Психолог для всадника

  • Автор темы Автор темы Indil
  • Дата начала Дата начала
Эйша написал(а):
wooldog, не совсем понятно про игровой метод. Можно какой-нибудь конкретный пример?
Посмотрите на сайте, там большая статья о том, как создавать игры под конкретную дидактическую задачу.
 
Весьма интересная тема)) особенно для меня, как психотерапевта, конника, тренера.
Просто опишу свое видение вопроса,общими словами.
первая задача - определить, а в чем проблема? Посттравматическое расстройство, результат негативного опыта? Фобия, страх без осознаваемой причины? Рефлекторная реакция чувствительной нервной системы, инстинктивный зажим на внешний стрессор? Что-то еще? Именно на этом этапе очень нужен опытный человек, специалист-психолог или квалифицированный тренер, чтобы определить, что именно значит тот или иной набор внешних проявлений.
У нас в стране действительно, к великому сожалению, люди не привыкли ходить к спецам-психологам. Если сломал ногу- иду в травмпункт, а вот если в голове что-то начало работать не так как хочется - боремся сами, игнорируем либо изобретаем велосипед и придумываем способ сжиться с проблемой. Нехорошо... Психологи и психотерапевты для того и есть, чтобы помогать людям. У нас есть необходимые знания и инструменты для такой помощи.
Занятия с лошадьми - дело опасное. И дело не в соблюдении ТБ. Мы говорим о работе с крупным, очень сильным, невероятно резким и быстрым животным. С весьма специфическим устройством психики. Мне приходилось наблюдать как даже тренированные военные и спортсмены-единоборцы весьма осторожно и с напряжение подходили к лошади в первый раз. Зарубежная статистика говорит об очень высоком количестве травматизма в конном спорте, особенно в детском.
Работа верхом и работа с земли предъявляет к человеку огромное количество требований, как на уровне тела так и на уровне психики. Причем сразу. Хороший баланс, отличная координация, умение чувствовать свое тело в пространстве, гибкость и сила мышц. Уверенность, спокойствие, быстрая реакция, точность действий. И все это не только спокойно на шагу, но и в любой другой ситуации.
Как много из начинающих получили возможность адекватно, спокойно и постепенно научить себя находиться рядом с лошадью? Расслабиться даже не в седле, а еще на земле? Или, делая еще шаг назад, как много и тех, кто учится ездить, занялся тренировкой своего тела до того, как сел верхом? Проблемы не решаются на уровне своего проявления. Координацию, гибкость и равновесие надо начинать изучать без лошади, потом перенося навык в верховую работу.
Упомянутые на сайте http://www.wooldog.org/ книжки Салли Свифт, Джинси Баклин и фон Дитце действительно отличные пособия по обучению техники езды. Особенно книги Джинси Баклин, в них методика разложена от самых первых шагов.
Иногда люди просто не знают, что и как делать с животным. Как вести с земли, как работать своим телом. Не знают механизмов и особенностей психики, поведения лошади. Редко где обучают методам работы с лошадью, принципам, по которым следует формировать и корректировать поведение животного. Формировать и корректировать поведение свое. А в стрессовой ситуации эти знания и навыки должны быть уже на уровне неосознанной компетенции, применяться автоматом! В стрессе психика переходит на автоматизмы, на бессознательные реакции. И закладывать их надо заранее, "на берегу".
Через работу с телом можно устранить множество стрессовых реакций, переучить тело реагировать новым образом. При вдумчивом подходе даже некоторые постравматические сложности можно убрать. Но в любом случае я бы рекомендовал обратиться к специалисту. Если задача требует - он вам поможет, если ситуация не требует вмешательства - снабдит полезными знаниями и техниками.
Многие рассказывают о своих травмах, падениях, разных опасных ситуациях. Кто-то упал, встал и пошел дальше, кто-то долго "перебарывал" страх, пересиливал себя. Подсознательно человек помнит все, что с ним происходило, и травмы, оставленные неотработанными в психике, подсознательно продолжают влиять. Здесь зажим, там зажим, ту напряжение, здесь неуверенность. Бах - паника, страх. Сознательно причина может не фиксироваться, либо симптомы рационализируются без всякой привязки к истинным корням вопроса.
А иногда, как уже здесь писали, вся происходящее вообще растет не из верховой езды... И искать в совершенно других областях жизни надо, лошади просто высветили, проявили проблему.
Психику надо тренировать, обучать, воспитывать. Относитесь к ней грамотно и аккуратно)
 
