У самовара - разговоры о лошадях за чайком) об искусстве и лошадях

  • Автор темы Автор темы hip
  • Дата начала Дата начала
Красного цвета? Не-не! :) Потом у меня есть дэдлайн - обещала ща-вот-только-дописать и сказку на ночь почитать ;-))
Могу самогона выкатить) к чайку - ахах
И попкорна читателям :)))

Сперва уравновесь/успокой хотя бы на прямых (на шагу и рыси, само собой, без галопа) - одной стабильной и лёгкой посадкой
Я обычно сначала подстраиваюсь под него, прежде чем руководить, если хоть какая-то равномерность движения есть (чтобы успокоить и настроиться друг на друга), если есть подо что подстраиваться. А если это чередование швырков, тырканий и темп на темп не похож, то оказалось эффективнее немного поехать конем, стать для него "перилами", контролируя больше, чем хотелось бы - это помогает ему начать двигаться более равномерно, и тогда уже я могу расслабиться и начать следовать, а потом уже очень легкими командами руководить, даже скорее подсказывать :)
Потом вот знаешь, я сейчас тебе это все пишу, но Оззи очень разный раз от раза. В какие-то занятия вдруг оказывается все так просто и решение на поверхности лежало, даже удивительно, как я его раньше не видела. А потом несколько занятий оно даже близко не помогает, что-то другое помогает. Я вот тоже думала, что можно его как-то раз и навсегда расслабить или накачать... Но до смешного, вот он месяца 3 отлично возит галопом что на плацу, что в поле, я Димку маленького беру в седло и катаю галопом, придерживая повод одной рукой - все супер. А потом в одночасье будто программа сбой дала - все, не помнит! При намеке на галоп нервы и метания. И снова нарабатывай все обратно. Или вот как-то осенью я попросила Максима снять видео, конь тогда очень охотно расслаблялся на рыси. Тянулся вперед, плечи поднимал... у меня даже проскочила мысль, что наверно это можно считать уже что мы умеем, надо подумать о чем-то следующем, что от него просить... Со следующего же занятия выпал снег, поменялся грунт, поменялось место работы... и мы были отброшены сильно назад.
Вот он хороший, замечательный, домашний, ручной... а вдруг приходишь - лошадь от тебя шарахается, причем весь вечер, несмотря ни на какие твои действия. И это точно не конюха виной, потому что Оззи не дает конюхам поводов обходиться с ним грубо. С ним приходится быть очень творческой, потому что он очень разный. Множественная шизофрения :))))

Насть, было-стало конечно есть. Если с совсем древностями сравнивать, то это как-то так:
147429047.jpg


147431426.jpg


407201-c2997-93226005-m750x740-u67451.jpg
 
PS А ситуация, про которую я писала, что одной и той же ногой пытаюсь одновременно дать две противоположные команды :))) Это когда мы уже договорились, он уже от шенкеля двигается на повод, но вот вдруг на мгновение потерял баланс и ринулся плечами вниз, а сам вперед. (И я не говорю, что не знаю, как из этой ситуации выходить ;-) Я говорю, что в этой ситуации моя первая реакция не такая, как вторая, которая после обдумывания :)) )
 
PS А ситуация, про которую я писала, что одной и той же ногой пытаюсь одновременно дать две противоположные команды :))) Это когда мы уже договорились, он уже от шенкеля двигается на повод, но вот вдруг на мгновение потерял баланс и ринулся плечами вниз, а сам вперед. (И я не говорю, что не знаю, как из этой ситуации выходить ;-) Я говорю, что в этой ситуации моя первая реакция не такая, как вторая, которая после обдумывания :)) )
Я тут нашла интересную картинку. И я стремлюсь, чтобы так и было. Раньше я тоже работала уводя нос за вертикаль, как на предпоследней картинке снизу, но нос, за вертикаль. Или на третьей снизу. Думаю все индивидуально. Все время ищешь, как и задаешь вопросы.
S0XN2CPiA4E.jpg


Кстати такому коню, как Оззик было бы хорошо поработать на вожжах).
Кстати то, что я писала выше про посадку верно и для работы на вожжах - ненапряженные плечи, независимые руки, прямая спина, отсутствие зажимов в теле.
 
