У самовара - разговоры о лошадях за чайком) об искусстве и лошадях

P. S.: Комментарий Игоря Когана: «Выездка несправедлива, как сама жизнь! И когда ко мне подходят родители юных всадников, спрашивая, почему их якобы засудили, я всегда отвечаю так: „Хотите справедливости? Берите седла, уздечки и идите в конкур, там найдете то, что ищете!“

Очень понравилась фраза =)
И, к сожалению, она правдива...

Моё любимое утверждение, что "существует выездка для лошади, а не лошадь для выездки" разбивается о суровую реальность ((( особенно это заметно в России, где торжествует предвзятое отношение.

Моя грусть исходит из того, что для своего жеребца я планирую получить титул "Sport", Это дополнительный титул к лицензии "в копилку" достижений жеребца. В Европе это стандартная процедура для большинства пород лошадей, для упряжных в том числе.
Когда же я заикнулась о том, что планирую на своем жеребце стартовать езды (они там простые требуются), то мне ох как много людей сказали: "ЧТО?! Упряжник на поле?! Феее.... Иди, таскай телегу, не пачкай своим присутствием наш праздник"
 
Очень понравилась фраза =)
И, к сожалению, она правдива...
Г-н Коган - очень честный и очень опытный судья... один из старейшин цеха, я бы сказал... и с каждым днём таких всё меньше...

И я вот тут наткнулся случаем :) на то, как ещё 3 года назад один мой давний оппонент, нек. образом :rolleyes: возражая хозяйке этого днева, опубликовал ещё целый ряд цитат Игоря Львовича... не менее крепких и прямо в яблочко, виноват - точно по теме нашего теперешнего разговора о дорогих трёхлетках на шикарных двигах:D, которые прям все-все хотят увидеть пораньше...(С)))

"Я раньше 3х лет лошадь не вижу." :cool:

"Отдельно Игорь Львович отметил - этап когда лошадь начинает нести себя сама - только результат тренинга. Поэтому когда вы смотрите на жеребенка, большую часть своего внимания уделяйте его координации и равновесию."

"Отдельно Коган отметил - брать лошадь с пороками аллюров - убитый труд. Но и брать слишком амплитудных тоже не стоит. Они потом очень плохо идут в БП."

"Анки была модной, но она очень напряжённый всадник. В своё время голландцы жаловались в ФЕИ, что их лошадей и спортсменов недооценивают. Поэтому была мода на голландский стиль езды".

Полностью здесь: https://www.prokoni.ru/forum/thread...-sovremennom-mire.199431/page-89#post-4256040
 
Ну а это оттуда же. В тему про молодых в конкурных турнирах.

Однажды, при судействе молодых лошадей Игорь Львович с судьями обсуждали, кто из победителей Чемпионата Мира по молодым лошадям с оценками 9,5 и 10 потом проявят себя в Гран-При. Судьи единогласно сказали:"Ни один!"
С 8ми и может быть одним аллюром на 7, у лошади больше шансов реализовать себя в большом спорте.

Но мы то с Кэпом мечтаем об аллюрных конях, поэтому обливаемся слезами и слюнями)

На самом деле хотим освещать и оборотную сторону медали. Для растущего поколения конников. Со старым уже все понятно.
А так, чтобы юным что-то в голову закладывать. Как раз тем, кто очень редко пишет, но читает.

У нас ведь форум культурный. Не дай бог ошибку в слове сделаешь, высмеют тетечки с десятью образованиями. Как уже не раз было(

А у нынешней молодежи дисграфия- уже почти норма.
 
Да, тоже есть о чём задуматься... конечно, только тем, кто хочет и умеет задумываться.)
 
Да, тоже есть о чём задуматься... конечно, только тем, кто хочет и умеет задумываться.)
Это хорошо отлаженная машина конной индустрии.
И она убила нашу индустрию, чтобы освободить рынок, так сказать.
Ничего личного, просто бизнес.

На наших российских землях иностранцы теперь занимаются тем, чем занималась советская власть. Только еще попутно занимаясь образованием, медициной и строя школы, бассейны и конноспортивные школы для сельских детей.
Ну, это так, просто факты.
 
Продолжение письма.

