У самовара - разговоры о лошадях за чайком) об искусстве и лошадях

  • Автор темы Автор темы hip
  • Дата начала Дата начала
Не за что), ибо на самом деле в тексте практически ничего нет, всё важное показано.
 
Да присоединяйтесь конечно) приносите свои истории к посиделкам у самовара.
Кстати похлопывание лошади - тоже своего рода эндотапинг, только рукой? Тут у меня лошадь психовала новая, на новом месте. Я вот просто рукой ее хлопала везде довольно сильно, не поглаживала, массаж и похлопывания - полчаса, лошадь совершенно расслабилась и перестала нервничать.
 
Немножко перевела опять Нуно Оливейру - на этот раз про пиаффе. Вообще продолжением моего текста был бы перевод про обучение перемены ноги, но что-то я запуталась там слегка), переведу чуть позже. А пока про пиаффе. И останется еще восемь глав)
Пиаффе
Пиаффе, когда оно медленное и высокое - один из самых эффектных элементов, которые лошадь может исполнить. Все лошади не способны дать идеальное пиаффе, но не слишком высокое и чуть быстрей - практически любая.

Если с лошадью грамотно работали в руках то с лошадью могли изучать начальный этап побуждения к движению в процессе окончания заездки.
Если лошадь длинных линий, плохо уравновешена, то это хорошая система, поскольку начальная подготовка к пиаффе их округляет.

Немного такой работы в руках каждый день перед тем, как с лошадью начнут работать верхом - прекрасное упражнение, но при условии, что не портится при этом шаг. Т.е. надо быть осторожным в применении этой методы.
Если лошадь была обучена в руках, то верхом можно использовать те же помощники (хлыст) и постепенно уменьшать воздействие хлыстом замещая его шенкелем, рукой и корпусом.
Если лошадь не знает пиаффе в руках надо подвести лошадь к упражнению так, чтобы она не сопротивлялась. Любое напряжение приведет к тому, что лошадь будет стараться отделаться от этого
упражнения. И пиаффе никогда не будет блестящим результатом сбора, а плохо выученным "трюком".
В случае, когда лошадь пиаффирует естественно (когда они хорошо уравновешены под всадником и последний имеет чувство лошади и идеальное согласие средств управления - можно получить пиаффе в любой стадии выездки) то нам лучше будет изучить сначала пассаж и когда пассаж будет исполняться хорошо, выдержено и в каденции можно будет его замедлить до хорошего пиаффе.
Если у такой лошади вначале попросить пиаффе, то есть риск, что пассаж будет на такой выдержанный.
Если лошадь скорей флегматик, то тогда надо начинать с пиаффе. Когда она легко дает рысь на месте (что еще не является хорошим пиаффе) можно начать обучать ее пассажу, однако не смешивая эти два упражнения.
Можно начинать просить переходы пассаж-пиаффе, когда пассаж будет коротким и легким, лошадь "сядет" на зад, а пиаффе станет более медленным и чуть более выдержанным.
Если у лошади нервная система нормальная, то пиаффе может быть развито до максимально медленного движения, подьема ног и выдержки без того, чтобы лошадь зажималась.
С этого пиаффе можно потом продвигаться в пассаж. Не всегда у нас есть помощник способный правильно работать шамбарьером сзади, т.к. речь идет о деликатном воздействии и умении наблюдать за лошадью.
Использование всадником одного или двух хлыстов также требует много чувства лошади. Иногда нужно лишь небольшое движение хлыста около задней ноги или над крупом, не касаясь лошади. Большая сложность, которую испытывают многие всадники - у них не хватает легкости в
руках, чтобы получить пиаффе. Один из секретов, чтобы получить первые темпы пиаффе это не забывать формулу "подготовить и позволить делать".
Эту формулу с трудом понимают всадники, которые не следят постоянно за легкостью воздействий и поэтому пиаффе остается для них сложнейшей задачей.
В первое время основное это остановить лошадь перед тем, как она захочет сделать это сама. Конечно, нужно, чтобы она научилась выполнять пиаффе с энергией, но оставаясь спокойной как на шагу.
Надо идти постепенно в просьбах увеличить число темпов или высоту движения. Когда лошадь не слишком на заду, может быть полезным осаживание. В пиаффе положение корпуса всадника очень важно. Область пояса должна уметь работать как аккордеон. Это большая ошибка в начале пиаффе требовать от лошади выхода в среднюю или прибавленную рысь.
Останавливая лошадь и ослабляя поводья, переходя в шаг или собранную рысь мы придаем лошади желание пиаффировать.
Когда лошадь умеет пиаффировать она делает это медленно, высоко, ритмично и главное - она спокойна, ее психика не напряжена.
Когда лошадь умеет так выполнять пиафффе можно из него начинать любое движение и оно будет красивым благодаря прекрасному равновесию и сбору.
Только такое пиаффе заслуживает своего названия. Пиаффе в котором лошадь напряжена и из которого она выходит зажатой - не является областью искусства верховой езды, это пародия на пиаффе.
Я знал лошадей, которых практически невозможно было научить пиаффе. Большинство из них разучивали пиаффе под седлом неграмотного всадника. В таком случае попытка попросить лошадь выполнить пиаффе вызывала у лошади большое сопротивление. Это случается, когда хотят выполнять пиаффе не озадачиваясь правильным сбором и легкостью. Однако когда постепенно учат лошадь собираться используя легкие средства воздействия приводит лошадь в состояние, когда ей легко пиаффировать. В улучшении пиаффе надо понимать, каков предел для каждой конкретной лошади. Если мы хотим сделать больше, чем лошадь может, мы испортим всю работу. Конечно можно взять помощника, который поможет сзади, работать на вожжах, в пилярах и тд. Все это может помочь лошади которая не работала с легкими средствами управления в постепенном увеличении требований. Но деликатность и согласие средств управления всадника достаточны, чтобы получить то, что мы хотим.
 
