Психолог для всадника

  • Автор темы Автор темы Indil
  • Дата начала Дата начала
Астра написал(а):
Так что не знаю, кто где и при каких обстоятельствах Вам (лично Вам?) подобное говорил - но читать поклёп, возводимый на профессию и профессионалов, крайне неприятно.
:oops: Извините, кроме шуток, мне очень жаль задевать Ваши чувства, тем более, что они заслуживают всяческого уважения. :oops: Я, наверное, переходила на курсы повышения квалификации, больше не буду. :oops:
Снегурочка, я понимаю, что иронический тон не передается в письменном виде, но существуют же контекст и смайлики, которые должны бы заменять выражение лица..... :?
 
Снегурочка написал(а):
Дело-то на самом деле не в этом, а в том, что такие критерии сложно сформулировать. Как оценивать? По результатам учеников в спорте? Но очень многим эти результаты просто не нужны. Они хотят безопасно и с удовольствием кататься, не причиняя вреда лошади, что может не исключать включения в программу тренировки каких-то спортивных упражнений. Это все, что им нужно от тренера. Главный критерий для них - психологический комфорт во время тренировки. Хорошее настроение после. Как это оценить со стороны?
Насчёт "со стороны" - не знаю. Могу предположить, как это оценить "изнутри".
Допустим - собственно, так оно и было - приходят к тренеру практически нулёвая я (в анамнезе - несколько месяцев проката, истерический страх галопа после неудачного падения и хрен с прованским маслом) плюс практически нулёвый конь (в анамнезе - колхоз, неудачная карьера обозника и сдача на мясо с репутацией "коня-убийцы") - и через полгода занятий мы с конём детскую езду на стартах нашей местной водокачки на целое первое место едем.
При этом я ни разу не спортсмен, спортом в детстве накушалась до отравления - чем, кстати, сильно тренера расстраиваю, твёрдо стоя на том, что что-то окромя домашнего междусобойчика - только по приговору народного суда :D, всё исключительно для общего развития и умения с лошадью работать.
Психологически комфортно бывает - честно скажу, не всегда. И настроение после тоже бывает - "тренера всех убью, адын астанус!".
Но - результат есть. Именно тот результат, который я и заказывала. За него и платится. Объективно - большинство из того, что я теперь умею, я умею именно благодаря ей.
Однако если мы в какой-то момент не сможем договориться по принципиальным вопросам - придётся констатировать, что с этого места пути наши разошлись и искать другого тренера.

Химическая плюс психологическая зависимость - это серьезно. Тут я спорить не буду, практически за редким исключением отсюда наверное действительно нет выхода.
Но вот зависимость от тренера (не буду больше трогать психотерапевтов)… Существуют способы расшатать и потом запрограммировать психику совершенно нормальному человеку.
Не существуют. Правда.
То есть, конечно - да, можно расшатать и потом запрограммировать психику совершенно нормальному человеку - но для этого надо нормального человека сперва поместить в такие условия, где утратить здравость рассудка станет единственным шансом выжить - плен, концлагерь, тюрьма и им подобное. Истории с тренерами - не тот случай, согласитесь, там никто никого насильно не держит.

Тем более, что многие ученики приходят с настроем, что тренер - это Учитель с большой буквы и поэтому находятся в уязвимом положении. Доверяют, думают, что так и надо. Не думаю, что это аддиктивное поведение.
Народная мудрость гласит "доверяй - да проверяй!". Некритичное доверие для детей в доподростковом возрасте норма, у них мозги ещё не выросли и опыта жизненного нет;а у взрослого человека
- один из признаков утраты здравости рассудка, разновидность фанатизма, увы.
Тем паче, что как Вы сама говорите, тренера не за закрытыми дверями работают, всегда есть возможность посмотреть, что и как делает другой тренер, сравнить, сделать выводы.
Идеализировать Учителя (психотерапевтов тоже, скажу я Вам, порой так идеализируют, что в этой идеализации трудно бывает выживать :)) в начале отношений - это обычное дело, чем меньше человека знаешь, тем проще про него нафантазировать и прекрасного, и ужасного. Но спустя некоторое время у нормального человека включается здоровая критичность и он начинает проверять: а получаю ли я результат? а тот ли это результат, который мне нужен? а что там у нас с соответствием "цена-качество"? и проч.