Au niveau des clubs… Il faut d’abord parler de la formation : Comment est-il possible que l’éthologie scientifique, qui devrait être une discipline transversale à toutes les formations professionnelles, ne fasse pas partie du programme des BPJEPS ?
La fédération a introduit des modules dans les programmes des galops mais quelle hypocrisie: les enseignants n’en ont pas les connaissances mais se targuent souvent de les maitriser !
Je salue le nouveau label qualité « Bien être équin» mais ces critères ne devraient il pas être la norme courante ? A quand l’interdiction des stalles, des centres équestres sans paddocks ?
Je connais plusieurs structures renommées dont les poneys vivent entassés sur une dalle de béton sans litière parfois même sans abris ni ombre!
Le nombre d’heures de travail d’un équidé d’école n’est pas règlementé, les enrênements sont monnaie courante, et que dire des embouchures souvent inadaptées, honteusement douloureuses!
Le règlement des concours club autorise le releveur sans alliances et les épreuves de vitesse dès les indices 4, il est courant de voir en hiver des CSO club à plus de 300 partants sur une seule piste avec des épreuves à plus de 50 partants : Que font les législateurs ??? Les intérêts financiers de la FFE qui se nourrit du nombre d’engagements passeraient il avant la prétendue « pédagogie de la réussite » annoncée dans le règlement ?
Car la réalité est que les organisateurs enchainent les épreuves de vitesse avec, dans le meilleurs des cas, un unique changement de piste. Des équidés d’école galopent ventre à terre, en Pelham, pire en releveur, sans alliances, pour tenter de gratter un classement sous les hurlements des coachs. Des chevaux surdimensionnées sont vendus à des élèves dépassés, par des enseignants fiers de leur business et qui, faute de compétences techniques et (ou) de prendre le temps nécessaire à l’éducation du cheval comme du cavalier, les envoient enchainer 60 cm ventre à terre avec un « frein » efficace dans la bouche! Quelle belle image de l’équitation !
Pourtant ce n’est pas difficile de former un cheval, un poney, à enchainer proprement un parcours à 80 cm avec un cavalier sobre, un filet simple, muserolle desserrée !
Enfin faut-il parler de la fin de vie de nos équidés… Je n’aborderai pas la question de manger ou non de la chaire animale ni de l’élevage des chevaux d’embouche, qui sont un autre débat, mais mange t’on ses amis ? Nous parlons tous de notre amour du cheval, alors référons nous au « Petit Prince » : « Mais si tu m’apprivoises (…) Tu deviens responsable pour toujours de ce que tu as apprivoisé». Notre profession a t’elle jamais mis en place quelque procédé pour soutenir des actions en faveur de la retraite des chevaux d’école ? Que dire de l’hypocrisie des particuliers qui vendent leur vieux cheval, l’échangent chez un professionnel contre un plus jeune ? Même s’il est plus difficile qu’avant de faire abattre un cheval en raison du suivi médicamenteux, c’est très simple dans d’autre pays.
Mon débat ne se targue pas d’être exhaustif et je n’aurai malheureusement pas fait le tour de toutes les horreurs.
ET POURTANT : Quelle merveille que cet échange inter-espèce entre l’homme et le cheval, que de formidables personnes orchestrent de splendides ballets ! La liste en serait longue et dans des domaines variés...
Il y a une attirance grandissante du public pour découvrir cet animal si généreux, si beau, dans le respect mutuel et l’amour inconditionnel.
La domestication du cheval remonte à tant d’années de partage que nous héritons d’une puissante histoire et une riche culture sur lesquelles nous pouvons nous appuyer. Eduquer un cheval comme éduquer un enfant peut se faire par des procédés autoritaires voire abusifs comme par des méthodes justes, cohérentes et valorisantes enrichies de compréhension mutuelle.
Alors c’est plutôt en interne qu’il faut lever le bouclier et offrir à ceux qui ne la connaissent pas la noble face de notre passion!
Dans l’œil de mon cheval je peux lire la peur, l’angoisse, la résignation, l’intérêt, l’attention, la joie, la paix…
Sans vouloir cautionner les excès de certains mouvements je les remercie néanmoins de pointer du doigt la triste hypocrisie d’une grande partie de notre filière. Je ne me sentirai solidaire de cette filière que le jour d’une remise en question profonde et honnête des pratiques :
En toute conscience, quel est le slogan le plus réaliste : « Mon cheval mon souffre douleur », « Mon cheval mon esclave », « Mon cheval mon jouet » ou« Mon cheval mon partenaire » ?
Avec mes meilleurs vœux de bonne année, recevez mes salutations distinguées,
Véronique Bouchet.
 
