Про занятия.
С начала свободных прогулок в полях, мы вообще ничем не занимались с Брантом. На это было много разных побочных причин:в манеже не было возможности, а на улице зимой тоже не очень. Ну и потом, когда приезжали, хотели, чтобы лошадка побольше погуляла, побегала и, выбирая между занятиями и прогулкой, выбирали последнее.
Но, с наступлением весны, вопрос опять поднялся. Решили, что раз нет возможности заниматься в специальных помещениях, будем заниматься прямо там, в полях. Понятно, что на полной свободе на неограниченном пространстве вряд ли жеребёнок, которому ещё не исполнилось и двух лет, выберет занятия. Поэтому, естественно наши занятия должны были быть только на чембуре. Ведь ничего не мешает нам что-то учить просто в полях или заниматься на корде.
К тому времени Брант вырос в любимую!!
свободолюбивую лошадку с характером и своим мнением. Т.е. любви и доверия у него было хоть отбавляй, а вот с уважением не очень. Личное пространство наше, что уж греха таить, Брант не очень уважал. Мы выходили гулять из конюшни, он шёл рядом, терпел, пока мы его не отпустим с чембура, дальше на свободе он делал то, что считает нужным. Нет, он четко следил за нами и шёл, не отпуская далеко, но подходил к нам, если только сам этого хотел, причем не всегда в спокойном и расслабленном состоянии. Если ему не хотелось подцепляться на чембур, а он четко понимал, что сейчас я подхожу к нему именно с этой целью, он просто старался не дать нам этого сделать, постоянно отходя в сторону. Перед конюшней, понимая, что прогулка окончена, он всегда спокойно стоял и ждал, когда мы его подцепим и зайдём в конюшню. Или вообще бывало, мы заходили, звали его, а Брантуша бежал заходить за нами.
Перелопатив кучу источников, мы составили для себя примерный список базовых упражнений, направленных на установление лидерства и уважения человека. Кстати, будет очень интересно, если кто-нибудь ещё поделится своим опытом и добавит в этот список ещё упражнения, которые надо делать с лошадью с нулевым уровнем. Может, кому ещё пригодится!
У нас занятия выглядели примерно так: мы шли с Брантом гулять, потом на дальнем поле, я подходила к нему, подцепляла чёмбур.
Первое, чему мы учились – это идти спокойно и расслаблено на чёмбуре рядом с человеком без его этих выпадов в нашу сторону и кусаний, которые красноречиво говорили, ну всё, надоело, я пошёл. Тут же учили остановку: человек остановился, лошадь тут же остановилась. Учили команду назад рядом с человеком. Т.е. я остановилась, Брант остановился. Я сделала шаг назад, и лошадь должна сделать со мной шаг назад. Тогда за выпады и убегания мы высылали на несколько кругов вокруг себя. Брант эту связь четко понял и потихоньку ходить стал лучше. Хотя это было и не очень правильно
Потом делали такое упражнение: я становилась с чембуром перед ним, потом начинала перемещаться вокруг него, попеременно по часовой и против часовой стрелки. Брант должен был поворачиваться вместе со мной. Причем четко следить за дистанцией и не лезть в моё пространство. Если влазил, я тут же его корректировала хлыстиком. Это упражнение учило его следить за моими передвижениями и повторять их за мной. Кстати, нам очень помогло это упражнение.
Потом делали упражнение на гибкость в ответ на давление недоуздка. Мы просили согнуться и дотронуться мордой до бока. Брант до своего бока никогда не доставал, насильно я его не заставляла, т.к. читала, что напрягать лошадь нельзя, т.к. она просто не растянута и ей тяжело. Хотя сейчас я понимаю, что это развод. Ведь когда ему надо почесаться, он складывается в крендель. Просто не доделывали упражнение.
Занятия, правда, несколько осложнялись тем, что под ногами была недавно вылезшая зелёненькая трава и, естественно, лошадка постоянно ныряла мордой вниз.
Ещё мы начали учить уступки. Уступка задом у Бранта получалась достаточно легко, а вот передом вызывало определённые проблемы. Причём учились вместе с Брантом. Я, например, не совсем понимала, как должна выглядеть правильная уступка передом и как правильно давать команду. В левую сторону было попроще, Брант сразу стал делать шаг в сторону, а вот в правую долго не получалось. Но потихоньку, шажок за шажочком отработали обе стороны, Брантуша научился делать несколько шагов. Добились даже, что Брантуша делал уступку не от давления, а от рук на расстоянии.
Также ничего нам не мешало начать заниматься на корде. Первой проблемой была выслать лошадку на круг. Бегать просто так по кругу Брант не видел смысла ни тогда, ни в принципе, сейчас. Вот на свободе – это другое дело! А по кругу на верёвочке… В чём смысл? А ещё и под ногами травка есть. После того, как с горем пополам Брант выталкивался на круг, работали над движением шагом, остановками и подъёмами в рысь.
Позже, после того, как шагали рядом уже хорошо, начали учиться бегать рядом рысью на чембуре. Проблема была в том, что спокойно рядом Брант бежать сначала не хотел, он наровил либо толкнуть плечом, либо делал выпад головой, будто собираясь укусить. Кстати это всегда был просто пугающий выпад, кусаться он не кусался. И когда нам с ним удавалось пробежать 100 метров рядом по дорожке, соблюдая дистанцию и без всяких этих его штук, то мы очень радовались и хвалили лошадку.
Ну и ноги поднимали по команде, так для разнообразия
Этим всем, конечно, больше занималась с лошадкой я. У Димочки было несколько другое направление.