Снегурочка написал(а):
Дело-то на самом деле не в этом, а в том, что такие критерии сложно сформулировать. Как оценивать? По результатам учеников в спорте? Но очень многим эти результаты просто не нужны. Они хотят безопасно и с удовольствием кататься, не причиняя вреда лошади, что может не исключать включения в программу тренировки каких-то спортивных упражнений. Это все, что им нужно от тренера. Главный критерий для них - психологический комфорт во время тренировки. Хорошее настроение после. Как это оценить со стороны?
Насчёт "со стороны" - не знаю. Могу предположить, как это оценить "изнутри".
Допустим - собственно, так оно и было - приходят к тренеру практически нулёвая я (в анамнезе - несколько месяцев проката, истерический страх галопа после неудачного падения и хрен с прованским маслом) плюс практически нулёвый конь (в анамнезе - колхоз, неудачная карьера обозника и сдача на мясо с репутацией "коня-убийцы") - и через полгода занятий мы с конём детскую езду на стартах нашей местной водокачки на целое первое место едем.
При этом я ни разу не спортсмен, спортом в детстве накушалась до отравления - чем, кстати, сильно тренера расстраиваю, твёрдо стоя на том, что что-то окромя домашнего междусобойчика - только по приговору народного суда
, всё исключительно для общего развития и умения с лошадью работать.
Психологически комфортно бывает - честно скажу, не всегда. И настроение после тоже бывает - "
тренера всех убью, адын астанус!".
Но - результат есть. Именно тот результат, который я и заказывала. За него и платится. Объективно - большинство из того, что я теперь умею, я умею именно благодаря ей.
Однако если мы в какой-то момент не сможем договориться по принципиальным вопросам - придётся констатировать, что с этого места пути наши разошлись и искать другого тренера.
Химическая плюс психологическая зависимость - это серьезно. Тут я спорить не буду, практически за редким исключением отсюда наверное действительно нет выхода.
Но вот зависимость от тренера (не буду больше трогать психотерапевтов)… Существуют способы расшатать и потом запрограммировать психику совершенно нормальному человеку.
Не существуют. Правда.
То есть, конечно - да, можно расшатать и потом запрограммировать психику совершенно нормальному человеку - но для этого надо нормального человека сперва поместить в такие условия, где утратить здравость рассудка станет единственным шансом выжить - плен, концлагерь, тюрьма и им подобное. Истории с тренерами - не тот случай, согласитесь, там никто никого насильно не держит.
Тем более, что многие ученики приходят с настроем, что тренер - это Учитель с большой буквы и поэтому находятся в уязвимом положении. Доверяют, думают, что так и надо. Не думаю, что это аддиктивное поведение.
Народная мудрость гласит "доверяй - да проверяй!". Некритичное доверие для детей в доподростковом возрасте норма, у них мозги ещё не выросли и опыта жизненного нет;а у взрослого человека
- один из признаков утраты здравости рассудка, разновидность фанатизма, увы.
Тем паче, что как Вы сама говорите, тренера не за закрытыми дверями работают, всегда есть возможность посмотреть, что и как делает другой тренер, сравнить, сделать выводы.
Идеализировать Учителя (психотерапевтов тоже, скажу я Вам, порой так идеализируют, что в этой идеализации трудно бывает выживать
) в начале отношений - это обычное дело, чем меньше человека знаешь, тем проще про него нафантазировать и прекрасного, и ужасного. Но спустя некоторое время у нормального человека включается здоровая критичность и он начинает проверять: а получаю ли я результат? а тот ли это результат, который мне нужен? а что там у нас с соответствием "цена-качество"? и проч.
Вот то, что Вы описываете:
среди тренеров по ВЕ попадаются такие, которые создают у своих учеников ощущение, что без этого конкретного тренера они - никто
это скучным терминологическим языком называется "ненадлежащее обращение".
Терпеть подобное в длительной перспективе - да ещё и платить за это - будет лишь тот, кто к ненадлежащему обращению привык с детства (а добра этого у нас в семьях овердохрена, говорю Вам как человек, специализированный по работе с психотравмой и последствиями ненадлежащего обращения), моральный мазохист, у которого самоуважение организовано вокруг его способности "всё вытерпеть". Через что такой тренер и такой ученик подойдут друг к другу, "как ключ к замку", и будет это очередная история из серии "жили они долго и несчастливо", разных вариантов которых вокруг сильно больше, чем хотелось бы.