На самом деле хотим освещать и оборотную сторону медали. Для растущего поколения конников. Со старым уже все понятно.
А так, чтобы юным что-то в голову закладывать. Как раз тем, кто очень редко пишет, но читает.
Пожалуй.

Но мы то с Кэпом мечтаем об аллюрных конях, поэтому обливаемся слезами и слюнями)
Да уж, смех сквозь слёзы...
 
А потом плачутся, что нет хороших лошадей. Правильно, все ж фанаты силиконовых коней. Пораньше заездить, побыстрей напрыгать (набегать) и подороже продать.
Нашла тут видео шведского берейтора специализирующегося на молодых конях, спортивного. Что сказать, Брунгильда такая. Посмотришь на ее работу, то ли лошади такие, то ли выездка. Немцы, конечно, все-таки самая конная нация, у них есть все составляющие для работы и всегда были, еще Филлис об этом писал - что в Германии очень много людей, кто грамотно ездит, в отличии от других стран. И хотел, чтобы и Россия такой стала бы) введя систему единую - сбережения строевой лошади до старости. Ведь самое главное достоинство Филлиса (о чем все забывают) было то, что лошади, которых солдаты по его системе тренировали (армейские берейторы) все остались в прекрасном физическом состоянии без проблем с головой, ногами и тп. Филлис с успехом взялся за выездку чк лошади в возрасте 3-х лет, по физическим качествам совершенно не приспособленной к выездке (перестроенный). И эта лошадь служила ему верой и правдой до старости без проблем по ногам (Поверо), тогда как выездку не любили тогда именно за то, что после работы берейтора по выездке лошадь оставалась разбитой на ноги, с травмами.
Кроме Германии. Там и тогда все было очень и очень хорошо с конным делом.
Что показывает, что в работе с лошадью главное дисциплина - каждый день, чуть-чуть.
Но у нас подход другой и в нем мы сильны - творческий) наши лошади,как и люди с широкой душой и нестабильным характером. Сегодня хочу, завтра не хочу. Поэтому я верю в наших лошадей на ОИ, под нашими всадниками, а забугорные лошади великолепны, но не для нас. Для немцев-голландцев.
 
@Cap
Вот эту книгу хвалят
Донской Д.Д. Зациорский В.М. Биомеханика. Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1979 г. – 264 с.

Интересное https://www.kites.ru/

Помните, что такое мастерство, это сумма навыков, а навык – это доведенное до автоматизма движение.

До автоматизма, это когда движение не требует осознанного контроля за собой, т.е. вам уже не надо проверять, согнули ли вы ноги на приземлении, посмотрев на них. Именно поэтому, когда на соревнованиях вы хотите сделать что-то очень хорошо, крутануть так, чтобы все просто обалдели, у вас ничего не получается, потому что ваше желание и чрезмерное напряжение ломает мышечную мелодию привычного движения.

