У самовара - разговоры о лошадях за чайком) об искусстве и лошадях

Иными словами, стремена должны висеть под всадником, а не впереди него... как висят они на подавляющем большинстве современных популярных моделей сёдел.
А подавляющее большинство современных всадников и понятия не имеет, что седло следует подбирать под человека именно по этому показателю - прежде всего.

Да! Поэтому без седла иной раз легче сесть. А менять седла не всегда возможно( У меня их пять штук и ни одно не нравится мне больше, чем голая спина)
И по ученикам я иной раз вижу - ну не может человек сесть правильно, ибо для этого нужно сидеть натянуто, а это то, что нам не нужно.
А это - поистине вишенка на тортике... откуда взялась совершенно дурацкая мода сидеть верхом с постоянным отвалом корпуса назад? Оттуда, что сидеть иначе - не вдавливая свой тыл в лошадиную спину тяжёлым рычагом корпуса - не умеют.
И не хотят уметь, поскольку не считают нужным ни разбираться, ни переучиваться.

Анекдот, в одной из критике Михаила современной методики обучения он упомянул, что был на семинаре в одном из провинциальных кск, где все ездили отвалясь. Выяснилось, что так научил на семинаре заезжий специалист из больших городов.
Бедные всадники! По себе знаю, как веришь обычно опытному человеку, стараешься, делаешь. В моем случае мне это стоило стертых позвонков(
Нет ничего хуже, чем переучиваться, хвататься за одно, за другое. Ведь все правильное - логично и просто, как у Литауэра, например.
 
Здрасьте, приплыли...))) Вы таки не расслышали этой прелести?
В Вашем же дневничке Вы сами :) вешали это видео: ноги стираются в мясо, а с рук не сходят мозоли вот здесь и здесь(С):
А, я только про руки запомнила)
Ну да, ну да. Хотя систему этой всадницы никто не критикует. Критикуют только ее посадку.
Инесса хотя бы трудяга и честная в своем выборе системы. Это большой плюс.

Кстати, многие любители шкалы отписались, что стертые руки это нормально.
У нас тоже наш немецкий тренер в кровь руки стирал. Но только" первые два дня". Потом кони бежали легко. Что пара, что четверик. А вручи он пару неопытной мне, я бы тоже руки стерла, потому что кони сразу вламываются, если дать это сделать. Поэтому упряжь - это невероятно грамотную руку надо уметь, чтобы ездить на сильных лошадях.
 
Инесса хотя бы трудяга и честная в своем выборе системы. Это большой плюс
Знаете, критиковать её я по-прежнему не хочу (просто уже говорено-переговорено), но вот эта честность выбора... это очень сомнительная материя.
Потому, что абсолютно все крупные спортсмены честно выбирают одно и то же: быть известными и успешными на боевом поле... любой ценой.
Любой, да, не будем прятать голову в песок.
Поэтому такая честность остаётся очень спорной с точки зрения общечеловеческой этики. Особенно в конном спорте.

Хотя систему этой всадницы никто не критикует. Критикуют только ее посадку.
Опять же не в порядке критики, однако... а разве может быть хороша та система выездки и езды, которая выстроена на плохой посадке и неадекватном применении средств управления?
Лично я не представляю, как такое может быть возможно в принципе. :rolleyes:
 
И да, вот ещё что... я сейчас вроде бы как придерусь к слову, но на самом деле нет...)
Инесса - трудяга... допустим! То есть сто раз да, так и есть, я убеждён.
Но не лучше бы было и для неё лично, и для её коня, и даже для её карьеры - быть... поленивее? :rolleyes:
Глядишь - время от времени и хватило бы минутки благородной праздности, чтобы невзначай задуматься: а всё ли я правильно делаю с этим мясом и этими мозолями? :rolleyes: А не попробовать ли как-то иначе чисто потому, что уже лениво стирать руки да ноги? :)
 
Последнее редактирование:
Знаете, критиковать её я по-прежнему не хочу (просто уже говорено-переговорено), но вот эта честность выбора... это очень сомнительная материя.
Да, это спорт. Спортсмены такие люди, что мучают себя на благо достижений. Поэтому они считают, что и лошадь они вправе заставлять выкладываться. По разному к лошадям относятся. В конце концов есть и более тяжелые работы для лошадей. Я как-то листала учебник ветеринарии посвященный хромоте - конец 19 века, начало 20 - там такие жуткие были случаи с фото - ноги упряжных лошадей, убитые в хлам. Лошади долго не служили. И ни соляриев, ни аквадорожек ни зеленых левад. Спортивные лошади в этом смысле вполне счастливы.

Но я вот такой человек, что если лошадь себя чувствует не очень, мне сложно ее заставлять. Себя могу. А лошадь нет. Поэтому я не спортсмен по натуре. Не очень жалею, что не занимаюсь спортом. Хотя звания прибавляют много "хлеба" в этой жизни)

Офигела сейчас - вот лошади, умеют же найти себе приключений. Я так понимаю, что лошадка пошла на второй этаж
14479792_1683426145237345_4008665602896115674_n.jpg


14724490_1683425415237418_8915121368511397439_n.jpg


И вот так ее стаскивали, под наркозом кажется

14639862_1683425938570699_9150291969274908329_n.jpg
 
Офигела сейчас - вот лошади, умеют же найти себе приключений.
Нет слов. :eek::confused:

