Julide
Новичок
Добила я перевод мастер-класса с Кирой. Не бейте за стилистику, редактировать сил уже не осталось (как и предыдущий отрывок, кстати) 
Итак, Кира Кёрклунд:
«Используйте хлыст, как удлиненную руку, чтобы контактировать с лошадью. Пусть она согнется правильным образом – чем правильнее происходит сгибание лошади, тем более способной к сбору она становится. Чем больше развивается сбор, тем в большей степени лошадь подводит ноги под корпус.
Зачем же мы требуем от лошади работу в два следа? Для того, чтобы она подвела задние ноги под корпус и для того, чтобы слушала средства управления.
«Чтобы двинуть лошадь в два следа, лошадь должна слушать шенкель всадника, и я учу этому при помощи уступки шенкелю. Некоторые всадники считают, что лучше сразу обращаться к приниманию, но я в это не верю, потому что принимание приходит в результате повиновения лошади средствам управления. Все это более поздняя работа, всадник должен быть осторожен и внимательно следить, чтобы лошадь двигалась с тем же ритмом, так же, как и раньше».
«Плечо внутрь - фантастическое упражнение, но только если вы действительно сдвигаете плечи лошади внутрь (а не отставляете круп во внешнюю сторону), и смягчаете внутренний повод. Начните езду по восьмиметровому кругу и проследите за тем, чтобы след задних ног не выходил за окружность. Только тогда, когда вы установили контакт с внешним поводом, вы можете приступать к плечу внутрь. Помните, что уступка шенкелю только расслабляющее упражнение, тогда как плечо внутрь является упражнением на сбор».
«Когда мы говорим о работе в два следа, всегда остается открытым вопрос – работать ли нам в три следа или в четыре? Три следа является правильной работой, но если вы проделаете плечо внутрь четко в три следа, лишь один из пяти судей увидит это, поэтому сдвигайтесь чуть больше! Главное не то, в три или в четыре следа сделано плечо внутрь, главное то, что я могу по собственному желанию сделать его как в три следа, так и в четыре».
«Чтобы начать плечо внутрь, встаньте на небольшой круг, а затем, сохраняя сгибание, выходите на плечо внутрь. То же самое для траверса: небольшой круг, затем, сохраняя сгибание, выдвинуть лошадь на траверс. Траверс и принимание – абсолютно идентичные движения, принимание является всего лишь траверсом на диагонали. Когда вы выходите на диагональ, уши должны быть на одном уровне, а лоб должен смотреть в направлении движения. Внутренняя нога выдавливает лошадь вперед, центр тяжести всадника направлен в сторону движения. Внутренний повод обозначает направление, а внешний повод контролирует вытянутость лошади».
«Вы должны чувствовать спиной, что происходит позади вас. У вас нет зеркала заднего вида, чтобы взглянуть назад».
И конечно, в любом упражнении наступает момент, трудный для лошади, и Кира считает, что этот момент должен превратиться в дополнительный учебный опыт, как для лошади, так и для всадника.
«Когда вы ловите момент, где лошади становится трудно, многие пытаются пройти этот период как можно быстрее, они стараются сделать принимание с бОльшим сгибанием и в ускоренном темпе, но это не самый лучший выход. Разложите упражнение на несколько частей, и вначале научитесь делать его медленно, небольшими шагами, а затем уже попробуйте сделать упражнение более широкими шагами и быстрее.
Помимо работы над боковыми движениями, Кира начинает говорить о менках в воздухе.
«Вы делаете несколько шагов траверса по прямой линии, затем выплямляете лошадь для менки в воздухе. Однако я думаю, что если вы раньше никогда не учили лошадь менкам в воздухе, лучше отправить коня на несколько недель к профессионалу. Вы должны подать сигнал для менки ног в тот момент, когда передняя внутренняя нога находится на земле. Ваш внутренний шенкель должен быть легким и гибким, одновременно внешняя нога поддерживает продвижение лошади вперед на галопе. Попросите сменить ногу внутренним шенкелем и внутренним поводом, и вы можете ослабить бывший внешний повод». (Примечание Julide: любопытно, означает ли это, что выезженные ею лошади поднимаются в галоп от внешнего повода и внешнего шенкеля?.. Видимо, да.)
[….]
«Если вы начинаете работать над пируэтами на галопе до того, как степень сбора лошади дойдет до необходимого вам уровня, лошадь начнет бояться пируэтов».
Честно говоря, звучит просто, не так ли? Но только до тех пор, пока вы не увидите, что подразумевает Кира под достаточной степенью сбора!
«Вы должны начинать работу над пируэтом, когда лошадь находится в очень-очень собранном состоянии, как на пиаффе, практически галопируя на одном месте, но сохраняя стабильный ритм».
