Хит сегодняшнего дня – это занятие со Стюартом. Простите, буду писать подробно, чтобы можно было перечитать и вспомнить, на что обращать внимание и вообще что делать в домашней работе. Так что пропускайте, кому это слишком много деталей. Сначала мы показали, что мы уже умеем: ходить/останавливаться/рысить рядом, делать боковые сгибания на человека и от человека, осаживать, стоять.
Стюарт похвалил, что Бэйли хорошо все это делает, но сказал, что теперь, когда Бэйли знает, что именно надо делать, надо снижать воздействие до самого-самого минимума. Гыгы, я была уверена, что и так работаю на минимуме, но Стюарт сказал, что для многих молодых лошадей, это уже было бы отличным результатом, но Бэйли чувствителен и старается сделать вообще от мысли, так что нужно обязательно давать ему этот шанс, беречь эту чувствительно, не затупить ее. А для этого мне надо быть медленнее, чтобы у Бэйли была возможность сделать все с меньшего и меньшего воздействия. Как пример, боковые сгибания, я когда показывала Стюарту нашу работу, сначала пальчиком отвернула голову Бэйли в центре, а потом подобрала лейцу, Бэйли сделал сгибание когда лейца еще даже не подтянулась до горизонтального уровня, то есть еще есть провисание. Но Стрюарт показал, что если бы я дала Бэйли чуть-чуть больше времени (не так быстро вела рукой), то реально Бэйли делает сгибания просто от того, что ты еще только ведешь руку назад, то есть в принципе от смещения веса повода.
Или вот мы начинаем рысить, я сразу начинаю бежать вперед, натягиваю лейцу, если Бэйли не бежит, туширую за спиной. А Стюарт сказал, что надо давать ему шанс, то есть первые несколько шагов рыси человек может сделать просто на месте со скоростью шага, чтобы дать возможность лошади включиться на позитиве. А постепенно лошадь будет становиться быстрее (в смысле отвечать на требования быстрее).
Из косяков у нас получилось осаживание
. Точнее осаживание Бэйли уже делает от мысли, но только два шага, а потом очень удивляется, что надо еще. Потому что я его обычно прошу шаг-два, чтобы не напрячь суставы. Надо будет все-таки поиграть с этим, то один шаг, то два, то три, то четыре.
Вообще, Стюарт подчеркнул, что с такими лошадьми, как Бэйли надо постоянно делать что-то новое, что лучше не надоедать лошади одним и тем же, оттачивая, а сегодня поделать одно, завтра другое, послезавтра третье, потом вернуться к первому. И поскольку Бэйли очень быстро все схватывает, нужно все время анализировать себя, чтобы не давать ему знать, что будет дальше, чтобы он не мог предсказывать, иначе он учит не только команду, но и общий рисунок
. Хихи, зато я удивила Стюарта, он нам предлагал типа «А еще можно показать ему мяч» - «Я уже!»- «А еще можно взять его на плац приучить к мостику» - «Мы уже ходим в обе стороны» - «А еще можно вывести на маты мойки» - «Мы уже!».
Еще мне сказали при движении плечо в плечо перестать смотреть на лошадь. Я должна смотреть вперед, а лошадь должна отслеживать меня. Оооо, как меня корежит от этого! Это уже сидит глубоко в печенке отслеживать Кабира, особенно при переходе на рысь, потому что он же мог кинуться с оскаленной пастью, поэтому я всегда бегаю с вывернутой к лошади головой, чтобы точно видеть любое движение ухом, глазом, тень мысли. Это прямо как у меня в верховой езде цепляющееся колено, так мне надо отслеживать лошадь.
Но будем стараться.
Еще Стюарт показал, как приучать к подпруге веревкой (кордовой широкой круглой, а не сенной или еще какой – это я на всякий случай). Перекидывать веревку как подпругу, подтягивать, держать в кулаке, а если надо еще подзатянуть, то вращая кулак на 90% это делается легко. Этой же веревкой вокруг лошади можно приучать лошадь сразу к воздействию ноги. То есть когда ты тянешь веревку на себя, то оказываешь давление на весь противоположный бок, почти как нога всадника (по крайне мере достаточно близко). Интересно со стороны смотреть, как вот вроде все спокойно, вот Стюарт слегка подзатягивает, и Бэйли горбит спину (но не прыгает). Но быстро расслабился. Так что пока уберу седелку, буду играть с веревкой. Когда на максимальное затягивание веревки будет спокойным, верну седелку.
Той же веревкой нам рекомендовали приучаться к вожжам, типа накидывать «петлей» на круп лошади, чтобы лошадь привыкала к веревке под задними ногами, и не просто к веревке, а и давлению, то есть натягивать веревку.
Короче, делать не переделать.
Потом отработала Кабира, не седлалась, и правильно сделала, потому что парило просто нереально, Кабир слегка побегал, и пришлось его купать. Во время купания тренировали привязку к земле. Вообще бедняга Кабир страдает за Бэйли, ибо мысль моя обычно легко двигается от «Бэйли научила" до "Надо же теперь Кабира научить/обновить знания». Вот сегодня взяла метлу, пошла показывать жеребенку, Бэйли не впечатлился совсем, только пытался метлу зажевать, а так я его ей и почистила, и над головой помахала, Бэйли смотрел с интересом. А вот Кабир замер в своем деннике, прекратил жрать и начал внимательно смотреть. Ага, попал! Пошла к Кабиру, Кабирка выкатил глаза как перископы до белка, захрюкал и предпринял попытку слиться со стенкой. Господи, как будто я его этой метлой бью ежедневно. Только обществу защиты животных показывать. Лошадь чуть не стал плоским в попытках избежать метлы. Но после танцев с бубнами и вкусняшками согласился, чтобы его метлой погладили, правда, вздрагивал сначала, как будто по нему тарантулы ползают, потом смирился, но смотрел так жалостливо, что только каменное сердце бы не дрогнуло. Отстала от него, когда исчезла угроза потери глазного яблока (в смысле глаза вернулись на место, хотя в них еще и стояла неуверенность на тему того, так ли все это безопасно, но я решила, что для одного раза достаточно). Бэйли внимательно посмотрел на шоу, я было даже испугалась, что он решит, что старших товарищей надо слушать и теперь тоже начнет бояться. Пошла к нему опять, но нет Бэйли, тьфу*3, дурных выводов не делал. Завтра утром урок с Кирстен.