В конце концов есть и более тяжелые работы для лошадей. Я как-то листала учебник ветеринарии посвященный хромоте - конец 19 века, начало 20 - там такие жуткие были случаи с фото - ноги упряжных лошадей, убитые в хлам. Лошади долго не служили. И ни соляриев, ни аквадорожек ни зеленых левад. Спортивные лошади в этом смысле вполне счастливы.
Знаете... давайте вспомним пару исторических фактов.
Кто у нас рекордсмен по лошадиному долгожительству? Причём не один?
Пони, которые тягали вагонетки из шахт, давали стране угля.)
Ничего более тяжёлого просто нельзя придумать, однако - упрямый факт...
А почему?
Мне кажется, я разобрался... увы и ах, но потому, что владельцы этих пони были во многом более грамотными, чем многие топ-спорстмены современности.
Например, пони-шахтёры работали не в подковах, а в ботинках - уже в девятнадцатом веке.
А ещё у них были строго ограниченные смены - а между сменами их содержали на улице, а не в илитных %ать их конюшнях с соляриями и прочим хламом.
Почему хламом? потому, что если не знать и не понимать лошади, не помогут никакие солярии, а если знать и понимать - лучше всего работают самые простые и понятные народные средства вроде свободной гулянки и нормальной еды.
 
К сожалению у нас до сих пор нет ни одного официального учебника от Федерации (пожелания для тренеров) России. Переведенный немецкий, как бы ни был он полон, я не считаю.
А вы не знаете, переведен только первый том (начальная подготовка) или второй тоже ("продвинутая" подготовка)?

Кстати, многие любители шкалы отписались, что стертые руки это нормально.
У меня руки стираются в кровь после получаса верхом на любой лошади. :( Но не потому что кони прут, а потому что кожа тонкая очень, а повод тесьмяной в подавляющем большинстве случаев. А вот в упряжи, кстати, забыла прошлый раз перчатки, так после полутора часов в пароконной упряжи все было нормально с руками (ехали мы ту же выездку по сути). Правда и вожжи там кожаные.
 
А вы не знаете, переведен только первый том (начальная подготовка) или второй тоже ("продвинутая" подготовка)?
Переведен первый, второй том и четвертый - содержание лошади.

Удивительно, что в Германии кожаные поводья редкость) Хотя у них есть неудобство - в дождь они сильно скользят. Но я люблю тонкий кожаный повод. Хотя когда едешь в поле лучше конечно тесьмянной или плетенный, потому что попадешь так под дождь, а потом лошадка подыграет, а если без перчаток, будет сложно)
 
Интересная статья, которая неплохо объясняет разницу подходов разных школ.

Отсюда

Хотим поделиться отрывком статьи, которая логично объясняет, почему не стоит тратить время на споры о том, как правильно ездить верхом. все нижеизложенное – частное мнение.

Желающим погрузиться в философию в полной мере можем предложить почитать оригинал на сайте автора Матиаса Майора (Matthias Major), который посвятил много времени изучению движения в равновесии.

Поводом для написания статьи стал спор о легкости, произошедший между Филиппом Карлом и Герхардом Хойшманном в 2010 году. Дискуссия началась еще в 2006 году с книги Филиппа Карла «Les dérives du dressage moderne». Затем в 2008 последовали открытые дебаты между Ф.Карлом и Федерацией конного спорта Германии в лице ее главного инструктора того времени Кристофа Гесса (Christoff Hess), была опубликована видео-дискуссия под названием «Klassisch contra Classique» (перев. «Немецкая классика против французской»), в 2009 Ф.Карл выступил вместе с Гердом Хойшманом в Фердене на Аллере.

С тех пор прошло достаточно много времени. Федерация конного спорта Германии больше не видит в Ф.Карле соперника, а тот продолжает обучать своих учеников, избегая активных дебатов с Федерацией…

…Сейчас я попробую сравнить две традиции верховой езды и сделать это так, чтобы даже далекому от конного дела человеку стала понятна суть проблемы. Должен предупредить, что мое видение некоторых «аксиом» немецкой выездки, одной из сравниваемых традиций, может не соответствовать официальным определениям, и является моей личной интерпретацией…

…Верховая езда начинается в тот момент, когда человек садится на лошадь. Лошадь, которая до сих пор несла только собственный вес, делала то, что считала нужным, и двигалась так, как ей диктовала природа, теперь сталкивается с двойной проблемой: во-первых, ей мешает вес всадника, а во-вторых его действия. Вопрос: как лошади решить эту двойную проблему? Как под всадником вернуть то качество движений, которое она имела изначально? Только при достижении этой первой и основной цели верховая езда может обрести эстетическую ценность, а «красивые» в наших глазах элементы и движения — гимнастическую ценность для лошади.

Итак, задача всадника — вернуть лошади утраченную естественность движений. Как всегда, люди видят в этом вопросе не один, а несколько, причем противоречащих друг другу и никаким образом не совместимых ответов.

В Германии ответ на вопрос, как ездить на лошади, чтобы она и под всадником сохраняла свои исходные качества, нашла кавалерия. Этот ответ определил концепцию современной спортивной выездки, которая в большей мере сохраняется и по сей день.

Идея немцев проста: когда всадник садится на лошадь, он сидит посередине — между задними и передними конечностями, то есть там, где нет опоры/связи с землей. Позвоночник лошади между плечами и тазом прогибается. Согласно немецкой логике, у лошади есть только одна возможность исправить этот «лордоз» — она должна направить энергию в спину так, чтобы позвоночник поднялся по принципу моста, на котором и будет располагаться вес всадника. Для того, чтобы лошадь свободно двигалась под всадником, мост не должен быть жестким или натянутым -он должен качаться, проводя движение. Таким образом, идеалом немецкой традиции верховой езды является качающаяся спина, которую можно сравнить с натянутым луком для стрельбы, концами которого являются задние и передние конечности лошади. Как бы логично до сих пор не звучала эта идея, далее начинается противоречие, которое заключается в стремлении к гибкости. Дело в том, что любое напряжение в биомеханической структуре всегда сопровождается потерей подвижности этой структуры, то есть чем больше напряжение, тем меньше подвижность.

