Mrs. John написал(а):
На мой взгляд стоит все же делить не авторов, а их произведения по цели - т.е. на творчество и арт-терапию.
На счет деления авторов и целей. Согласен с Анютой М, т.к. деление по целям не учитывает ни личности, ни возраста автора. Пример: ребенок смастерил кораблик, вложил в этот процесс все свои силы и способности, кораблик плавает, и, на взгляд ребенка, получился очень хорошо. Приходит взрослый, и начинает критиковать кораблик от начала и до конца, грузить ребенка гидродинамикой, ГОСТами и правилами судоходства. Ребенок воспримет только то, что он сделал все очень плохо, и будет считать что раз все настолько плохо, то значит ему это просто не дано, следовательно, заниматься этим дальше смысла нет. Ребенок не будет пытаться делать кораблики в дальнейшем т.к. имел крайне негативный первичный опыт. Вот Вам и загубленный талант.
Деление по целям? Вариант, но только в пределах одной группы авторов (одного уровня). На мой взгляд, Mrs. John, деления как по целям, так и по авторам Вы не делаете, да и если не ошибаюсь, Вы само где-то писали что всех стараетесь критиковать одинаково. Может стоит разделять критикуемых?
Mrs. John написал(а):
С лошадьми пример тоже не очень удачный. Человек все-таки не животное и вполне способен сам себя заинтересовать в совершенствовании.
Только если сам этого захочет (заинтересуется).
Mrs. John написал(а):
Вы, Анна, говорите, что главное - сохранять позитивный настрой критикуемого. Но, ИМХО, если позитивный настрой автора стоит для критика во главе угла, от критики следует вообще отказаться. Любое указание на недостаток нет-нет да и кольнет автора.
Кольнет-то кольнет, но во-первых слабо, во-вторых, в случае позитивной критики такое замечание будет воспринято как дружеский совет и с гораздо с большей вероятностью будет принято к рассмотрению чем жесткая и сухая критика постороннего.
Пример: составляю я какую-то программку (ради развлечения, для себя). Подходит программер и смотрит на то что я сделал. Далее два варианта:
1) – А вот здесь, проще и лучше было бы сделать так-то. Здесь так не получиться: будут глюки, попробуй заделать так.
- Спасибо, попробую/подумаю.
2) – Что это ты тут наделал? Это не будет работать. При компиляции … конфликт с оперой … неправильное обращение к памяти … не та библиотека… Твоя «программа» неработоспособна.
- Я для себя все это делаю, не мешай развлекаться.
- Чтобы писать программы нужно для начала уметь это делать. Научись сначала программы писать, а потом пиши.
- Слышь, а не пошел бы ты?
Mrs. John написал(а):
Анюта М написал(а):
Если критика вызвала сопротивление (обиду, агрессию) или апатию - цель не достигнута, обучения не произойдет. Достигнута только цель - сотрясти воздух своей критикой.
Это далеко не всегда так. Обида и апатия зачастую через некоторое время проходят.
Не всегда? Значит иногда и так?
Mrs. John написал(а):
Анна, "мне кажется" и "я считаю" - это разные вещи. Это разная степень уверенности. Зачем говорить "мне кажется", если на самом деле я уверена? Делать так значит лукавить. Когда я не совсем уверена и мне именно кажется, я так и говорю. Так что спектр моих суждений при таком раскладе гораздо богаче.
Спасибо, над разницей в степени уверенности между "мне кажется" и "я считаю" до этого как-то не задумывался.
Mrs. John написал(а):
И я считаю, что и для автора различие между такими вариантами тоже очень важно: например, когда он сам в чем-то сомневается, более уверенная позиция критика поможет ему принять решение.
Да, но если автор ни в чем не сомневается, то слишком уверенная позиция критика скорее поможет автору принять решение послать критика куда подальше (что, по-моему, уже не раз было).
Mrs. John написал(а):
серый коник написал(а):
В данном случае под стрессом понимаются психоэмоциональные ощущения/переживания выступающие мотивом к творческой деятельности.
Если психоэмоциональные ощущения - это единственный мотив для творчества, тогда это только арт-терапия.
Вот только где четкая грань между арт-терапией и творчеством? Может я не прав, но я считаю что первичная мотивация и способ реализации (само написание, а не доведение до ума) у творчества и арт-терапии одинаковы.
Под мотивами я подразумеваю глубокие, истинные (физиологические) мотивы, которые человек обычно даже не осознает. Любая деятельность человека (умственная тоже) это набор физиологических процессов. Соответственно творчество это физиологическая реакция организма на стресс (в широком смысле).
Mrs. John написал(а):
Я пишу потому, что не могу не писать. У меня возникает чувство, что если я не напишу, произойдет что-то ужасное.
А вот и психоэмоциональная мотивация творчества. Правда, только самого верхнего уровня (самая поверхностная).
