Re: Саблезубые белки или как с этим бороться...
purpur написал(а):
Юля, я очень рада видеть тебя и твоих лошариков в добром здравии и хорошей физической форме
!
Нина, привет. Как ваши дела?
Lugara написал(а):
Ну по хорошему эта самая "школа" никаким боком не может считаться классической. Все-таки классическая выездка это вполне определенная система работы.
Я честно гоовря предпологала, что за основу он все таки берет классику как таковую, ну а дальше создает эпотаж на тему железа и всего остального... Но да, вы более точно описали ситуацию с ним...
Хотела еще спросить а что значит ЗФ? А то у меня кроме Зигмунд Фрейда ничего в голову больше не приходит... :lol:
Ну если взять классику за основу, но потом саму основу из нее выкинуть, то да...
Я совершенно не против цирковой дрессуры, с чего бы? Но я против того, чтобы делать дрессуру без базы, потому что неразвитая лошадь и дрессуру будет делать хуже, чем та же лошадь, но прошедшая базовую школу.
Основа классики, если брать самую короткую формулировку, это как раз те самые Calm, Forward, Straight, о которых писал Л'Отт.
И это именно то, что в Н-й интерпретации пропущено полностью.
Calm - спокойствие. Расслабление, умение лошади двигаться НЕ зажато. Только так можно получить ритм и каденцию. Но в вышеупомянутой школе лошадь изначально приучается вести себя нервно, дергано, взвинченно я бы даже сказала. О каком уж тут расслаблении может идти речь, когда лошадь постоянно зажата?
Forward - это желание лошади двигаться вперед всегда. Как говорит Аня Беран "Если лошадь не двигается вперед, нет и выездки". Если для того, чтобы двинуть лошадь, надо вокруг нее прыгать с флагом, это плохо, значит лошадь не хочет двигаться вперед. Возможно она захочет прыгать на месте, или еще что-нибудь, но это не движение вперед.
Straight - значит прямолинейно. То есть не по прямой, а именно прямолинейно. Это очень важная часть классической гимнастики, без которой вообще дальше идти нельзя. И выработать эту прямолинейность двигаясь по прямой совершенно невозможно. Это как учиться чертить идеальные прямые, рисуя только прямые, вместо того, чтобы развивать мелкую моторику в целом. Как ни парадоксально это может звучать, но прямолинейность вырабатывается при движении по кривым или при движении со сгибанием. Н-я школа эту часть обучения полностью пропускает, поэтому говорить о ее "классической" принадлежности как-то язык не поворачивается...
Не думайте, что я пытаюсь обругать при этом цирковые трюки и работу на свободе. Просто к этому лошадь надо тоже готовить, и совсем не при помощи трюков или диких игр.
Шо такое "ЗФ"... гм, а вот знаете, мне Ваша трактовка очень нравится, по-моему она очень даже :mrgreen:
На самом деле ЗФ это просто закрытый форум
Rosalinda написал(а):
Ты уверенна, что на фотке именно пиаффе по-классически", а не "диагонализация по экольному"? А так же "сбор по экольному" на рыси?
Да, уверена. Я вообще очень хорошо отличаю настоящий сбор от ненастоящего, правильное пиаффе от фейка и так далее, благо возможностей увидеть и почувствовать было предостаточно. Кроме того, я ездила на лошадях Фрэнка и не только его, потому что я еще много где была, на лошадях, умеющих всю высшую школу, и хорошо представляю, как это должно быть сверху. И верхом на своих лошадях я могу оценить, сбор это или не сбор, пассаж или не пассаж, как минимум исходя из правильности посадки. Лошадь, которая двигается неправильно, на переду, зажато, сажает неправильно, я уж молчу о комфорте.
Вот Аня Беран, которой я показывала свою работу, оценила ее очень положительно, особенно, когда узнала, из какого г... я этого коня сделала. Она почему-то считает, что это сбор, пиаффе, пассаж. Кстати Фрэнк тоже так считает. А Инара так не считает :roll: Ну да ладно... Мне все-таки куда важнее мнение грамотных людей.