Eldrako, вот вроде бы Вы все правильно пишете. Как настоящий психолог! :D Однако, меня терзают смутные сомнения. Вы пишете:
Занятия с лошадьми - дело опасное. И дело не в соблюдении ТБ.
Вы уверены, что именно это полезно услышать от психотерапевта пациенту, у которого и так проблемы, заключающиеся в страхе перед лошадью? Очень похоже на рекламную политику "Он-клиник", которую можно обобщить следующей фразой: "Вы думаете, что здоровы? Приходите к нам и мы убедим вас в обратном."

Жить вообще страшно. Даже без лошадей.
 
Очень интересная тема!
в стрессовой ситуации эти знания и навыки должны быть уже на уровне неосознанной компетенции, применяться автоматом! В стрессе психика переходит на автоматизмы, на бессознательные реакции.
Опасаюсь таких реакций, вдруг "автомат" выдаст неверное решение. :oops: Это я сейчас не только про ВЕ, вообще - про жизнь. В верховой езде может лошадь выручить; а велосипед, как здесь уже писали, помогать в трудной ситуации не станет. :mrgreen:

Поэтому, вопросы "тренировки" таких реакций и их зависимость от темперамента, интересовали меня всегда.
 
Снегурочка написал(а):
Вы уверены, что именно это полезно услышать от психотерапевта пациенту, у которого и так проблемы, заключающиеся в страхе перед лошадью?
Это уже по контексту конкретной ситуации и конкретного человека, что и в какой момент полезно услышать)
Здесь обсуждается общая ситуация, а статистика травм и обращений - штука упрямая. Оперирую зарубежными данными, не в курсе исследований и замеров в России.
Это не для нагнетания ситуации, а для оценки рисков) Я за грамотный подход и предупреждение проблемных ситуаций. Никто не посадит новичка-мотоциклиста на 1000 кубовый байк и не отправит гонять по ночной Москве. Тренер по акробатике сначала научит делать группировку и покажет технику падения, а потом пустит к снарядам. С лошадьми еще больше тонкостей и нюансов, ибо живое существо.

Про обращения к специалистам. Когда человек сталкивается с подобной проблемной ситуацией у него, если огрублять, есть три варианта:
- советы.
- "зонтичные решения" в виде тренингов, книжек, и различных методик
- индивидуальная работа, самостоятельно либо в паре со спецом.

Советы плохи тем, что не дают инструмента решения задачи. Человек может прекрасно знать, что лошади - милые и добрые животные, вон все друзья общаются и нормально. Он даже может прекрасно знать, что ему надо "расслабиться" или "начать доверять себя и коню", "установить отношения". Вот только совершенно не ясно ему, как это, "расслабиться". Он и в обычной жизни не часто умеет это делать, а в стрессовой ситуации и подавно.

Есть "зонтики". Штука отлична и полезная, позволяет, суммировав опыт множества людей, дать инструмент решения задачи. В книге Джинси Баклин есть метод "7 шагов". Упражнения на переобучение тела и его рефлекторных реакций. Сюда же идут все тренинги, системы и прочее.

И есть индивидуальная работа. Это когда "зонтик" не работает или работает, но не всегда, не везде или не до конца. Вот тут уже человек начинает искать свой собственный, кастомизированный способ решения задачи. Может искать сам, может искать с внешней помощью.

Я очень даже "за" самостоятельную работу. Даже когда люди приходят к психологу, он - всего лишь проводник, очень много опирается на самостоятельную работу. Проводник хороший, знающий дорогу и местность. Но - проводник. Идти человек должен сам.

