Анюта М написал(а):
На мой взгляд, стоит делить авторов. Одно дело, когда автор выкладывает действительно серьезное, грамотное, интересное с художественной точки зрения произведение. Ну т.е. прям писатель или прям поэт
Тогда и критика должна быть серьезной, возможно сухой.
Другой вариант, когда мы видим рисунок лошадки, который больше похож на мультик. Вроде понятно, что это лошадка, а не коровка, но даже подзрений не возникает, что она "как живая", она совсем не натуралистичная. Тут неуместно говорить о соблюдении пропорций, тут как мне кажется оценка должна быть "ой, прикольно!" или указать на совсем грубые ошибки, типа что все-таки должно быть четыре ноги, позади пятый хвост :lol:
На мой взгляд стоит все же делить не авторов, а их произведения по цели - т.е. на творчество и арт-терапию.
А пример с рисунком неудачный. Ибо лошадку-мультяшку может выложить и профессиональный художник (комиксист-мангака, например), но ему тоже нужна будет критика. Например, его могут интересовать стилистическая привлекательность персонажа, степень выраженности характера и т.д. Аспектов очень много.
С лошадьми пример тоже не очень удачный. Человек все-таки не животное и вполне способен сам себя заинтересовать в совершенствовании.
Вы, Анна, говорите, что главное - сохранять позитивный настрой критикуемого. Но, ИМХО, если позитивный настрой автора стоит для критика во главе угла, от критики следует вообще отказаться. Любое указание на недостаток нет-нет да и кольнет автора.
Анюта М написал(а):
Если критика вызвала сопротивление (обиду, агрессию) или апатию - цель не достигнута, обучения не произойдет. Достигнута только цель - сотрясти воздух своей критикой.
Это далеко не всегда так. Обида и апатия зачастую через некоторое время проходят.
Анюта М написал(а):
Отдельно хочу сказать про фразу "для особо ранимых объясняю". Эта фраза отдает сарказмом, пренебрежением чувствами человека.
Это моя фраза из обсуждения фотографий Nawashi. Не стану отрицать, в ней действительно звучит сарказм. От сарказма крайне сложно удержаться, когда автор начинает размахивать своей ранимостью, как знаменем. Выходит, когда он выкладывал свои произведения с просьбой о критике, это была завуалированная просьба "Похвалите меня". О чем, собственно, этот автор и проговорился в своем последнем посте.
Анюта М написал(а):
Ну и по поводу "я не сомневаюсь в своих словах. Когда я сомневаюсь в своей правоте, то так и пишу"... ммм... эээ... как бы так сказать-то
А никогда не случалось менять свою точку зрения? Я вот сейчас редактирую статьи на своем сайте, которые писала 3-4 года назад. Иногда кажется: боже, и это я писала??? Да это же бред полный! Но на тот момент эти вещи казались мне правильными. Просто сейчас у меня появились новые знания, новый опыт - и я изменила точку зрения. Поэтому любую критику я считаю, что нужно сопровождать словами "мне кажется" и "я бы сделала так-то". Если приводишь какие-то правила, то я бы так и писала - "существует такое правило...".
Менять свою точку зрения мне действительно приходилось. А еще не так уж редко бывало, что автору удавалось убедить меня в своей правоте. Но здесь речь совершенно не об этом.
Анна, "мне кажется" и "я считаю" - это разные вещи. Это разная степень уверенности. Зачем говорить "мне кажется", если на самом деле я уверена? Делать так значит лукавить. Когда я не совсем уверена и мне именно кажется, я так и говорю. Так что спектр моих суждений при таком раскладе гораздо богаче. И я считаю, что и для автора различие между такими вариантами тоже очень важно: например, когда он сам в чем-то сомневается, более уверенная позиция критика поможет ему принять решение.
Анюта М написал(а):
Когда мы творим, мы вкладываем в это душу и нам наше произведение кажется совершенством
Иначе мы не делимся им с другими, а правим.
Вы говорите за всех или только за себя?
Я, например, делюсь своими произведениями с другими даже когда не считаю их совершенными.
серый коник написал(а):
В данном случае под стрессом понимаются психоэмоциональные ощущения/переживания выступающие мотивом к творческой деятельности.
Если психоэмоциональные ощущения - это единственный мотив для творчества, тогда это только арт-терапия.