Последнее редактирование:
А если это чередование швырков, тырканий и темп на темп не похож, то оказалось эффективнее немного поехать конем, стать для него "перилами", контролируя больше, чем хотелось бы - это помогает ему начать двигаться более равномерно, и тогда уже я могу расслабиться и начать следовать, а потом уже очень легкими командами руководить, даже скорее подсказывать
С одной стороны - тебе виднее, но с другой...
Тренируя лошадь верхом, мы стремимся изменить её природное переднее равновесие ближе к среднему, как минимум.
Как это делать, если лошадь не имеет стабильного ритма движения даже в природном переднем равновесии - лично я не представляю, вернее, не возьмусь представить даже теоретически. :D
А возьмусь сперва за базу в переднем.
Расслабление/вытяжение/ритм. Сперва без всадника. В идеале - в вожжах по прямым, позже по восьмёркам, только потом по полным вольтам.
Потом верхом и тоже сперва по прямым и далее по тексту. Причём только в лучшей, очень стабильной и лёгкой посадке - и в идеально подходящем седле.
И только когда с этим всё не просто хорошо, а стабильно хорошо - на уровне лошадь давно поняла, что так удобнее - только затем след. этап: какие-то зады, поводья и т. п.
А как-то иначе, вперемешку... я даже рассуждать уже разучился, как это... :)
 
Ну не зная коня, не видя работу, вообще невозможно что-то сказать. Я, например, не могу. Мне надо поработать с лошадью, сесть, послушать. Ну на вожжах посмотреть, если не верхом.
И то я не всегда вижу диагноз. А по интернету вообще ничего не понятно. Иногда мы и пишем не так, как есть на самом деле. Сложно это словами описать.
 
Одно я знаю - про фото, что изображает Оззика в начале - такую лошадь надо работать исправлять долго.
Меня некоторые критиковали, что я долго работаю и вроде ничего не делаю. Я расстраивалась. Ну действительно, я не великий мастер. Потом спросила у Марко - сколько надо времени, чтобы исправить лошадь. Он назвал сроки примерно которые и у меня были, ну чуть покороче, ненамного. Потом другой мастер тоже самое мне сказал. Вообщем я подуспокоилась. Не делается это быстро. Как ни крути.
 
Собственно, диагнозов я сейчас не ставлю, да и методов лечения на самом деле не предлагаю, а только объясняю одно своё твёрдое убеждение: я не знаю причин, по которым надо было бы смешивать несколько этапов шкалы тренинга в один.
Творчество - это правильно, интуиция - на здоровье, пробовать нечто совсем новое прямо по ходу занятия - нормально... но не тогда, когда мы смешиваем неск. этапов, которые смешать невозможно - потому, что каждый следующий этап может вырасти только из достаточно усвоенного предыдущего.
В смысле вырасти как следует, а не кривым-косым. :)
 
Нашла тут еще шкалу тренинга) в коллекцию. Не вы один апгрейд делаете)
GwsROWG4Z1c.jpg