Это именно работа, даже если человек делает ее полностью сам. Заинтересоваться в работе психики, познакомиться с методиками, подстроить их под себя, скомпоновать, видоизменить... Постоянно поддерживать обратную связь, отслеживать изменения. Делать упражнения, регулярно и систематически.

Это как тренировки тела. Каждый человек в домашних условиях может весьма серьезно проработать свое тело, натренировать его. Причем с минимальным количеством снарядов. И те, у кого есть терпение, настойчивость и умение самообучаться, получат дома отличные результаты. Либо можно пойти в зал, к тренеру, и там вас проведут, подстрахуют и поддержат. Железки все равно вам тягать, но направление движение задает специалист.
 
Снегурочка написал(а):
Eldrako, вот вроде бы Вы все правильно пишете. Как настоящий психолог! :D Однако, меня терзают смутные сомнения. Вы пишете:
Занятия с лошадьми - дело опасное. И дело не в соблюдении ТБ.
Вы уверены, что именно это полезно услышать от психотерапевта пациенту, у которого и так проблемы, заключающиеся в страхе перед лошадью? Очень похоже на рекламную политику "Он-клиник", которую можно обобщить следующей фразой: "Вы думаете, что здоровы? Приходите к нам и мы убедим вас в обратном."

Жить вообще страшно. Даже без лошадей.

:roll: Это называется настрой на позитив. :D
Тренер: "При соблюдении ТБ верховая езда безопасна И очень полезна! Мы знаем, как вас научить! Не поддавайтесь тем, кто вас запугивает."
Психолог: "Верховая езда не может быть совсем безопасна! Вы не зря боитесь! Приходите к нам, У нас есть необходимые знания и инструменты для такой помощи!"
:shock: :lol: :wink:
Но больше всего мне нравится заявление, которое часто слышишь от практикующих психотерапевтов : "Клиент больше не пришел, значит мы его проблему решили!"
 
Канарейка написал(а):
Поэтому, вопросы "тренировки" таких реакций и их зависимость от темперамента, интересовали меня всегда.

Сценирование, идеомоторная тренировка, игровая проработка, моделирование... На эту тему можно книжку написать)
Кстати, могу порекомендовать книжку А.В. Алексеева "Преодолей себя. Психическая подготовка в спорте", там много полезного рассказывается.

Если очень общими словами. Сначала вы создаете желаемую реакцию, продумываете все ее компоненты. Хочу реагировать вот так, вот вот и вот так. Отрабатываете, обучаетесь этой реакции в максимально удобной и контролируемой обстановке. Показываете телу и психике, что вы от них хотите. Когда паттерн реакции сформирован - меняете обстановку, приближая ее к той, в которой реакция должна происходить. Приближая максимально близко , в разумных пределах. Через игру и моделирование формируете контекстно-специфическое поведение. К отработке в реальных условиях можете добавить ментальную тренировку. И повторение, повторение...

Формируйте избыточный навык. Всегда умейте больше, чем требуется в обычной ситуации. Не обязательно проходить городские повороты дрифтом, но уметь вводить и выводить машину из заноса должен уметь каждый водитель. Именно уметь, на уровне навыка.
Если избыточный навык есть - психике проще реагировать в стрессовой ситуации, да и сам порог срабатывания защитных механизмов будет выше.
 
Eldrako написал(а):
Здесь обсуждается общая ситуация, а статистика травм и обращений - штука упрямая. Оперирую зарубежными данными, не в курсе исследований и замеров в России.
Если прозвучала слово "статистика", то надо как-то раскрыть тему. Кто куда обращался и что именно замеряли? Потому что статистика - это такая штука, которую можно подогнать к любому заранее сформулированному утверждению.