Читаю тут опять критику в адрес Михаила, что он учит фигне под названием "отработка челюсти и затылка". Ну может конечно коряво названо. Но почему это фигня? Кто из гостей хочет высказаться?
Мне кажется логично научить лошадь принимать действие железа в руках и подчиняться ему. Не вижу в этом ничего криминального. Или сейчас это уже прошлый век?

Кстати перескочила главу "пассаж, пируэт" на главу "работа в руках" и выяснила, что Иван Михайлович поклонник Оливейры (хотя И.М. раньше Нуно начал блестящую карьеру или одновременно. не помню), или Михаил.
Он так же мне объяснял. В книге не помню уже, как описано. А может они одними источниками вдохновлялись).

Работа в руках

Работа в руках это ценный помощник в выездке лошади, поскольку это учит ее правильному положению, как округляться, как идти вперед в равновесии, идти вбок, осаживать и тп.
Это очень деликатная работа и если плохо ее выполнять, то лошадь может начать бояться хлыста, слишком нервничать или уходить за средства воздействия.
Есть лошади которых практически невозможно работать в руках, например чистокровных жеребцов. Однако с помощником, который держит жеребца за корду прикрепленную к капцунгу - опытный человек может и преуспеть.
Работу в руках начинают с лошадью на остановке. Ее касаются и показывают хлыст около разных мест тела лошади. Очень важно наблюдать за глазом лошади и надо очень аккуратно двигаться, чтобы не напугать лошадь.
Когда лошадь спокойная и не напряженная при приближении хлыста к корпусу, ее ставят около стены, и пытаются двинуть вперед касаясь хлыстом за подпругой по очереди в месте действия шенкеля (внутреннего) и задней ноги (бедра). Надо повторить это в обе стороны пока лошадь не будет спокойно двигаться вперед медленным шагом. Рука которая держит внутренний повод находится в нескольких сантиметрах от трензеля, а внешний повод проходит у основания шеи
(не в середине шеи). Необходимо найти количество воздействия одним и другим поводом, чтобы лошадь двигалась прямо.
Мы двигаем лошадь вперед (несколько шагов) и останавливаем ее небольшим шевелением трензеля (вибрированием). Затем мы продолжаем воздействовать на трензель, чтобы лошадь немного согнула затылок. Мы отпускам ее и на остановке повторяем сгибание затылка пока это не станет легким и лошадь не начнет оставаться с правильно поставленной головой и неподвижной.
Я хотел бы уточнить что я имею в виду под "шевелением" (колебанием, вибрацией) трензеля. Чтобы сделать это нужно немного ослабить повод, чтобы начать без его веса. Эти маленькие колебания всего лишь дрожание запястье, без всякого усилия. Лошадь имеет правильно поставленную голову, не напряженную челюсть делает небольшие движения сглатывания. Мы снова двигаем ее вперед и просим остановку после нескольких шагов. Повторяйте в обе стороны столько, сколько нужно,
пока лошадь не будет останавливаться легко и давать сгибания в затылке и челюсти. И теперь можно попросить подъем в шаг сохраняя эти два сгибания - затылка и челюсти.