Мышечное чувство, мышечно-суставная рецепция, проприорецепция, способность человека и животных воспринимать и оценивать изменение в относительном положении частей тела и их перемещение. На роль информации о положении той или иной части тела в пространстве и о степени сокращения каждой из мышц в регуляции движений и познании окружающей среды впервые указал И. М. Сеченов, назвавший М. ч. “тёмным мышечным чувством”. Нервные импульсы, возникающие в мышечно-суставных (кинестетических) рецепторах – проприорецепторах при сокращении и растяжении мышц, по чувствительным нервным волокнам достигают центральной нервной системы. Совокупность участвующих в анализе этой информации периферических и центральных нервных образований названа И. П. Павловым двигательным анализатором. Совершенство и тонкость координации двигательных реакций, в том числе и локомоций, осуществляемых животным и человеком, объясняются накоплением в течение жизни организма всё новых связей между нейронами двигательного анализатора и др. анализаторов (зрительного, слухового и др.). М. ч. играет важнейшую роль в развитии восприятий организма, т. к. служит основным контролем остальных органов чувств. Так, зрительная оценка удалённости какого-либо предмета вырабатывается с помощью М. ч. при приближении к предмету.
У человека выделяют три типа проприорецепторов.
Мышечные веретена представляют собой специализированные мышечные волокна, чувствительные к растяжению. Такие волокна окружены соединительнотканной капсулой, поэтому их называют интрафузальными . К каждому мышечному веретену подходит отросток спинального чувствительного нейрона (афферентное волокно группы I а), который обвивается вокруг центральной части веретена. Мышечные веретена имеют также и двигательную иннервацию (т.н. альфа-гамма система, которая подробно рассматривается в лекции «Регуляция движений»).
Сухожильные органы Гольджи состоят из сухожильных нитей, отходящих примерно от 10 экстрафузальных мышечных волокон и заключенных в соединительнотканную капсулу. К ней подходят 1-2 афферентных нервных волокна, относящихся к группе Ib . Войдя в капсулу, волокна образуют сильно разветвленные окончания среди сухожильных нитей.
Суставные рецепторы располагаются в суставных сумках.
Электрические ответы проприорецепторов
Мышечные веретена в ненапряженной мышце генерируют нервные импульсы с некоторой частотой. При растяжении веретена частота нервных импульсов увеличивается, при уменьшении длины веретена (например, при сокращении мышцы) – уменьшается. Т.о. мышечные веретена воспринимают длину мышцы.
Сухожильные органы в состоянии покоя «молчат», они начинают генерировать импульсы при натяжении сухожилий, например, при сокращении мышцы или при ее пассивном растяжении под действием груза. Т.о. сухожильные органы воспринимают натяжение мышцы.
Суставные рецепторы активируются при изменении положения сустава.
Механизмы проприорецепции
Проприорецепторы обеспечивают наличие следующих видов чувствительности:
• чувство позы – даже с закрытыми глазами возможно почувствовать, под какими углами располагаются суставы нашего тела;
• чувство движения – при изменении положения сустава ощущается направление и скорость этого движения;
• чувство силы позволяет оценить интенсивность совершаемого мышечного усилия; это же чувство лежит в основе определения веса предметов.
Информация от проприорецепторов поступает в соматосенсорную кору, главным образом, по системе задних столбов. На уровне таламуса и коры происходит интегрирование информации от проприорецепторов, механорецепторов кожи, зрительной системы, вестибулярной системы. В результате этого строится интегральная модель тела в трехмерном пространстве.
В процессе тренировки, когда интенсивность нагрузки возрастает, точность в выполнении специфичных двигательных действий ухудшается. По всей видимости, высокий уровень метаболических процессов вызывает нарушение уровня индивидуального восприятия информации спортсменов. В результате многократного выполнения фристайловых элементов значительно повышается общий тонус скелетной мускулатуры, что и нарушает уровень восприятия рецепторного аппарата. При выполнении интенсивной нагрузки у райдера мышцы “забиваются” накопленными продуктами метаболизма, что, как известно, резко снижает сократительную способность мышц и уровень восприятия рецепторного аппарата. Выполнение элементов в высоком темпе (не меньше одного элемента на галсе) отличаются высокой интенсивностью (ЧСС в среднем 175-185 в мин.). Это приводит также к значительному накоплению продуктов метаболизма в мышцах, что значительно повышает вязкость мышц. Исследования спортивной физиологии показывают, что точность сложно координационного движения зависит от скорости расслабления мышц. Латентные периоды расслабления мышц отчетливо показывают уровень тренированности для каждой группы спортсменов.
Таким образом, ухудшение мышечно-суставного чувства под влиянием утомительной тренировочной нагрузки наблюдается, в основном, при воспроизведении сложнокоординированных движений, близких по специфике к двигательной деятельности спортсмена. Это дает основание считать, что установленные реакции проприоцептивной афферентации на утомление является следствием нарушения уровня проприоцептивного восприятия на кортикальном уровне двигательной сенсорной системы.
Так как, выполнение специфических двигательных действий осуществляется в спортивной деятельности при высоком физическом и психологическом напряжении, то отработка элементов техники, специфической для определенного вида спорта, должна проводиться в экстремальных условиях приближенных к соревновательным.

Вот такую штуку можно использовать для улучшения равновесия.
https://www.kites.ru/trenirovka-na-balansirovochnoj-doske-2/

Хорошие статьи на этом сайте)

Фото и видео съемка как средство интенсификации тренировки

Фристайл только со стороны выглядит бесконечно разным. В основе любого трюка лежат несколько базовых движений. К примеру, перехватов бывает только два, при одном планка передается из правой руки в левую и наоборот.

Однообразие в тренировках приводит к нервному утомлению и, как результат, повышается риск получения спортивной травмы.

По мере приближения времени старта встает вопрос об увеличении интенсивности тренировочных занятий. На сегодня, нормой для заездов с участием спортсменов из первой двадцатки рейтинга PKRA стало 12-13! различных перехватов за 7 минут заезда. Много это или мало? Это значит, что если ты сделал в заезде один пустой галс без перехвата, то твой соперник сразу повел в счете. Получается, что на тренировках спортсмен должен готовиться выполнять по 2 элемента в минуту.

