Длинные монологи
Заметка №1.
Хотя первая у меня вырвалась раньше, отсчёт буду вести от этой, это же начало начал. А та предыдущая пусть будет нулевая.
На фоне прочтения множества тем на форуме, я всё же решилась на написание данной заметки, которая имеет отношение к заголовку моего дневника (спустя столько лет).
Дело в том, что раньше я думала, как прекрасно мне будет, когда я начну рассказывать в массы о своей профессии, а заодно и конях, а заодно и о чём-нибудь на стыке этих «дисциплин». Но я выросла. Поумнела немного. В общем, не обо всём можно вот так запросто выложиться на просторы интернета (да, я писала об этом уже), по крайней мере, потому что некоторые темы могут быть некорректными по отношению к каким бы там ни было людям. К владельцам животных, к коллегам.
Но всё-таки кое-что я могу рассказывать. И начну сначала. Это кусочек моей биографии, так сказать, мемуары, воспоминания, самоанализ и желание донести через это до некоторой группы людей, что получение ВО в определённой сфере не клеймо, обрекающее носителя на успех и понимание всего и вся до самых нано- размеров =)
Выбор профессии и как расхотеть мечту
Когда я выбирала профессию, моей целью было быть ближе к животным, потому что я их люблю. Ну, было мне на тот момент лет 6, я чётко знала уже, куда я пойду учиться после школы =). Когда выбор нужно было делать осознанно, где-то в 9-10 классе, я не отступилась, решив, что очень круто будет стать ветеринарным врачом для лошадей. Так я буду и узким специалистом, и с конями и вообще всё будет шоколадно у меня.
Училась я в МГАВМиБ им. К. И. Скрябина. До бюджета не добрала всего лишь десяток баллов, так что обучение моё было спонсировано родителями. Это будет важно.
В общем. Первые пару лет я не понимала, что происходит. Когда я увидела расписание на первом курсе, я была довольна. Вау, анатомия животных, круто. Наконец-то что-то полезное, что правда пригодится! Ну да. А сверху ещё десяток-полтора предметов, которые, по моему мнению и тогда и сейчас, нафиг были уже не нужны. Я понимаю, что наше образование довольно большую базу даёт, даже в вузе, но на кой фиг мне, будущему ветврачу, философия, экономика, социология и всё вот в этом духе на протяжении первых двух лет? Я думала, я взвою. Профильных предметов было процентов 20-30, остальное было забито непонятно чем. А вообще если не ошибаюсь, то в 1ом семестре 1го курса вообще только анатомия была. Историю ветеринарной медицины не считаю, это скорее относится к общим знаниям.
Был шанс вылезти на бюджет. Для этого нужно было сколько-то сессий подряд закрыть на «отлично», и дорога тебе откроется. Спойлер сразу: у меня не вышло из-за некоторых особо принципиальных преподавателей, которым у меня не было лишних денег платить за допзанятия, например. Ну, это другая история.
На третьем курсе нужных предметов стало больше. Но я не скажу, что уже прям стала разбираться в том, как лечить животное. Скорее, знала, что шейных позвонков у всех 7, а у лошади нет желчного пузыря, а у коровы — многокамерный желудок.
Внимания мелким домашним уделялось мало. Я учила, как все, обо всех подряд, как того требовала программа, и удивлялась, когда же нас раскидают по специализациям? Мы — серая масса без цели, то есть никаких решений, кто чем будет заниматься после выпуска, не было. Ну, у меня были, но пока моё обучение слабо напоминало специализацию «болезни и лечение лошадей». Первые года три я орала, что никогда не буду работать в клинике, потому что там надо общаться с людьми. Хотя в самом начале я думала и о том, что «вот стану ветврачом, буду животных лечить и не надо мне с людьми будет разговаривать!». В общем, надо. И часто — на очень неприятные темы и с очень разными людьми.
Профильные предметы и их польза в голове откладывалась в прямой зависимости от преподавателя, который давал материал. Если он мог рассказывать хорошо и объяснять — то ты реально понял. Если он с кафедры что-то по листочку бубнит, уткнувшись в текст, то тебе не интересно, половину ты не слышишь (даже сидя на первых партах лекционного зала), а половину не понимаешь.
