ну, может быть и так. У меня с понятием модерна всегда было не ахти - никак не могу понять, каковы каноны модерна и чем он отличается от просто закоса под старину
.
Помнится, в далекой юности, я чуток была не права
.
Были мы в Почаевской монастыре. Как мы в него попадали - отдельная история. Мы приехали в Почаев рано утром, имея намерение именно в монастырь попасть. На экскурсию. А там был "день открытых дверей" - монастырь на холме стоял, к нему вела мощеная дорога. Вдоль дороги стояли несколько одно-двухэтажных зданий - насколько я помню, был там лазарет и что-то вроде гостиницы для паломников, но не на территории монастыря. И вот по этой дороге мощеной, вверх к монастырю ползли люди. Кто без ног, кто без рук, кто вообще перекошенный, кто в болячках - сплошным потоком (вспомнилось - калечи перехожие). И мы с ними - папа, мама и я. Дошли мы до ворот монастыря (калечи раньше в последний дом с часовней зарулили в очередь). Папа стучит в ворота. Открывается окошечко, выглянул монах. папа озвучил наше желание - попасть в монастырь и получить рассказ про монастырь, историей этих мест интересуемся. Монах на минуточку исчез, а потом и говорит: батюшка согласен экскурсию провести, но если группа наберется человек 6-8! А нас трое. Пошли мы вниз, к машине, и стали останавлисвать машины проезжие. А машин мало, утро ранее. В конце концов, в одной машине согласились с нами пойти в монастырь, получилось нас 3, и там 4.
Выходит к нам монах - ряса темно зеленая, клобук, а поверх рясы - темно-зеленый пиджак...
И повел он нас в монастырь.
В монастыре, позади главного храма, стоит церквушка в одну голову. оооочень на Покрова на Нерли похожая, да что-то не то... А на каждвую сторону, над воротными арками - мозаика. До боли знакомый стиль....
А матушка моя - архитектор. Вот мы с ней на колокольню карабкаемся и спорим: я говорю - 14 век, она говорит - модерн. Монах нас слушал, слушал и мягонько так встрял - модерн, говорит, а мозаики - в исполнении Рериха, который гостил здесь, в монастыре, и вот церковь своими мозаиками украсил...
Канеш, стиль знакомый, Рерих! ну, я и заткнулась дальше, только внимала да вопросы задавала...
Никогда не забуду этот монастырь.
Вышли мы на террасу у главного храма, тарраса над степью, белые витые столбики ограды, легкомысленные этакие фонари по ограде... ну, ни дать, ни взять, набережная в Одессе! И вдаль - бескрайняя степь, ползет над сохлой травой уже знойное марево, и поет-пищит одинокая птичка...
Перегнулась я вниз, за перила террасы. А там, вдоль стены монастыря, дорожка, и идет по ней медленно, в тенечке, монах, и читает книжицу...Только ряса у него - черная.
Монах наш рассказывал очень интересно, и не только про монастырь и его историю... Разговорился с ним папа, а я затихла - слушать.
И рассказал монах свою историю.
Закончил он МГУ, первый выпуск новой тогда кафедры, что-то вроде био-кибер-техника. Было из человек 40 выпускников. Это значит .... мне тогда было лет 15-16, монах был, может, чуть моложе моих родителей, а папа 1931 года рождения. Вот, когда он закончил. На эту кафедру набирали мальчиков умненьких, ибо там потенциально были направления на новое оружие и модную тогда связь с другими мирами. И вот что-то с этой группой было не так. Как в страшных фильмах фантастических - стали люди погибать, кто свихнулся, кто повесился. Сказал монах, что учеба в том виной - многие знания, многие печали, не выдерживали мозги. Его спасло то, что он увлекся религией (ага, с таким-то образованием - там, небось, сильно материалистический был уклон), причем вдруг его задело направление архитектуры церковной. И оказалось, что для того, чтобы узнать информации побольше - а мозг привык к восприятию инфы по максимуму, ему надо бы сан принять. Потому что от Русской Православной церкви можно было посещать архивы всего мира, от Ватикана, до последней церквушки где угодно... И пошел он в семинарию. правда, говорит что пара попыток сцуицида и у него было - от осознания безнадежности собственного бытия. В общем, к Богу он пришел через свою любознательность и отношение к религии, как к науке. Но верует он искренне и свою веру считает чудом и судьбой...
А почему он пиджак на рясу надел? дык - к светским людям вышелрясу прикрыть надо...
А еще была в монастыре настоящая выставка. Выставка икон. Беленые стены и стояли то на полу, то на стуле - картины... И шла я по коридору, до зала небольшого, захожу в зал, поворачиваюсь обратно идти и....
В торце зала, у стены, стояла картина? Черно белая Мадонна, с глазами Царевны-лебедя Врубеля....
Я замерла. Это было совершенно невозможно. Черно-белая? Не картина, нет. А что? Понятно, что мадонна. С бесовскими врубелевскими глазами... Картина была большой, стояла почти на полу, а глаза почти на уровне моих глаз. И - глаз не оторвать... Столько в них муки и счастья, боли и радости... Вселенской просто боли и счастья вместе. Младенец терялся в ее руках и складках одежды, а были только глаза.
"И вновь я посетил Мадонну...
И свет ее счастливых глаз,
мучительный и монотонный,
с тех пор в душе моей не гас..."
Глеб Горбовский.
Помню, мама меня уводила от Мадонны за руку. а я не могла оторваться.
Почему-то кроме меня ни на кого не произвело впечатление это явление Мадонны...
Оказалось, что это - черно-белая фотография с картины Врубеля! И Врубель вроде как в этом монастыре написал ту картину, или после посещения монастыря написал... Не помню уже.
И я не знаю, видела ли я репродукцию картины Врубеля в цвете. Если видела - олчевидно, такого впечатления не произвело уже. Как то, черно-белое, контрастное изображение, глубокие черные глаза на фоне белоснежной стены в прохладе сводчатого зала с окнами на знойную степь.... Два разных мира. Зал, ограниченное пространство, где нет времени и пространства, есть только бездонные глаза, смотрящие в душу. И невыносимое знойное марево, уносящее соки степной травы, в бесконесности...
http://vakin.livejournal.com/1320287.html#/1320287.html
Это - Киевский период творчества Врубеля. Но я не помню, какая именно Мадонна была в Почаеве... там, внутри меня - живет иная, не такая, как в представленных картинах
Я думаю - вот эта. Но в черно-белом контрасном варианте..