Старые клячи.

И, что странно - этим занимались не пионеры, а совершенно взрослые люди, с высшим образованием, чтобы их дети могли иметь и читать эти книги.

Мой дед таким образом собрал довольно большую библиотеку... Правда, некоторых авторов наверное не прочитает никто и никогда :)
 
2Zara: В точку. Глядя из нынешних времен, это и кажется какой-то игрой в жизнь... Что ж, доигрались.

Мой дед таким образом собрал довольно большую библиотеку... Правда, некоторых авторов наверное не прочитает никто и никогда
А кого? :roll: Вроде откровенной макулатуры за макулатуру не давали :) Разве Угрюм-реку - ничего больше в голову не приходит...
 
Нет, Стругацкие тогда не издавались полностью. Отдельные произведения только выходили. "ОЗ" были написаны в сер. 80-х, опубликованы в "Юности" в 1988, книжный вариант вышел в 1989.

О "Бесах". Будучи историком, я люблю точность формулировок там, где это возможно :D Да, 200 тыс. - не очень много (хотя, между прочим, были и другие СС того же автора, надо посмотреть, были ли "Бесы" включены), возможно, трудно было достать. Но факт остается фактом: издание 1974 года существует. То, что тебе оно не попалось, - простое невезение. Но это не то же самое, как если бы роман вообще не издавался при советской власти и/или был запрещен :wink:

Насчет приятности воспоминаний... ну, не знаю. Я еще не настолько все это забыла, чтобы специально вспоминать. Было плохое, было хорошее. Много всего было, что и говорить ))
 
Мне нравится вспоминать. Кроме того, хочется надеяться, что и кто-нибудь из молодежи тоже почитывает дневник. Может, лучше нас поймут или хотя бы будут знать, как мы жили.
Я тоже стояла в очередях - сдавала макулатуру. Не для того, чтобы дети могли иметь и читать эти книги, а для нас с папой.
Сбор Стругацких по журналам - оооо....
А вот к Достоевскому после изучения в школе "Преступления..." - стойкая непреодолимая неприязнь, как и у Оли.
 
OlgaN написал(а):
ИМХО, изучение произведений в школе намертво отбивает желание читать эти произведения, а также и другие произведения данных авторов.
Зависит от учителей и от человека.
 
Да учитель-то нормальный был. Но учитель тоже человек подневольный. У него есть список тем для сочинений, спущенный сверху. А меня лично именно от этих тем тошнило. Кстати, на "Петре Первом" тоже. :D
 
:D А я многие школьные произведения прочитала, к счастью, до того, как мы их по программе начали проходить.Поэтому к некоторым программным авторам отвращения не испытываю.Например, "Поднятая целина" - одна из моих любимых книг..
А вот Достоевского - ну не могу.Пыталась и после школы..и недавно...Не лежит у меня к нему душа.
 
Попробуйте воспринять романы Достоевского как дедектив. они по сути ими и являются. Кста. очень увлекательными, со сложным сюжетом и неожиданными поворотаи. В общем люблю, очень
 
OlgaN написал(а):
Да учитель-то нормальный был. Но учитель тоже человек подневольный. У него есть список тем для сочинений, спущенный сверху. А меня лично именно от этих тем тошнило. Кстати, на "Петре Первом" тоже. :D

Я имею ввиду не нормального учителя, а хорошего Учителя, который умеет заинтересовывать предметом :)
 
Не, ты мне скажи, как можно заинтересовать темой сочинения, в которой надо раскрыть черты какого-нить Алексашки Меншикова/Базарова/Плюшкина/Печорина/*желающие продолжают список* в свете социалистической действительности? Темы-то, фактически, одни и те же были и все с уклоном в коммунизЬм, только имена менялись. И все прекрасно знали, какое сочинение устроит РайОНО.
 