Напрягите бицепс и попробуйте *легко* покачать рукой вправо-влево. Теперь понимаете, о чем я говорю? Безусловно, и без всадника на спине лошадь не лишена напряжения, но ее естественное напряжение соответствует уровню ее биомеханического развития, ее потребностям в естественных условиях. Подъем спины по требованиям немецкой школы возможен только при напряжении брюшных мышц, а, следовательно, активном сокращении передней части тела.
Эта задача не легче, чем легкое движение рукой с напряженным бицепсом! Попробуйте прижаться всей спиной к стене. Для этого вам придется напрячь мышцы пресса и груди. У лошади, как и у человека, есть прямые и поперечные мышцы живота. Поперечные мышцы (как следует из названия) идут поперек и по своей природе помогают осуществлять вращательные или спиральные движения. Во время движения шагом человек, как и лошадь на рыси (диагональном аллюре), поочередно напрягает поперечные мышцы живота, так что корпус немного вращается из стороны в сторону – у человека относительно вертикальной оси, у четвероногой лошади – относительно горизонтальной.

Подъем спины достигается за счет мышц-сгибателей или прямых мышц живота, напряжение которых частично препятствует вращательной функции поперечных мышц. Таким образом, немецкая выездка вынуждена искать компромисс и баланс между этими двумя противоречащими друг другу группами мышц: нужно добиться, чтобы лошадь, поднимая спину и напрягая прямые мышцы живота, продолжала двигаться вперед, задействуя поперечные мышцы. Найти и сохранять этот баланс крайне сложно.
Если вы опять прислонитесь спиной к стене и попробуете в таком положении пройти вперед, то поймете, как сложно лошади, выгибающей спину за счет напряжения брюшных мышц, достичь легкости и раскрепощенности движений диагональных пар конечностей. Конечно, с практикой движения будут даваться легче, но поистине легкими и естественными они не станут никогда.


Как же немецкому всаднику достичь «гармонии»? В своей книге «Gymnasium des Pferdes» Густав Штейнбрехт упомянул «движение вперед», которое до сих пор является центром немецкой концепции выездки: лошадь должна быть «перед шенкелем», что означает ни что иное как то, что она должна энергично двигаться от зада под воздействием побуждающих средств управления всадника. Однако только этого не достаточно. Активно продвигающаяся вперед лошадь активизирует косые мышцы живота, ускоряется и, высоко держа голову, тянется вперед в направлении горизонтальной оси, а это разрушает мост или «лук», на котором сидит всадник. Чтобы стимулировать брюшные мышцы лошади и удерживать спину в поднятом положении, всаднику нужно (1) постоянно работать шенкелем даже тогда, когда лошадь и так движется вперед, поскольку шенкель стимулирует брюшные мышцы. (Опробуйте это на себе: во время ходьбы, толкайте себя кулаком в живот. Чувствуете, как напрягаются мышцы пресса?) и (2) позаботиться о том, чтобы лошадь не только растягивалась по горизонтали, но и сохраняла энергию/импульс зада. Для этого ее нужно постоянно держать перед шенкелем, поддерживая импульс и направляя его назад и вверх. Только так можно на выходе получить тот самый «мост» — плоскость на двух опорах, равномерно принимающих на себя вес конструкции. Умелый всадник мастерски распределяет импульс, направляя часть энергии вперед, а часть назад, в результате чего лошадь с легкостью движется на месте, что отражается в немецком понимании пиаффе.

«Мост» требует большого количества энергии, поэтому не может быть оптимальным решением при движении вперед. Как же сделать так, чтобы лошадь не просто тянулась вперед, а направляла туда всю энергию зада? Для этого всадник использует повод, «улавливая» им энергию движения и перенаправляя ее назад, чтобы поднять спину. Идеальной видится ситуация, когда руки не тянут повод назад, а всего лишь предлагают контакт, который стимулирует лошадь к тому, чтобы «пойти на повод». Эта метафора означает, что лошадь с готовностью принимает рамку «шенкель-рука/повод», в которой шенкель стимулирует импульс, а рука направляет часть этого импульса назад и находит вышеупомянутый баланс между прямыми и поперечными мышцами живота. В этом случае лошадь будет нести всадника в первой степени сбора.

Дальнейшее повышение степени сбора означает усиление натяжения «лука» и увеличение импульса, направляемого всадником назад, так что по мере того, как уменьшается продвижение вперед, больше энергии направляется вверх. С немецкой точки зрения, решающую роль в этом процессе играют затылок и круп. Лук натягивается за счет открытия затылочного сустава (когда лошадь расслабляет мышцы шеи и сдает в затылке) и подведения зада (когда лошадь дальше ступает задними ногами под корпус, интенсивнее сгибая задние конечности).

В конечном счете образуется круговорот энергии, к которому всадник приходит на пиаффе: энергия свободно циркулирует через затылок и круп. При этом, однако, возникает путаница между понятием лука (дуги напряжения) и подъема. Одной из целей немецкой выездки является округление спины лошади за счет энергии задних конечностей, так чтобы чисто теоретически высшей точкой движения была середина спины. С другой стороны, немецкие всадники следуют идеалу старой школы, согласно которому лошадь за счет большего подведения (сгибания) задних конечностей под корпус поднимает перед. Но в этом случае плечи, а, следовательно, и затылок, становятся высшей точкой движения, а импульс проходит по телу лошади не по дуге, создавая подобие лука, не по мосту, а по прямой «снизу вверх». Таким образом эти две идеи противоречат друг другу, и корень этого противоречия частично лежит в нечеткости понятия сбора, под которым старая школа понимала подсаживание лошади на зад при минимальном продвижении вперед, а не движение вперед. Я считаю, что сбор (прямую линию) и езду вперед (дугу) не так-то просто объединить. Если вы посмотрите на фотографии пиаффе с международных соревнований по выездке, то согласитесь со мной: новое «классическое» пиаффе представляет собой движение на месте по дуге: задние конечности подводятся под корпус, также как и передние. Лошадь уподобляется луку, мосту на месте, но не поднимает перед. Характерной чертой немецкого «пиаффе-по-дуге» при этом является явное нахождение лошади за вертикалью.