Вот то, что Вы описываете:

среди тренеров по ВЕ попадаются такие, которые создают у своих учеников ощущение, что без этого конкретного тренера они - никто

это скучным терминологическим языком называется "ненадлежащее обращение".
Терпеть подобное в длительной перспективе - да ещё и платить за это - будет лишь тот, кто к ненадлежащему обращению привык с детства (а добра этого у нас в семьях овердохрена, говорю Вам как человек, специализированный по работе с психотравмой и последствиями ненадлежащего обращения), моральный мазохист, у которого самоуважение организовано вокруг его способности "всё вытерпеть". Через что такой тренер и такой ученик подойдут друг к другу, "как ключ к замку", и будет это очередная история из серии "жили они долго и несчастливо", разных вариантов которых вокруг сильно больше, чем хотелось бы.
 
wooldog написал(а):
Снегурочка, я понимаю, что иронический тон не передается в письменном виде, но существуют же контекст и смайлики, которые должны бы заменять выражение лица..... :?
wooldog, если Вам показалось, что я Вас не поняла, то прошу меня извинить. В целом мне близка Ваша позиция, а ссылку про посадки еще буду изучать. :D
Астра, Вам я тоже благодарна за подробные ответы на мои вопросы. Но у Вас как-то безнадежно выходит: есть больные на голову люди, а есть здоровые и ничего с этим не поделать. А мне как раз интересны случаи, когда все-таки можно что-то сделать. Как самостоятельно, так и с использованием посторонней помощи.
 
Снегурочка, дык - каков вопрос, таков ответ же ж. :)
Вы сформулируйте, что именно хотите узнать про "случаи, когда все-таки можно что-то сделать" - постараюсь рассказать.
 
Снегурочка написал(а):
ссылку про посадки еще буду изучать. :D
Астра, А мне как раз интересны случаи, когда все-таки можно что-то сделать. Как самостоятельно, так и с использованием посторонней помощи.
А мне интереснее всего случаи, когда кажется, что все возможное сделано, но удается найти еще что-то. Так и происходит раздвигание рамок.
Ставлю опять кучу смайликов заранее. 8) 8) 8) Вот когда вам 7 шагов, 8 прыжков и 11 способов не помогут исправить посадку, приходите ко мне. попробуем 111 идей. :mrgreen:
Сейчас так принято писать рекламные объявления я однажды видела "Преподаватель от Бога, гарантия 150% ", до сих пор забыть не могу.
 
А что за книжка Джинси Баклин? Можно название или ссылку?
 
Sniff написал(а):
А что за книжка Джинси Баклин? Можно название или ссылку?
Я не знаю, есть ли перевод, но "How your Horse Wants you to Ride" и "More How your Horse Wants you to Ride"
Воспроизвожу названия по памяти. Очень симпатичная книжка с таким спокойным, грамотным подходом к воспитанию всадника и лошади одновременно. Полностью можно реализовать только на частной конюшне со своими лошадьми, занимаясь прокатом и обучением, но частично ее идеи вполне применимы где угодно, кстати, Свифт, если не путаю, ее ученица.
 
А, знаю такую книжку, есть она у меня. Правда еще руки не дошли почитать.)
 
Sniff написал(а):
А, знаю такую книжку, есть она у меня. Правда еще руки не дошли почитать.)
Действительно, приятное чтение.
Просто я хотела сказать, что знания и техники суммируются, нет панацеи, пригодной для решения всех проблем. Разные методы возникают, и каждый раз, находя новый подход, думаешь, что получил универсальный ключ, а потом оказывается, что видишь новые задачи, ищешь новы подходы, и их снова не хватает. Но, оглядываясь назад, понимаешь, что то, что вчера казалось невыполнимым, с новой техникой уже можно решить, то, что вчера казалось безнадежным, уже представляется задачей для разработки другого подхода.
Кстати, некоторые вещи раньше просто не пытались решать. Если человек не мог научиться хорошо ездить при традиционном обучении, то его просто объявляли неспособным (генетически), и никто не заморачивался поисками особых методов.
 
Нарушу правила форума, напишу второй пост подряд чтобы поднять тему. :oops: Очень хочется чтобы мои вопросы заметили те, кто может на них ответить. :oops:
Во-первых меня очень интересует тема аддиктивного поведения вообще, но не алкоголизм и наркомания, а гораздо более легкие случаи. Например, психогенное преедание (но не булимия - это тоже слишком тяжелое расстройство, это для профи), или шопоголизм, но опять же не когда человек (обычно женщина) тратит всю зарплату на 30 кофточек, а потом ей есть нечего, это слишком, а когда вроде бы тратится не вся зарплата, но покупки уже совершаются не потому что вещь действительно нужна, а ради процесса.
Конкретно интересует как именно человек может в этом случае сам себе помочь?
Если мы относим в этот же список зависимость от тренера, то вопрос тот же. Допустим всадник обратил внимание, что отношения с тренером складываются не вполне конструктивно и это его напрягает. Но для того чтобы внести изменения в ситуацию (любые) ему требуется преодолеть психологический барьер. Как это сделать?
 
Снегурочка, Вы описали - симптомы. А любой симптом - это всегда только верхушка айсберга, которая видна в поведении, а сам айсберг утоплен глубоко в бессознательном.