Лошадь замедляется, замедляется, замедляется, становясь похожей на гигантского богомола. Шаг – отдать повод, галоп, медленнее, медленнее, медленнее, остановка, галоп, галоп…
«Я хочу, чтобы он потянулся вниз шеей. Если шея слишком короткая, он не может выйти задней ногой, он не может подтянуть животик вверх, чтобы пройти спиной».
Если лошадь начинает бочить, встаньте к стенке и работайте на контргалопе, тогда вам не нужно будет думать о том, что лошадь идет в два следа. Вы должны сидеть так, чтобы всю работу делала лошадь, вы не должны подаваться вперед в седле, чтобы заставить ее галопировать, оставайтесь сзади. Это очень тонкий баланс, это как конкурная лошадь в момент подхода к препятствию – когда вы делаете последний темп, вы должны расслабиться, а не думать «галоп, галоп, галоп, галоп». В пируэте нет фазы подвисания – если вы посмотрите на фотографию первого темпа пируэта, она будет такой же, как и фотография первого темпа пиаффе, вы не сможете увидеть разницу, если это действительно хороший пируэт. Вот почему ритм пируэта отличается от ритма галопа – долгое время судьи не признавали этот факт, но они признают это сейчас. Я делаю пируэты только тогда, когда я чувствую, что с лошадью все верно и она сможет произвести это движение с легкостью. Если же у них что-то не получается, тогда они начинают волноваться».
«Поскольку у моей первой лошади были проблемы с менками, я никогда не делаю менку ноги, не считая при этом сама. Один – два – менка. Один – продвижение – менка, которая в результате дает тройку. Почувствуйте ритм и применяйте средства управления в правильный момент. Для менки в два темпа это будет «вперед-менка-вперед-менка». Вам не нужно много работать руками». Доказывая это, она выдает серию менок, управляя одной рукой.
«При менке в один темп, если вы дадите команду и решите задуматься, вы получите менку в два темпа, вместо одного. Поэтому вы должны быть уверены в своей лошади. Это как хождение по ступенькам, вы не можете задумываться об этом».
«Пиаффе и пассаж. Они естественны. Если лошадь долгое время стояла в конюшне, поставьте ее в проход, и она станет пассажировать, подняв хвост. Мы хотим сохранить эту энергию, при этом не заставляя лошадь нервничать. Мы должны уметь сокращать и удлинять шаги без блокирования импульса в руке, без езды на одержках».
«Если лошадь ложится в повод на пассаже, я не прошу большего. Я просто остаюсь на этой ступеньке до тех пор, пока она не перестанет ложиться в руку. Я буду просить меньше пассажа, более коротких шагов, до тех пор, пока она не сделает это. Затем я начну опять повышать требования».
«Некоторые лошади от природы имеют большие способности к сбору, чем другие. Другие лошади сложены так, что их скакательные суставы отставлены назад, и для них достаточно трудно подвести зад на пиаффе и пассаже. Лошади, ноги которых изначально подведены под корпус, могут быть не слишком хороши на прибавленной рыси, но пассаж и пиаффе окажутся для них более легкими элементами. Лошади с размашистой рысью не обязательно являются лучшими лошадьми для выездки. Мы называем это «дорогой рысью», потому что это то, за что вы платите, но лошади с такой рысью вовсе не обязательно будут идеальными лошадьми для Большого Приза».
«У меня была прекрасная малопризная лошадь, но если бы я попыталась работать с ним Большой Приз, я бы лишь сломала его, пытаясь заставить делать то, что он сделать не в состоянии. Я решила, что лучше пусть у меня будет здоровая малопризная лошадь, чем сумасшедшая большепризная. Некоторые лошади не предназначены для пиаффе. Некоторые лошади будут делать пиаффе с легкостью, и это возможно заметить уже в возрасте трех или четырех лет».
«Для пассажа начните с очень коротких шагов, не используйте шенкель, позвольте вашей ноги лежать абсолютно свободно. Держите лошадь прямо. Мы получим от лошади три плохих шага, затем пять хороших – это те самые пять хороших шагов, которые я буду просить его сделать снова. Это чем-то похоже на заваривание чая, вам нужно дойти до точки кипения, не позволив лошади напрячься. Когда я получаю пассаж, над каждым шагом которого мне уже не нужно работать, тогда подошло время перейти к пиаффе».
«Вскипятите котел снова, подведите задние ноги лошади под корпус… в моей руке свободно, я сижу с расслабленным шенкелем, чтобы она меня слушала; это больше похоже на поддевание нижним шенкелем, чем на выжимание».
И вновь Кира едет элемент, управляя одной рукой.