Анатомия мне зашла замечательно. И лектор и преподаватель, который вёл семинары, были прекрасными, всё было по делу и без лишней воды. Физиология же запоминалась плохо, лектор был отвратителен, а наш преподаватель всё время менялся и в основном было так себе.
Со 2го курса началась практика. Сначала обязательно это должно было быть хозяйство. Я не хотела никаких коров, если честно, пребывание в коровнике меня угнетало каждый раз, как я там оказывалась. Самое ближнее от меня был зверосовхоз. Конюшни я не рассматривала, уезд в другие области — тоже, у меня уже был Федя. Причём, пойти в какой-то крупный КСК со своим врачом было вроде бы нельзя по каким-то причинам, не помню почему (условия от вуза).
На 3ем курсе мы с однокурсницей попали на практику в Отраду. Честно, я либо была немотивирована, либо ещё чего, но знаний я получила только по рореру, немного по ортопедии (в основном чипы и диагностика хромоты блокадами), колик ни одних не видела (или пара вялых). Было плановое взятие крови, но кто ж нам дал? Вы же знаете, что тут за кони стоят и сколько они стоят! (никто так не говорил, но все понимали) Короче, моё самое большое достижение было на этой практике держать иголку с капельницей с тилдреном, на этом всё =) И, честно, я впечатлилась до конца жизни: препарат знаешь сколько стоит? Накапается под кожу - будет плохо всем. Так что, проверяй время от времени, куда там льётся. Я и проверяла. Каждые минуты 3 =) Страшно было. Конь топтался, вертел головой. Я паниковала (а я по натуре паникёр). Но всё хорошо закончилось.
На 4ом курсе я пошла работать. Хотела с конями, долго искала, куда именно, ведь студентка никому и нигде не нужна. На тот момент приходило осознание того, что врача из себя сделаю только я сама, поэтому решила к коням подбираться со стороны спорта. Профукала вакансию коновода со спортивным ростом. Избежала какого-то непонятного коноводства для иппотерапии. Но попала в конюшню в Новопеределкино. Да, ту самую, нашумевшую и ужасную. Не хочу сюда вписывать свои ощущения от этого места, довольной я, конечно, не была почти, но мне платили деньги, хозяин появлялся изредка, я занималась прокатом и конями, помогала, чем могла (получилось даже по одному коню написать курсовую по бовиколёзу, но это не очень хорошая новость). А потом меня уволили за кражу каких-то выдуманных денег =)
После этого я снова ушла в скитания по поиску работы, но самым простым вариантом было пойти в клинику: уже подруга (та самая сокурсница, с которой мы были в Отраде) работала в клинике, наверное со 2-3 курса, периодически звала меня. Мне нужны были деньги, чтобы не сидеть на шее родителей слишком сильно, а я сопротивлялась до последнего, потому что не видела себя рядом с МДЖ вообще.
Уволили меня в апреле с конюшни, поэтому я доучилась, лето провела, как школьница, была какая-то практика, про которую я забыла, если честно, а потом 5ый курс. На 5ом курсе я пошла работать всё же в клинику, с октября. Сутки в субботу или воскресенье, не то, чтобы я зарабатывала очень много, но хватало на поесть.
Да, на 4ом курсе у нас началась специализация. Проходила она прекрасно: 1 раз в 2 недели нужно было ехать в Новый век (я же выбрала всё равно коней). Честно скажу, я не съездила ни разу, это очень далеко и сидеть там часа 4, а потом катиться обратно — так себе идея была для меня. Да и по какой-то причине Новый Век вызвал у меня внутреннее «фи», несмотря на то, что на тот момент лошадиных клиник, где делали полостные операции, было только… Одна.
Итак, 5ый курс. Практику нам всобачили прямо накануне защиты, это был февраль. У меня глаз дёргался от этих реформ образовательных, я решила, что на работе встану в график нормальный и просто отфигачу сутки\трое. Потом я закрывала практику. В принципе, было быстро, легко, с ноткой прокрастинации, но какой студент этим не страдает?
Практика была обширная, нужно было быть в хозяйстве, на рынке для ВСЭ, в ветлаборатории, в клинике (но обязательно государственной, то есть пройти практику на работе я не могла). Вроде всё. В общем, опять ни о какой специализации речи не шло.