До этого мы работали на уровне головы лошади, чуть сзади, а теперь надо отодвинуться чуть чуть и держаться на уровне плеча: потому что человек идет задом наперед, лошадь - вперед. Каждый раз, когда лошадь сопротивляется тренер делает небольшие колебания трензелем, опускает и выдвигает вперед область на уровне пояса, одна нога будет более вперед, чем другая.
Лошадь научилась идти медленным шагом с правильно поставленной головой и в легкости (не вися на поводу). Возвращаемся к легкой остановке и переходим в шаг с легкой остановки. Тогда начинаем делать круги (человек идет задом наперед, лошадь - вперед) и когда круги хорошо выполняются, останавливаем на кругу и пробуем, с помощью легких касаний бока лошади или бедра - попросить лошадь переместить бедра и тело на один шаг в сторону. Похвалить-погладить и отпустить поводья при малейшем проявлении послушания. Продолжать пока лошадь не сделает легко два или три шага. Когда это будет получаться хорошо в обе стороны поставить опять на стенку и
двигаться вперед, шея чуть согнута вовнутрь - так мы начинаем с большой осторожностью - два или три шага плечом во внутрь.


Продолжение следует..
если найдете ошибки или непонятки, не стесняйтесь пеняйте, я в усталом состоянии за комп сажусь, могу накосячить.
 
отработка челюсти и затылка
А расскажите, пожалуйста, по-подробнее. Я конечно знаю, что некоторые любят сказать "он челюсть мне не отдает" или "челюсть выставляет", но я этого как ни старалась - не видела в те моменты, когда всадник дергает туда-сюда руками и орёт "отдааай челюсть")))не вижу, как вообще лошадь её может забрать, и куда. Надеюсь, что не во внутрь:D
 
Это сдача челюсти и затылка имеется в виду (прямое и боковое сгибание). А отнимание челюсти это из другой оперы) это не руками делается обычно, как я понимаю.
Челюсть лошадь может подставить, когда железо давит больно, она кривит челюсть, сопротивляется. Или открывает рот. Поэтому затягивают капсюль и соплю одевают.
Вот здесь обсуждают Мишу.
Спрашивать у хозяйки дневничка не хочется, опять будет крик, что я докапываюсь или еще чего. Я просто не в первый раз встречаю критику именно этого Мишиного высказывания. И каждый раз удивляюсь. Ну я не разбираюсь в спортивной выездке. Может это грех теперь просить прямое сгибание?
 
Всё ещё не пойму, как это "подставила челюсть". Куда? Не сталкивалась ни разу под верхом. Открывает рот и мой подопечный, сопротивляется. Ему можно, он ведь маленький ещё. Работа в руках и на вожжах думаю, должна помочь. Но в целом, не могу понять, куда лошадь подставляет челюсть. А ещё - как её отнять. Не смеюсь, правда не понимаю))
 
Ну, думаю, зажимает челюсть, напрягает. Честно не знаю. Но кривить челюсть это лошади хорошо умеют. Вместо того, чтобы ровно открыть и закрыть рот, начинают кривить в сторону челюсть и открывают рот.
 