Не темой заинтересовывать :) А уроком :) И формировать понимание, что сочинение с такой темой и произведение - две большие разницы)
 
А я доучивался в школе, подчиненной напрямую АПН... Маразмов было не много, а очень много, но хоть с сочинениями не требовали идеологии напрямую. Хорошая тетка литературу веда, неравнодушная. Но принцип двоемыслия тоже объяснила :-/
Петра 1 тогда почти и не "проходили", какой-то он полуфакультативный был. А это была моя настольная книга с восьмого класса, я там помню, как абзацы на страницах лежат, а сцены представляю, как фильм, вплоть до планов - Герасимов нервно курит. Но официозного сочинения на тему раскрыть характер Алексашки, пожалуй, не написал бы. Или постарался бы не писать, юлить тоже учили ;)
 
Ну, а я двойными стандартами мыслить не умела и не умею. И читать книгу с оглядкой на идеологию не могу. Потому и отделывалась цитатами из критики.
 
Да, Ириша, я тоже люблю вспоминать. Тем более - есть что :), жизнь-то яркая и интересная, да еще и захватила несколько эпох. И, наверное, хорошо, что я не историк и живу не датами, а ощущениями - это придает событиям яркость и пикантность.
К истории, да простят меня историки :), я отношусь не как к науке, а как к фальсификации прошлого. Потому что на любое изложение "о фактах" всегда накладывалось субъективное мнение излагающего и объективная реальность временных промежутков, в том числе и идеология времени и общества. Тоже своего рода фантастика, но ить - интересно безумно!
Впрочем, к математике я тоже так отношусь... "Вам давали не науку, вам давали математический аппарат, и вы даже не догадывались, что все базовые формулы математики - это теологические искания истины и идеальной модели мира религиозных философов. Вспомните теорему Пифагора. А он всего лишь искал "золотую середину" - истину в последней инстанции. А число сочетаний из*** по***? Трудно поверить, что средневековый монах, во времена инквизиции, в келье, нашел формулу, которой мы пользуемся по сей день. А он всего-лишь пытался зашифровать открывшуюся ему истину". С этого момента для меня формулы перестали быть набором символов, а стали результатом чьих-то мыслей и борьбы мировоззренй. Философа звали... не помню. Лебедев он. Надо было закончить Политех, проработать инженером, чтобы через десяток лет иначе увидеть мир обычных формул. Я спросила Лебедева, где он преподает, есть ли у него лекции со свободным посещением. Нет, говорит, ленив я. Преподаю по программе в университете. А жаль. На его лекции было бы паломничество...
Опять ушла в воспоминания.
Есть такая вечная тема: является ли философия наукой вообще? Является ли философия "матерью всех наук"? Мне всегда было очень интересно общаться с философами, в том числе профессиональными. Настолько были оригинальные мнения иногда - на совершенно обыденные вещи. Иногда одна фраза - меняла мой мир, ставила его с головы на ноги или наоборот, заставляла искать подтверждения и опровержения в окружающей действительности. А иногда - просто была просветлением и казалась немыслимой истиной, причем настолько простой и очевидной, что было не понятно - почему же раньше это не замечалось?
Все священники, с которыми мне довелось общаться - были философами. И мне не верилось в их веру. Я все искала в них двоедушие и лицемерие - и не находила. И во что они верили - в Бога ли, в истину ли, в поиск ли Бога или истины - так ни разу и не докопалась. Это были странные люди, которые осознанно ушли в религию из мира, преследуя свои цели, порой - весьма корыстные. И, в поисках корысти, обрели веру. Искали знаний, а нашли себя. И знания, впрочем, тоже. Или ушли от реальной жизни, потому что знали об этой реальности слишком много, видели суть вещей и было тяжело с этим жить. Ушли от жизни и обрели веру.
К Библии меня привели бабтисты. Тогда, когда я уже знала много-много от Православия, и не прониклась. Я читала и яитала Библию, я слушала проповеди и восхищалась силой слова и возможностью человека это слово трактовать. Я училась трактовать сама библейские "истины", объясняя ими существующую действительность. Это становилось просто, и почему-то помогало окружающим меня людям, тем, которые потерялись в перестройку. Наверное, забавно, когда в курилке кучка инженеов показывали мне стих из Библии и просили рассказать - что это значит в наше время. Все были серьезны и спорили. Никто из нас не ушел в религию, но все мы остались собой. Хотя, бывало, что это было трудно.