серый коник написал(а):
keplian написал(а):
Вы тут приводили словарное значение слова "критика". Вот вам словарное значение слова "творчество":
1. Деятельность человека, направленная на создание духовных и материальных ценностей.
2. То, что создано в результате такой деятельности.
Неграмотно, коряво, стилистически скучно, безсюжетно написанное никак и ни при каких условиях не станет ценностью (говоря о литературе - духовной)!
Написанное является духовной ценностью для написавшего (об это ниже). Литературной ценностью оно может и не станет, но под понятие результата деятельности вполне попадает. :wink:
Ценность определяется в философии как указание на общечеловеческое, социальное или культурное значение определенных явлений действительности.
Так что арт-терапия под определение творчества, увы, не подходит.
серый коник написал(а):
keplian написал(а):
У кого-то амбиции завышены - тот критику не примет. Никакую и никогда. Но и не достигнет ничего, т. к. только критика даёт человеку возможность расти, показывает ошибки. А вот как их исправить - думать автору.
А кто говорит что человек, который делает что-то для себя, стремится к достижению каких-то высот? И если его не волнует ни ценность/качество созданного, ни мнение окружающих о его творчестве, то какой ему смысл что-то менять?
Я знаю нескольких авторов, пишущих для себя, но положительно и с вниманием воспринимающих замечания, потому что хотят достичь лучшего - насколько это возможно для них. Искренне уважаю таких людей.
серый коник написал(а):
keplian написал(а):
Выкладывая свой рассказ на суд читателей, вы можете не быть Чеховым или Достоевским - а вот грамотным человеком быть обязаны.
Обязаны кому и чем? Запрета на выкладывание безграмотных произведений нет – выкладывай что хочешь (и получай заслуженную порцию камней и помидоров).
Ошибаетесь, такой запрет есть, это часть 10 пункта 2 Правил форума. В правилах многих форумов есть аналогичные пункты.
серый коник написал(а):
keplian написал(а):
Не может же быть, что и не читает? :wink:
Да кто его знает? Всякие в жизни критики попадаются.
Тогда это не критик, а брюзга на лавочке.
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
Во-первых, сухость - это отсутствие эмоций, которые (как отрициательные, а так и положительные) мешают судить о произведении объективно. А я стремлюсь к максимально возможной объективности.
Сухость для оценки – да. Но для критики она зачем нужна? Чем не устраивают положительные эмоции? Позитивная критика будет восприниматься гораздо проще и лучше (и вообще будет восприниматься).
Вы не поняли.
Например, автор написал о каком-то городе. Рассказ имеет существенные недостатки. И тут ему попался критик, для которого этот город является родным. Сел он за чтение, а память рисует ему картины родных мест (на основе прочитанного, разумеется). И такие накатили на критика положительные эмоции, что картина в его воображении полностью заслонила рассказ (со всеми его недостатками). В результате в рецензии недостатки указаны не будут - но в рассказе они есть.
Противоположная ситуация возникает, когда, например, критик не любит какой-либо жанр - детектив, например. И тут ему приносят именно детектив. И здесь как раз надо отрешиться от своего "не люблю такой жанр", чтобы разглядет все достоинства произведения.
Вот примеры случаев, в которых положительные и отрицательные эмоции могут повредить объективности.
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
Во-вторых, насчет "ваша критика состоит в основном из придирок с редким включением сухих советов" - как хотите, но вы абсолютно неправы. Замечаний с советами в моей критике гораздо больше, чем замечаний без советов - если не лень, подсчитайте.
Лень, верю на слово, но впечатление от Вашей критики осталось тем же. Может все дело в форме подачи?
Боюсь, что все же дело не в этом.
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
"Сухие советы"... А зачем, собственно, советам быть "мокрыми"? Это уже дело автора - на основании полученного совета внести в свое произведение поправку и сделать произведение эмоциональным.
Зачем им быть мокрыми? Ну, например, затем чтобы возбудить интерес к обучению у критикуемого. Вы же хотите чтобы все писали грамотно? Сравните первое и четвертое стихотворение Лагуны, по-моему, четвертое гораздо лучше первого. Как Вы думаете, к чьей критике прислушалась Лагуна: к Вашей или к критике Анюты М?