Предлагаю еще один эксперимент: встаньте и подтяните таз. Теперь наклоните голову так, чтобы макушка смотрела вперед и вверх. В результате ваш изначально S-образный позвоночник приблизится к форме буквы «С», что полностью соответствует концепции моста или лука. Теперь пройдитесь в таком положении по комнате. Насколько вы расслаблены? Попробуйте пробежаться (следите за тем, чтобы голова и таз не меняли положения). Вам легко? Вам комфортно? Какие мышцы вам приходится напрягать, чтобы двигаться в таком положении? Как при этом циркулирует кровь? Хватает ли вам кислорода? Вам легко дышится?

Полагаю, вы уже давно все поняли. Как бы ни логично звучала идея немецкой выездки и как бы красиво ни выглядел круговорот энергии, лично я в это не верю. Действительно, некоторые лошади позволяют так на себе ездить, — лошади физически столь одаренные, что для них эти неудобства ничего не значат. Но давайте представим себе молодую, не особо талантливую лошадь. Чего вы достигнете со временем? Боюсь, что ничего, кроме напряженных паралитических движений.

Но раз идея так красиво звучит, где же ошибка? Проблема в том, что вы упустили из виду очень важную вещь: движение основывается на расслаблении мышц, а не на напряжении. Поначалу это может показаться нелогичным, но вспомните новорожденного ребенка: его мышцы напряжены, он весь скрючен. Лишь со временем он учится управлять мышцами и распрямляется. При этом необходимым условием для последующего движения является расслабление мышц и мгновенное их напряжение. Это также можно опробовать на себе. Попробуйте лечь на спину и сильно напрячь мышцы пресса. Теперь попробуйте перекатиться на бок. Не уверен, что у вас получится. Теперь расслабьтесь и перекатитесь на бок – это не вызывает труда. Расслабление брюшных мышц позволило вам активировать те мышцы корпуса, которые необходимы для движения. Движение строится на способности мгновенно напрягать мышцы, которые находятся в состоянии покоя (не путать с полным расслаблением). Активное напряжение требуется до тех пор, пока не производится желаемое действие. В этом заключается принцип эффективного движения. Длительное напряжение мышц, чем по сути является «мост» или «лук», поддерживаемый сокращением брюшных мышц, быстро приводит к усталости и образованию молочной кислоты, что крайне неэффективно.

Проблема идеи круговорота, на которой зиждется немецкая выездка, заключается в том, что она вызывает замыкание кинематической мускулатуры лошади. Это циркуляция напряжение, а не поток движения. Возможно, эта концепция подходит для лошадей с соответствующим строением, но верховая езда в этом случае вредит здоровью лошади. /*Исключение составляет лишь работа вперед и вниз на молодых лошадях, при которой всадник намеренно позволяет лошади направлять свою кинетическую энергию вперед и вниз для того, чтобы лошадь психологически расслабилась и нашла равновесие. Однако в немецкой выездке езда вперед и вниз является временной мерой, после которой всадник начинает пробовать удерживать и перенаправлять энергию задних конечностей с «вперед и вниз» на «вперед и вверх» (подъем переда)/.

Между прочим, то же самое происходит и с людьми: это миф, что у спортсменов, которые активно укрепляют мышцы посредством силовых тренировок, реже болит спина. На самом деле, некоторые хорошо известные спортсмены нанесли своему организму спортом такой вред, что страдают от серьезных хронических болей. При этом хрупкие йоги, например, которые несут меньшие силовые нагрузки, но работают над улучшением гибкости и стабильности своего тела, жалуются на боли в спине довольно редко… Почему же не перенести это на лошадей? Почему замкнутая кинематическая цепь напряжения, которую пропагандирует немецкая концепция выездки, не может быть противопоставлена открытой цепи движения, которая основана на гибкости и стабильности? Скажу вам, может! И это та выездка, которую практикует и пропагандирует Филипп Карл. Это французский способ езды, традиция езды в легкости.

Прежде чем мы перейдем к езде в легкости, я хочу окончательно развеять миф моста. Пример йоги показывает, что гибкость и стабильность являются предпосылками безболезненного движения для человека. Большинство болей в спине у людей связано с неправильным использованием и хроническим напряжением мышц. Отправной точкой для них являются те сидячие позы, которые дети начинают принимать примерно на третьем году жизни в связи с особенностями нашей повседневной жизни. Сидение на диване или стуле в течение многих часов неестественно для нашего организма с его центром тяжести. Когда мы ходим, сидим на корточках, лежим, центр тяжести нашего тела находится в естественном положении, что задействует кинематическую цепь аутохонных мышц, которыми мы не управляем сознательно, но которые имеют первостепенное значение для сохранения равновесия. Сидя на диване мы оказываемся упавшими назад, что для нашего организма означает дисбаланс. Для того, чтобы вновь обрести равновесие, приходится прикладывать усилия — задействовать мышцы. Чем чаще мы это делаем, тем больше мышцы привыкают к неправильной работе и переносят ее на другие состояния – ходьбу, положение стоя и т.д. Мы вынуждены вновь и вновь задействовать активные мышцы, чтобы не падать назад, а чем больше мы их задействуем для сохранения равновесия, тем меньше работает аутохонная мускулатура. Этот процесс происходит неосознанно, и мы, сами того не замечая, обретаем привычки, снижающие эффективность наших движений. Именно эти привычки приводят впоследствии к перегрузке отдельных структур, что, в свою очередь становится причиной таких нежелательных последствий, как боли в спине. Столкнувшись с болью в спине, мы, однако, следуем догме, которая гласит, что наши активные мышцы слишком слабы, чтобы удерживать нас в вертикальном положении, и начинаем их укреплять приседаниями и тренажерами. Но таким образом мы только усугубляем проблему, подпитывая ее причину. В начале двадцатого века появились методики, предложившие иной подход к лечению. Они заключались в замене неэффективных привычек эффективными в результате постепенного переучивания организма. Двумя подобными методиками являются техника Александра и метод Фельденкрайза.