«Вы должны уметь качественно проехать каждый элемент, управляя одной рукой… и тогда я увижу вас на Олимпиаде в Сиднее».

Итак, Кира Кёрклунд:
«Используйте хлыст, как удлиненную руку, чтобы контактировать с лошадью. Пусть она согнется правильным образом – чем правильнее происходит сгибание лошади, тем более способной к сбору она становится. Чем больше развивается сбор, тем в большей степени лошадь подводит ноги под корпус.
Зачем же мы требуем от лошади работу в два следа? Для того, чтобы она подвела задние ноги под корпус и для того, чтобы слушала средства управления.
«Чтобы двинуть лошадь в два следа, лошадь должна слушать шенкель всадника, и я учу этому при помощи уступки шенкелю. Некоторые всадники считают, что лучше сразу обращаться к приниманию, но я в это не верю, потому что принимание приходит в результате повиновения лошади средствам управления. Все это более поздняя работа, всадник должен быть осторожен и внимательно следить, чтобы лошадь двигалась с тем же ритмом, так же, как и раньше».
«Плечо внутрь - фантастическое упражнение, но только если вы действительно сдвигаете плечи лошади внутрь (а не отставляете круп во внешнюю сторону), и смягчаете внутренний повод. Начните езду по восьмиметровому кругу и проследите за тем, чтобы след задних ног не выходил за окружность. Только тогда, когда вы установили контакт с внешним поводом, вы можете приступать к плечу внутрь. Помните, что уступка шенкелю только расслабляющее упражнение, тогда как плечо внутрь является упражнением на сбор».
«Когда мы говорим о работе в два следа, всегда остается открытым вопрос – работать ли нам в три следа или в четыре? Три следа является правильной работой, но если вы проделаете плечо внутрь четко в три следа, лишь один из пяти судей увидит это, поэтому сдвигайтесь чуть больше! Главное не то, в три или в четыре следа сделано плечо внутрь, главное то, что я могу по собственному желанию сделать его как в три следа, так и в четыре».
«Чтобы начать плечо внутрь, встаньте на небольшой круг, а затем, сохраняя сгибание, выходите на плечо внутрь. То же самое для траверса: небольшой круг, затем, сохраняя сгибание, выдвинуть лошадь на траверс. Траверс и принимание – абсолютно идентичные движения, принимание является всего лишь траверсом на диагонали. Когда вы выходите на диагональ, уши должны быть на одном уровне, а лоб должен смотреть в направлении движения. Внутренняя нога выдавливает лошадь вперед, центр тяжести всадника направлен в сторону движения. Внутренний повод обозначает направление, а внешний повод контролирует вытянутость лошади».
«Вы должны чувствовать спиной, что происходит позади вас. У вас нет зеркала заднего вида, чтобы взглянуть назад».
И конечно, в любом упражнении наступает момент, трудный для лошади, и Кира считает, что этот момент должен превратиться в дополнительный учебный опыт, как для лошади, так и для всадника.
«Когда вы ловите момент, где лошади становится трудно, многие пытаются пройти этот период как можно быстрее, они стараются сделать принимание с бОльшим сгибанием и в ускоренном темпе, но это не самый лучший выход. Разложите упражнение на несколько частей, и вначале научитесь делать его медленно, небольшими шагами, а затем уже попробуйте сделать упражнение более широкими шагами и быстрее.
Помимо работы над боковыми движениями, Кира начинает говорить о менках в воздухе.
«Вы делаете несколько шагов траверса по прямой линии, затем выплямляете лошадь для менки в воздухе. Однако я думаю, что если вы раньше никогда не учили лошадь менкам в воздухе, лучше отправить коня на несколько недель к профессионалу. Вы должны подать сигнал для менки ног в тот момент, когда передняя внутренняя нога находится на земле. Ваш внутренний шенкель должен быть легким и гибким, одновременно внешняя нога поддерживает продвижение лошади вперед на галопе. Попросите сменить ногу внутренним шенкелем и внутренним поводом, и вы можете ослабить бывший внешний повод». (Примечание Julide: любопытно, означает ли это, что выезженные ею лошади поднимаются в галоп от внешнего повода и внешнего шенкеля?.. Видимо, да.)
[….]
«Если вы начинаете работать над пируэтами на галопе до того, как степень сбора лошади дойдет до необходимого вам уровня, лошадь начнет бояться пируэтов».
Честно говоря, звучит просто, не так ли? Но только до тех пор, пока вы не увидите, что подразумевает Кира под достаточной степенью сбора!
«Вы должны начинать работу над пируэтом, когда лошадь находится в очень-очень собранном состоянии, как на пиаффе, практически галопируя на одном месте, но сохраняя стабильный ритм».