Проще говоря, у человека есть очень веские причины делать (симптом).
Такой у него способ удовлетворения потребности в (тут варианты). Способ кривой, косой, неполезный - но единственный, других в наличии нету, не научился человек другому в силу каких-то обстоятельств своей жизненной истории.
Терапевтическая работа в этом случае строится на а) обнаружении потребности, б) формировании новых, более здоровых способов её удовлетворения.
Когда человек научается получать необходимое ему другими способами, симптом уходит, в нём нет более необходимости.
 
Спасибо за ответ! Попробую вспомнить известные мне примеры и в качестве разминки для ума постараюсь определить какую именно потребность удовлетворяет "пациент" и как ее можно удовлетворить более здоровым способом. :)
 
"Разминка для ума" - имеется в виду мысленно. Не озвучивая своих выводов. Применительно к себе я считаю правило "не лечи без запроса" даже не золотым, а бриллиантовым. Потому что я не профессиональный психотерапевт, начну лечить - могу дров наломать. Даже когда ко мне обращаются с целью обсудить свои отношения с тренером (то есть по сути как к психологу), я стараюсь не выходить за пределы своей компетенции тренера и не лезть в сферы жизни, которые к ВЕ не относятся, то есть не заниматься психоанализом вслух.
Мысленно - занимаюсь. :mrgreen:
 
Снегурочка написал(а):
Конкретно интересует как именно человек может в этом случае сам себе помочь?
Как-то в другой теме Вы спросили, что делать со всадниками, заявляющими, что у них фобия, а я ответила, что такие Вам в манеже не встретятся, потому что просто не придут, а если пришли, то это уже не фобия. То же по Вашему последнему вопросу. То, что Вы описываете, - это не зависимость, а привычка, с ней теоретически, можно справиться самому, хотя можно и к психологу податься, особенно, если у Вас есть подозрение, что эта привычка что-то маскирует.
Привычки - нормальный способ организации нашей жизни. Если бы каждый раз, собираясь выпить чаю, вы спрашивали бы себя, как, зачем и нужно ли это вообще, то на простейшие дела уходили бы все силы и время. Приятные, но условно-вредные привычки желательно сознательно заменить чем-то другим, по меньшей мере, не менее приятным и по возможности, столь же доступным и простым. Затем некоторое время (около 4 недель)приходится сознательно следить, чтобы новая привычка сформировалась и поощрять ее.
 
Так, еще бы вспомнить в каком контексте я это спрашивала и в связи с чем? :lol: Я стараюсь достаточно осторожно применять слова "фобия". (Сейчас все любят выражаться психологично. Чуть что - так сразу фобия, депрессия или паранойя). Фобия - это по моим представлениям уже очень глубокое расстройство и с полноценной фобией всадник может быть и не пришел бы. Но вот с невротическими страхами - сколько угодно. В любом манеже их можно целую пачку насчитать.

Что касается заменить вредную привычку на полезную - принцип понятен. Но вот практически это бывает не так просто сделать. Потому что во-первых сложно подобрать занятие, обеспечивающее полноценную замену. А во-вторых, если все-таки такое занятие найти удается, есть риск сформировать новую зависимость вместо старой. Шило на мыло.
 
Не мучайтесь, про фобию было к слову.
А так, можно и к психологу пойти, просто разница между зависимостью и просто привычкой примерно такая же как между фобией и страхом, даже невротическим.
Кстати, у меня на сайте я как раз предлагаю ту идею, что человек, приходящий учиться ездить верхом, испытывая при этом сильный невротический страх, неосознанно ищет модель, в которой он хотел бы с этим страхом справиться.
 
Все-таки я не согласна с тем, что если всадник впадает в зависимость от тренера, то ответственность лежит исключительно на всаднике и его больной голове. Приведу пример из собственной практики. Работала я когда-то тренером в одном клубе. У меня там был начальник - старший тренер, он же директор, он же хозяин. Бывали дни когда я на работе, а директор в отъезде. И вот звонит он мне из отъезда и говорит: в пять придет клиент по имени Маша. Это очень ценный клиент, надо чтобы она у нас осталась, поэтому ты с ней по-мягче.
Я вообще-то и так не монстр, но ладно, поняла. Надо сделать красиво - сделаю. И вот занимаюсь я с Машей раза три-четыре. Красиво и вежливо. Маша довольна. На пятый раз Машу берет босс. И устраивает ей такую стрессовую тренировку, что у меня просто челюсть на пол падает. И этот человек запрещал мне ковырять в носу просил меня быть по-мягче и втирал про ценного клиента? Да на месте Маши я бы развернулась и ушла. И больше никогда ноги бы моей здесь не было. Дальше наблюдаю в тренерской сцену: Маша мило щебечет с директором, благодарит и договаривается с ним о следующей тренировке. Некоторые Маши еще и влюбляются.
Сначала я не понимала природы этого явления, потом поняла. Кнут и пряник, злой следователь и добрый. Работа на контрасте. В стрессовой ситуации у человека вырабатывается целый букет гормонов, включая гормоны удовольствия с целью обезболивающего эффекта на случай травмы. Если травма не случилась, то удовольствие достается на халяву и ассоциируется с тем, кто его доставил. Вот как хотите, но это методика. Действует она, конечно, не на всех, но на многих.
 