Согласна, четвертое лучше первого. Но мне не так уж важно, к чьей именно критике прислушался автор. Результат важнее.
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
серый коник, как вы видите разнообразие, увлекательность и мягкость критики? В виде чего?
Мягкость и увлекательность критики вижу (как вариант) в виде диалога/разговора с автором, в противоположность простому перечислению недостатков. Посмотрите на критику Анюты М.
Перечисление недостатков может иметь место и в одной из реплик в диалоге.
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
Инквизитором меня называете не вы первый, так что не удивили. Кстати, инквизиторами в наше время называют людей с холодной головой, способных максимально объективно подойти к решению сложного вопроса. Так что это определение считаю комплиментом.
Чистая голова, холодное сердце и горячие руки. Искореняйте безграмотность сколько душе угодно, но не надо быть фанатиком. Чем ближе к фанатизму, тем меньше объективности.
Спасибо, вашу рекомендацию учту.
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
Кстати, инквизиторами в наше время называют людей с холодной головой, способных максимально объективно подойти к решению сложного вопроса.
Забывают люди историю, забывают.
Все течет, все меняется, как говорил Гераклит.
Слово "крамола" изначально означало молитву солнцу, а теперь это означает заговор или, в широком смысле, что-то запрещенное.
Слово "охаять" означало славить, спеть хвалебные гимны, а теперь это означает опорочить, обругать.
серый коник написал(а):
Под естественной я имел ввиду рациональною реакцию. Речь об условном (выработанном на основе практики) рефлексе на внешний раздражитель. Не надо путать условный рефлекс с безусловным (заложенным от природы). Если на форуме на Вас наедут Вы постараетесь ответить (иронией, шуткой, аргументами, грубостью - неважно) или будете себя сдерживать?
Рациональный означает разумно обоснованный, связанный с
разумом. А рефлекс - это, извините,
непроизвольная реакция организма на внешние раздражители. Разум не может побороть включение рефлекторной дуги, так что давайте эти вещи разделять.
Когда на форуме на меня, как вы изволите выражаться, наезжали, я отвечала, резко, грубо, но сейчас уже, смею надеяться, научилась отвечать сдержанно и аргументированно.
Только я не понимаю, почему вы ставите в один ряд грубость и аргументированный ответ. И почему в ответ на критику человек должен молчать.
Я ожидаю от авторов именно спокойных, аргументированных ответов, а отнюдь не молчания.
серый коник написал(а):
Одно дело когда критикующий высказывает субъективную оценку прочитанному, и совсем иное когда он начинает детальный разбор полетов. В таком случае сразу возникает вопрос о правомерности такой критики и о статусе самого критика.
Что вы подразумеваете под статусом критика? Диплом Литинститута? Членство в союзе писателей?
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
А на форуме, извините, не конкурс.
Именно, на форуме не конкурс, автор на приз не претендует, и причин угождать жюри не имеет.
Повторяю: прислушиваться к критике или нет - личное дело автора. Но все имеют право высказываться.
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
Я как писатель считаю, что ценное и обоснованное замечание можно получить и от непишущего человека.
Согласен, можно, но восприниматься оно будет в зависимости от личности критикующего и формы подачи.
А также в зависимости от характера автора.
серый коник написал(а):
Тогда какова мотивация к «настоящему» творчеству? Пишет, потому что не может не писать, ладно, но почему у человека вообще появляется желание что-то писать, и почему он не может не писать?
Отвечу за себя. Я пишу потому, что не могу не писать. У меня возникает чувство, что если я не напишу, произойдет что-то ужасное.
А что касается более детального описания механизмов творческой деятельности, на ваш вопрос могут ответить, наверно, только ученые-психологи.
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
Стрессонеустойчивый и очень ранимый, но талантливый (!) автор может в ответ на критику расстроиться, заплакать, устроить истерику - но творить он все равно не перестанет.
Чем-то напоминает фразу «талант не пропьешь» - как-то не очень я с ней согласен.
Не знаю, не знаю. Творить то он может и не перестанет, но вот выкладывать свое творчество больше не будет.
Станет-станет: не сейчас, так через некоторое время.
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
Если получившееся сочетание выглядит стебным, это не вина рецензента.
Это его заслуга.
Опять вырываете из контекста. Это из разговора о стихах Лагуны. Ее первые два стихотворения имели два вопиющих недостатка: нелогичность повествования и неграмотное использование речевых средств. Моя задача была продемонстрировать это автору.
