ДОКЛАД УЛЬФА М. напечатанный в КиКС 2016 г., № 1
Доктор Ульф Мёллер (Dr. Ulf Möller, Германия)
ведущий специалист конюшен и аукциона Кассельмана,
всадник Большого Приза и профессиональный берейтор
перевод Ирины Макнами
Доклад на конференции спортивного коннозаводства 28 января 2016 г.
Прежде всего я хотел бы уточнить, что не хочу позиционировать себя как великого учителя. В Германии, в процессе развития коннозаводства мы допустили очень много ошибок и потом исправляли их. Хотелось бы помочь вам избежать их повторения.
Оборот денег в коневодстве Германии составляет примерно 6 млн. евро и жизнь многих людей и семей зависят от этого бизнеса. Нужна понятная схема развития и существования. В Германии много племенных союзов, но все они работают по одной схеме, для примера я возьму ольденбургскую породу и разведение выездковых лошадей.
Коннозаводчики должны понимать какой продукт им нужно производить, а именно - благородную, правильную лошадь, выступающую на высоком уровне во всех видах конного спорта. Идея получения лошади для всех видов конного спорта устарела. Сейчас разводят или выездковых или конкурных лошадей.
Если говорить о специализации, то на долю выездковых лошадей у нас пригодится 54 % поголовья, конкурных - 33 %, троеборных - 7 %, хобби класс - 4 % и в упряжь - 2 %. Однако, большая часть лошадей, несмотря на специализацию по выездке, выступает в конкуре (48,9 %).
Жеребятам до 6 месяцев не ставят оценок, так как в разном возрасте они выглядят по разному, их разделяют на группы: на аукцион, в селекцию и прочие.
Кобыл оценивают по типу, экстерьеру, движениям в руках (шаг, рысь) и общему впечатлению. Также проверяют здоровье. Далее движения кобыл оценивают на свободе, что составляет 5 % от общей оценки и под седлом - 18 % от общей оценки. Нам не нужна лошадь хорошо бегающая в поле, нам нужна лошадь, хорошо работающая под седлом. Именно поэтому оценке движений под седлом уделяется больше внимания. По результатам оценки 60 кобыл получают сертификаты на участие в шоу, из них отбираются 15 лучших, получающие титул "бриллиантовые кобылы".
У жеребцов-производителей мы оцениваем движения в руках, на свободе и прыжок в шпрингартене. Рысь оценивается на жёстком грунте и в манеже. Перед тем как они станут жеребцами они обязательно испытываются под седлом и на корде. Большое внимание при этом уделяют ветеринарному осмотру.
Часто лошадь на свободе показывает отличные движения, с тенденцией в горку и получает лицензию на племенное использование. Но бывает, что такая лошадь под седлом демонстрирует средние движения и мы понимаем, что не хотим её использовать. Это очень важно знать, что лошадь будет не только красиво бегать на свободе, но и хорошо и раскрепощённо работать под седлом.
Сначала были испытания 100 дней, куда входили тесты по конкуру, выездке и троеборью. Потом систему упростили до "30 дневного теста" дополнявшегося спортивной карьерой. Однако вскоре у нему добавили "70-дневный тест работоспособности", куда входили оценка движений на свободе, под седлом своего и приглашенного всадника, выступающего в выездке. Жеребец испытывался в конкуре под своим берейтором и спортсменом из конкура, проходил дистанцию кросса и прыгал в шпрингартене до 160 см.
Жеребец мог быть лицензирован по результатам успешной карьеры в выездке, начиная с Малого приза. С этого года в Германии стартует новая система испытаний.
Ассоциации коннозаводчиков необходима для продажи лошадей. Но если у владельца очень хорошие лошади, то он в такой помощи не нуждается. То есть вы сами несёте ответственность за свой продукт. Особого влияния на заводчиков в Германии нет, есть некоторые правила, но в итоге всё решает рынок. Каждый выводит удобную для себя формулу, кто-то продаёт жеребёнка в 6 месяцев, кто-то готовит и подращивает, кто-то производит хобби-класс.
Здесь уже говорили о том, что в России есть хорошие лошади, но нет хороших берейторов. В Германии та же проблема. Был опыт, когда лошадей показывали дети коннозаводчиков, но теперь большинство старается продать жеребят, ведь лучше продать сразу, чем потом узнать, что он не бегает под седлом.
Все хотят получать удовольствие от работы с лошадью, удобной сверху, здоровой и психологически устойчивой. Успешная лошадь должна быть прежде всего выезженной, что на 40 % зависит от качества аллюров и на 60 % от работы всадника. В конкуре всё наоборот. Считается, что в Голландии лошади лучше, но на них могут ехать только опытные, чуткие всадники.
Говоря о типе, хочу сказать, мне очень понравилась первая лошадь из старого видео В.В. Мартьяновой. Ранее были популярны мощные лошади, с коротковатой шеей и спиной, а сейчас востребованы лёгкие, элегантные с движениями в горку. Сейчас сложно найти лошадей старого типа, хотя я с удовольствием работал бы таких лошадей.
В спорте большое значение имеет рот лошади, если он плохой, то с этим ничего нельзя сделать и это генетика. Лошади с длинным ртом лучше отжевывают, с коротким - не жуют вообще и плохо управляются. Но в целом важно сочетание рта, шеи, спины лошади. Шея обеспечивает контакт. Длинная шея выглядит прекрасно, но её часто бывает сложно собрать. Короткую шею сложно сгибать и держать затылок высшей точкой, так же как лошадь с низким выходом шеи.
Плечо желательно длинное и косое, но при этом есть много лошадей с прямым плечом на хороших движениях и наоборот. Плечо с холкой влияют на положение седла. Вы должны понимать, что это всё теория. Для меня самое важное - спина. При смешении в родословной большого числа выездковых линий часто получается проваленная спина и это очень плохо. Поэтому сейчас в Германии часто перебарщивают с короткой спиной. Она прочная, но часто закрепощена, на ней удобно сидеть, гнуть, но лошади бывает сложно нести себя. Я не говорю, что короткая спина ужасна. Длинная и мягкая спина это тоже плохо.
Хвост - это попытка лошади говорить с нами. Если он набок, то мы с этим должны смирится и это не всегда значит, что лошадь идёт боком. Хвост, направленный вниз, часто говорит о закрепощённой спине. Если он болтается безжизненно, то это недопустимо для выездковой лошади и означает, что она не принимает вес на задние ноги, бегает "на переду" и трудно выезжается.
Передние ноги должны быть прямые с чёткими суставами, не торцовыми, не мягкими бабками, не прижатым локтевым суставом, чтобы не затруднять работу переда. Нога должна смотреться гармонично с корпусом лошади. Задние ноги должны быть с хорошими углами и суставами.
Что касается движений, то раньше движения были с большим захватом, а теперь ценятся каретные движения с контролируемым захватом. Очень важен ритм движений. Ранее ценились прибавленные аллюры и нельзя было продать лошадь без большого заступа, а теперь сложно продать лошадь без хорошей собранной рыси с электрическим задом и желанием двигаться вперёд.
На рыси передние конечности должны высоко работать со свободным плечом, однако рысь можно всегда улучшить. Ставить лошадь со средними движениями на искусственную рысь не очень модно, но такие лошади встречаются в Большом Призе. На галопе важен захват, но всё должно быть в меру сбалансировано.
Мы совершили много ошибок в селекции, но теперь отобрали определённые выездковые линии и можно сказать, что большой процент получаемых лошадей имеют хорошую психику и желание работать.
После всех теоретических моментов, надо сказать, что если у лошади есть умная голова и желание работать - она будет выигрывать в любом случае.