Очередной веселый день с Фрэнком
Сегодня у меня снова был Тригуэро. Мы поседлались, подождали Фрэнка, не дождались и потопали в манеж. Там Фрэнка тоже не было. Я решила повторить все, что мы делали вчера. Повторили, потом повторили еще раз, все получалось с первого раза, мы вообще хорошо поняли друг друга, не то что с Бриллианте. Фрэнк так и не появился и я подумала, а фигли? Поделаем-ка мы все то же самое на рыси, раз уж такая оказия. И мы поделали все, включая принимания на стенку, ранверс на вольту и тд. Триги периодически подтаскивал, скорее всего из-за моей неуверенности, что я его полностью контролирую. Но в целом было кажется вполне сносно. Публика в манеже восхитилась, Клара уже пригласила меня на выходные к себе, позаниматься с ее лошадьми
Вообще удивительно, конечно... То, что мне кажется легким, требущим лишь немного поработать, для большинства людей, которые приходят брать уроки, это почти как магия. Для меня магия то, как эта лошадь идеально выучена, а для остальных магия то, что эта лошадь все делает в моих руках. Мне б их проблемы... Поскольку мало кто прицельно просит поработать в руках, то мало кто и работает. Фрэнк не предлагает это тем, кто не просит. Поэтому когда народ наблюдает, как в руках работает сам Фрэнк, они смотрят, раскрыв рты, даже на обычный собранный галоп по вольту. И тут я с приниманиями на рыси, даже как-то неудобно, ведь не я учила этого коня, какая тут моя заслуга, я всего лишь играю на чудесно настроенном инструменте...
Наконец пришел Фрэнк, притащил Корсарио, и велел всем садиться верхом. В итоге нас было пятеро. Четыре человека ездили сами, и одна женщина ездила на Корсарио на корде, поскольку у нее какая-то травма запястья и она уже 5 лет занимается с Фрэнком и он теперь с ней нянчится на корде (хотя и не одобряет это, считая что травма запястья не повод, чтобы не ездить).
Мы четверо ездили гуськом в смене. Меня на Триги поставили на вторую позицию после Сьюзан на мачо Оргулозо, а за мной ехали Клара на молодом 4-х летнем жеребце и новая девушка Кейтлин из Америки, приехавшая к Фрэнку работать и учиться на ближайшие полгода.
В целом все было довольно несложно. Фрэнк давал команды, делал замечания и мы выполняли все, что он говорил. Вольты, принимания, все латеральные, сначала на шагу, затем на рыси. Шпоры я в этот раз не одела, а когда Фрэнк это увидел, он уже был с Корсарио и сказал лишь "Солдат должен всегда носить оружие с собой. Нет оружия - твои проблемы".
И таки да, проблемы у меня были. А если конкретно, то Триги просто откровенно и тупо спал, периодически вообще забывая про меня. Я даже расстроилась - в руках он был совсем не таким. Мы постоянно безнадежно отставали от Орги на полманежа. Наконец Фрэнк сжалился и сказал, чтоб я взяла хлыст с окна. Триги немного оживился и почесал чуть быстрее. Но без энтузиазма совершенно.
Фрэнк и Корсарио
Пока мы катались, Фрэнк катал ту женщину с запястьем на корде. Корсарио делал собранный галоп на совершенно маленьком вольту, двигаясь очень красиво, как балет в замедленной съемке. Потом они делали пиаффе и пассаж, Фрэнк шел сзади и держал Корсарио на длинной вожже, постоянно приговаривая "Keep him straight!!!" Нам он это тоже говорил.
Потом они делали пиаффе внутри пиляров и Корсарио неожиданно встал на свечку, довольно высокую, но очень мягко и на мой взгляд совершенно безопасно. Это его коронный номер, положительное подкрепление в чистом виде. Тетенька сверху аж побледнела и схватилась за седло. Было видно, что она испугалась. Все вокруг начали говорить мол, да, адреналин, круто, молодец. Я так и не поняла, в чем же там был адреналин, это же просто красиво, но экстрима никакого.
Тут дошла очередь до галопа (нашего). Фрэнк не рискнул запустить нас всех в галоп одновременно, поэтому делали мы его по очереди вокруг пиляров, а остальные ходили по стенкам. Фрэнк и Корсарио стояли в центре. И еще была куча зрителей. Прямо экзамен какой-то.
У первой девушки на Орги что-то не склеилось, они либо рысили, либо поднимались в галоп не с той ноги. В итоге Фрэнк не выдержал и подопнул их издалека своим длинным хлыстом, благодаря чему Орги выскочил карьером и пролетел круга три. Затем Фрэнк потребовал, чтобы они поднялись в галоп с маленького вольта, причем так, чтобы галоп начался уже с половины этого вольта.
Надо сказать, что если у кого-то что-то не получается, Фрэнк сразу же перестает куда-либо торопиться и начинает работать с проблемой, пока ее не решит. У него нет вообще никаких конкретных лимитов занятий. Оно может продлиться 40 минут, а может 2 часа.