Кривить челюсть, это одно. А термин "не отдает челюсть" как-то у меня не вяжется.
А посмотрев 9минутное видео...фукать только хочется. Мне гораздо больше нравятся видео пользователя Екатерина77, их с тренером работа в руках. Не видела у них подобных дёрганий рта и таких маленьких вольтиков. А серенькая лошадка, кажется, молода для мундштука, нет?
И вот эта фраза "он делает не от боли, а от ожидания боли. Если он не сделает, он получит хлыста" - принципиально разная с моим мироощущением работы с лошадью терминология. Далее "лошадь должна быть всегда на чеку". Зачем? Война? Чего она должна ожидать постоянно? А потом простите, ветеринары лечат гастриты(в лучшем случае). Почему бы не заменить это на более мягкое "лошадь должна быть в контакте, сотрудничать со всадником, и тогда она будет всегда его слушать и слышать". А потом кусочек про работу на вожжах, шлее, так подергивать лошадям рты и так их постоянно привязывать, ну мне так, чисто как вету интересно, сколько такие лошади "в строю". Встречала я таких товарищей, как на видео, лошадей гробят пачками. А потом "это" называют школой русской выездки, или старой школой, или советской. Если это и так, хорошо, что ушло время. Но честно, недалеко он ушел от фокусников, которых я в Испании глядела: набрали андалузов, одели мушдтуки, шпоры и выехали кататься. И кто во что горазд: хочешь, руки на седло поставь и ногами подбивай - вот тебе и пассаж, и испанский шаг. Хочешь, руки так сильно натяни и подбивай ногами, только руки не расслабляй - вот тебе пиаффе. Смотрится только не айс, но большинству фокусы нравятся - зрелищные.
Ничего хорошего не увидела, разозлилась, а потом и расстроилась. Думала, Кизимов - такой какой-то умный дядя. А оказывается, просто бренд. У нас таких серьезно, не раскрученных - пару человек в Тольятти есть, известны на всю область своими способностями калечить лошадей.
 
Читаю тут опять критику в адрес Михаила, что он учит фигне под названием "отработка челюсти и затылка". Ну может конечно коряво названо. Но почему это фигня? Кто из гостей хочет высказаться?
То, что Михаил делает, мне не по душе категорически, а то, что он говорит или пишет - я предпочитаю изучать из первоисточников, поскольку он не говорит и не пишет ничего нового.
Я, по крайней мере, не замечал.

Кстати похлопывание лошади - тоже своего рода эндотапинг, только рукой?
Думаю, типичный эндотаппинг) - это постукивание, похлопывание или даже пощипывание перед уколом.)))
 
Когда лошадь умеет так выполнять пиафффе можно из него начинать любое движение и оно будет красивым благодаря прекрасному равновесию и сбору.

Заскочила на секунду, хочу написать про пиаффе. У Art2ride про него есть несколько видео, они используют его как упражнение для улучшения галопа, говорят, что для двух их лошадей это было прямо спасением, галоп сразу заметно сбалансировался и улучшился. Мне вообще очень нравится идея классиков, которая, наверно, в общем виде звучит как "выездка для лошади", а не лошадь для выездки, а в частности - что пиаффе разучивается не как элемент, который должен отвечать таким-то требованиям, а в качестве упражнения разучивается какое-то "пиаффе-подобное" движение, которое улучшает координацию, а потом постепенно лошадь становится способной выполнить пиаффе уже как элемент.
Про остальное почитаю завтра на свежую голову :)
 
