критике. В ней не об искусстве речь, а о критике вообще, в том числе и о том, как следует реагировать на замечания, с которыми вы не согласны.
 
Еще один пример, мягко говоря, странной реакции на критику. Возможно, мы об этом уже говорили, но все же, думаю, не лишне будет еще раз поднять эту тему.
Как все происходит? Вот автор, он выложил свое произведение. Получает отзывы. Народ хвалит. И вот приходит один человек (или два - по-разному бывает), который, в отличие от всех остальных, не в восторге от произведения. О чем он незамедлительно автору и сообщает.
Автор, до этого элегантно раскланивавшийся перед рукоплещущей публикой, становится в позу обиженного (или пытается иронизировать - не суть важно, кк ни странно, в обоих случаях за этим следуют одни и те же слова) и задает вопросы. Их набор стандартен:
1. А вы профессиональный критик?
2. А где я говорил, что я профессиональный писатель?
3. А не желаете ли сами что-нибудь выложить?
Пример такой реакции:
http://www.prokoni.ru/forum/viewtopic.p ... 0&start=15

Ну, что тут можно сказать... Итак, по пунктам:
1. Возможно, читатель, оставивший нелестный отзыв, действительно профессиональный критик. А возможно, и нет.
Мой встречный вопрос: если критик не занимается критикой на профессиональном уровне, от этого произведение автоматически становится хорошим?

2. Не профессионал и не хочешь им становиться - не публикуй свои работы. Целее, как говорится, будет самолюбие. Народу много, глядишь, кто-то и не похвалит. Потом ночь не спать от обиды - оно надо?

3. А вот последний пункт - детский сад. Ей-Богу, только в детском саду так себя ведут. И, кстати, только там это уместно.
Если человек не пишет/не рисует сам, разве это автоматически озачает, что у него нет художественного вкуса?
 
А у меня сегодня дошли наконец руки (или уши) до последнего купленного диска моего любимого Шаова, и вот что я там услышала:

...Какой мы трепетный народ –
Воспринимаем всё всерьёз,
Манера скверная у нас
По пустякам впадать в невроз.
Вот у писателя Петра
Глубокий творческий застой,
А всё невроз от осознания,
Что он хуже, чем Толстой...

Я так развеселилась, что песню и не дослушала. Умеет Тимур порадовать меня!
И снова задумалась про творчество и серьезность отношения к нему, в том числе и к критике. В частности, применительно к этому форуму.

Все-таки все это у меня для удовольствия делается. Читаю чужое творчество - для удовольствия, ну, это вроде и так ясно, а зачем еще. Читаю чужие отзывы, в том числе и критику, на чужое творчество - с еще большим интересом, ну, нравится мне! И чем подробнее, тем мне интереснее. Я вот фильм любой посмотрю - и ну давай километры отзывов на кинофорумах просматривать (муж удивляется - а смысл? уже же посмотрела...).
Я даже когда-то журнал выписывала, "Литературная учеба" назывался, и отнюдь не потому, что писать сама хотела, просто интересно читать разборы было.

Пишу сейчас свое - тем более с удовольствием! Да еще с каким! Мне прямо удивительно даже!

Отзыв на чье-то произведение оставить - да вообще хлебом не корми...бы... если бы... А вот боязно как-то, да и смысла часто нет. Потому что не все это воспринимают как увлекательное занятие, оказывается, - вести диалог о плюсах и минусах творчества, своего собственного. Но и не все могут взвешенно, спокойно и не обидно выразить свое мнение, причем подчеркнуть, что это всего лишь их мнение, а не истина в последней инстанции.

Не представляю, как можно улучшить эту ситуацию. Хочется все же получать удовольствие от всех сторон этого процесса.

Призывать критикуемых авторов к терпению и хладнокровию - можно, но бесполезно, думаю. Просто это чье-то неотъемлемое свойство - воспринимать очень болезненно любую критику в адрес своих произведений, неважно, конструктивную или нет.

Остается пожелать потенциальным критикам, и себе в том числе, большей аккуратности, взвешенности и объективности в оценках. Не обобщать, не навешивать ярлыков! Касается это отзывов критических, поскольку хвалить можно, видимо, в любых выражениях, никто не обижается на недостаточную взвешенность или на неадекватность похвал. :lol:

Закончу снова стихами:
... И все же немного терпения!
Устроим себе потепление.
Не станем творить преступления
Во мнении резком и скором.
Не верьте же органам зрения,
А пользуйтесь, пользуйтесь, пользуйтесь
Внутренним взором...

(Татьяна Дрыгина)
 
Я хорошо отношусь к критике, если она высказана в приемлимой форме. Не выношу хамства и резкий тон! Если мне кто то указал на ошибку, буду только признательна. Если я считаю, что я всё сделала правильно, то скорее всего попрошу мне обосновать суть моей ошибки, чтоб удостоверится в том, права я в данном вопросе или нет!
Но если я чувствую, что тон человека указывающего на мои недостатки очень высокомерен, то просто не приму его высказывание.
 
Литературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Материал из Википедии.


Mrs. John написал(а):
критика и должна быть сухой.
Зачем? Чтобы навеять скуку и тоску на читающего?
Почитайте критику Анюты М – ее критику прежде всего интересно читать, она живая. Анюта М вместе с критикой объясняет как, что и почему надо исправить. Ваша же критика состоит в основном из нудного перечисления придирок, несостыковок, всевозможных ошибок с редким включением сухих советов. Где творческий подход? Не хочу обидеть, Ваша такая критика больше напоминает брюзжание, а не собственно литературную критику.


Mrs. John написал(а):
Если критик дает волю своим эмоциям, это уже будет не критика и не анализ. Это будет кое-что другое.
При чем здесь эмоции? Речь, по моему, идет о однообразии, нудности и жесткости. Читая Вашу критику у меня порой создается ощущение, что Вы, уважаемая Mrs. John, средневековый инквизитор получающий удовольствие от пытки «ведьм».


Mrs. John написал(а):
Доказывать свою правоту можно только используя методы логической аргументации
И тут же
Mrs. John написал(а):
на каждый мой аргумент отвечая своим контраргументом
Почему Вы так непоследовательны? Хотели аргументов – пожалуйста, получите и распишитесь.


Mrs. John написал(а):
Стали требовать мою библиографию
Естественная реакция на жесткую критику, я бы даже сказал рефлекс. Как показывает практика, на одного делающего приходится десяток критикующих и дающих советы, а если предложишь сделать самим как надо, все тут же испаряются. Отсюда и желание проверить критикующего.


Mrs. John написал(а):
А если окажется, что критик пишет на другие, чем вы, темы и в другой манере? Что тогда?
А если окажется что он только критикует? Что тогда?


Mrs. John написал(а):
Если критика отбивает у человека желание творить дальше, значит, он творил только ради похвалы.
С чего Вы взяли? Вероятность услышать в неопределенном будущем похвалу в свой адрес весьма сомнительная мотивация для деятельности (в данном случае «деятельности» во всех смыслах, т.к. творчества здесь нет или почти нет) . Гораздо более вероятны варианты желание выделиться, желание заработать, желание создать нечто (вне зависимости от причин желания).
Что касается творчества, то оно своеобразный способ разгрузки и мотивацией к нему служит желание избавиться от (пере/на)грузки (ИХМО).


Mrs. John написал(а):
Значит, как автору ему грош цена.
Где связь между стрессоустойчивостью и ценностью произведения? Автор может быть человеком мнительным и ранимым. Вы же не предлагаете оценивать произведения по уровню психоэмоциональной устойчивости (читай невосприимчивости) автора?


Mrs. John написал(а):
Если получившееся сочетание выглядит стебным, это не вина рецензента.
Это его заслуга.


Mrs. John написал(а):
У меня целей несколько.
Во-первых, научить автора.
Во-вторых, бороться за качество - вытекает, кстати, из первой.
А не наоборот?


Mrs. John написал(а):
Желающих учиться почему-то больше, чем тех, у кого это вызывает резкое сопротивление. Вывод писать не буду.
А я вот напишу, не взыщите.
Во-первых, не всех, кто пишет в первую очередь для себя, волнуют пунктуация, орфография, морфология, фонетика, лингвистика, стилистика и прочая –истика. Человек написал, снял стресс и этого для него вполне достаточно. Не у вех возникает желание доводить написанное до совершенства. Если человек глубоко безразличны правила написания, а ему их насильно и упорно впаривают он естественно будет сопротивляться.
Во-вторых, те кто учатся у Вас, учатся сами по себе. Вы для них лишь один из источников информации.


Mrs. John написал(а):
Если автор не знает, он может спросить у меня. Наконец, есть поисковые системы - все-таки мы сейчас в Интернете находимся. Так что замечание насчет китайского языка неверно.
А автору оно надо выискивать значение каждого термина? Особенно если учесть что написанное его не волнует.


Mrs. John написал(а):
Как хотите, но такие ошибки в русском языке пропускать нельзя -Пушкин автор или нет. Использование языка - это не то, на что нужно делать скидки (особенно когда автор уже давно не маленький ребенок и живет в России). Правильный русский язык - это то, что нужно абсолютно каждому человеку, коль скоро он гражданин или постоянный житель России.
Опять Вы чешете всех под свою гребенку. Литинквизитор Вы наш.


P.S: Как я понимаю, от критики Вы получаете какое-то особое удовольствие. Ну что же, каждый развлекается как может.
 
Сверху