Mrs. John написал(а):
серый коник написал(а):
keplian написал(а):
Вы тут приводили словарное значение слова "критика". Вот вам словарное значение слова "творчество":
1. Деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей.
2. То, что создано в результате такой деятельности.
Неграмотно, коряво, стилистически скучно, безсюжетно написанное никак и ни при каких условиях не станет ценностью (говоря о литературе - духовной)!
Написанное является духовной ценностью для написавшего (об это ниже). Литературной ценностью оно может и не станет, но под понятие результата деятельности вполне попадает.
Ценность определяется в философии как указание на общечеловеческое, социальное или культурное значение определенных явлений действительности.
Так что арт-терапия под определение творчества, увы, не подходит.
В данном случае такое определение ценности неприменимо, т.к. оно рассматривает только общество в целом (макро уровень). Я же говорю не о общечеловеческой ценности, а о ценности для конкретного индивидуума (микро уровень).
Пример ребенка сделавшего кораблик. Ребенок вложил все что мог в его создание и кораблик уже благодаря своей «себестоимости» является для ребенка ценностью.
Mrs. John написал(а):
Я знаю нескольких авторов, пишущих для себя, но положительно и с вниманием воспринимающих замечания, потому что хотят достичь лучшего - насколько это возможно для них. Искренне уважаю таких людей.
А если не хотят?
Mrs. John написал(а):
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
Во-первых, сухость - это отсутствие эмоций, которые (как отрициательные, а так и положительные) мешают судить о произведении объективно. А я стремлюсь к максимально возможной объективности.
Сухость для оценки – да. Но для критики она зачем нужна? Чем не устраивают положительные эмоции? Позитивная критика будет восприниматься гораздо проще и лучше (и вообще будет восприниматься).
Вы не поняли.
Например, автор написал о каком-то городе. Рассказ имеет существенные недостатки. И тут ему попался критик, для которого этот город является родным. Сел он за чтение, а память рисует ему картины родных мест (на основе прочитанного, разумеется). И такие накатили на критика положительные эмоции, что картина в его воображении полностью заслонила рассказ (со всеми его недостатками). В результате в рецензии недостатки указаны не будут - но в рассказе они есть.
Противоположная ситуация возникает, когда, например, критик не любит какой-либо жанр - детектив, например. И тут ему приносят именно детектив. И здесь как раз надо отрешиться от своего "не люблю такой жанр", чтобы разглядет все достоинства произведения.
Вот примеры случаев, в которых положительные и отрицательные эмоции могут повредить объективности.
Я имел ввиду форму подачи критики. Сначала объективная оценка и выявление недостатков, а уже по ним составление критического отзыва.
Mrs. John написал(а):
серый коник написал(а):
Лень, верю на слово, но впечатление от Вашей критики осталось тем же. Может все дело в форме подачи?
Боюсь, что все же дело не в этом.
В моей предвзятости? Возможно, но ведь она тоже откуда-то взялась?
Mrs. John написал(а):
Но мне не так уж важно, к чьей именно критике прислушался автор. Результат важнее.
Результат важнее, но ведь Ваша критика результатов не дала. Получается, что результата своей критикой Вы не добились.
Mrs. John написал(а):
Перечисление недостатков может иметь место и в одной из реплик в диалоге.
Может, но опять таки все зависит от формы подачи.
Mrs. John написал(а):
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
Стали требовать мою библиографию
Естественная реакция на жесткую критику, я бы даже сказал рефлекс. Как показывает практика, на одного делающего приходится десяток критикующих и дающих советы, а если предложишь сделать самим как надо, все тут же испаряются. Отсюда и желание проверить критикующего.
Знаете, мочеиспускание тоже является
естественной реакцией на переполнение мочевого пузыря. Но почему-то порядочные люди совершают свои естественные отправления в специально отведенных для этого местах, до определенного момента подавляя эти самые свои реакции. Человек тем и отличается от животного, что многие свои естественные реакции он сдерживает.
Под естественной я имел ввиду рациональною реакцию. Речь об условном (выработанном на основе практики) рефлексе на внешний раздражитель. Не надо путать условный рефлекс с безусловным (заложенным от природы). Если на форуме на Вас наедут Вы постараетесь ответить (иронией, шуткой, аргументами, грубостью - неважно) или будете себя сдерживать?
Одно дело когда критикующий высказывает субъективную оценку прочитанному, и совсем иное когда он начинает детальный разбор полетов. В таком случае сразу возникает вопрос о правомерности такой критики и о статусе самого критика. Mrs. John, может вам добавить в подпись «Литературный критик»? Глядишь, и ответы на Вашу критику станут более сдержанными.
Рациональный означает разумно обоснованный, связанный с разумом. А рефлекс - это, извините, непроизвольная реакция организма на внешние раздражители.
Разум не может побороть включение рефлекторной дуги, так что давайте эти вещи разделять.