Что именно доказывает упомянутые вами статистические данные? Что занимаясь ВЕ, можно получить травму? Можно, конечно. Но это еще не опровергает мое утверждение, что риск существенно превышает фоновый. Травму можно получить, упав дома с табуретки. Или что "дело не в соблюдении ТБ"? То есть соблюдай ТБ - не соблюдай, количество травм от этого никак не зависит?

wooldog написал(а):
:roll: Это называется настрой на позитив. :D
Я вообще большой сторонник позитивного мышления и считаю, что по-другому психологические проблемы решить невозможно.
Тренер: "При соблюдении ТБ верховая езда безопасна И очень полезна! Мы знаем, как вас научить! Не поддавайтесь тем, кто вас запугивает."
Вот тут я не вполне согласна. У меня язык не повернется сказать, что ВЕ абсолютно безопасна даже при соблюдении ТБ. Я же не зря формулирую именно так: "риск незначительно превышает фоновый". Потому что абсолютной безопасности не существует, ее никто и никому не может на 100% гарантировать, риск в жизни присутствует всегда. Но здоровая психика и нервная система не фиксируются на этом постоянно. А если человека начали преследовать мысли об опасностях, связанных с какой-то сферой его жизни - это и есть предмет рассмотрения для психотерапевта.

Но больше всего мне нравится заявление, которое часто слышишь от практикующих психотерапевтов : "Клиент больше не пришел, значит мы его проблему решили!"
Это прекрасный лозунг! Но он несколько противоречит материальной заинтересованности психотерапевта. :wink: Если клиент больше не придет - значит перестанет платить. Поэтому всегда есть соблазн слегка его задержать. Возможности у психотерапевта для этого есть. И мне кажется, что фразы в стиле: "ВЕ - опасная вещь, ТБ вас не спасет, вы не зря боитесь" как раз из арсенала таких возможностей.
Я убеждена, любая фраза произнесенная психологом в беседе с клиентом, не може быть нейтральной. Она либо облегчает, либо усугубляет состояние.
 
Eldrako написал(а):
Человек может прекрасно знать, что лошади - милые и добрые животные, вон все друзья общаются и нормально.
Не, ну это неправильное какое-то знание. Милых и добрых животных не бывает. Животное надо заставить/побудить быть милым и добрым. Собственно, в этом и заключается работа с животными. Если человек в принципе не понимает этой идеи, то логично предположить, что либо он боится животных, либо склонен позволять животным садиться себе на шею. В том и другом случае не совсем понятно, зачем он полез к лошадям. КМК нормальный настрой для человека, который пришел на конюшню: меня тянет к лошадям, и лошадь меня повезет, только надо научиться, как этого правильно от нее добиться.
 
Eldrako написал(а):
Сценирование, идеомоторная тренировка, игровая проработка, моделирование... На эту тему можно книжку написать)
Кстати, могу порекомендовать книжку А.В. Алексеева "Преодолей себя. Психическая подготовка в спорте", там много полезного рассказывается.
Спасибо. Поищу книгу в интернете. :)
Eldrako написал(а):
Если очень общими словами. Сначала вы создаете желаемую реакцию, продумываете все ее компоненты. Хочу реагировать вот так, вот вот и вот так. Отрабатываете, обучаетесь этой реакции в максимально удобной и контролируемой обстановке... Через игру и моделирование формируете контекстно-специфическое поведение. К отработке в реальных условиях можете добавить ментальную тренировку. И повторение, повторение...

Формируйте избыточный навык. Всегда умейте больше, чем требуется в обычной ситуации.
Т. е., применительно к верховой езде, это пресловутые "попочасы". :mrgreen: А пока навык формируется контроль и помощь тренера особенно важны, так как опытному человеку со стороны виднее, правильные формируются навыки или нет.

Получается, что неправильные привычки (даже если внешне они не заметны), приобретённые в начале обучения, могут сильно мешать в дальнейшем - переучиваться всегда труднее. И из-за этого могут "вылезать" всякие проблемы и "зажимы", как физические, так и психологические.
 