Если Александр фокусировал внимание на таких базовых движениях, как положение стоя, сидение и ходьба, корректируя их посредством осознанного изменения привычек, то Фельденкрайз по большей части «играл» частями тела, задействуя их по отдельности и вместе таким образом, чтобы мозг научился по-новому выполнять движения. Лингвистическое сопровождение действий заполняет пробел между бессознательным и сознательным поведением. Обе эти техники объединяет то, что они не предполагают применение силы и строятся на мудром, эффективном использовании тела. Медленный темп и внимательность при этом важнее, чем скорость и амплитуда. Обе техники работают с гравитацией и ищут пути эффективного движения в легкости с целью обеспечения полного контроля за движением. При этом привычный взгляд на вещи и эстетические ожидания не так важны, так как влекут за собой неэффективное вмешательство в движение. Постепенно аутохонные мышцы замещают собой активные при движении. Движения становятся более легкими и свободными, а человек обретает гармонию с силой притяжения.

Недавно в Великобритании было проведено очередное исследование, в котором техника Александра доказала свою эффективность в борьбе с болями в спине. Примечательно, что методы, подобные техникам Фельденкрайза и Александра не предполагают применения силы и поэтому не могут считаться спортом, хотя приводят к тем результатам, которые мы привыкли ожидать от физических тренировок. Получается, что гимнастической эффективности можно достичь без пота, без растяжки до боли и изнуряющих силовых тренировок.

Вернемся к Филиппу Карлу. Техника верховой езды, которую предлагает Ф.Карл, основывается (пусть и не целиком) на идеях Франсуа Боше, французского мастера выездки 19го века. Выездка по Боше строится не на идее моста или лука, а на равновесии лошади в положении покоя и в движении. Цель выездки, согласно Боше, заключается в достижении такого равновесия, при котором лошадь будет сама нести себя под всадником, что продолжает традицию Гериньера (18 век), который давал лошади свободу. Таким образом, выездка не предполагает наличия «рамки из средств управления», которую пропагандировала немецкая кавалерия 19-20 веков и которая в конечном счете сводится к постоянной активной работе шенкеля, седалища и руки. Метод Боше является импульсным, когда всадник лишь подсказывает лошади, корректирует ее движения и мгновенно прекращает какое-либо воздействие, как только лошадь отреагирует на его действие. Очевидно, что эта техника противоречит концепции лука в спине лошади, подразумевающей постоянный поток энергии в результате одновременного посыла и сдерживания.

Боше фокусирует внимание на доступных всаднику корректирующих мерах, позволяющих добиться от лошади желаемых движений или положений. По тому же принципу работал Гериньер, который ввел понятие полуодержки для корректировки положения головы. Боше оттачивал методы работы Гериньера, практиковал большое количество упражнений на сгибание с целью мобилизовать челюсть, голову и шею, а также использовал траверс для активизации зада. Подобно тому, что 100 лет спустя Фельдеркрайз будет применять на людях, Боше в своей работе прибегал к дифференцированию (разделению) и интегрированию (объединению), добиваясь от лошади чуткости к командам всадника. Дифференцирование Боше заключалось в том, что (1) руки никогда не работали одновременно с ногами, (2) отдельные упражнения для челюсти, головы и шеи/плеч и задних конечностей соединялись воедино лишь на более поздних этапах подготовки, (3) все движения отрабатывались сначала на шагу, затем на рыси и галопе. Суть дифференциации по Боше заключалась в такой подготовке лошади, чтобы всадник мог скорректировать ее баланс и движение малейшим импульсом, а глобальной целью всей работы являлось достижение равновесия. Лошадь Боше находится в равновесии с движением, распределяя свой вес на четыре конечности таким образом, чтобы выполнять любое движение. Из базового положения с равномерным распределением веса на 4 ноги Боше смещает вес лошади и всадника таким образом, чтобы сделать это движение возможным.

Такой подход полностью соответствует принципам техники Александра: Александр также начинает с поиска равновесия в положении стоя, а затем из него начинает движение – ходьба, присаживание и т.д., — при котором равновесие смещается. Так, например, начиная движение из положения стоя, голова подается вперед, за головой следует тело, так что движение начинается в ответ на смещение равновесия при наклоне (контролируемом падении) вперед. Кредо Александра заключалось в том, что эффективное движение начинается с открытия головного сустава в месте соединения первого и второго шейного позвонка, а также первого шейного позвонка и черепа, за которым следует остальное тело, а кредо Боше гласило, что раскрепощенность лошади при любом движении является следствием «мышечного раскрытия» т.е. расслабления челюсти. Александр и в этом поддерживает Боше, указывая на то, что человек не может расслабить шею, не расслабив жевательные мышцы. Безусловно правильно будет указать, что в обеих этих системах раскрепощенное движение строится на расслаблении целых частей тела как элементов системы движения.