Ну и вот диплом. Научруком у меня был Мануйлов =) Дописывала я диплом на ЦМИ в последний день перед защитой. В общем, было весело, но проникнуться работой не смогла, потому что до декабря весь 1ый семестр нам морочили голову, будут ли госы и защита диплома, можно ли выбрать что-то одно или нужно и то, и другое. Мы с 1го курса были настроены. Нам говорили, что диплом можно не писать — есть госы. Но в последний момент, как всегда всё поменялось. Нужно было делать всё. Поэтому считайте, диплом на коленке чтобыбыл.
Меня хотели пихать в аспирантуру (вряд ли потому что я очень классная, я была чем-то средним и больше троечницей). В момент написания диплома я думала о практике с конями, кстати, чтоб уже идти к своей мечте. Я живу в Подмосковье. Любая ветклиника лошадиная от меня была в 2-3 часах езды. На практику не наездишься, а ещё параллельно нужно работать, а у меня ещё конь. Нужна машина. Прав нет, учиться пока не на что, я ассистент в клинике, денег у меня — поесть и поездить на работу, коня оплачивала мама. Короче, я поняла, что я в тупике и выхода нет. Мне пришлось остаться в клинике и дорасти до терапевта. К моменту написания поста я уже почти 3 года узкий специалист и лет 5-6 врач. Специализацией довольна, с конями работать мне расхотелось по нескольким причинам.
Поработав в клинике с кошками и собаками, я поняла, что люди — очень разные. Есть прекрасные владельцы, милые и ответственные, а есть сумасшедшие, неадекваты, просто тупые или дебилы. И, к сожалению, последних, хоть и не большинство, довольно много. Собственно, конники, как мы все сами про себя шутим, все немножко с долбанцой (извините меня те, кто так не считает). Представляете, как конники за свою лошадушку будут выедать тебе мозг чайной ложечкой? Я вот представила и расхотела быть лошадиным врачом.
На самом деле, способ, конечно, был (меня же пугало отсутствие спецзнаний, которых мне не дали в вузе. Поверьте, пропуск лошадиных семинаров не дал бы мне знаний почти никаких, что оно было — что не было, я из книжек почерпнула же примерно столько же). Можно было бы пойти куда-то на стажировку\работу в какой-то далёкий конный завод подальше от Москвы и набраться хотя бы каких-то практических навыков. Потом, вернувшись на родину, идти на стажировку в конную клинику, может, начинать там подрабатывать. Но блин, ребята, эта тема актуальна, когда ты свободен, у тебя нет привязанностей к конкретному месту, нет семьи и вообще забот. У меня уже был Федя, почтимуж и нет никаких ресурсов перебираться очень далеко или даже не очень. Я, конечно, понимаю, что надо было выкручиваться, но на тот момент я познала дзен через работу в ветклинике, а вернее, ближе к 3ему году работы в общем, у меня тупо началось выгорание. Мне уже не хотелось никаких людей вообще видеть, слышать и контактировать с ними.
Так что моё желание загнулось где-то между становлением врачом-терапевтом МДЖ и окончанием первого высшего.
Итоги и выводы, горький опыт
И в завершение о многочисленных «ну в институте же хотя бы практику дадут, научат!». За все 5 лет обучения самое запоминающееся, что со мной происходило, это был опыт на патфизе: мы кидали живую лягушку в банку с кипятком на несколько секунд, а потом охлаждали её в холодной воде, и она по каким-то там объяснимым соображениям должна была выжить. Из не очень запоминающегося помню, как препарировали мышь. Как в коровнике ставил преподаватель корове зонд. Как показывали этот шприц дурацкий для туберкунилизации. А! Помню как препод по хирургии кастрировал кота. Вертебролог пилил спину (это я утрированно и по-простому, не помню, какой был диагноз у собаки).
Чтобы делали инъекции? Нет. Мы смотрели доисторический фильм, но я ничего не запомнила =) Чтобы учили ставить в\в катетеры? Нет, об этом и речи не шло, мы за всё обучение даже не видели, как они выглядят. Работать с инфузионными системами, инфузоматами? Неа, даже не видели такого. На занятиях, где у нас проходила практика и контакт с животными, я помню только как мы изучали перкуссию и аускультацию. А! Помню ещё как группа в 30 человек поимела… Поимела возможность ректально обследовать одну корову. Знаете, я отказалась чисто из гуманных соображений. И не только я. Я вообще не брезгливая, если что. Мне было бы интересно, не будь я 20ая по счёту.