Приемом, позволяющим решить обе эти проблемы является видео и (или) фото съемка. Цели и задачи фото видео сессии во многом имитируют выступления на соревнованиях. Есть зрители и надо в короткий срок выполнить как можно больше элементов. При этом не просто выполнить а так чтобы не было стыдно потом это смотреть.

Правило “на тренировках главное как смотрится трюк, а на соревнованиях важнее чтобы засчиталось”. Объединение в команду с оператором с целью сделать максимально лучший кадр позволяет разнообразить тренировочное занятие, переключив внимание с оценочного контроля “выполнил – не выполнил”, который больше мешает чем помогает, на то как трюк выглядит. Это помогает сфокусировать внимание на движении в целом и, как результат, добиться стабильности и снять негатив от неудачных попыток.

Осознание того, что есть зрители подстегивает, заставляя прыгать в максимальном темпе, сократив до минимума паузы на вырезание, доведя до соревновательного интенсивность катания.

.................................................................
Вообще - как много видов спорта очень сложных - появилось в наши дни. По сравнению с ними верховая езда (не спорт высоких достижений) - это просто какая-то ерунда для возрастных любителей.

Но в верховой езде для нас важно другое - общение, умение находить общий язык, составлять одно целое с существом совершенно иным, чем ты.
Поэтому, многим, не стоит гнаться за результатом заведомо зная, что ты можешь угробить лошадь - многие не способны просто по здоровью, чаще.
 
Последнее редактирование:
Вот эту книгу хвалят
Донской Д.Д. Зациорский В.М. Биомеханика. Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1979 г. – 264 с.
Правильно делают), это один из лучших в мире и фундаментальнейших трудов по этой дисциплине - очень умных и знаменитых авторов, которых переписывают и посейчас.)
Всё актуально, всё работает...
И кстати - пока никто из иностранцев не написал ничего подобного... всю дорогу существования биомеханики как науки.
Рождена в СССР и не превзойдена нигде и никем за границей до сих пор.)

Исследования спортивной физиологии показывают, что точность сложно координационного движения зависит от скорости расслабления мышц.
...аха... пойдём и скажем это нынешним конникам, которые грезят о счастливых атлетах(С), но даже не подозревают, что такое настоящий атлетизм: вовсе не умение напрягаться до надрыва пупа, а ровно противоположное - умение расслабляться идеально быстро и точно... :rolleyes:
 
Последнее редактирование:
Закончилась очередная эпоха. Разрушили сегодня СКК. Погиб рабочий.
А когда то здесь блистал Лоренцо и проводили супер кубки по выездке.
d097d090d0a1d0a2d090d092d09ad090.jpg


87Ayv0Hcg08bpupMokaSbLBcytsjC7rSMFm7CV3YKQTlsqt342L_f_PkLUWdljyrvXbPznWaUrvgQX2EtahlWVLnJxZ4RlCFf26l2bL7l7VZ4NVE


Будет опять баклан-арена на месте старого доброго СКК. И куча попиленых бабок.
 
Последнее редактирование:
У меня нет слов.
Да, эт точно. Сколько боролись за то, чтобы просто модернизировать дворец. В итоге решили так, но сделали как обычно. Начали демонтировать и обвалили все. Чтобы разрушить и новое построить. Задолбали эти кладбища арен, супермаркетов по городу. Уже давно там ничего не покупаю за редким исключением.


ВКонтакте сегодня наткнулась на полную статью о Витагесе. Тут конечно совершенно разгромная статья. Понятно, что никто его приглашать не будет с таким "неформальным" взглядом на выездку, хотя по мне, так все правильно.
Мне вот интересно, что имелось в виду под словами две ладони от вертикали. Думаю, что в оригинале он по другому как-то сказал.
А так - ХЕНД (англ. hand — ладонь) — мера длины, первоначально равная ширине ладони, составляет 4 дюйма или 10,16 см. Обычно ладонью измеряют рост лошадей.
Т.е. получается 20 см, что, в принципе, так и получается, когда едешь носом вперед, а не вниз.


Всадники, концентрируйтесь! О Венской классике в Москве
Автор — Е. Штатнова 2009 год
Раймонд Витагес – один из самых уважаемых тренеров, преподающий классическую школу верховой езды. Изучавший методы классической школы под руководством многих знаменитых тренеров, в том числе и Алоиса Подгайского, Раймонд Витагес с успехом применяет ее принципы в современной спортивной выездке. Несмотря на почтенный возраст, он продолжает тренировать всадников и работать с лошадьми.