Работа Фельденкрайза с людьми показывает, что движение может начинаться с любой части тела. Расслабление головы (по принципу дифференцирования) является, таким образом, сигналом/результатом, а также исходной точкой эффективного движения. Аналогичным образом и у лошади расслабление тела ведет к расслаблению челюсти. В немецкой традиции выездки в этом отношении говорят, что лошадь «сдает в челюсти» или «берет повод» в результате расслабления.

Вышесказанным я хочу дать понять, что челюсть как исходная точка раскрепощения лошади – это одна из методик, а не единственный возможный путь. Словами Жан-Клода Расине (Jean Claude Racinet), который вплоть до своей смерти был наравне с Карлом самым значимым представителем традиции выездки в Легкости, «результат легкости становится ее средством». По этому принципу французская традиция выездки в отличие от немецкой следует абсолютно логично выстроенной методике расслабления и не деградирует до случайного (в противовес целенаправленному) побочного явления езды вперед (когда расслабление не является самоцелью).

001racinetВ то время как французская легкость строится на планомерном дифференцировании элементов/движений, легкость в немецкой выездке, построенной на круговороте энергии, является, скорее, результатом случайности. Расслабление челюсти по Боше — не единственный возможный путь достижения легкости, но целенаправленная отправная точка постепенной мобилизации тела лошади, поочередно затрагивающей все значимые части системы движения: голова, шея, плечи, задние конечности и т.д. Сохранение изначального расслабления с момента расслабления челюсти до мобилизации других частей тела гарантирует легкость всей системы на любых движениях/элементах.

Как мы видим, спор о легкости представляет собой конфликт двух систем, обе из которых стремятся получить свободно и легко движущуюся под всадником лошадь. Абстрактно говоря, немецкая система строится на спортивном принципе – темп, сила, одновременная активность всех основных групп мышц, а французская – на нервно-мышечной мобилизации, схожей с той, которую реализуют Фельденкрайз и Александр на людях. При этом лошадь, выезженная по одной из этих систем, не может работать по другой, что и делает спор о «правильном» способе выездки столь сложным. Немецкая лошадь сильна и энергична, она работает большими мышцами двигательного аппарата, пока не взмокнет — французская лошадь, наоборот, не потеет (или редко потеет), а энергия движения течет через ее тело. На немецкой лошади всадник сидит по центру дуги напряжения, созданной активной работой мышц, — французская лошадь способна нести всадника таким образом, что ничто в ее теле не мешает течению энергии; все ее мышцы работают так, как ей нужно для выполнения требуемых движений. Движение при этом является результатом работы аутохонных, а не больших мышц. В какие-то моменты немецкому всаднику может показаться, что французская лошадь «разваливается» и стоит над поводом. Дело в том, что немецкая выездка ориентируется по большей части на визуально-эстетическую составляющую, то есть немецкому наблюдателю приятно видеть мускулистую лошадь с широкими движениями задних ног или с высокими движениями передних, и в первую очередь с явно округленной шеей над затылком, что является настоящей одержимостью многих всадников. Однако это слишком поверхностный взгляд. Вспомните йогов: они в прекрасной форме, но кажутся маленькими, жилистыми, незаметными.

Мы много говорили о немецкой и французской выездке, но говорили достаточно упрощенно. Безусловно, есть немецкие всадники, которые ездят по-французски, и французские, которые ездят по-немецки. Но мы забыли, что наш разговор начался с затяжного спора между господами Хойшманном и Карлом, разногласие которых о бошеристских методах работы Карла из его «Les dérives du dressage moderne». Личные мотивы этого спора мне не интересны, однако я хотел бы остановиться на предложенной Карлом методике выездке по Боше – школе Легкости.

Особенным метод Карла делают не сгибания в ганаше или шее и не обучение лошади сохранению импульса за счет легчайшего шенкеля. Все эти идеи идут из французской «бошеристской» традиции. Особенностью техники Филиппа Карла являются четкие и логичные правила, которым должен следовать всадник, чтобы достичь легкости. Так же, как и Боше, Карл видит ключ к равновесию лошади в „cession de machoire“ или расслаблении челюсти, которое влечет за собой расслабление шеи и затылка. Карл начинает работу с лошадью со сгибаний сначала с земли, потом верхом на месте, на шагу, рыси и, наконец, на галопе. Задача – научить лошадь не напрягать челюсть: «Что бы вы ни делали, или что бы я Вас ни просил делать, челюсть лошади всегда должна быть расслаблена». Лошадь должна доверять поводу, что возможно только в том случае, если он не причиняет ей боли. Для этого Карл требует, чтобы повод воздействовал не на язык (вниз), а на углы губ (вверх). Кроме того, Карл с самого начала не позволяет лошади упираться или ложиться в повод. Сочетание сгибаний и полуодержек вверх во время верховой работы позволяет Карлу добиваться горизонтального равновесия лошади (когда она сама себя несет) с сохранением расслабления челюсти. В отличие от немецкой школы Карл не пропагандирует напряжение спины при движении вперед-вниз, что укорачивает переднюю часть лошади, а, наоборот, растягивает переднюю часть, добиваясь гибкости спины. Аналогичный подход сейчас практикуется и с людьми: большинство физиотерапевтов и терапевтов понимают, какое значение имеет расслабление мышц передней части тела, в частности, подвздошно-поясничной мышцы. Укороченную линию переда компенсируют мышцы-разгибатели спины, но именно подъем шеи критики Карла ставят ему в упрек, утверждая, что это вынуждает лошадь прогибаться в спине, выпячивая нижнюю часть шеи. Следует помнить, что предлагаемая Карлом техника предназначена для опытных всадников и имеет пределы, которые опытный всадник знает и чувствует. Очень важно помнить, что Карл не переусердствует с поднятием шеи и прибегаем к нему только в рамках исправления положения лошади, после чего всегда дает лошади возможность потянуться вперед… Руки по Карлу играют принципиальную роль в верховой езде, так как именно они дают возможность всаднику контролировать расслабление челюсти, головы, шеи. Когда лошадь научится слышать средства управления всадника, отвечая на команды сгибанием и определенным положением шеи, можно идти дальше. Принцип Школы Легкости Карла — четкая последовательность действий и жесткое следование правилам, в результате чего всадник получает возможность задавать лошади любой баланс и любое положение. Но не в этом ли заключался принцип работы Боше? – Обучение определенному положению ПЕРЕД тем, как переходить к действию/движению…
 
