Давайте отделять мух от котлет. Есть формальности, а есть реалии жизни и чувство собственного долга. Формально, ХК / начкон не может нести ответственность за жизнь и здоровье лошади, если ее травма / заболевание возникло не вследствие нарушение норм ТБ в конюшне или неправильного кормления / поения / допуска посторонних людей и пр. Формально решение о вызове врача / делегировании полномочий на введение препаратов, оказании экстренной медицинской помощи и пр лежит исключительно на владельце, т.к. это его частная собственность. Поэтому с точки зрения норм закона, если что-то случилось, начкон должен позвонить хозяину, проинформировать о ЧП, попросить инструкций (желательно записывая разговор на диктофон, чтобы не быть потом обвиненным в неправомочных действиях, повлекших смерть животного), попросить ЧВ вызвать врача и прибыть в конюшню. Все.
Но это формальность, а есть жизнь, когда у тебя бьется, например, травмированная лошадь, и ей надо помогать. Тогда ты, как человек, а не как должностное лицо, принимаешь риски и начинаешь оказывать своевременную доврачебную медпомощь, параллельно вызванивая владельца и ветеринара. А если конюшня далеко, то и весь комплекс ургентной терапии в полевых условиях. Но нужно быть готовым к тому, что тебя потом могут обвинить, в т.ч. и в суде, что ты что-то сделал неправильно, владелец тебя не уполномачивал производить вмешательство, и что именно ты виноват в смерти его лошади. В целом, мой принцип - связываться только с адекватными людьми и не ждать благодарности.
В моей жизни была подобная ситуация. На предыдущей конюшне была крайне неадекватная мадам, у которой был очень ласковый, добрый, красивый мерин. Про породу и возраст не скажу, не знаю - таблички не было, но он был высокий гнедой и очень душевный. Конь вообще не гулял, хотя конюшня предоставляла услуги выгула, т.к. ЧВ сказала коня не гулять. Конь не работался от слова совсем, при этом получал 4 кг концентратов в день. Мадама приезжала к нему раз в неделю по выходным с компанией из 2-3 человек, забирала его в поля и часа 3-4 каталась на нем там, очевидно, по большей части галопедрищем, ибо конь возвращался не просто в мыле, а весь белый, с безумными глазами, пеной, текущей изо рта и сбитой в кровь холкой. Она на нем залетала в ворота, не отшагивала его, не чистила, заводила его прямо поседланного в денник, бросала там, мол, "конюхи расседлают" и уматывала. Коня было жалко до слез - он задыхался, хрипел, не мог успокоиться по нескольку часов после этих "прогулок".
Я с ней поговорила, предложила, чтобы мой берейтор бесплатно для нее работал ее коня хотя бы 2 раза в неделю, а я бы отшагивала его после безумных скачек, ибо конь так скоро падет. Искренне думала, что она либо пересмотрит свое отношение, либо примет мое предложение, либо хотя бы просто скажет спасибо. В итоге она вылила меня просто ушат говна и сказала, чтобы я вообще не лезла в ее дела и не смела подходить к ее коню, а то она мне устроит проблемы. Очень не люблю, когда мне угрожают, но в целом, конь ее, сделать в этой ситуации я ничего не могу. Поговорила с адвокатом, к сожалению, ни жестокое обращение с животным не припишешь, ни коня не изымешь, никаких вариантов. Поговорила с начконом - тоже пофиг, постой платит, а там хоть трава не расти.
В итоге я села и задумалась, ну что она может мне сделать? Да, если я буду без ее ведома хотя бы отшагивать ее коня и обрабатывать ему холку, с конем что-то случится, то меня могут обвинить в умышленной порче чужого имущества. Да, могут через суд взыскать его стоимость. ОК, готова ли я принять эти риски? Или готова дальше молча за него переживать? В конце концов, я могу нанять адвокатов, и она "замается по судам пыль глотать", а любые попытки "внесудебного" решения вопросов со мной не пройдут. В самом крайнем случае я заплачу ей стоимость этой лошади по суду. Как Самсунг Эпплу - копеечными монетами, и пусть подавится.
Так что я этого коня шагала, когда была на конюшне, обрабатывала холку (как могла незаметно, хотя хотелось Чеми-спреем) и вынашивала планы, как бы прибить эту мерзкую бабищу ;-). Хозяйка ничего не замечала, конюхи меня не сдали - я им дала денежку, чтобы они чистили этого мерина и смотрели за ним в мое отсутствие. В итоге, она коня куда-то увезла и его дальнейшей судьбы я не знаю, зато моя совесть чиста.