Семинар Марины Красильщиковой
"Гимнастирование лошади в руках"
крц Дар, 5 сентября 2015
Я не могла пропустить такое интересное событие в Питере. Сегодня мы с Дашей ездили на семинар к Марине Красильщиковой. Возможно, я слышала мельком о ней раньше, но увидев анонс о её приезде, полезла на сайт посмотреть поподробнее на её деятельность. Выяснила, что она является ученицей Марайки де Йонг (она же перевела все её вебинары и книги на русский язык), в работе сочетает черты классической выездки и безжелезной работы. Решила посетить её семинар.
Семинар организовывался со всей серьёзностью: мы подписывали особое соглашение, любая фото- и видео- съемка запрещена, участие в семинаре только на безжелезных оголовьях (кавессонах)...и всё в этом роде.
Семинар проходил в "Даре" с 10:00 утра до позднего вечера, программа был очень насыщенной: теория, практические занятия с 5 лошадьми, обед, снова теория, снова практические занятия с 5 лошадьми.
Сейчас пытаюсь переварить впечатления от семинара. Программа была, безусловно, очень интересная...однако кое-какие вещи лично мне не понравились. Сама Марина классная, очень яркая и артистичная, очень глубоко видит какие-то моменты и было интересно наблюдать за её уроками.
Теория была прочитана великолепно, в духе Марайки - кратко, понятно, по делу и с наглядными картинками. Правда, я почти ничего не записала, так как 90-95% всего материала знаю наизусть. Зато Даша сказала, что сделала для себя несколько гениальных открытий и многие вещи разложились по полочкам у неё в голове.
Каждый урок на манеже длился 30-35 минут. Было много участников с лошадьми из самого Дара, и несколько человек из других клубов. Лошади работались на мягких кавессонах.
Некоторые характерные черты работы Марины:
* Марина всегда очень внимательно следит за тем, чтобы лошадь переносила центр тяжести дальше назад и не валилась на перед. Для этого они разучивают особую команду - полуодержку кавессоном наверх - что означает сдвинь вес на задние ноги. Это не обязательно осаживание (для молодых/сырых лошадей - это пару шагов осаживания), продвинутые лошади способны просто качаться взад-вперед играя со своим центром тяжести, не переставляя ноги. Упражнение "вперед-вниз" делается только после того как лошадь сдвинула центр тяжести назад. Движение шагом тоже начинается только перенесения веса. В любой момент при движении останавливаем лошадь, если она слишком упала на перед. И так далее.
* оооочень много внимания уделяется работе со стоящей на месте лошадью. Лошадь просто стоит. Человек делает вниз-вперед, сгибания в шее, следя за балансом. Конечно, многие лошади, оказавшись в новом месте, очень нервничали и их было непросто уговорить стоять на одном месте.
* Далее работа идёт преимущественно на вольту, где человек ходит с лошадью в руках. Тут мы следим за равномерным сгибанием во всем теле, за подведением внутренней задней ноги, за не-вываливанием внешнего плеча, за сохранением радиуса вольта.
Мне понравились интересные игры с балансом вперед-назад. Мы глубоко капнули в биомеханику движения лошади, каждой ноги в отдельности. Боже, в скольких оттенках может работать одна и та же нога! А как по-разному она может ставиться под корпус. Марина отлично комментировала свою работу для зрителей и указывала на очень тонкие моменты. И хотя я следила в оба глаза, я всё равно далеко не всегда успевала заметить кое-какие детали. С этой точки зрения уроки были очень интересные и познавательные.
Из того, что мне не очень понравилось...большинство моментов связано с тем, что данный семинар - не чистая классика, а с большой примесью НХ. Меня как всадника традиционной ориентации (верховая езда, железо, шпоры) не покидало ощущение, что мы во многом занимаемся какой-то ерундой и бесполезным хождением кругами с лошадкой. Вспоминаю слова Ани Беран о том, что "работа над боковыми движениями без железа - скорее просто баловство, мы не относимся к этому серьёзно". И действительно, по-моему, какие-то моменты можно гораздо быстрее и эффективнее объяснить лошади трензелем(или даже мундштуком), чем так усложнять себе задачу.
Ну вот например: все работали на кавессоне с кордой, прицепленной за центральное кольцо. Поскольку в данном случае корда = внутренний повод, то все боковые движения работались при полном отсутствии внешнего повода. Для меня это как-то немыслимо, какие могут быть боковые движения без внешнего повода?! Всадник тянет корду на себя, чтобы свести плечи лошади внутрь манежа, а лошадь быстро соображает просто перегнуться в шее и вывалить внешнее плечо вперед. Ха-ха. Приходится перебегать на другую сторону лошади и стукать её хлыстиком по внешнему плечу, чтобы она его подобрала. И так постоянно...ну вот в чём прикол?)
Один человек всё-таки согласился (наконец-то!) поработать по-человечески - на двух поводьях, пристёгнутых к боковым кольцам кавессона. Но привычка тянуть кордой на себя никуда не ушла, внешний повод постоянно сильно провисал и оставался не востребованным, и вся езда была в натягивании внутреннего повода на себя.
Марина постоянно напоминала человеку про внешний повод, и он сам не отрицал свою ошибку, но в течение 30-минутного занятия такие годами закрепленные привычки не исправишь.
Короче, хрен с ним с железом, но гимнастирование на боковых движениях без внешнего повода - совсем как-то несерьёзно! Очень уж усложняется задача.
Ещё меня просто поразило, как даровцы (все поголовно) одевают кавессон. Хрен с ним, что низко, кхм, они настолько
не затягивают капсюль, что между ремешком и носом лошади смело пролезет ладошка! В итоге капсюль постоянно ездил лошадям по переносице, куда потянули - туда он и съехал, нащёчные ремни съезжали на глаза, при полу-одержках был виден большой зазор между лошадью и ремешком. Марина несколько раз перестегивала и затягивала кавессоны потуже, а то они болтались на мордах как недоуздки.
Я наоборот считала, чем плотнее застегнут кавессон, тем меньше он беспокоит лошадь тем, что ездит по переносице. Да, я затягиваю кавессоны туго (в разумных пределах).
И ещё работа мне иногда казалось немного затянутой и нудной (в этом я немного вижу отголоски стиля работы Марайки). Бесконечное созерцание раскачивающейся взад-вперед на месте лошади немного усыпляет...гимнастика стоящей лошади...получасовое хождение вольтами с дотошным выявлением всех нюансом...Местами немного уныло. Требует большой усидчивости от лошадей, которые за полчаса хождения кругами были выжаты как лимоны от умственного переутомления))
*** *** ***
А так здорово, конечно, что я выбралась на семинар. В любом случае это был очень интересный опыт.