Лошадь замедляется, замедляется, замедляется, становясь похожей на гигантского богомола. Шаг – отдать повод, галоп, медленнее, медленнее, медленнее, остановка, галоп, галоп…
«Я хочу, чтобы он потянулся вниз шеей. Если шея слишком короткая, он не может выйти задней ногой, он не может подтянуть животик вверх, чтобы пройти спиной».
Если лошадь начинает бочить, встаньте к стенке и работайте на контргалопе, тогда вам не нужно будет думать о том, что лошадь идет в два следа. Вы должны сидеть так, чтобы всю работу делала лошадь, вы не должны подаваться вперед в седле, чтобы заставить ее галопировать, оставайтесь сзади. Это очень тонкий баланс, это как конкурная лошадь в момент подхода к препятствию – когда вы делаете последний темп, вы должны расслабиться, а не думать «галоп, галоп, галоп, галоп». В пируэте нет фазы подвисания – если вы посмотрите на фотографию первого темпа пируэта, она будет такой же, как и фотография первого темпа пиаффе, вы не сможете увидеть разницу, если это действительно хороший пируэт. Вот почему ритм пируэта отличается от ритма галопа – долгое время судьи не признавали этот факт, но они признают это сейчас. Я делаю пируэты только тогда, когда я чувствую, что с лошадью все верно и она сможет произвести это движение с легкостью. Если же у них что-то не получается, тогда они начинают волноваться».
«Поскольку у моей первой лошади были проблемы с менками, я никогда не делаю менку ноги, не считая при этом сама. Один – два – менка. Один – продвижение – менка, которая в результате дает тройку. Почувствуйте ритм и применяйте средства управления в правильный момент. Для менки в два темпа это будет «вперед-менка-вперед-менка». Вам не нужно много работать руками». Доказывая это, она выдает серию менок, управляя одной рукой.
«При менке в один темп, если вы дадите команду и решите задуматься, вы получите менку в два темпа, вместо одного. Поэтому вы должны быть уверены в своей лошади. Это как хождение по ступенькам, вы не можете задумываться об этом».
«Пиаффе и пассаж. Они естественны. Если лошадь долгое время стояла в конюшне, поставьте ее в проход, и она станет пассажировать, подняв хвост. Мы хотим сохранить эту энергию, при этом не заставляя лошадь нервничать. Мы должны уметь сокращать и удлинять шаги без блокирования импульса в руке, без езды на одержках».
«Если лошадь ложится в повод на пассаже, я не прошу большего. Я просто остаюсь на этой ступеньке до тех пор, пока она не перестанет ложиться в руку. Я буду просить меньше пассажа, более коротких шагов, до тех пор, пока она не сделает это. Затем я начну опять повышать требования».
«Некоторые лошади от природы имеют большие способности к сбору, чем другие. Другие лошади сложены так, что их скакательные суставы отставлены назад, и для них достаточно трудно подвести зад на пиаффе и пассаже. Лошади, ноги которых изначально подведены под корпус, могут быть не слишком хороши на прибавленной рыси, но пассаж и пиаффе окажутся для них более легкими элементами. Лошади с размашистой рысью не обязательно являются лучшими лошадьми для выездки. Мы называем это «дорогой рысью», потому что это то, за что вы платите, но лошади с такой рысью вовсе не обязательно будут идеальными лошадьми для Большого Приза».
«У меня была прекрасная малопризная лошадь, но если бы я попыталась работать с ним Большой Приз, я бы лишь сломала его, пытаясь заставить делать то, что он сделать не в состоянии. Я решила, что лучше пусть у меня будет здоровая малопризная лошадь, чем сумасшедшая большепризная. Некоторые лошади не предназначены для пиаффе. Некоторые лошади будут делать пиаффе с легкостью, и это возможно заметить уже в возрасте трех или четырех лет».
«Для пассажа начните с очень коротких шагов, не используйте шенкель, позвольте вашей ноги лежать абсолютно свободно. Держите лошадь прямо. Мы получим от лошади три плохих шага, затем пять хороших – это те самые пять хороших шагов, которые я буду просить его сделать снова. Это чем-то похоже на заваривание чая, вам нужно дойти до точки кипения, не позволив лошади напрячься. Когда я получаю пассаж, над каждым шагом которого мне уже не нужно работать, тогда подошло время перейти к пиаффе».
«Вскипятите котел снова, подведите задние ноги лошади под корпус… в моей руке свободно, я сижу с расслабленным шенкелем, чтобы она меня слушала; это больше похоже на поддевание нижним шенкелем, чем на выжимание».
И вновь Кира едет элемент, управляя одной рукой.
«Вы должны уметь качественно проехать каждый элемент, управляя одной рукой… и тогда я увижу вас на Олимпиаде в Сиднее».