Снегурочка написал(а):
Если прозвучала слово "статистика", то надо как-то раскрыть тему. Кто куда обращался и что именно замеряли? Потому что статистика - это такая штука, которую можно подогнать к любому заранее сформулированному утверждению.
И у кого замеряли. А то если собирать статистику по троеборцам, например, она наверняка может отличаться от прочей в худшую сторону.
 
wooldog написал(а):
Но больше всего мне нравится заявление, которое часто слышишь от практикующих психотерапевтов : "Клиент больше не пришел, значит мы его проблему решили!"
Ну что за ерунда, право слово...
Психотерапевт работает с унылыми, отчаявшимися, озлобленными, запуганными, неудовлетворёнными, опустошёнными людьми - ради удовольствия видеть, как люди выздоравливают. Быть участником и свидетелем преображения. В этом и есть единственная радость данной работы, ради которой люди готовы бывают день за днём, год за годом видеть перед собой по много часов в неделю унылых, отчаявшихся, озлобленных, запуганных, неудовлетворённых, опустошённых...

Когда пациенты не выздоравливают, психотерапевты ломают головы на консилиумах, интервизиях и супервизиях, придумывая, что ещё такого сделать, чтобы уже начал выздоравливать.
И психотерапевты прекрасно знают, что "не пришёл" - это не пришёл, а выздоровел - это пришёл, сказал "спасибо, дальше я могу сам" и попрощался.

И никогда психотерапевты не скажут "мы его проблему решили" - потому что знают отлично, что в процессе терапии два эксперта: терапевт - эксперт по технологии, клиент - эксперт по процессу.

Так что не знаю, кто где и при каких обстоятельствах Вам (лично Вам?) подобное говорил - но читать поклёп, возводимый на профессию и профессионалов, крайне неприятно.
 
Астра, по моему вы слишком резко отреагировали. Я вижу в этой фразе следующий основной смысл: психотерапевт не должен стремиться привязать к себе пациента на всю оставшуюся жизнь и стать для него костылем. А, напротив, должен стремиться сделать так чтобы пациент смог со временем обходиться без него.
 
Так ведь так же и написано:
Астра написал(а):
И психотерапевты прекрасно знают, что "не пришёл" - это не пришёл, а выздоровел - это пришёл, сказал "спасибо, дальше я могу сам" и попрощался.
Мне понравился ответ Астры. Хорошо, когда человек так болеет за профессию.
И, между прочим, к тому психологу, которая мне помогла, я именно так потом и зашла. Правда, она помогла решить мелкую проблему. А большие проблемы мне никто так и не помог решить, пока я не встретила лошадь. Поэтому к тем специалистам-людям я просто переставала ходить. Так что это правда, наверное. Не пришел - это просто не пришел. А когда получил помощь, хочется сказать еще и "спасибо".
 
Снегурочка написал(а):
Я вижу в этой фразе следующий основной смысл: психотерапевт не должен стремиться привязать к себе пациента на всю оставшуюся жизнь и стать для него костылем.
Снегурочка, ну подумайте сами: кому в здравом уме и трезвой памяти сдалось такое счастье - "привязать к себе пациента на всю оставшуюся жизнь и стать для него костылем"? Это не самая приятная в мире компания - такие "привязанные" - истинно Вам говорю. :)
 
Астра, я понимаю, что Вы хотите сказать и не могу не согласиться. С одной стороны. С другой стороны мне встречалась ситуация, когда психотерапевт вместо того чтобы поставить пациента на ноги, формировал зависимость.
Только не подумайте, что я пренебрежительно или без уважения отношусь к профессии психотерапевта. Любой тренер поневоле сталкивается с необходимостью им быть и понимает какой это нелегкий хлеб.

Кстати, и среди тренеров по ВЕ попадаются такие, которые создают у своих учеников ощущение, что без этого конкретного тренера они - никто. На корню убивая в них способность к самостоятельным оценкам и решениям. Мне вот тоже кажется, что беспомощные ученики, полностью зависящие от тренера - это очень сомнительное счастье. Однако, некоторые тренера видят именно в этом залог "верности" учеников и своего финансового благополучия.
 
Снегурочка написал(а):
Астра, я понимаю, что Вы хотите сказать и не могу не согласиться. С одной стороны. С другой стороны мне встречалась ситуация, когда психотерапевт вместо того чтобы поставить пациента на ноги, формировал зависимость.
Только не подумайте, что я пренебрежительно или без уважения отношусь к профессии психотерапевта. Любой тренер поневоле сталкивается с необходимостью им быть и понимает какой это нелегкий хлеб.