Когда на форуме на меня, как вы изволите выражаться, наезжали, я отвечала, резко, грубо, но сейчас уже, смею надеяться, научилась отвечать сдержанно и аргументированно.
Только я не понимаю, почему вы ставите в один ряд грубость и аргументированный ответ. И почему в ответ на критику человек должен молчать.
Я ожидаю от авторов именно спокойных, аргументированных ответов, а отнюдь не молчания.
Я вообще-то о том, что требование результатов деятельности у критикующего это не грубость, а попытка проверить критикующего. Может у критикующего все намного хуже чем у критикуемого? И причина такой критики в желании самоутвердиться? Тогда какой смысл его (критика) выслушивать?
Mrs. John написал(а):
серый коник написал(а):
Одно дело когда критикующий высказывает субъективную оценку прочитанному, и совсем иное когда он начинает детальный разбор полетов. В таком случае сразу возникает вопрос о правомерности такой критики и о статусе самого критика.
Что вы подразумеваете под статусом критика? Диплом Литинститута? Членство в союзе писателей?
Опять приведу пример. Вас на улице останавливает милиционер и просит предъявить документы, вы показываете ему свой паспорт. Далее вас останавливает прохожий с той же просьбой, но ему вы отказываете. Почему одному человеку Вы позволяете больше чем другому? Потому что социального статуса (и соответственно прав) у одного человека достаточно для предъявления Вам таких требований, а у другого нет.
Так же и с критикой, то, что позволено литературному критику далеко не всегда позволено первому встречному. Добавьте в подпись «Литературный критик», и Вам и критикуемым будет проще.
Mrs. John написал(а):
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
У меня целей несколько.
Во-первых, научить автора.
Во-вторых, бороться за качество - вытекает, кстати, из первой.
А не наоборот?
Что наоборот? Уточните вопрос.
Во-первых, бороться за качество.
Во-вторых, научить автора – вытекает из первого.
А даже если и наоборот, то в чем принципиальная разница?
Разница в отношении к автору. В одном случае автор человек и творец которому нужно помочь, в другом объект который необходимо обработать чтобы он не мешал и ничего не портил.
Mrs. John написал(а):
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
Правильно. Меня полностью устраивает почетное звание источника информации. Правда, не все умеют работать с источниками информации.
Источник информации неодушевлен и пассивен, у него (источника) нет каких-либо целей, он просто есть. Вы же говорили о том, что одной из Ваших целей является обучение, а обучение и вывод информации это, на мой взгляд, не совсем одно и то же.
Тогда выходит, что я критик. Тоже неплохо.
Именнна. Но, повторюсь, Вы говорили, что одной из Ваших задач является обучение авторов. В таком случае надо быть не только критиком, но и педагогом.
Mrs. John написал(а):
серый коник написал(а):
Обязаны кому и чем? Запрета на выкладывание безграмотных произведений нет – выкладывай что хочешь (и получай заслуженную порцию камней и помидоров).
Ошибаетесь, такой запрет есть, это часть 10 пункта 2 Правил форума. В правилах многих форумов есть аналогичные пункты.
Чpезмеpное количество грамматических ошибок и жаргонных слов; посетителям конференции они говорят о Вашем неуважительном отношении к ним.
Тут только про грамматику и жаргон. Про безграмотность с точки зрения стиля и логики пока ничего нет (выкрутился).
Mrs. John написал(а):
Ошибаетесь. Абсолютные истины в мире все-таки есть, например, законы природы.
Вот только никто их на самом деле не знает.
Mrs. John написал(а):
Анюта М написал(а):
Mrs. John написал(а):
Но, ИМХО, если позитивный настрой автора стоит для критика во главе угла, от критики следует вообще отказаться.
Как это?? А как же тогда обучение "на хорошем"?
А-а, так все-таки что для вас важнее - научить или не дай Бог не обидеть?
А если постоянно (или один раз, но сильно) обижать, то будет ли человек учиться?
Mrs. John написал(а):
Я уже говорила о силе психокомплексов, связанных с большими способностями. Если способности выше среднего, то автор превозможет все, и апатия тут просто невозможна. Не пройдет обида - появится желание написать так, чтобы критик изменил свое отрицательное мнение на положительное.
Mrs. John написал(а):
Если все-таки не станет, значит, свое спокойствие этому автору дороже, чем потребность делиться своим творчеством.
А если способности высоки, но комплексы выше? Зачем (пусть и непреднамеренно) доканывать способного, но стрессонеустойчивого автора? Я не говорю об индивидуальном подходе, это просто нереально, но ведь можно изменить методику на более продуктивную.
P.S.:
- Хам!
- Не хами!
- Сам не хами!
- Это ты мне хамишь!
- А как же критика?
- Критика, критика… Какая критика?
Может лучше оставить выяснение вопроса кто первый начал и кто кому и сколько нахамил?