Практически каждую тренировку Раймонд Витагес начинал с объяснения, что движение лошади должно начинаться от активной работы зада: «Я могу сравнить лошадь с парусником, который двигается от ветра, дующего сзади. Толкающая сила задних ног – это ветер, без которого не может быть правильного движения лошади». Чтобы выработать такое движение не нужно сложных упражнений. Переходы шаг-рысь-галоп-остановка-рысь и так далее учат лошадь правильно реагировать на средства управления всадника.



Основой продуктивной работы с лошадью является правильная посадка. Этому вопросу г-н Витагес уделил особенно много времени, подвергнув критике распространенное мнение, что корпус всадника должен отклоняться назад. Когда у всадника правильная посадка, лошадь учится работать спиной, ее движения свободны и элегантны, и она легко выполняет как прибавки, так и сокращения. Корпус всадника должен располагаться перпендикулярно земле, или даже смещен вперед. Плечи должны располагаться над передней лукой седла. Такая посадка вызвала много вопросов, как у участников семинара, так и у зрителей. Г-н Витагес привел в пример конкуристов, троеборцев, жокеев, указывая на то, что никто из них не едет с корпусом «в отвале» назад, как это часто можно видеть на выездковых аренах. Если всадник отклоняется назад, он загружает зад лошади, гасит импульс и свободу движения. Кроме того, сидя «в отвале» спортсмен часто всего непроизвольно хватается за повод, чего делать нельзя. Раймонд Витагес отметил и весьма распространенную, но крайне вредную привычку всадников смотреть вниз. Опущенная голова портит осанку, а кроме того, как можно видеть, куда нужно ехать, если постоянно смотришь в пол?

Перейдя от посадки к первым упражнениям на рыси, Раймонд просил всадников двигаться по стенке прибавленной рысью по прямым и сокращенной рысью в поворотах. Это несложное на первый взгляд задание выявило сразу несколько проблем. Мало кто смог с первого раза правильно сократить и выдвинуть лошадь. Раймонд Витагес отметил одну общую особенность: лошади слишком неактивно двигаются на рыси, зато на галопе несутся «безумным аллюром».

Работая с одной из лошадей, вяло трусившей по стенке, Витагес попросил всадницу отдавать руку, давая возможность лошади продвинуться вперед, и легче сидеть в седле, то есть немного приподниматься на стременах, освобождая зад лошади. «Если вы не можете приподняться на стременах, оставаясь какое-то время в этом положении, значит, ваша посадка неправильная», - добавил Витагес.

От всех без исключения всадников тренер требовал точного выполнения своих указаний и движения строго по манежным фигурам от буквы к букве: «На соревнованиях от вас требуется движение точно по стенке манежа, и это нужно вырабатывать на тренировках. Нужно тренировать упражнения там, где они требуются по схеме». При перемене направления из угла, с которым тоже возникли сложности, Раймонд учил всадников сначала пройти угол на согнутой лошади, затем выровнять ее и только после этого начинать прибавку, которая должна достигнуть апогея при пересечении средней линии. Самым частым указанием Раймонда было «Смягчить повод!» Он отметил общую тенденцию слишком жесткого контакта по руке у наших всадников. Контакт должен быть постоянным, нос лошади – на ширину двух ладоней вперед от вертикали. Большие трудности вызвало требования тренера смягчать повод при подъеме в галоп. Раймонд объяснил, что если повод не отдавать, на переходе в галоп лошадь как бы подпрыгивает вверх, а нужно просто дать ей возможность плавно вынести вперед ногу и пойти галопом. Тот же принцип применяется и при менках ноги в воздухе. Все участники семинара имели проблемы с отдачей повода: «Работать поводом от себя почему-то является для вас большой психологической трудностью», - отметил Витагес.



Полуодержки и сокращения также нужно делать правильно. Дергать за повод, давая ему провисать, - абсолютно неверно. Полуодержки должны быть резкими и непродолжительными, при этом даже при отдаче руки контакт со ртом лошади должен сохраняться.

Также г-н Витагес уделил много внимания боковым движениям. Он объяснил, что на уступке шенкелю по диагонали, корпус лошади должен быть выпрямлен и двигаться параллельно длинной стенке. От лошади требуется только постановление. На упражнении плечом внутрь от лошади уже требуется заметное сгибание, а самая большая степень сгибания требуется от лошади при выполнении принимания на рыси и галопе.