Последнее редактирование:
Да, пишет Михаил часто коряво и, к сожалению, все мы хотим себя видеть лучше, чем есть) Я и здесь на форуме насмотрелась на людей, которые заявляют о себе как о хороших тренерах (всадниках), но, увы, картинка не вяжется со словами. Так что это нормально.
Я бы не писала хорошего о Мише, если бы не сталкивалась с его работой напрямую, когда он мне помогал с лошадьми. Я вот не спортсмен и жесткая работа меня коробит, но не увидела со стороны этого человека ничего особенного ужасающего. Допустим есть выбор - годами дергать лошадь и втирать про ее работу, при этом имея за плечами и опыт и даже звания, и научить лошадь делать какое-то упражнение за пару занятий, а далее работать над его совершенствованием, но при условии, что лошадь уже знает, что от нее хотят - мне ближе последний подход.
Вообще работа разных людей это как пазл - ты собираешь свой опыт из кусочков - хороших и плохих, ищешь свой путь, проверяешь себя. Кто-то доходит до вершин. Кто-то остается на том уровне на который он способен был подняться.
Конкретно в том, чтобы "отработать лошади челюсть" я не вижу ничего ужасного. У меня была вот лошадь, которая была слегка безумной, она тащила, висела на руке, ее было не остановить. В какой-то момент я подумала, что, возможно, этой лошади не объясняли простое действие повода - натянули - стой. И я ей объяснила с земли, что когда повод натягивается, надо его принять, смягчиться и замедлиться или остановиться. И одного или двух уроков хватило, чтобы лошадь перестала бы тащить и сопротивляться поводу. Это не была невыезженная лошадь, она умела и пиафировать и все боковые, с ней работали лет 12 каждый день. В какой-то момент ее психика не выдержала нагрузки и она стала серьезно сопротивляться. Мне ее отдали сказав, что на этой лошади нельзя ездить верхом, у нее проблемы со спиной. Не было там серьезных проблем, не более, чем у других лошадей. Там были проблемы с другим.
Миша правильно вот пишет - я показываю черновую работу, которую не показывают. А "чернуха" есть, увы, почти у всех. Мне вот например нравится работа одной французской конкуристки. И тренер у нее замечательный - Мишель Робер. Но вот последнее видео с разминки на стартах. Тренер ее оправдал, кстати.

Наверное есть такие всадники, кто всю свою конную жизнь почивал на розах. Но я вот часто встречалась с ситуацией, когда человек расписывался в своей любви к лошадям и мягком подходе, а потом, когда я его видела за работой, увы и ах.


То, что Михаил делает, мне не по душе категорически, а то, что он говорит или пишет - я предпочитаю изучать из первоисточников, поскольку он не говорит и не пишет ничего нового.
Не все знают, где брать первоисточники, многие из них не переводились или переводились довольно коряво и неполно. Так, хорошо, что хоть что-то прочитают из-за имени хотя бы. Всяко грамотней будут.
 
Последнее редактирование:
Интересная диаграмма.

AnatomyOfAWorldCup.jpg

Доктор Дэвид Стикленд из компании «Global Dressage Analytics» опубликовал диаграмму «Анатомия выездки», которая построена на результатах КЮРа Большого приза финала Кубка мира ФЕИ по выездке в Гётеборге этого года. Каждому из всадников «присвоен» свой цвет: у Инессы Меркуловой – тёмно-зелёный, у Татьяны Дорофеевой – синий, у Ханса Петера Миндерхуда – красный. Все показатели и элементы высшей школы расположены кругом, каждый из них оценивается по 10-балльной шкале. Из новостей Зол. Мустанга

И вот с сайта интересная статья про форум, вначале про ковку.

Six-time international farrier champion Grant Moon is an absolute genius when it comes to shoeing horses. Not only is he good at doing what he does but he is able to articulate it in a fun and witty manner. His visual aids were effective in showing us how to identify what needs to happen for safe and healthy feet. I recorded a Sound cloud of his talk you can check it out here:

Since moving to Florida I have had some difficulties in getting a good farrier, my biggest question has been. “How do I find a good farrier?” I think he did a good job of answering most of those questions.

His key points:

Your farrier should be educating themselves continuously, they should be attending seminars etc, because if you are not moving forward you are moving backwards.
Indefinite soundness is rare, so it takes a team of people to ensure a horses well being in sport, including a vet, farrier, coach, saddle fitter etc. He also jokes that you probably aren’t working hard enough if your horse is never sore.
Foot distortion happens but changes in hoof will tell you that the hoof is under stress.
How to identify a flare; hoof is longer on one side causing the hoof wall to bend
Long toes, high heels, over lowered heels they are all bad
Too much heel affects posture in much the same was as a woman wearing stilettos. Now this may not have been the greatest analogy for the DQ in me cus in my head I think I look amazing in heels and so might my horse!
He identified a shoeing profile in which these are all of things you need to take into account when shoeing a horse.