Абракадабра: чудовищная смесь проф. жаргона с оккультизмом, мракобесие.
Особенно неприемлемое потому, что густо перемешано с правдой.
 
Абракадабра: чудовищная смесь проф. жаргона с оккультизмом, мракобесие.
Я вот только начала читать, сбросила, чтобы не затерялось) Пока осилила первую часть. Автор не претендует на истину, но объяснение немецкой школы несколько вычурно, читать устанешь.
Да, терминов много. А что вас смущает?
 
Да, терминов много. А что вас смущает?
Да почти всё, там же клейма негде ставить. :confused:

Навскидку:
Итак, задача всадника — вернуть лошади утраченную естественность движений.
Это чушь величиной до наоборот: всадник должен научить лошадь новым стереотипам движений взамен естественных. Именно потому и для того, чтобы она научилась нести всадника. :rolleyes:

Дело в том, что любое напряжение в биомеханической структуре всегда сопровождается потерей подвижности этой структуры, то есть чем больше напряжение, тем меньше подвижность.
Да неужели? То есть (например) когда мы наблюдаем низкий старт спринтера-чемпиона - отталкивание изо всех сил - это сильнейшее напряжение ограничивает его подвижность? :confused:
Или когда мышца бедра человека под воздействиеи стресса или судороги развивает максимальное напряжение... и ломает свою же кость - это тоже ограничение подвижности? или ровно напротив - выход этой подвижности аж за естественные границы вплоть до тяжёлой травмы? :rolleyes:

нужно добиться, чтобы лошадь, поднимая спину и напрягая прямые мышцы живота, продолжала двигаться вперед, задействуя поперечные мышцы. Найти и сохранять этот баланс крайне сложно.
Это с чего вдруг, если обе эти группы мышц прекрасно умеют работать вместе и динамически, и статически: тупо поддерживая утробу лошади и стоя, и на бегу. :rolleyes:

Попробуйте лечь на спину и сильно напрячь мышцы пресса. Теперь попробуйте перекатиться на бок. Не уверен, что у вас получится.
Пробуем и убеждаемся, что это чушь: всё получается прекрасно.

Расслабление брюшных мышц позволило вам активировать те мышцы корпуса, которые необходимы для движения.
Это чушь, даже не стоящая объяснений... брюшные мышцы необходимы для движения (особенно четвероногого животного с позвоночником, расположенным горизонтально!) ничуть не меньше многих прочих.

замыкание кинематической мускулатуры лошади.
Это просто абракадабра: набор слов ни о чём.

Ну и далее по тексту буквально всё, что я особенно люблю: "головной сустав", "круговорот энергии", "течение энергии в теле лошади", "центр дуги напряжения" и прочие псевдонаучные бредни... :mad:

***

А ещё мне очень нравится, когда кто-то тырит у нас рисунки и не даёт ссылок.
 
Последнее редактирование:
А ещё мне очень нравится, когда кто-то тырит у нас рисунки и не даёт ссылок.

Это где рисунок? В статье был?
Мне кажется, что здесь не очень умелый перевод с французского (немецкого). Плюс есть авторы, которые любят все очень заумно объяснять. В итоге вообще перестаешь понимать о чем речь)
Здесь много информации, из нескольких источников, которую попытались объединить в одно целое. В итоге я понимаю о чем идет речь и что хотел сказать автор, но вычленить из этой статьи главное, чтобы поняли остальные не получается). Поэтому я ее копирнула почти целиком. Пусть разбираются читатели сами.
Хотя я не считаю, что здесь совершенно все неправильно.
Например мне было интересно почитать про технику Александера в данном контексте. Это то, что у нас очень мало применяется. Хотя я знаю рисовальные классы в Москве, где стали проводить занятия по технике Александера для художников.
 
Это где рисунок? В статье был?
В другой, но не один рисунок, а все. :rolleyes:

Здесь много информации, из нескольких источников
...и ни единой ссылки.

Например мне было интересно почитать про технику Александера в данном контексте. Это то, что у нас очень мало применяется.
Первоисточники на русском (и в приличном переводе) давно опубликованы в интернете. Как, кстати, и тексты Фельденкрайза.
И их бумажные книги тоже продаются давно.
 
Расстроили с утра. Боюсь, что как всегда это будет - запретить и не пущать. Не только туристические есть районы, в некоторых люди до сих пор из глухих деревень на телеге в поселок ездят.
Да и вчерашние мои размышления о экипажной езде - ездить негде! За редким исключением.

Вице-премьер РФ Ольга Голодец обеспокоена дорожным движением, в частности, в Суздале, где по дорогам ездят и автомобили, и повозки с лошадьми. Она предложила подготовить законопроект по перевозке гужевым транспортом на уровне регионов.

