Сорока был крепостным художником помещиков Милюковых. Практически все написанные им картины созданы в 40-х годах позапрошлого века. Их не очень много. Художник малоизвестен широкой публике, т.е. тем людям, которые не особенно интересуются живописью. Но те, кто интересуется, его знают и любят. Правда, не очень давно. Его открыла для нас замечательный советский искусствовед Кира Владимировна Михайлова, памяти которой посвящена выставка. Она тоже человек с очень непростой судьбой, и я очень рада, что про нее там написали. То, что я прочла и увидела, дает понять, в чем смысл труда искусствоведа. Те вещи, которые она заметила/нашла и вытащила на белый свет, - действительно удивительные
До 12 лет владельцем Сороки был Петр Иванович Милюков, портрет которого художник написал намного позже:
Потом помещик разделил свое имущество между сыновьями, и усадьба Островки вместе с будущим художником отошла к Николаю Милюкову, портретов которого Сорока не писал. Наверное, он умел писать только то, что любит, или тех, кого любит. Но я нашла в сети портрет этого Н.П.Милюкова, написанный другим художником, Н.Д.Мыльниковым:
Как-то так я его себе и представляла.
Талантливого крепостного юношу заметил Венецианов, который был приятелем его владельца.
А.Г.Венецианов "Встреча в парке (Н.П.Милюков и А.Г.Венецианов). Шуточная сцена":
Знаменитый художник стал учителем Сороки, но не смог убедить Милюкова дать ему свободу. Слишком ценной вещью был такой художник. Приносил большой доход. И вообще, кто бы сегодня этих Милюковых вспомнил, если бы не Сорока. Вот автопортрет художника:
А писал он поразительной красоты пейзажи, интерьеры и портреты.
Вот от такого "Вида в Островках" отойти невозможно (фото мое и не очень удачное, в сети хорошего не нашла):
"Рыбаки":
Я уже показывала у себя в дневнике его "Портрет Лидии Милюковой", но это такая вещь, что покажу еще раз:
По-моему, это настолько сильная вещь, что заставляет вспомнить о Леонардо да Винчи.
А вот рисунок - портрет той же самой девушки:
Она проживет довольно долгую по тем временам жизнь, больше 60 лет. Дважды будет замужем.
В конце 40-х Венецианов погиб, и это было очень страшно для Сороки. Он хотел свободы, а рассчитывать ему было особо не на что. Люди, вы знаете, что я не аболиционистка. Отнюдь. Но владельцем художника быть нельзя. С ним нельзя было так поступать. Творческие люди, которые умеют переворачивать нам душу, должны иметь возможность жить так, как хотят. Их надо беречь. Они могут себе позволять много странностей, но им все можно, лишь бы они писали картины, книги, стихи, музыку, вот это все. Их талант, их дар - достояние человечества. Поэтому этого Г
авнюковаМилюкова хочется придушить
Дальше все очень страшно. Сорока пил. Он женился тоже на крепостной, у них были дети. Потом была отмена крепостного права. Потом был конфликт с бывшим хозяином из-за земельной реформы. Бывшие крепостные писали жалобы на Милюкова. Писал их по факту Сорока, потому что был грамотным. Жалобы возвращались обратно. Сороку судили и приговорили к телесному наказанию. Сорокалетнего мужчину. Того, который в молодости там, выше, на портрете. Который написал вот эти вот картины. Накануне исполнения наказания он повесился
Думаю, на сегодня хватит, потом продолжу