Насчёт разницы между подходом берейтора и частника уже всё выяснили. Как и о том, что следует уважать чужой выбор.
Хочу про тяжиков добавить.
Я вот жалею, что у нас хорошие конники-любители (те, что содержат своих лошадей на достойных конюшнях, занимаются ими, повышают свой уровень) мало заводят лошадей типа вяток или белорусов. Понятно, что советский или русский тяжеловоз – это очень специфическая лошадь. Действительно, для обычного городского любителя, который хочет ездить верхом в манеже и на природе, выездючить, чуточку прыгать, это сомнительный вариант. Но лошадь, которая не прям вот огромный тяж, а лёгкий упряжник, весьма интересный вариант.
Дальше буду, сразу честно сознаюсь, больше всего писать о белорусах (нда, какая-то тавтология получается))), потому что именно их хорошо знаю.
Белорусы очень неприхотливы. Там, где немец уже давно кашляет, светит рёбрами, хромает, белорус весел и здоров. Даже в неопытных руках белорусы болеют редко. Нетребовательны белорусы и к качеству сена, и к грунту на манеже. Они намного меньше дуркуют после перерыва в работе и очень легко заезжаются. Короче говоря, они очень удобны в быту.
Из минусов – мало уважают ограды. Высадить забор, почёсывая попу или перегнувшись за травой, любимое дело.
Да, это однозначно не спортивная порода. Но сколько тех частников, которые реально живут стартами? На самом деле очень мало по сравнению с общим числом.
А так… У белорусов очень мягкие аллюры. Только у них я встретила лошадь, на которой ЗАБЫВАЛА привставать на строевой. Я очень любила в своё время учить возрастных новичков на белорусах. Широко, удобно, спокойно – и вот уже человек с минимальной физподготовкой и навыками в ВЕ держит очень приличную посадку. Да, это ещё неустойчивый навык, но тельце-то уже легло в нужное положение. Даже на прибавленной рыси на белорусе удобно сидеть. Тут лишь замечание, что, если планируются выездковые старты, надо следить, чтобы рысь не была каретной. И собираются на уровне СВОИХ данных белорусы очень легко. Поэтому картинку «красивая посадка у всадника + сбор у лошади» на них получить любителю совсем несложно.
Понты. Какой любитель не хочет, чтобы им и его лошадь восхищались? Распространено мнение, что это можно делать только на стартах. На белорусе это можно сделать просто выехав в манеж спортивной конюшни.))) Только лошадь должна быть ухоженной и яркой (буланой, соловой и т.д.). Ну и гендерные различия сильны. Мерин или жеребец намного выигрышнее смотрятся. Но фоне плюс/минус одинаковых рыжих и гнедых спортивных коней пара будет приковывать к себе взгляд. И именно к ней, скорее всего, подойдут гуляки, заглянувшие на конюшню поглазеть, чтобы сфотографироваться.
Из минусов могу отметить, что они несмелые. Обычно спокойные, но не смелые. Разница есть.
Ну и то, что у них высокий порог чувствительности. Для неопытных рук всадника это неплохо, но когда захочется «на пальчиках», то придётся приложить больше усилий. То же и в быту. Меньше шансов, что лошадь запаникует, наступив на корду, но и чтобы лошадь не наступала на ноги, надо будет усиленно поработать.
Если говорить именно о выездке, то белорус без особых проблем дойдёт до юношеских езд. Если будет сильный берейтор, то станет самовозом для слабого всадника. Да, белорусы периодически требуют крепкой п…лины (что непросто для любителя), зато не сильно прошарены в «под этим всадником работаю, под тем – нет». Проценты могут быть весьма приличные, хотя надо честно сознаться, что для выше 60-62% придётся по схеме шаманить: ехать экспрессивнее, чем лошадь обычно работает. Другими словами, это уже задачка для очень умелого всадника.
Часть белорусов дойдёт и до МП. Но тут уже, конечно, будет сложно. Потому что нужных скорости реакции и степени возбуждения белорусу начнёт недоставать. Для реально качественного выступления уже будут критически важны возможности конкретных всадника и лошади.
Это я всё к чему?
Мне жаль, что вот такие упряжники непрестижны среди любителей. На мой взгляд, идея о спортивных лошадях слишком широко продана. Это как покупать 15-летнюю бэху, но не новенькую ладу искс-рэй. Потому что наши не умеют делать машины по определению, да и значок лады некомильфо. И предпочтут купить сякое-такое, зато престижное, и потом латать его постоянно, но не своё новёхонькое. Да, на ладе не погоняешь особо, но из А в Б она честно отвезёт, да и выглядит весьма неплохо. И хватит её надольше, и ремонтировать дешевле.
А может это просто берейторам, тьфу, механикам выгодно лоббировать покупку нужных машин? Их же постоянно ремонтировать надо. Причём самому водителю сделать это сложно, надо обращаться к профи.
Так что лично я за то, чтобы продвигать в массы любителей некоммерческие, зато очень удобные для владельца породы. И за берейторов, которые с удовольствием работают с такими лошадьми и их владельцами. И умеют это делать.
П.С. К примеру с машинами прошу относить с юмором.))) Лошадей мне будет обсуждать интереснее, чем машины.