На вопрос о том, в каком возрасте лошадь может начинать делать принимания, Раймонд ответил, что возраст особого значения не имеет, главное – это правильное выполнение упражнения и грамотная подготовительная работа. Одной из спортсменок Раймонд указал на то, что важно правильно подвести лошадь к выполнению принимания: сократить лошадь, затем добиться требуемого угла сгибания, и затем поддерживать это положение на протяжении всего выполнения элемента.



В работе со спортсменами Раймонд Витагес применял скользящие поводья и развязки, объяснив, что это вынужденная мера для того, чтобы «насильно» поставить лошадь в нужное положение, дав возможность всаднику его почувствовать. В повседневных тренировках Витагес старается использовать дополнительные средства по минимуму. «С ними нужно обращаться очень аккуратно. Лекарство, принятое в больших дозах, может привести к смертельному исходу», - добавил Раймонд. Он порекомендовал спортсменам, не имеющим большого опыта работы с дополнительным снаряжением, не стесняться спрашивать у своих старших коллег. То же самое относится и к работе на корде. Работа с лошадью на корде – это не простое движение по кругу для моциона. Через корду должен поддерживаться постоянный контакт между рукой человека и ртом лошади. Работа на корде – большое искусство, и владеют им далеко не все.

Во второй половине семинара Раймонд Витагес рассказал о правильной работе шенкеля. По его мнению, на аллюрах и переходах в более низкий аллюр (например, из рыси в шаг) шенкель не должен работать вообще. Переходы выполняются только за счет натяжения повода. Шенкель подключается только на переходах в более высокие аллюры (из шага в рысь и из рыси в галоп) и при выполнении боковых движений. Шенкель и повод никогда не должны действовать одновременно – только по очереди и в определенный момент времени. Эта методика вызвала бурное обсуждение на трибунах, но результат указывал на то, что Витагес прав. На замечание, что в учебниках по верховой езде пишут о том, что шенкель должен работать всегда, Витагес ответил, что существуют учебники сомнительной ценности. В качестве книги, заслуживающей доверия он назвал труд его учителя Алоиса Подгайского, который, к сожалению, не переведен на русский язык, но доступ для изучения на английском. «В этой книге собран четырехсотлетний опыт работы с лошадьми по классической школе, и вы можете изучить его, а затем попробовать применить в своей работе», - добавил Витагес.


Говоря о более сложных элементах, таких как пируэт, Витагес несколько раз повторил, что главное – это сначала добиться качественного галопа. Если он видит плохой пируэт, то знает, что проблема лежит в качестве галопа. Пируэт начинается с сокращенного галопа. Затем всадник должен описать сначала большой круг задними ногами лошади, постоянно думая «поворот-поворот-поворот». При этом ни в коем случае нельзя тянуть за повод, работает только внешний шенкель, и обязательно нужно сидеть в седле легко, чтобы не гасить импульс лошади.

Подготовка к одиночным менкам ноги начинается с простого упражнения по диагонали: галоп-рысь-галоп. Переход из галопа в рысь делается только руками путем натяжения повода. Если лошадь выполняет это упражнение спокойно и прямолинейно, можно переходить к менке, помня о том, что ни в коем случае нельзя затягивать повод. Сигнал к перемене ноги подается, когда передняя нога лошади находится на земле, только в этом случае менка будет плавной и эффектной. Ритм галопа на менке не должен меняться. Лошади начинают торопиться от слишком активного воздействия шенкелем или слишком грубой работы рукой. Если следить за собой, то ничего сложного в менках нет.

После хорошей тренировки лучше дать лошадь пошагать с полностью опущенным поводом, чем рысить в положении «вперед и вниз». В заключении Витагес сказал, что научиться работать с лошадью правильно может каждый. Это только вопрос тренировки и концентрации. Все лошади разные, с разными проблемами. Искусство исправлять ошибки – это признак высшего мастерства. Раймонд Витагес в течение 12 лет занимался исправлением дурноезженных лошадей, но он никогда не делал этого в одиночку. У всадника всегда должен быть кто-то, кто может подсказать с земли, правильно ли выполняется тот или иной элемент. Впрочем, глядя на участников семинара, Раймонд Витагес отметил, что у нас немного хороших тренеров, судя по ошибкам, которые делают их ученики, приехавшие на семинар. «Неужели вам никогда не говорили, что голову надо держать прямо?!», воскликнул Витагес, глядя на одну из всадниц. «Для того, чтобы хорошо ездить верхом, в голове нужно держать очень много всего, но тренировки и постоянный самоконтроль помогут вам более качественно работать с лошадьми», - сказал в заключении г-н Витагес.