Как-то получается сумбурно и слишком эмоционально...
Об учителях.
Мне повезло, особенно - с учителями литературы. До 8 класса ее звали Галина Васильевна. От нее первой я и услышала о "Бесах" - увидев, что я глотаю Достоевского, она сказала: есть еще интересная книга, но ты ее сейчас не найдешь.
Я не смогла - каюсь! - дочитать "Преступление и наказание", даже как детектив. ГВ вела факультатив по литературе. И мне всегда было позволено – не только мне, - иметь свое мнение насчет обязательных тем сочинений. Самое интересное, что та самая советская идеология, которая должна была мешать излагать это мнение, мне помогала. Все было просто. В учебнике было написано то, что должно было быть мнением. Если анализировать поступки героя, основываясь на учебнике – эти поступки переставали быть реальными, становились надуманными и не естественными. А в сочинениях было интересно анализировать эти поступки с точки зрения реального человека и пытаться объяснить: почему реальный человек поступал настолько не логично. Это было очень увлекательно. Я любила писать сочинения на любые темы. Но – в наборе же всегда была «свободная тема» :). Как-то так сложилось, что Павлик Морозов изначально считался уродом, а не героем. Потом я перешла в другую школу и оказалось, что сочинения – еще более увлекательная игра. Там не было ГВ, которая меня избаловала, а новая учительница на все мои философствования на тему заявляла, что «тема не раскрыта». Но, оценку-то исправить надо. И я училась играть словами. Так, чтобы она признала, что тема раскрыта, и одновременно чтобы я весьма очевидно высказала свое мнение насчет «черт героя имярек». Это тоже было интересно.
А в институте мне повезло с преподавателем по научному коммунизму. Точнее – с двумя. Один читал лекции, другой вел семинары. Вот кто объяснил нам, что коммунизм это – утопия, а социализм – всего лишь механизм управления с помощью идеологии. А потом преподаватель по экономике обидел нас всех заявлением, что СССР – это страна третьего мира. Мы с пеной у рта доказывали, что мы – развитее всех развитых, и он отбивал аргумент за аргументом (наверное, наши «аргументы» были ему смешны, но он серьезно играл с нами в эту игру). И замолкли мы тогда, когда он спросил: что импортирует Япония? – машины, приборы, чего-то там еще. То есть – продукт развитой промышленности. А что СССР? Нефть, пшеницу, газ – ресурсы. Кто-то пискнул: трактор «Кировец». На следующий семинар он принес нам газету – мы все неплохо читали по- английски. В статье говорилось о том, что Япония закупила «Кировцы» на переплавку, так почему-то было дешевле возить металл. О чем он говорил, когда речь зашла об импорте оружия, я поняла уже работая на «Светлане». Предприятия ВПК, которые работали на импорт, штамповали старье, которое закупали страны еще более третьего мира, чем мы. Из предприятий министерства электронной промышленности только три были с коэффициентом окупаемости 1-1,1. Остальные были априори убыточны… Это я узнала, когда выбирала завод для работы – у меня было свободное распределение, я была третьей на кафедре. Я выбрала «Светлану» - коэф. 1,1, значит – твердая зарплата и премии. У меня уже рос сын.
Все это было в конце 70-х и начале 80-х. До перестройки оставалось еще лет 8.
Я очень люблю эту страну. Мне всегда было интересно в ней жить. Настолько, что я не смогла уехать в Канаду в начале 90-х, хоть и прошла все три тура собеседований по трудоустройству. Я нашла себе оправдание: не могу бросить маленького сына здесь на 2 года – срок контракта. Как ни вспоминаю свои метания тогда… Все таки причиной была страна. Какая-то она моя. Я могу высунуться из нее куда-то, на чуть-чуть, но обязательно надо вернуться. Наверное, мне просто уютно в этом бардаке. Потому что это – точно не патриотизм.
 