Type of sport
Experience of rider
Conformation
Age of horse
Surface conditions
Trim
Shoe selection
Nail selection
Hoof balance
Hoof type
Recognize and control hoof distortion
Maintain hoof integrity
He suggests that in addition to taking into account these factors it’s a good idea to have the farrier watch you ride the horse.

I am meeting up with him privately today for a part two so stay tuned for that!

Steffen Peters was brilliant as always. This session was mostly a repeat of what was said at the FEI trainers conference last week and you an check out my notes on that here.

In a Maury Pauvich question and answer style period with Andreas, Steffen was asked about his training routine, he spoke about his personal trainer and how they work to activate the core in each exercise that they do. I bring this point up because my Canadian friends are visiting and they also mentioned how fit everyone is here in Wellington. To further his point Steffen also noted that his weight will only change 2 to 5 lbs and while some people feel that may be a bit obsessive, he feels that it is the weight at which he feels the best while riding.

Arthur Kottas taught us the basics of long lining a horse. Unfortunately this session was not well planned. We sat for almost an hour watching his Dressage Clinic.com video, by then he had lost the attention of the crowd and run over time already.

Then he brought out two horses for a live demo and still had to address the panel. He is brilliant at the in hand work and it was well worth watching, but it is slow and patient work and the audience attention really started to dwindle as we were getting into the late hours of the night.

Finally, Rudolph Zellinger took the stage. The forum was scheduled to go from 1pm to 1030, he took the stage an hour late and while Andreas conducted his Maury Pauvich style questions the crowd actually got angry and started calling out that they wanted the horses in order to rush the question and answer piece. To further anger the crowd Andreas kept on asking his questions. Just before 1030 at night the live riding section started.

As I struggled to keep my eyes open (perhaps a side effect of a Sunday night at the Players club here in Wellington), Rudolph spoke about how important it is to individualize programs to each horse. He likes to warm up horses in the sitting trot because he finds it easier for them to obtain self carriage and contact. It also aids the temp and mental preparation.

When he first comes out, he expects a smaller trot from his horses until they are thoroughly warmed up. Such a small thing but a big lesson learned for me while watching horses here in Wellington, most of the big movers have pretty ordinary trots in the warm and then they become OMG trots.

A horse ridden correctly should still be able to stretch in his neck in piaffe or a canter pirouette.

Success in the young horse tests lies in the responsibility of a good trainer, a good trainer knows that some horses take more time and can evaluate what is best for their horse, sometimes that means not doing the young horse test and allowing the horse a longer path to the development for the Grand Prix. He mentioned he starts the piaffe and passage work early so that he has 3 years to develop it, that way if it takes a step backwards its not a big deal you can just keep working away at it patiently.
 
Последнее редактирование:
Писать и говорить можно одно, а делать другое. Нельзя работать неподготовленную(несформированную, молодую, неритмичную) лошадь на таких маленьких вольтах и нельзя надергивать рот. Это то, что я бы на любых видео любому человеку запретила хотя бы из ветеринарных соображений. А чернуха - я про видео так думаю, если это чернуха, тогда что - нормальная работа. На видео всадник четко советует дрессировать достаточно жестко, сам это показывает. Но результат - прыгающие на разных(то перед, то зад, то одна нога) лошади лично меня не устраивает, если думать про какие-то элементы. Интересно, как отреагировала бы лошадь из какой-нибудь Венской школы, если бы её привезли к Михаилу. Напинала бы ему, или нет...
Пусть работает, проблем никаких. Только доводы какие-то...ограниченные, что ли. А какого уровня лошадей он готовит?
 
Не все знают, где брать первоисточники, многие из них не переводились или переводились довольно коряво и неполно. Так, хорошо, что хоть что-то прочитают из-за имени хотя бы. Всяко грамотней будут.
К сожалению, совершенно не согласен: мне Рабинович давеча напел Карузо, ничего особенного...(С) - это ужасно.
В том смысле, что "всяко грамотней" тут не выходит, а выходит, ИМХО, ужасная каша: недоваренная, полная комков и совершенно несъедобная.
Да и лучшие советские первоисточники ныне общедоступны: не надо даже рыскать по библиотекам, не то что переводить.
Например, уже много лет любимая мною нежно :) "Дрессировка лошадей в цирке".
Язык! Редактура и корректура! Количество и качество иллюстраций! Логичность и доступность изложения! Глубочайший узкоспециальный анализ вместе с базой буквально с нуля! И один из авторов - самый знающий конник СССР и ветеринар в одном лице.
Увы, Михаил даже с одной этой книжкой, эээ... рядом не стоял и даже не проходил... :rolleyes:
 