Кстати, и среди тренеров по ВЕ попадаются такие, которые создают у своих учеников ощущение, что без этого конкретного тренера они - никто. На корню убивая в них способность к самостоятельным оценкам и решениям. Мне вот тоже кажется, что беспомощные ученики, полностью зависящие от тренера - это очень сомнительное счастье. Однако, некоторые тренера видят именно в этом залог "верности" учеников и своего финансового благополучия.

Бессовестный лжец и хапуга - это не профессия, это состояние души патология Супер-Эго, Вы понимаете. :)

Однако скажу я Вам, что сформировать зависимость - невозможно. Человек либо уже является зависимым - это определённое устройство внутреннего мира - при встрече с психотерапевтом или тренером, либо им не является - это тоже определённое устройство внутреннего мира.
Не-аддикт, несколько раз потратив время и деньги на то, что не приносит результата, плюнет, скажет матом и уйдёт в сторону моря прекратит инвестировать в убыточный проект и пойдёт поискать себе что-нибудь получше.
Аддикт просто сменит один объект зависимости на другой - и тут уж кому не повезёт оказаться в зоне разлёта осколков - психотерапевту, тренеру или вымирающим уссурийским тиграм; больная голова она и есть больная голова.

Если психотерапевт злоупотребляет зависимым состоянием пациента вместо представления ему адекватного лечения - это профессиональное преступление, потеря лица, репутации, в западных странах, с крепким шансом, и лицензии на право практиковать.
Если тренер злоупотребляет зависимым состоянием ученика - это то же самое профессиональное преступление, потеря, как минимум, лица, репутации и уважения среди коллег, нет?
 
Астра написал(а):
Если психотерапевт злоупотребляет зависимым состоянием пациента вместо представления ему адекватного лечения - это профессиональное преступление, потеря лица, репутации, в западных странах, с крепким шансом, и лицензии на право практиковать.
Хорошо если так, но вот в чем вопрос: как сообщество психотерапевтов узнает о таком профессиональном преступлении? Ведь все, что происходит между психотерапевтом и пациентом - тайна. Разве нет?
Если тренер злоупотребляет зависимым состоянием ученика - это то же самое профессиональное преступление, потеря, как минимум, лица, репутации и уважения среди коллег, нет?
Тренера, в отличии от психотерапевтов, работают не при закрытых дверях и их работу может увидеть любой. Но кто будет оценивать совершает тренер профессиональное преступление или нет? Допустим я считаю именно так, но это мое частное мнение.

Меня вот что заинтересовало:
Не-аддикт, несколько раз потратив время и деньги на то, что не приносит результата, плюнет, скажет матом и уйдёт в сторону моря прекратит инвестировать в убыточный проект и пойдёт поискать себе что-нибудь получше.
Аддикт просто сменит один объект зависимости на другой - и тут уж кому не повезёт оказаться в зоне разлёта осколков - психотерапевту, тренеру или вымирающим уссурийским тиграм; больная голова она и есть больная голова.
То есть Вы считаете, что аддикт человек или нет - это врожденное свойство, на которое не влияют внешние обстоятельства (например, методы работы тренера) и которое не подлежит коррекции? Или может быть его и не стоит стремиться корректировать? Аддикт нашел для себя предмет зависимости и ему в этом состоянии вполне комфортно.

Пы.Сы. Освежила в памяти понятие "аддиктивное поведение". Традиционно оно относится к алкоголизму, наркомании и так далее. Не уверена, что сюда же можно отнести зависимость от психотерапевта или тренера.
 
Снегурочка написал(а):
Хорошо если так, но вот в чем вопрос: как сообщество психотерапевтов узнает о таком профессиональном преступлении? Ведь все, что происходит между психотерапевтом и пациентом - тайна. Разве нет?
От клиентов. Они, в отличие от терапевта, конфиденциальность обращения соблюдать не обязаны. Года три назад довольно шумная история была, когда клиентка без психиатрического диагноза ходила на психотерапию 12 лет - и ничего за это время в её жизни к лучшему не изменилось. По материалам этого кейса статья была в профессиональном журнале "Психология и психотерапия", один из наиболее ярких случаев. Которых не один и не два - но углубляться в их рассказывание сейчас будет зафлуживанием темы.