Я в школе тоже ничего не могла читать :) все, что было по литературе класса так с пятого, мимо меня прошло. Знаю только "Рахметов спал на гвоздях" :)

А вот на Достоевского меня пробило сильно после школы, прочитала запоем несколько томов, а потом как отрезало. Поняла, что читать про людей, поступки которых определяются исключительно нездоровым сознанием, мне не интересно :))
 
Sara написал(а):
Знаю только "Рахметов спал на гвоздях" :)
Забавно. Не самое популярное произведение в школьной программе, кажется :)

Я литературу в школе любила и читала многое с удовольствием (Достоевского запоем, но школа тут не причем). Хотя критические статьи не любила. Запомнилось только мнение Цветаевой о "Капитанской дочке".
Любимая тема сочинений - "свободная". И учительница меня поддерживала, что очень приятно. На темы из серии "Встреча князя Андрея с дубом" смотрела мрачно и пыталась увильнуть. Или развивала мысль на примере другого произведения, а потом в выводе бодро связывала его с заданным даже мне не очень понятными связями. Иногда удачно.
 
zara написал(а):
К истории, да простят меня историки :), я отношусь не как к науке, а как к фальсификации прошлого. Потому что на любое изложение "о фактах" всегда накладывалось субъективное мнение излагающего и объективная реальность временных промежутков, в том числе и идеология времени и общества. Тоже своего рода фантастика, но ить - интересно безумно!
.
История это не о фактах, это об умении анализировать факты и нахождение тех, о которых неизвестно, но их не могло не быть. Находятся они на основе уже проанализированных. История наука для разведчиков или шпионов :lol: . Не в смысле Джеймс Бондов, а нормальных шпионов. Истроия в этом плане строже математики :wink:
 
Кроме того, хочется надеяться, что и кто-нибудь из молодежи тоже почитывает дневник. Может, лучше нас поймут или хотя бы будут знать, как мы жили.

Читает, и с большим интересом. У нас ведь все было немного по-другому. Я пошла в школу в 91-м, и в библиотеке у нас почти все было. Даже запрещенный долгое время "Доктор Живаго" - именно в виде сшитой из журналов книжки. Я была соседкой и подругой сыновей библиотекарши, за книгами приходила почти каждый день, и она меня пускала в хранилище к редким книгам, которые давала не каждому. Правда редкие - это были скорее просто не очень нужные в нашем поселке "Декамерон" Боккаччо и другие произведения, входящие уже в университетскую программу.
Дома у нас было совсем немного книг. В начале 90-х, до первого книжного бума - потому что негде толком было достать. Не знаю уж за макулатуру ли или как-то еще, но бабушке удалось получить СС Лескова и Салтыкова-Щедрина и двухтомник Лермонтова, остальное было разрозненное. Зато чердак дома был завален советской пропагандой, от брошюр и журналов до толстенных томов непонятно чего.
Преподаватель литературы у нас в школе была никакая - директор школы, приходящая на 10 минут от урока, прочитывавшая бездушно не слишком одаренно составленный конспект и принимающая потом зачеты после уроков (во время уроков ее не было, поэтому некогда было спрашивать :wink: ) по принципу "порычу-поунижаю-но-поставлю-тройку". Любовь к литературе у меня она почему-то не отбила. И еще у трех девочек из всего класса. И я с наслаждением читала и перечитывала и "Преступление и наказание", и "Войну и мир". Но так жаль тех, у которых все желание читать - пропало...
А еще... Вот вы пишете о том, как трудно было достать книги, как они передавались друг другу... И так обидно становится - сейчас прилавки забиты битком, можно найти практически все и составить прекрасную библиотеку (правда, очень дорого хорошие издания стоят, но ведь и раньше они были недешевы). Только читают ту же классику, которую вы с трудом доставали - мало, все больше ширпотреб...
 
Энни (Annette Riviere) написал(а):
Дома у нас было совсем немного книг. В начале 90-х, до первого книжного бума - потому что негде толком было достать. Не знаю уж за макулатуру ли или как-то еще, но бабушке удалось получить СС Лескова и Салтыкова-Щедрина и двухтомник Лермонтова, остальное было разрозненное.

Если есть желание, невозможного нет.
 
Не спорю. Я не знаю честно говоря, почему родители не занимались этим активно. Наверное не нужно было, хватало того, что есть. А у меня была библиотека :) Которую я очень любила. И до сих пор приятнее всего мне бывает читать не новую, только что купленную книгу, а потрепанную библиотечную, такую живую, над которой до меня сидело множество других людей, и они так же думали над ней, радовались и огорчались - каждый своему.
 
Сверху