Впрочем, желание совершенствоваться и учиться имеют немногие спортсмены и тренеры. Трибуны в субботы были полупусты. Для тех, кто заинтересовался методикой г-на Витагеса, будет еще несколько шансов ознакомиться с ней на практике. Организаторы семинара обещают, что нынешний визит г-на Витагеса в Москву был не последним.
 
«Работать поводом от себя почему-то является для вас большой психологической трудностью», - отметил Витагес.
Вот это, на мой взгляд, огромная проблема почти у всех. Мне помогли вожжи почувствовать, насколько это важно.

Работа на корде – большое искусство, и владеют им далеко не все.
Абсолютно точно.

Шенкель и повод никогда не должны действовать одновременно – только по очереди и в определенный момент времени.
Абсолютно согласна.:D
 
Вот это, на мой взгляд, огромная проблема почти у всех. Мне помогли вожжи почувствовать, насколько это важно.
Да, разговаривали тут с одним тренером, она тоже заметила, что покупают аллюрных коней, а цепляются за них рукой, ехать многие не могут.
Конечно, страшно, когда лошадь бежит не так, как многие привыкли) начинают прихватываться.
Плюс проблемы с посадкой у многих, привыкли держаться рукой. У меня одна ученица, опытный всадник, через полгода занятий мне сказала - ты мне раньше говорила, что я хватаюсь за повод, я не верила, а теперь поняла, что да, стала это чувствовать. Ну так и лошадь побежала по другому, прокачалась, перестала сопротивляться.
Беда в том, что люди, которые никогда не пробовали ездить по другому, просто не понимают, что они делают что-то не так. И ездят, сгоняя с себя семь потов.

И да, вожжи хорошо воспитывают руку и понимание контакта. Но это такая деятельность физически затратная, что всадники, которые привыкли зря энергию не тратить, часто пугаются этой сложности начальной стадии и перестают работать на вожжах.
Но это получается уже тогда не работа с лошадью, а катание на лошади. Потому что работа подразумевает некое развитие, а когда годами катаешься с одним результатом, то это не работа уже как вроде.

Хотя есть лошади, у которых обеспечивать чье-то спокойное катание на трех аллюрах - это работа. И надо просто их гимнастировать и поддерживать эластичность их мышц и связок.

Как Люраши сказал - он учит высшей школе только некоторых лошадей. А лошадей текущих - никогда. Потому что актеры чаще конники не компетентные и им нужна лошадь, которая делает простые вещи хорошо. А выезженная лошадь, под невыезженным с ума сойдет, у него был такой момент, когда лошадь, вместо того, чтобы стоять в кадре под всадником, пиаффировала, потому что слишком много шума от всадника шло, и режиссер был недоволен. После этого Люраши и перестал учить всех лошадей продвинутым трюкам.
 
На сег. день г-н Витагес для меня лично стоит на одной высшей ступени с г-ном Карлом... а временами и выше!)
И да, текст разгромный и притом блестящий, и с момента его появления я не перестаю испытывать глубокое уважение и к г-же Штатновой... Витагесу витагесово))), а она-то это всё тут опубликовала...
 
Шенкель и повод никогда не должны действовать одновременно – только по очереди и в определенный момент времени.

Абсолютно согласна.
Я, в общем, согласен тоже, но тут есть нюансы в деталях: действительно не должны действовать одновременно ни в коем случае - оба повода и оба шенкеля. И этому уже придумали хорошее название: полное перекрытие сигналов.
А вот т. н. диагональное или неполное перекрытие - левый повод/правый шенкель и т. п. - может быть вполне конструктивно: и физически, и этологически - лошади есть куда уходить.
 
Последнее редактирование:
Я, в общем, согласен тоже, но тут есть нюансы в деталях: действительно не должны действовать одновременно ни в коем случае - оба повода и оба шенкеля. И этому уже придумали хорошее название: полное перекрытие сигналов.
А вот т. н. диагональное или неполное перекрытие - левый повод/правый шенкель и т. п. - может быть вполне конструктивно: и физически, и этологически - лошади есть куда уходить.


Как тебе?

Ю Вуколов - ‎2012
Исследование кинематики походки лошади на аллюре "шаг"
 
Сверху