если надо переведу, что написано, чуть позже
 
Ну вот, книжка почитана, могу еще поболтать :)
Вадим, дык мы так и делаем - сначала расслабление и ритм, потом заикаюсь про бОльшее подведение зада. Но вот без минимального подведения зада у нас не получается ни расслабления, ни ритма, коня то и дело куда-то несет. Я прошу его шагать шире и реже, а не часто и зажато семенить, и он постепенно ловит ритм и расслабляется.
Вообще мне очень трудно описать тебе логику нашей работы в двух максимально точных словах :)) Говорю, а потом сама же понимаю, что да нет, так не всегда бывает, а бывает по-разному... То конь в "переднем неравновесии", то в душевном неравновесии, а то садишься - а он относительно сбалансированно везет. То от всего закрепощается, то ему особо ничего не мешает. Но вот в целом все его проблемы связаны с недостаточным использованием линии верха, ему это трудно, а конкретные ответы и поведение раз от раза могут отличаться. И моя логика работы не линейна, а меняется, подстраиваясь под метания тонкой души :)))
Насть, я так понимаю, вожжами можно полностью сымитировать верховую работу, только без веса всадника? Мы вот как-то приладились с кордой и жестами :)) Но, конечно, кордовые возможности сильно ограничены.
А насчет сроков - что такое "исправить лошадь"? У нас конь с самого начала был добрым и честным, прокат возил в полях... быстро, правда, и не всегда привозил обратно :)))) Просто по мере того как договариваешься на большее, и аппетиты растут. Уже мало того, что в принципе лошадь стал тормозиться, держать аллюр, который попросили, не сбиваясь на другой итд. Уже начинает хотеться комфорта в седле, управления от мысли, вот такого чудесного ощущения полета, как он как-то раз предложил итд :) Т.е. в этом смысле "исправление" не конечно, это непрерывный процесс смакования "что бы нам еще улучшить?" :) Если смотреть на физические возможности, то вот как понять, исправлена уже лошадь или еще нет? Где заканчиваются возможности обучения и начинаются физические ограничения? Вон как я тут изумилась, что на 19-м году жизни работа сможет повлиять на размет, сильно подправить его!
А картинки из поста выше нет целиком? А то второй круг - фактически, пресловутая шкала, а о чем хотели сказать третьим кругом?
 
Последнее редактирование:

Нет, нашла только такую картинку(

Исправить, значит убрать ненужную мускулатуру и нарастить нужную, чтобы лошадь выглядела правильно сложенной и работала бы эффективно, не сопротивляясь, а спокойно принимая все просьбы всадника. Т.е. когда есть твердая база на которой можно уже начинать просить более сложные вещи и лошадь не будет в ужасе корячится. Собственно первые ступени шкалы, раз уж мы о ней заговорили - не напряженность, ритм, контакт и тд. Лошадь работает спиной, использует гармонично мускулатуру, не истерит ни от действий повода ни шенкеля, принимает все средства управления и держит контакт с поводом.

Вожжами можно хорошо поработать лошадь и плюс в том, что нет веса всадника, а мы можем со стороны изучать лошадь). Минус в том, что надо бегать, устаешь и надо довольно много времени, чтобы освоить эту работу, а не путаться в вожжах). Но того стоит.
Плюс в том, что на вожжах можно двигать лошадь вперед эффективней, а значит решить те проблемы, которые под седлом иногда бывают разрешимы сложней. Некоторые работают на вожжах и на сайд-пулах. Контакт конечно другой, но вроде получается неплохо.
 
Вадим, дык мы так и делаем - сначала расслабление и ритм, потом заикаюсь про бОльшее подведение зада.
Если не вру, вроде бы Климке писал как-то так: всё новое должно прорастать само, то есть заикаться :) должна лошадь, причём вследствие полной уверенности в уже усвоенном ранее, от избытка уверенности, а не случайно.

И моя логика работы не линейна, а меняется, подстраиваясь под метания тонкой души
Мы вроде это уже однажды обсуждали... мне продолжает казаться, что именно вот этими подстраиваниями ты больше мешаешь, чем помогаешь - и Оззику, и себе.
Посадка получается слишком говорящей, :D как и применение всех средств управления тоже... мне кажется, если бы речь шла насчёт НХ, ты бы первая этого не одобрила. ;))))
 
Последнее редактирование:
Минус в том, что надо бегать, устаешь и надо довольно много времени, чтобы освоить эту работу, а не путаться в вожжах). Но того стоит.
Кстати, тут встречаются волшебные кнопки :D, а именно - в подборе и подгонке вожжей и оголовья: имеет значение каждая "мелочь", включая длину, вес и даже мягкость вожжей, но зато когда все эти нюансы решены... щёлк! - и лошадь как новая...:)
 
Вадим, все может быть :)

Если не вру, вроде бы Климке писал как-то так: всё новое должно прорастать само, то есть заикаться :) должна лошадь, причём вследствие полной уверенности в уже усвоенном ранее, от избытка уверенности, а не случайно.
Да, я согласна с этим. Именно это в работе и замечаю - работаешь над чем-то, вдруг лошадь берет и предлагает что-то бОльшее, следующее, неожиданное :) Но опять же, так как и мы день ото дня разные, и лошади тоже (не говоря о грунте и количестве лошадей в манеже), в один день тебе что-то предлагают самостоятельно, в другой этого же получается достичь с подсказкой, с дополнительной разминкой, а в третий об этом даже речи не идет. Зато в четвертый тебе могут предложить даже еще больше, чем в первый :)
 