Тренера, в отличии от психотерапевтов, работают не при закрытых дверях и их работу может увидеть любой. Но кто будет оценивать совершает тренер профессиональное преступление или нет? Допустим я считаю именно так, но это мое частное мнение.
А что, у тренеров нет совсем никаких критериев оценки качества их работы?
У психотерапевтов, допустим, есть такие объективные параметры оценки как диагностика "на входе", ретестинг в процессе при необходимости, диагностика "на выходе"- что изменилось во внутреннем мире в результате терапевтической работы можно тестами посмотреть.
Есть субъективные критерии - считает ли человек, что в результате работы с терапевтом жизнь его меняется к лучшему.

То есть Вы считаете, что аддикт человек или нет - это врожденное свойство
Я не считаю. Я - знаю. :)

на которое не влияют внешние обстоятельства (например, методы работы тренера) и которое не подлежит коррекции?.

"Бывших алкоголиков не бывает", слышали такое? Их и не бывает. Потому как зависимость это не водка, не наркота, не карты и не игральные автоматы - это состояние головы. Может осознаваться и держаться под контролем импульс уйти в (само)разрушительное поведение - но не все могут и ещё меньше - хотят; если с наркологами пообщаетесь, они Вам расскажут, что у них одни и те же в стационаре или на приёме каждые несколько месяцев, по кругу ходят: лечение-период ремиссии-срыв-лечение-период ремиссии-срыв, далее везде. Одна из самых адовых работок в нашей сфере - с зависимыми, я не берусь, слишком там безнадёжности много; вот созависимым, которые аддикта своего поддерживают активно в делинквентном поведении, мозги перебрать - это да, умеем, можем, практикуем(с).

Или может быть его и не стоит стремиться корректировать? Аддикт нашел для себя предмет зависимости и ему в этом состоянии вполне комфортно.
Ему - не комфортно.
Ему - привычно.
Ощущаете разницу?
 
А что, у тренеров нет совсем никаких критериев оценки качества их работы?
В нашей стране спортивно-оздоровительная деятельность не лицензируется. Но я ужасно, просто ужасно не хочу чтобы тема свелась к очередному сотому обсуждению как это плохо. Дело-то на самом деле не в этом, а в том, что такие критерии сложно сформулировать. Как оценивать? По результатам учеников в спорте? Но очень многим эти результаты просто не нужны. Они хотят безопасно и с удовольствием кататься, не причиняя вреда лошади, что может не исключать включения в программу тренировки каких-то спортивных упражнений. Это все, что им нужно от тренера. Главный критерий для них - психологический комфорт во время тренировки. Хорошее настроение после. Как это оценить со стороны?

Я поняла Вашу мысль на счет бывших алкоголиков. Но на мой взгляд алкоголизм все-таки отличается от того специфического вида зависимости, который мы здесь обсуждаем. Прежде всего химической основой. Как я понимаю (извините, если ляпну глупость, диплома психолога не имею, занимаюсь самообразованием) алкоголизм и наркомания опасны прежде всего тем, что алкоголь и наркотики ломают природный механизм выработки гормонов удовольствия. Химическая плюс психологическая зависимость - это серьезно. Тут я спорить не буду, практически за редким исключением отсюда наверное действительно нет выхода.
Но вот зависимость от тренера (не буду больше трогать психотерапевтов)… Существуют способы расшатать и потом запрограммировать психику совершенно нормальному человеку. Тем более, что многие ученики приходят с настроем, что тренер - это Учитель с большой буквы и поэтому находятся в уязвимом положении. Доверяют, думают, что так и надо. Не думаю, что это аддиктивное поведение.

Я не спорю с Вами, просто разговор интересный, поэтому продолжаю, задавая новые вопросы. У меня их много и далеко не про все можно прочитать в учебниках.
 
Сверху