Надо понимать разницу в тяжести последствий, если речь о сломанной руке и иногда даже шее, конечно не с летальным исходом, то как не странно это прозвучит, уголовной составляющей по сути дела может и не быть. Уголовщина начинается с ТВЗ- тяжкого вреда здоровья, и с летального исхода. Поскольку, кроме совсем отъявленно преступных случаев, все травмы на тренировках и при нахождении ив конных клубах носят явно неумышленный характер,т.е. прямые либо косвенные виновные как правило не имели прямого умысла на причинения потерпевшему физических увечий и нравственных страданий. Другая сторона медали, это подача иска со стороны потерпевшего либо его законных представителей в гражданском порядке, по возмещению убытков по нетрудоспособности либо расходов на лечение, а так же морального вреда.
Касаемо конкретной ситуации в конном клубе, где подростки самостоятельно занимаются на лошади принадлежащей родителям одного из них, то в первую очередь надо понять, есть ли среди них хоть один человек достигший полных 18 лет, если есть, то формально запретить администрация клуба подобные вольности не в праве, т.к. несовершеннолетние в присутствии совершеннолетнего и дееспособного человека ,и с ведома и согласия владельцев лошади ездят верхом. По закону придраться формально подчеркну не к чему. Касательно ответственности, при любой тяжести травм, полностью будет отвечать владелец лошади, и косвенно, в зависимости от конкретных обстоятельств дела- совершеннолетний находящийся в одной компании с подростками.
Клуб тут не при чем, но промурыжат при ТВЗ или леталке, до следственной проверкой и администрацию и находящихся на момент происшествия на территории КСК сотрудников немало.
Как возможно предотвратить подобное, все просто, администрация КСК, устанавливает правила внутреннего распорядка, где четко прописывает, все существенные условия поведения постояльцев и правила работы с лошадью на территории КСК, замечу, что за границей КСК, владелец волен делать со своей собственностью- лошадью любые кульбиты, правила внутреннего распорядка распространяются только в границах КСК. Данные правила, куда я бы включил в качестве приложения отдельно список совершеннолетних лиц, коим разрешается работать верхом и даже просто подходить к частной лошади в отсутствии владельцев (не включая персонал КСК) должен подписать владелец лошади. При несоблюдении правил поведения и ТБ на территории КСК, договор содержания лошади расторгается в одностороннем порядке без компенсаций противной стороне понесенных расходов, и лошадь должна в короткое время покинуть пределы данной конюшни. Как то так.
Касательно шлемов на тренировке, мое мнение следующие, что на лицах до 18 лет, шлем должен быт во всех случаях нахождения верхом на лошади. В обязательном порядке, вплоть до штрафных санкций к тренерам и владельцам лошадей. И это обстоятельство так же должно быть прописано в правилах внутреннего распорядка КСК. После достижения 18 лет, в нашей стране гражданин считается совершеннолетним, и по идеи сам обязан понимать риски и ответственность за свою жизнь и здоровья в полном объеме, так что я бы не стал настаивать на данном пункте для достигших 18 лет всадников, это их личный выбор. Хотя во многих клубах Европы и в некоторых Российских, правило по работе на лошади верхом только в шлеме распространяться на всех без исключения всадников не взирая на возраст и звания. Пример Максима и еще ряд закрытых клубных конюшен.