Нелогичность каждого сюжетного элемента можно наглядно показать путем создания к нему логичного продолжения - на противоречиях между логичным следствием из написанного и задуманным автором. По-моему, только так. Если вы предлагаете решить эту задачу другим способом - что ж, я вас внимательно слушаю и за ценную рекомендацию буду весьма благодарна.
А в примерах с неправильным использованием языковых средств я как раз-таки дала все возможные правильные варианты - это к вопросу о том, показываю ли я, как надо правильно.
Э-э-э, я вообще-то имел ввиду что стебность это достижение критика.
Значит, вы не можете предложить мне методику аргументации, которая полностью исключит стебность в подобных случаях. Жаль.
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
У меня целей несколько.
Во-первых, научить автора.
Во-вторых, бороться за качество - вытекает, кстати, из первой.
А не наоборот?
Что наоборот? Уточните вопрос.
Во-первых, бороться за качество.
Во-вторых, научить автора – вытекает из первого.
А даже если и наоборот, то в чем принципиальная разница?
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
Правильно. Меня полностью устраивает почетное звание источника информации. Правда, не все умеют работать с источниками информации.
Источник информации неодушевлен и пассивен, у него (источника) нет каких-либо целей, он просто есть. Вы же говорили о том, что одной из Ваших целей является обучение, а обучение и вывод информации это, на мой взгляд, не совсем одно и то же.
Тогда выходит, что я критик. Тоже неплохо.
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
Если автор не знает, он может спросить у меня. Наконец, есть поисковые системы - все-таки мы сейчас в Интернете находимся. Так что замечание насчет китайского языка неверно.
А автору оно надо выискивать значение каждого термина? Особенно если учесть что написанное его не волнует.
Если критика автора не волнует - это его право и его личные проблемы.
Но критик всегда вправе высказаться.
Речь шла о использовании узко специализированной терминологии. Хотя если вместо диалога идет двусторонний монолог, и критик и критикуемый друг друга не слышат и не волнуют, то ради бога, не смею вам обоим мешать.
Вот и прекрасно.
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
Как хотите, но такие ошибки в русском языке пропускать нельзя - Пушкин автор или нет. Использование языка - это не то, на что нужно делать скидки (особенно когда автор уже давно не маленький ребенок и живет в России). Правильный русский язык - это то, что нужно абсолютно каждому человеку, коль скоро он гражданин или постоянный житель России.
Опять Вы чешете всех под свою гребенку. Литинквизитор Вы наш.
"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Это еще Некрасов сказал - он тоже всех чесал под свою геребнку?
Да.
Что ж, я считаю, этот вопрос вам лучше обсудить с Некрасовым. Думаю, лучше, чем он, я вам не отвечу.
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
К сожалению, вы не сможете убедить меня, что человек, для которого русский язык является родным, вправе говорить и писать с кучей ошибок.
А кому и чем он обязан? Запрета не безграмотность (возможно к сожалению) нет. Убеждать же кого-либо в чем-либо я не пытаюсь, это слишком топорно. Я не политрук и промыванием мозгов не занимаюсь, я лишь предлагаю человеку подумать.
См. Правила форума. Модераторы вправе удалять сообщения с вопиющим числом ошибок.
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
MIG написал(а):
Разные люди по-разному воспринимают то или иное предложение, ту или иную строчку в стихах.
А вот тут вы, Михаил, говорите совершенно о другом.
Критика ставит своей задачей дать оценку значимости и качеству произведения.
А выяснение авторского замысла - это совершенно другое.
А мне кажется, что речь здесь идет о том, что оценка и ценность того или иного произведения для каждого человека различна и субъективна.
В любом случае мы с МИГ говорил о совершенно других вещах. Авторский замысел - это не степень ценности произведения.
серый коник написал(а):
Mrs. John написал(а):
MIG написал(а):
Нет у нас тут истин в последней инстанции.
Совсем-совсем нет?
Улыбнуло.
- Все в мире относительно, поэтому абсолютных истин не существует.
- А является ли тогда абсолютной истиной утверждение об отсутствии абсолютных истин?
Философский тупик.
Ошибаетесь. Абсолютные истины в мире все-таки есть, например, законы природы.