Какое-то время они пытались это сделать (подняться в галоп с вольта), а мы просто ходили шагом по стенкам и пока мы так ходили, Триги окончательно уснул.
Я на это посмотрела и мне почудилось, что мы сейчас с Триги станем гвоздем программы, поскольку не сможем подняться даже в нормальную рысь, какой уж там галоп. Поэтому когда Фрэнк сказал мне, давай мол продемонстрируй нам красивый переход рысь-галоп, я решила, а фигли, уж позориться, так эффектно. Поэтому я тупо сложила все поводья в одну руку, взяла хлыст в другую, и в момент, который мне показался подходящим, подопнула Триги хлыстом примерно так, как я бы это сделала наверное с земли, если бы хотела активную рысь. И в тот же момент мы вместо рыси просто взлетели галопищем и помчались со свистом по вольту вокруг пиляров. Фрэнк как будто даже не заметил с какой скоростью мы летаем, и давай комментировать. Мол сиди расслабленно, спина прямо, голова прямо, руки прямо, улыбайся, а теперь мол давай, вылазь с вольта и аккуратно пристраивайся вслед за Орги. Ну мы и пристроились, едва не протаранив его, или может быть Триги хотел его перепрыгнуть, не знаю. После чего Фрэнк еще минут пять учил меня останавливать лошадь, не прикасаясь к поводьям вообще, а Триги упрямо меня позорил и не устанавливался совершенно.
Последовательность действий должна была быть такая. Сначала надо захотеть остановиться. Это самое главное. Почувствовать остановку внутри себя. (Когда лошадь носится карьером по собственной инициативе, это особенно сложно). Затем обхватить лошадь ногами и перестать следовать за лошадью посадкой. А затем, хихи, лошадь должна остановиться. С последним шагом у нас был затык. Триги видимо решил, что раз уж его разбудили, то надо активно поработать. Пока мы мучались, начался галоп в другую сторону и когда подошла наша очередь, я решила, что лучше я на этот раз попробую проснувшуюся лошадь поднять в галоп без дополнительных приспособлений. Не успела я подумать об этом, как Триги без объявления войны сорвался в галоп и мы опять начали изображать управляемый снаряд. Фрэнк угрожающим тоном велел мне расслабиться, сесть ровно и получать удовольствие, что я честно изо всех сил пыталась сделать. А че, дальше манежа не улетим полюбому, из седла не выпаду, а остальное неважно.
Тут Фрэнк мне командует "Подними руки выше, сократи лошадь!". Я поднимаю руки выше, но Фрэнк кричит "Ты нафига руки подняла??". Я таращусь на него с видом дауна, а Фрэнк продолжает кричать "Если я говорю поднять руки, это значит надо поднять их в уме и этого должно быть достаточно!".
Поясню этот момент. Все классики, у которых я училась, категорически считают, что ни при каких условиях поводья не должны тянуться назад, не говоря уже о том, чтобы тянуть их вниз. Любое сокращение, остановка, полуодержка делаются только высокими руками. Лошадь не должна ощущать никакого давления на язык. Этого можно достигнуть только поднимая руки. Опуская их мы неизбежно давим на язык, вызывая сопротивление и приучая лошадь вкладываться.
В итоге я видимо сделала над собой какое-то единственно правильное усилие, пересела глубже или вдохнула, и Триги вдруг взял и сократился до нормального кентера, на что Фрэнк даже сказал "Ооо, вот это другое дело, вот это ж круто да?", и велел мне бросить поводья и перевести коня сначала в рысь, а затем в шаг, не трогая руками вообще ничего. Конечно вакеро из меня не вышло, но мы хоть и не сразу, но таки остановились.
Затем еще два всадника тоже сделали галоп, мы с Триги шатались по стенке хлопая ушами и тут я слышу, что Фрэнк снова меня зовет с требованием, показать ему "Nice transition from trot to canter" Вот ведь блин, а мы с тут с Триги уже морально настроились на ланч.
В этот раз я учла ошибки и попыталась все-таки начать с рыси, а не сразу с карьера. Фрэнк кажется остался доволен, и даже похвалил. Потом подошла Сьюзан, хозяйка вчерашней кобылы, которая Queen of Rotation
, и даже сказала, что мы с Триги были круты. Блин, что ж мы такого сделали то, кто б мне объяснил?
Хотя надо сказать, что меня там все морально поддерживали и я вообще за все время не встретила на конюшне ни одного человека, который бы показался мне неприятным или хотя бы недружелюбным. Находиться среди этих людей было очень приятно и легко.