России давно обесценено в плане выработки какого-то там мышления и чаще всего представляет из себя именно корочки. Обладатель которых может представлять из себя полный ноль как специалист.
Это вот как раз не образовательную систему характеризует, а самого человека (хотя и система у нас не ахти, положа руку на сердце).
Тут кто за чем идет на самом деле: если за корочкой "шоб была" или "потому что мама сказала", то такие специалисты и выходят (протиратели штанов).
А если человек знает за чем идет и не пинает балду, а занимается, то он довольно много выносит из высшего образования: умение работать с информацией и систематизировать ее, понимание базы своей будущей профессии (как минимум, академической) и с чем ее едят вообще, знакомства полезные приобретает и т.д. При этом люди, заинтересованные в своей будущей профессии, как правило еще и работать начинают со студенческой скамьи, т.е. могут комбинировать теорию и практику.
Но да, это нужно понимать чего хочешь и хоть что-то делать, не сидя на жо ровно.
И да, зачастую даже по общению и способу мышления можно сказать есть ли ВО у человека.
Разумеется, отсутствие ВО не делает человека хуже или менее ценным работником в своей области (сильно не везде же нужно ВО, а исполнять свои обязанности можно на отлично в любой сфере), но, вероятно, в современном мире ВО открывает более широкое окно возможностей.
P.S. На своем примере: у меня закончены техникум, две вышки и аспирантура. Вот первая вышка была "для мамы" и это было страдание, и чуть я ее не бросила на 4м курсе. А вот техникум (да, после первой вышки), вторая вышка и аспирантура были по той теме, которая мне интересна и которой я горю - было легко, интересно, забавно, время пролетело незаметно.
Подытоживая, как сказал мой научрук, чтобы обесценивать ВО сначала нужно его получить.
Примерно как со спортом и медальками - прежде, чем обесценивать их, попробуй получить хоть одну))