Зашкалило число тех, кто вступал в партию для галочки или по разнарядке, для улучшения показателей на предприятии
Коммунисты, по словам родителей, это обсуждали в Университете марксизма-ленинизма, знали какой-то критический процент партийных, говорящий о том, что это фальшиво, утрата идейности, и псле этого точка невозврата.
У меня в раннем детстве даже вопросов не возникало - в партию надо будет вступить и все! А до этого показать себя активны комсомольцем.
Нет, у меня такого точно не было. Я любила пионерские дела, но никогда не любила активность. Всё это организаторство по партийной или профсоюзной линии -это явно не моё. Я хотела быть пионером, комсомольцем, потому что считала, что это дорога лучших, пример для всех, благие дела, - помогаем ветеранам-инвалидам по дому, макулатура, например, и т.д и вообще, я всегда разделяла эти революционные идеи: свобода, равенство, братство, баррикады, Гаврош, Куба. Вообще, дети в моем классе были в теме того, что происходило и происходит в мире (понимали политические анекдоты, как минимум), и мне кажется, это один из тех полезных навыков (следить за обстановкой), который дала школа.
По революционным идеям- конечно, КПСС с их сложными экономическими съездами дети не понимали, но вот в партиях начала века хорошо разбирались. Наапример, все знали Фанни Каплан, кто это такая. Это не из зубрежки, это реально знали все. Мгого фильмов про эсеров, очень яркие образы Савинкова в кинематографе (Лебедев в Синдикате!). Мы это в детстве обсуждали с друзьями. Мне вообще нравились эсеры и анархисты, думаю, что это было бы моё, вроде даже родственники у нас такие тоже были. но я восхищалась большевиками как организаторами, и особенно восхищала идея подчинения меньшинства большинству и свобода, как осознанная необходимость! Додумались так гениально совместить несовместимое!
В моем детстве это было очень органично. Так как на улицах, в жизни было очень много примеров, обычных женщин, родившихся до 1905 года, с детством до революции. Возможно, в крупных городах было не так, и тема сталинских репрессий и подселения пролетариев была приоритетом, но у нас точно нет, т.к. были другие темы. Можно сейчас смеяться над женщинами-обходчиками, вахтерами, сторожами, истопниками того периода, как они одевались и говорили, но в то время было очевидно, что они жили так не по причине ментального "совка", а из-за того, что некоторые из них не умели ни читать, ни писать, при этом они должны были где-то работать, т.к. работали все. Вообще нельзя сравнивать тогда с сейчас. Было много профессий, не требующих образования, например, было достаточно техникума для воспитателя детсада. Не было часто асфальта в городах, еше в 70х были поленовские дворики с лошадью, развозившей керосин, и коровой рядом с 14ти этажками.
Да начать с того, что мужчин старшего поколения просто не было. Вообще практически не было мужчин поколения до 1922 года рождения, просто единицы, т.е. у детей дедов не было, а были одни только бабушки-вдовы. Только если кто-то смог вернуться с войны, т.к. был при штабе, или рано стал инвалидом без конечностей, милиционеры с бронью, т.е. какие-то исключения, и все вокруг знали их и их истории, где и как они воевали, что смогли вернуться. И женщины работали - и мастерами, и бригадирами, и на железной дороге, и на пенсии какими-нибудь истопниками в школах на угле, при этом не умея даже расписаться в зарплатной ведомости. В СССР была особая, специфическая демографическая ситуация, и не нужно именно СССР за это упрекать.
И эти мужчины редкие, в отличие от бабушек, они были весьма образованными людьми, мы видели их, они приходили в шкооы, в гости, вели разные интересные беседы о войнах, читали газеты, книги, писали письма. У них были гимназии и реальные училища. А женщинам было положено в среднем только 1-2 класса церковно-приходской школы (если солдатские сироты, то вообще ничего, с 7-8 лет в людях работать, в том числе чтобы братьев учить). Были знакомые - учительницы, которые преподавали после революции на рабфаках, но это прям исключение, единичные случаи - те, кто закончил прогимназию (у нас не было вообще предусмотрено полной гимназии для девочек, эта роскошь была даже не во всех городах уровня уездного), это класса четыре.
Прикольно было читать документы, как город много лет хотел завести женскую гимназию (полное среднее), но было дорого строить, дорого содержать учителей, жители то не могли платить из-за неурожая, то из-за войны, годы тянулись, и сошлись малой кровью для городского бюджета сделать только платную прогимназию (младшие классы гимназии), человек 16 в год выпускали, там даже географию не всем преподавали. Три раза начинали это дело, и только перед первой мировой открыли. Зато было 3 кинематографа и в каждом доме трактир.
Ну вот если из статистики, то на15 тыс населения было 60 дворян, 150 монахов и 40 священников с семьями, допустим, еще 100 купеческого ссловия, то пусть ещё сколько-то грамотных, пусть даже до 1000, то остальные 14 тысяч органично составляли народ, то, что было Россией, потом СССР, затем снова Россией. Из из этих 14 половина женщины, т.е. неграмотные. Больницы не было, в конце 19 века сделали одну мест на 20. И затем, без учёта развития производства, практически сразу устроили стадионы, школы, шкооы для неграмотных, клубы, поликлиники, больницы, десятки медпунктов к ним, сделали дороги, запустили транспорт, создали фонд улучшения быта рабочих и построили красивые многоэтажные дома. Образование среднее бесплатное. Это всё было очень, очень и очень убедительно для как минимум 14 человек из 15, и даже из оставшейся 1000 были принявшие.
Из негатива, что слышала, было то, что бездетных женщин в войну отправили на добычу торфа и леса, и после войны по какой-то причине забыли сразу вернуть, года до 46го. В остальном же, в общении с государством у всех остался положительный баланс, за исключением времен Хрущева, который запретил артели и разогнал колхозы. Разогнал колхозы и артели, сделал из них совхозы, = забрал имущество, землю и скот. Правда, колзозникам оставили по 30 соток. Но осадок сильный остался. К тому же, до него цены снижались, а при нём начали расти. Отсюда, отношение к 20му съезду как бы несколько неоднозначное в проценте 15/1.
Из местных священников, люди до Хрущева пострадали за совершенно конкретные вещи: кто-то ударил в набат и по этому знаку забили отряд, приехавший за церковным имуществом, вырезав им звезды на спинах. Ещё кто-то проповедовал, что грех платить этой власти какой-то новый налог, и с алтаря массово призывал не платить. Обе те церкви закрыли, их больше нет. Пострадали также монастыри, монахинь выселили из келий, они разъехались по родственникам. А вот при Хрущеве пошли вопросы к верующим из двадцатки (чтобы церковь не закрыли, 20 человек должны были заявить, что они верующие и им нужна их церковь, и обязаться это здание содержать). Вот где был негатив, их вызывали и прорабатывали.