Колено примыкает к седлу, но не прижато.
Вот это для меня большой вопрос. Как? Теоритически понимаю - коленка не прижата к седлу так, чтобы моё лицо краснело...а практически - как закрепиться коленкой в седле, когда я еду облегченной рысью без стремян? А галопом? Вот тут-то и понимаешь, насколько должно быть колено прижато, на мой взгляд.
на любом аллюре всадник может встать в полевую или полностью на стременах не теряя равновесия.
А без стремян? Пробовали? Я попробовала со своей кобылой, перестала думать о том, что колено плотно прилегает и начала думать о том, что оно плотно прилепляется и не отлепляется.
я даже рассуждать уже разучился, как это
Вот и я. Читаю-читаю, понимаю, что на видео или вживую было бы куда проще. Все слова ведь бывают на самом деле совершенно неподходящими.
Одно я знаю - про фото, что изображает Оззика в начале - такую лошадь надо работать исправлять долго.
Нашла фотки. Выставлю маленькими, чтобы не было огромного постища.
Вот так лошадь бегала 1-1,5 года. Сразу понятно, да?
rnctSmKq5oM.jpg
Через два месяца в начале занятия она всё ещё ходила так:
ad4a64e4b490.jpg
И только спустя 15-20 минут расшагиваний, она была готова к такому положению:
90c540856fc7.jpg 8441f9a6e443.jpg
А это - козлик мне отвешивает, от вредности. Вредненькая была кобылка(продали под ребенка). Таскала первое время - жуть.
89fce76f35cc.jpg 5e7497dcfcea.jpg
Таки я к чему. Строилась наша работа так: сняли веревки. Долго мазали кремами рот(пока не отошли мерзотные корочки с губ, особенно на внутренней стороне), долго прогревали спину, поменяли седло. Работала с ней всегда сначала на корде, потому что она носилась, как электровеник. Полчаса в общей сложности работы(без шага 10-15 минут), на побыстрее-помедленнее, на подойди-отойди. В разные стороны минут через 5-10. Боковые движения даже не начинали пробовать, сначала всё по прямой. Прежде чем она начала размыкаться(как на фото на шагу), я додумалась с видео Климке утащить работу рук у одной всадницы. Сработало как 100% попадание с данной лошадью. Возможно, сейчас она бы была замечательной, если бы мы уже с ней долгое время работали. Но её быстро купили.
С моей кобылой(Анюта спрашивала, я не увидела) мы работали так: разогревались долгое время, гнулись, шагали минут по 20-25 (забота о её суставах), делали обязательно: повороты на заду, на переду, полупируеты и пируеты на шагу, принимания и просто боковые движения, плечом внутрь-наружу, бедром внутрь-наружу, и самое классное упражнение, которое очень хрустит наподготовленную негнутую до этого лошадь: сначала прошу согнуться вокруг одного шенкеля, потом вокруг другого. И так довожу лошадь, которая идёт вперед, до сгибаний по 4-5 шагов вокруг одного шенкеля, затем вокруг другого. Потом она как пластилиновая, но делать это на мой взгляд многим тяжеловато.
В рысь я не перевожу лошадь, которая не расшагалась. Как она расшагивается: сначала она идёт своим темпом, как хочет. Хочет - плетётся, хочет, семенит, пусть идет, как хочет. Мы тоже не можем встать утром с кровати и вышагивать строевым маршем. После того, как движения лошади смягчаются и становятся эластичными, более живыми, более растянутыми, перевожу лошадь в рысь. Выстреливает ли она рысью или плетется - позволяю ей делать это так, как удобно ей. Делаю перерывы на шаг очень часто, меняю направление. Могу на шагу сделать серпантин, но на рыси - только после разогрева, особенно если петля очень крутая получается(маленький радиус или как правильно, крутой поворот в общем). Работу на галопе начинаю только если лошадь готова(слушает, слышит, не несется и не тупит), запросто могу оставить работу на галопе на следующее занятие. В общих чертах как-то так. И самое главное - долгое зашагивание, можно опять погнуться, но 10-15 минут точно зашагиваемся. Потом гнемся в руках, после снятия амуниции делаю массаж слюнных желез, затылка(у лошади, которой так ни разу не делал человек, может возникнуть сильное удивление и привязанность в данный момент к человеку, который делает массаж). Массаж хорошо делать на всех местах, где прилегала амуниция.
И всё равно получился постище))
 