МОСКВА, 12 окт — РИА Новости. В регионах РФ необходимо проработать регулирование движения гужевого транспорта, заявила вице-премьер РФ Ольга Голодец на заседании Организационного комитета по подготовке и празднованию 1000-летия Суздаля.

"Коллеги, давайте к Новому году приготовим и внесем закон по перевозке гужевым транспортом на уровне регионов, до 31 декабря", — заявила Голодец.

Гужевой транспорт (от гуж — кожаная петля — которой с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжи) — вид транспорта, в котором для перемещения грузов используется сила животных (лошадей, волов, верблюдов, ослов, оленей, собак и др.). В зависимости от типа повозки различают колесный и санный гужевой транспорт.

На заседании вице-премьер посетовала на дорожное движение в Суздале. "По Суздалю ходить невозможно, вот едет лошадь, вот едет машина, здесь еще три машины… Порядок навести надо, тем более теперь, когда всем понятно, как его наводить", — подчеркнула Голодец, отметив, что аналогичная проблема касается всех туристических городов России.

Вице-премьер призвала министерство транспорта и Ростуризм подключиться к решению транспортных проблем в регионах РФ.
 
Статья на евродрессаж появилась
Франке Слоотак рассказал на выездковом форуме о работе на вожжах.
04PGuuIiPkc.jpg


The first day of the 2016 Global Dressage Forum continued with several practical demonstrations. Former show jumping champion Franke Sloothaak worked a young dressage horse on the double lunge line with the afternoon session became a celebration of structured youth programs to guarantee the future of dressage sport.
Double Lunge Line Work with Franke Sloothaak
Upon popular request Franke Sloothaak returned to the Global Dressage Forum. In 2007 he did a double demo with Kyra Kyrklund on training young horses across the disciplines and this year he showed how he works his horses on the double lunge line. Sloothaak called it "alternative training" of sport horses because "so much more is possible if we work correctly with the horses."
Paul Stecken's words of "Richtig reiten reicht" reverberated through Sloothaak's session in which the fair, correct and diversified training of a horse will bring the best out of the horse. "I am the horse's manager and make them able to win," said the born Dutchman. "I always have one bad period with the horse, always at the start. It's like beginning with gymnastics. Our body is not prepared for it; it's a hard part for the pody. You have to give the horse the time to get his body ready for the work." Sloothaak emphasized that before saddle breaking a young horse, it is highly beneficial to already start working them very lightly on the lunge line, so they build some muscles before they side reins, saddle and rider are thrown on.
Sloothaak stated that it takes a green horse at least three months to obtain the same balance under saddle as he has jumping in freedom. Franke trains with the double lunge line as a tool for gymnastics as well as diversification in the training. "It's nice with a young horse, to go out in the field, to go cross country, to play with the young horse," he said. "But you always have to stop when you have a good feeling and then he will want to give it to you again and again." Don't overpush was a clear statement the former World Champion reiterated throughout.
Sloothaak: 'give the horse the time to relax'

Sloothaak demonstrated his double lunge work on Nikolai Aristov's 6-year old chestnut Dolby Surround (by Der Designer) with whome he had worked only three times before the Forum. The sharp chestnut reacted quickly to the clicking of Franke's voice and easily showed half steps. Franke had the horse trotting and cantering circles and used the straight lines to get behind the horse and switch lead. "I slow him down to get more activity from behind, so he takes shorter, quicker steps. One side is always a bit more difficult, usually the right side and that is also why this horse is bent more to the outside on the right lead," Franke explained. "Not many people take enough care of the stomach muscles. Strong, stiff backs often come from weaknesses in the stomach muscles."
The jumping rider kept stressing that the horse needs regular breaks when it was doing something good. "When it's good, give him time to relax. Give the horse a good feeling," said Sloothaak. "Listen to the horse, the horse will tell you (when to stop)." Many riders overask their horses and break them at an early point in their career, because talented horses give them a good feeling and the ambitious rider wants more, wants it even better, more spectacular, more expressive. "In Holland we say don't kill the cow you live from," said the level-headed Sloothaak, who is one of those talented riders that proclaiming a proper sense of horsemanship not always seen at top level.
 
Последнее редактирование:
По поводу седел - вот есть седла с подвижным шнеллером. Удобно наверное

y_d5ede38a.jpg
 
По сути, шнеллер не должен туда-сюда ездить, ведь в седле нога должна лежать под корпусом всадника, по этой линии: бедро, колено, ступня(лодыжка скорее всего). А что с длинной, что с короткой ногой эта линия остаётся одинаковой, если седло правильно сажает. Однажды посидев в таком седле на разных упражнениях, поняла это чувство. Теперь нестерпимо бесит, что есть седла, которые сажают назад или вперёд. Удивляюсь, как так) Когда брала своё вестерн, присела в него на табуретку, чтобы только понять, вдруг сажает неправильно. Но нет, к счастью, повезло.
 
По сути, шнеллер не должен туда-сюда ездить, ведь в седле нога должна лежать под корпусом всадника, по этой линии: бедро, колено, ступня(лодыжка скорее всего). А что с длинной, что с короткой ногой эта линия остаётся одинаковой, если седло правильно сажает. Однажды посидев в таком седле на разных упражнениях, поняла это чувство. Теперь нестерпимо бесит, что есть седла, которые сажают назад или вперёд. Удивляюсь, как так) Когда брала своё вестерн, присела в него на табуретку, чтобы только понять, вдруг сажает неправильно. Но нет, к счастью, повезло.
Это не ездит, оно закрепляется для каждого всадника по своему. Потому что конечно все разные. Хотела бы я попробовать
 
Сверху