Ну мы не Михаила обсуждаем, а я просила обсудить критику в его адрес по поводу отработки челюсти - термин корявый не нравится или что?
А по поводу его коней - если я когда-нибудь доеду до Питера в эту конюшню, то посмотрю и напишу свое мнение по поводу работы.
 
Новость:
Дворцовым конюшням Петергофа вернут историческое предназначение. Такое решение большинством голосов утвердили на сегодняшнем заседании совета по сохранению культурного наследия.
И когда ждать интересно и кто будет рулить в конюшнях?
 
И я присоединюсь к тем, кому работа Михаила не нравится - ни методы, ни результат. Это не значит, что у него нечему поучиться, потому что не бывает абсолютно правильных и абсолютно неправильных людей, вполне может быть, что не в целом метод, а конкретный его совет по конкретной проблеме очень подошел.
Но что мы обсуждаем? Методы Михаила или выражение про отработку челюсти и затылка? Я вот тоже столкнулась в работе со своим конем, что его единственной реакцией на повод было вложиться в него и ринуться вперед. Стоя на месте выбираешь провисание из повода - пытается побежать, а если не даешь, то всеми силами пытается задраться, чтобы повод провис, или нервно машет шеей несколько минут подряд. Специально в руках учила его уступать поводу, правда на веревочном недоуздке и с помощью вестерновых сгибаний одним поводом :) Хватило минут 10 один раз, чтобы понял. Потом мы долго на разных аллюрах учились делать постановвление, поворачивать голову в ответ на повод, а не кидаться в повод вперед плечом :)) Волшебным образом помогло отзывать поводом не к себе, а вверх.
С другой стороны, когда вполне понимающая действие повода лошадь подставляет челюсть, на одном поводе делается тяжело и жестко, то как мне кажется, это проблема не челюсти и не шеи, а задней ноги с этой стороны, она не может подвестись под центр тяжести. У нас вот хорошо видно, что это не челюсть зажалась, а плечо выгнулось вперед-вниз и зад отстал. Т.е. тут не челюсть надо отрабатывать, а всю лошадь перебалансировать и раскрепощать, чтобы, например, спина расслабилась и позволила задним ногам под нее пройти. Тогда и на в руках сразу делается легко и равномерно :)
У на в кордовой работе эти моменты хорошо видны. Пока конь не найдет равновесие, он пытается искать опору в корде, налегает на нее скрюченной шеей, а когда удастся его расслабить и сбалансировать, то шея сразу становится не нужна для поиска равновесия, расслабляется и голова начинает свободно на ней покачиваться, на корде он держит мягкий контакт. Когда он теряет баланс, тут же голова перестает покачиваться на шее, голова с шеей зажимаются в единый монолит, и кажется, что он подставил челюсть.
 
Волшебным образом помогло отзывать поводом не к себе, а вверх.
Так полуодержка, все правильно.
А мне интересно следить за тем, что рассказывает Михаил. Он учился в СДЮШОРе на конкурном отделении. И к отцу имел отношение - на конях его ездил иногда. Потом служил в конном полку. Т.е. как спортсмен Михаил "детище" сдюшоровских тренеров. Он рассказывал, как они ездили. Отец никого особо ничему не учил. Давал ездить на выезженных лошадях.
Потом в США начал учить, как мог. Есть люди, которые прекрасно одарены природой, что касается согласия в средствах управления, но теоретики из них никакие. Т.е. они не могут толком объяснить, как они это делают.
Хотя насчет эффективности обучения сомневаться не приходится. Кира Керклунд выпустила видео обучающее - там все из системы Кизимова. Ни словом нигде не обмолвилась, что это от него полученные знания. Ну Запад. Там часто так бывает. Да и у нас не лучше.
 
Сверху