Да, люди разные и даже очень. Есть реальные любители содомазы "строгих тренеров",считают чем больше тренер орет, унижает, обзывает, можно даже матом, тем он круче. У таких людей ежедневное доказывание тренеру что ты не дерьмо-реальный результат, за который они бьются :):). Налицо подмена ценностей, ведь в действительности реальный результат - это поездка на старты и успешное выступление. Самое страшное, что такие тренера плодят таких учеников, которые с возрастом становятся такими же грубыми и совершенно далекими от реальных результатов людьми. Ведь человек чтобы уметь подчинить лошадь своей воле и научить чему-то лошадь должен быть уверен в собственной состоятельности, подкрепленной результатом, а в тренере видеть поддержку, помощь а не субъекта с розгой.Униженный всадник никогда не будет благородно и снисходительно работать с лошадью, они как правило жестоки и пытаются доказать свою состоятельность именно силой, в то время как уверенный в себе, человек без комплекса неполноценности, терпелив, снисходителен к ошибкам лошади, не форсированно, но настойчиво проводит свою линию тренинга. Много раз можно видеть всадников, которые на разных лошадях испытывают одни и те же проблемы, видно серьезное сопротивление, опасные ситуации, всадники бьют лошадей, а проку никакого. Другие же люди работают тихо, спокойно, сопротивление, конечно бывает, но оно моментально и быстро подавляется и вновь не возникает. Самый страшный на мой взгляд всадник - это человек, думающий что умеет ездить, хотя на самом деле только крепко сидит в седле, и лошадь несчастная не может от него избавиться, а такие выходят от неуравновешенных тренеров, смелость и злость не одно и то же, также "смелость" в ситуации, когда лошадь не может противопоставить ничего, такое как битие в деннике или на развязке. Кто это делает в 100% трусливы, т.к не способны наказать лошадь сидя в седле из страха что та их высадит, поэтому слазят, бегут в закуток и начинают "решать проблему". Потом эти кадры начинают свою тренерскую карьеру и соответственно "обучают" неокрепшие умы.
Что касается страхов людей, думаю любой спортсмен в своей конной жизни столкнулся с тем что стоял перед выбором, бросить или нет по причине сложностей с обучением. Главное это пройти и чтобы процесс не затянулся. Опасные ситуации : надо разобраться что вызвало опасную ситуацию, какая ошибка и впреть ее не повторять. Сложная лошадь, т.е. уровень подготовки всадника не позволяет решать те проблемы, которые предлагает лошадь - в таком случае нужно тренеру немедленно "уравновесить" весы, пока всадник еще "сырой" и не может сам понять что ему делать, логически мыслить и решать задачи он ДОЛЖЕН ездить на таких лошадях, с которыми справляется. Это вселяет в него уверенность и лишает страха неуправляемости и невозможности контролировать ситуацию. Сложная лошадь все равно попадется, только важно когда. В один момент это вселит страх, нервозность, может даже панику или фобию, в другом случае вселит уверенность, поднимет самооценку, если у человека получилось наладить работу. Когда это будет должен видеть тренер, а не действоватьнаобум-упадет-не упадет, получится-не получится. Неопытным всадникам категорически нельзя давать сложных лошадей, это и опасно и бесперспективно.
Если есть страх, а ездить хочется? Следует задать себе вопрос, желательно написать на бумаге, насколько вы действительно хотите заниматься и чем вы готовы поступиться? Травма мложет случиться и это надо воспринять как данность, т.е как возможность на пути обучения. Честно ответить на этот вопрос- боитесь сломать руку-ногу, головой треснуться? Ответили- записали.Если есть страх травмы постоянно, одевайте шлем, купите"черепашку" или жилет, у монгих комплекс зажатости сразу пропадает, потом по мере привыкания к раскрепощенности и появления уверенности от жилета избавляются. Что еще вас пугает? Неповиновение лошади?- найдите другую, с которой справляетесь. Крики тренера? - попросите на вас не орать (культурно), не поможет, меняйте тренера. С другой стороны пишите ради чего вы все это делаете, цель ваших занятий ( не стесняйтесь откровенно правдиво написать
(это же для себя),даже если ваша цель- Олимпиада, а вам за 30 и вы пол года в седле).Скорее всего, если разделить "общий трясун перед тренировкой" на составные части, вы инайдете того червяка, который мешает вам жить, а найдя его, вы сможете его успешно искоренить
 
Сверху