А самое забавное, это когда на парах тебе что-то показывают, а потом говорят, что вообще ты с 1го курса должен был идти работать и уже знать, о чём речь. Приходишь на другую пару — там орут, что ты должен учиться, а не деньги там в своих клиниках зарабатывать. Короче, чего делать надо было — не понятно.
Из хорошего. Все предметы в совокупности подарили мне врачебное мышление. Когда ты можешь выстроить причинно-следственную связь, пораскинуть мозгами и разобраться, что происходит.
Схемы лечения? Никогда в глаза не видели. Дозировок препаратов — тоже. Отдельно существовала болезнь в виде предметов внутренних болезней животных, микробиологии, вирусологии и прочих прелестей, а отдельно особняком — фармакология. Нас никогда не учили как и что ты должен лечить (ну есть виды терапии или как их там, типа симптоматическая, эмпирическая, вспомогательная и ещё парочка. Но это не даёт тебе ровным счётом ничего). Никаких предметов, соединяющих весь теоретический пласт хотя бы патофизиология-внутренние незаразные болезни-фармакология, ничего подобного, в голове у студента это несоединяемые вещи, они отдельные. Этим занялся только один преподаватель, который замещал у нас пару по токсикологии, и то, потому что она была
практикующим ветврачом!
Научили меня уколы делать внутримышечные чисто случайно в зверосовхозе, когда молодняку надо было прокототь в12. Всё остальное я училась делать в ветклинике, на работе.
Так что институт — это огромная теоретическая база сомнительного качества. Всё остальное должно приобретаться уже на работе и поэтому желательно, когда ты начал что-то понимать в ветеринарии, а это не раньше 4-5 курса, идти сразу стажироваться\работать.
А ещё была весёлая хохма с бесплатными конференциями. Ну, приглашали на базе академии выступить ряд врачей, аспирантов и всяких других уже умных людей. Они толкали очень интересные и сложные темы. А знаете, с какого курса в обязаловку туда гоняли студентов? с 1го. Ты сидишь и первые три года вообще не понимаешь, о чём идёт речь, ты — создаёшь иллюзию, что людей на конференции много. А ещё так, слова все знакомые (латынь 1 или 2ой курс), ты их понимаешь, но в предложения они почему-то не складываются и информации в мозгу всё равно 0
Поэтому мы старались сбегать с этих мероприятий. На старших курсах ты немного понимаешь, о чём речь, но всё ещё недоконца, хотя большая часть лекций уже кажется даже немного интересной (особенно, когда начал работать).
Кстати, о кошках и собаках в вузе из полученной информации была только анатомия. Физиология, патфиза — всё случайно, ведь оно ПОЧТИ одинаковое у всех, то есть чисто зацепились знания. Остальное как-то было не в чести, что ли.
А, самое толковое, что у меня было помимо анатомии — рентгенология. Вот там да, я как курсы за деньги прошла у отменного специалиста (даже 2х). Мы и снимки смотрели и описания писали и как рентген работает изучали. И это было интересно. Это, пожалуй, после анатомии, единственное что у меня задержалось в голове очень надолго и дотерпело до практики, когда я начала на работе смотреть снимки. Один минус — снимки были только собак и кошек. Никаких коней и даже коров с МРС. А, а ещё помню пару по строению копыта. Я тогда прочитала перевод книги про ламинит, где очень всё подробно и красиво (атлас копыт лошади или как-то так называется? Руни автор вроде, но я не помню точно). И пару у нас вёл КОВАЛЬ. Тоже, к сожалению, не помню, как звали, но ужасно толковый, у нас на протяжении всей пары был с ним диалог, потому что из группы больше ни одного лошадника =) Должно было быть второе занятие по ковке или расчистке, но, к сожалению, его почему-то не случилось, очень жаль. А то вдруг бы я ковалем стала
Так что вот так. Ждать свежеиспечённого квалифицированного врача сразу после окончания института с красной коркой в руках, у которого за плечами только учёба — весьма неверный путь. Из институтов вылупляются только, там ещё опыта надо ого-го приобрести, чтобы стать этим самым врачом.