Gloria написал(а):
Mormyshka написал(а):
Все-таки хорошо жить в светском государстве. Вот при Николае 1, да, надо было все обсуждать до свадьбы, точнее, до венчания. Стремились достигнуть 100%-ной православности. При Николае 1, да и не только при нем, из невенчанных браков детей изымали и отдавали в кантонисты. Естесственно, венчание должно было быть только в государственной церкви (т.е. возглавляемой специально назначенным государством человеком, чаще всего военным, а то кабы что не вышло), и не бесплатно. Венчание других христиан, даже тоже православных, не признавалось, наследство таким детям тоже передать было невозможно, оно отходило государству. Это, кстати, неплохая идея для современного государства - было и чем казну пополнить, и проблем с призывом тоже не было.
Mormyshka, извините, но это какая-то ерунда.
И про то, что церковь возглавляли военные (это как вообще? был, конечно, Священный Синод РПЦ - именно как орган гос. управления церковью; учрежден Петром первым, существовал до революции, потом был перерыв; но его всегда возглавляли епископы, т.е. церковные люди, просто в Синоде был и обер-прокурор, представлявший императора).
И про то, что стремились достичь 100% православия: тоже нет, представители некоторых других религий ущемлялись в правах, это да, но насильно их никто не крестил. Да и как бы это было возможно, учитывая немалое мусульманское население...
Кантонисты - это совсем другая история, есть более или менее дельная статья в Википедии, рекомендую.
И что это за "венчание других христиан,
даже тоже православных"? Это каких других православных - старообрядцев? Ну и никогда и нигде я не читала, чтобы не признавалось венчание по католическому обряду. Были ограничения для католиков в занятии гос. должностей, в поступлении в университеты, но чтобы дети не могли наследство получить?
В общем, если есть ссылки на документы и материалы, подтверждающие это, пришлите, пожалуйста, буду признательна!
Это, к сожалению, не ерунда. Это наша история. Насильное крещение детей имело место не только у старообрядцев. У евреев тоже. Кантонистов-евреев (детей с 12 лет) также принуждали к крещению. Про верующих других конфессий мне просто не попадалось материалов. Ссылки на законы дать не могу, могу пояснить, почему. Т.к. в те времена (в разные времена по разному, если интересно, можно продолжить общение вне темы) действовали своды законов, это большие тома, и можно дать ссылку на какие-то тома или их части. В отношении конфессий действовали постановления, толкования которых спускались на места. Если вам интересно, можете начать с творчества Мельникова-Печерского (автор На Горах, В лесах). В изданный в советское время восьмитомник входят его работы (спец.доклады императору) по состоянию раскола. Он был специальным чиновником министерства внутренних дел при Николае Первом и последующих императорах, много сделал для либерализации законов о веротерпимости. Также, естесственно, принимал участие в карательных операциях, обысках, конфискациях имущества. Он принадлежал к государственной православной церкви, так что "человек незаинтересованный", тем не менее, описал массу перегибов и за это ценится старообрядцами. Один из его библиографов - Боченков. В биографии Мельникова у Боченкова масса ссылок на архивные материалы с датами и номерами дел. Также, сейчас издаются разные сборники, где печатаются материалы центрального государственного архива, по судебным делам в губерниях, в том числе по изъятию детей, наследства, изъятии ценностей, и многом другом. Есть масса документированных краеведческих материалов (большинство этих документов имеют большое местное значение) Не хочу много об этом писать в теме, т.к. в определенном свете это можно было бы расценить как религиозную агитацию. Ниже приведу пример о положении дел в Риге в 1839 году, со ссылкой на источник.
30 апреля 1838 г. рижскому генерал-губернатору было циркулярно сообщено «незаконнорожденных от раскольниц крестить в православной вере оставляя на прокормление при матерях, а дабы не дать укорениться в сих детях раскольническим понятиям, то из них мужеска пола зачислять в военные кантонисты, по достижении установленнаго для того срока, а женска пола пристраивать по распоряжению приказа общественнаго призрения».32
Вопреки постановлениям светской власти «о неприговаривании раскольников к церковному покаянию в тех случаях, в коих оно полагается законом», синод определил старообрядцев, пребывающих в безсвященнословном сожительства (т. е. не зарегистрированных в правительственной церкви) независимо от заключения, или ареста, посылать еще в монастырь. Делалось это с целью «вразумления их в погрешительности раскольнических учений и для обращения их к православной церкви».36
Если по каким-либо причинам нельзя было заключить старообрядца в монастырь, - в таком случае его отправляли в смирительный дом. Если старообрядец, содержащийся в монастыре, или в смирительном доме, изъявлял желание присоединиться к церкви безусловно, или на правилах единоверия, он немедленно освобождался из монастыря или смирительного дома и нес назначенную (смягченную) епитемию под руководством священника, уже на месте жительства.37
С целью облегчения перехода в единоверие, синод разрешил «совершеннолетних девиц, дочерей раскольников, присоединять к церкви и венчать без согласия на то их родителей»38.
В 1843 г. старообрядцы были лишены права нанимать за себя в рекруты кого-либо не из старообрядцев. В случай нарушения этого распоряжения виновные отдавались «по суду в солдаты не в зачет обществу».41 Распоряжением 21 марта 1844 г. старообрядцы могли приписаться к городу лишь при условии подписки в том, что они оставили старообрядчество.42 Согласно тому же распоряжению, им не выдавались документы для переезда из одной местности в другую.43
Указом 25 октября 1847 года было запрещено рижским старообрядцам приобретать в собственность или в арендное владение какую-либо земельную недвижимость.44 В том же 1847 году учреждается в Риге «секретный совещательный комитет по делам о раскольниках», и мы видим, говорит проф. Нильский, что в Риге епархиальное начальство с 1850 г. начинает действовать даже «слишком энергически».45
Старообрядцы, лишенные права быть избираемыми на общественные должности, были обложены особым „уравнительным денежным сбором", в пользу лиц, исполняющих таковые обязанности.46
Кроме расходов на жалование лицам, исполняющим общественные обязанности, старообрядцы с 1853 г. должны были вносить по 1 рублю с ревизской души, в пользу тех церквей, в приходе которых жили.47
Собрание постановление по части раскола. 1858 г.,
-------------------------------------
Можно почитать Зеньковского. Он преподавал историю в Гарварде, много публиковал на разные темы нашей истории, в том числе не обошел вниманием и церковную реформу. Если уж конкретно эта тема заинтересует, я могу в личке перечислить все издания, которые на данную тему мне попадались.