После прогулки на бульваре состоялся краткий забег по городу.
Транспорта в центре предостаточно, но должна заметить, Брянск де-факто единственный город, где я с удовольствием хожу пешком. Может быть, просто потому, что всегда знаю, куда идти. И даже если не знаю, почему-то именно здесь мой топографический кретинизм вежливо затыкается и сидит тихо-тихо до самого возвращения в Москву, не мешая жить и ориентироваться в хитросплетениях улиц. А улицы в Брянске не самые хорошие, к слову. Изначально на редкость не продуманный в данном отношении город. Вроде, все чисто и красиво, особенно в центральной части, однако, дороги до дикости узкие. Везде. На подступах к ж/д вокзалу по склонам холмов и оврагов лепится ветхий частный сектор, который местами уже чуть ли не рассыпается, а его все никак не сносят. Как и наша столица, город тоже стоит на н-дцати холмах, так что подъемы-спуски-повороты аховые, плюс река, плюс мосты (наконец-то отремонтировали привокзальный, аллилуйя!) В центре, возле автовокзала, по всей протяженности ул.Красноармейской вечная пробка. Почувствуй себя дома, это называется. Чесслово, на следующий день, пытаясь проехать на противоположную часть города, я именно так себя и ощущала. И это не единственное место, где по будням вне традиционных часов пик можно застрять и медитировать, ожидая, когда же, ну когда же оно уже рассосется.
Застраиваются стремительно, дома растут, как грибы, причем и многоквартирные, и персональные коттеджи. Опять же, вроде, все чисто и красиво, все продумано, планировка в квартирах хорошая (впрочем, сколько жила там и шастала в гости, не видела ни одной квартиры, которая не понравилась бы, именно по расположению комнат даже в старых хрущовках Брянск нашел много замечательных решений), но снаружи бардак страшный! Раньше из старой квартиры кузины, которую сейчас продали, открывался вид на большую зеленую зону за дорогой, практически лес, и где-то там, внизу, невидимые глазу, располагались мелкие дачки. И еще 5-6 лет назад было так. Сейчас полный трындец, помину от всего этого не осталось. Все застроено по самые уши, причем вдоль дороги стоят огромные многоэтажки, а сразу за ними – уже упомянутые коттеджи, потом где-то еще многоэтажки и между ними продолжают втискиваться коттеджи, подчас с нехилыми приусадебными участками, подчас впритык, стена к стене. Все вперемешку, будто взяли горсть разнокалиберной крупы и разбросали по принципу "а, по фиг!" А затем схватили клей и начали трамбовать абы как, пытаясь сложить картину. Авангардисты хреновы. При этом все на машинах. Жук и жаба за рулем, как и тут. Парковки возле домов есть, гаражи тоже ставят, но бардака от этого меньше не становится. Магазины все те же, что и в Москве, включая крупный опт; про торгово-развлекательные центры где ни попадя уж скромно промолчим.
Конкретно племяшкин дом находится в поселке, стоящем в некотором отдалении (пока) от городской черты, тем не менее, это место считается продолжением Советского района города, т.е. в перспективе там будет тот же дурдом, что и везде, прицел на расширение границ ого-го. Доезжаешь быстро, есть маршрутки, причем, с учетом дальности полета и того факта, что поселения совсем новые, они бегают и в ночное время. Цены богичные: днем 14 рублей, ночью 16. Шоб я так жил, как говорится! С такси тоже все отлично: когда ни позвонишь - прилетают в считанные минуты и работают по счетчику, все как часы.
Водилы маршруток, что в Брянске, что в Клинцах, действуют четко по схеме, которая в незапамятные времена складывалась у нас, когда этот вид деятельности только зародился: нет никакой четкой системы, никакого графика движения, каждый стремится вылететь вперед всех других, ради наживы, обгоняют своих же коллег, причем зачастую с риском для жизни; пару раз была свидетелем, как пассажиры подняли хай, дескать, вы дрова везете или все-таки живых
пока еще людей?! Мне после московского экстрима было абсолютно фиолетово, что происходит вокруг, правда, у нас этот экстрим все же худо-бедно управляемый, а там – нет.
В общем, префразируя незабвенного товарища Бендера, Брянск пора переименовывать в Нью-Москву... и, как уже сказала, копать там метро. На основе увиденного могу сказать, что оно там просится уже вот-прям-щаз, но дойдут до этой мысли еще лет через двадцать, не раньше, у нас же все так делается: сначала надо довести ситуацию до полной безнадеги и только потом начинать думать, как эту беду разруливать. Загвоздка в том, что копать там негде, куда ни плюнь – везде будет ситуация а ля наша Беломорская, когда для вывода на поверхность придется пожертвовать целым двором, да еще дом под землю уронить.
Несмотря ни на что, в целом по-прежнему очень красивый город.
Вот такие примерно виды открываются с мостов:
Новый собор в центре
Памятник Тютчеву при входе в небольшой сквер
Драмтеатр напротив сквера
Знаменитый брянский самолет. В эпоху нашего детства, когда не было мобильных телефонов и прочей ерунды, это было неизменным местом встречи, если кто-то где-то внезапно потерялся. К тому же пойдешь направо – дом одной кузины, налево – другой. Сейчас практически так же, только налево стало гораздо дальше, а направо... направо долгое время жила тетя, которая на каникулах пасла всю нашу банду, теперь, увы, больше никого нет.