Я обычно зашагиваюсь в руках всегда. С отпущенной подпругой. Но так да, вроде все неплохо написано.
Еще надо учитывать, что если лошадь мы взяли из левады, то расшагивать можно меньше, она двигалась до этого. А если из денника, тогда конечно подольше и лучше первые пять-десять минут в руках, потом подтянуть подпругу и садиться в седло. Если не корда. Корду я не люблю правда до седла. Только для безумцев уж каких-то. Да и то, на корде у них больше шансов убиться)
 
Если не вру, вроде бы Климке писал как-то так: всё новое должно прорастать само, то есть заикаться :) должна лошадь, причём вследствие полной уверенности в уже усвоенном ранее, от избытка уверенности, а не случайно.
Ну тут еще надо иметь чутье, чтобы понять, что лошадь что-то предлагает) По большей части мы часто не в состоянии адекватно оценить то, что предлагает лошадь, что что-то проросло, а где-то мы форсируем.
В выездке мы всегда хотим идти слишком быстро.
Это слова Бедана кажется.
Да, хочется хочется побыстрей)

По картинке.
Автор считает, что надо плясать от ненапряженности лошади (в центре)
Когда это состояние имеется то появляется
(с 12 часов по часовой стрелке)
- ритм
- внутреннее равновесие
- контакт
- проводимость
- швунг
- посадка всадника
- положение лошади (в т.ч. прямолинейность)
- профилактика болезней и травм
- сбор
- наружнее равновесие

Внешний круг
- обмускуливание и работа спины
- уменьшение нервности
- экспрессия в аллюрах
- гармония лошади и всадника
 
А без стремян? Пробовали?
Да, конечно, и без стремян тоже. Хотя в принципе это может скорей закрепостить. Так что в качестве проверки баланса можно, но не упражнение на каждый день.
Я и так когда без седла езжу в полях, довольно плотно шлюс держу к лошади, мышцы в тонусе) а то там весна, птички, камушки, ручейки.
 
Можно к вашему самовару?:) Я тут читаю, много интересного для себя нахожу.
Из рид онли побудил выйти этот ролик
Вот, нашла -
EndoTapping за авторством
J.P. Giacomini
Теперь можно в свое удовольствие лупить лошадь хлыстом)
Я на англицком худо-бедно читаю, но на слух не воспринимаю от слова "совсем":(
Можно рассказать, что они там бормочут? Просто приучают расслабляться на постукивание шариком или этот девайс запускает какие-то безусловные реакции? И почему именно шарик? Пжаалста:rolleyes:
 
В принципе, весь текст дублирует видеоряд с добавлением правильных общих места насчёт несения себя и т. п.)
"Эндотаппинг" - метод, разработанный Джи Пи Джакомини.)
Суть - рефлекторное расслабление с опусканием головы от постукивания "эндохлыстом".)
Хлыст может быть любым достаточно длинным, мячик на конце - из "фоам". "Фоам" или "фоамиран" - это вспененный полимер, называющийся у нас ЭВА, из которого делают, например, всемирно знаменитые шлёпанцы-сланцы.)))
Можно применять в разных ситуациях и видах ВЕ.
Начинаем в руках на лошади, стоящей неподвижно.
Собственно идея - чтобы лошадь быстрее прошла три фазы процесса: взволнованное реагирование на ударчики, затем игнор, а затем рефлекторное расслабление.
Все типичные мишени) и ситуации применения показаны на видео.
В целом мне нра, замысел хорош.
 
Сверху